Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ANALYSIS OF THE ROLE OF BRICS IN THE FORMATION OF A MULTIPOLAR WORLD BASED ON THE WORLD-SYSTEM APPROACH

Rudenko L.G. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
1415 KB
The ongoing world processes, conditioned by historical and economic patterns, testify to the collapse of Western hegemony and neocolonialism, the possibility of the formation of a multipolar world and a new international order based on justice and mutual respect. The purpose of the study is to analyze the economic potential of the BRICS interstate association and its role in the formation of a multipolar world. The methodology of the study is the world-system approach, which studies the evolution of a set of civilizations and socio-economic systems, as well as the theory of a multipolar world. As a result, it is revealed that over the past decades, BRICS has become a key player in the world economy, and its economic potential has grown significantly. In 2022-2023, it accounts for 29.3% of the world’s GDP, in terms of purchasing power parity, this figure is 37%, the global population is 46%, and the territory is 36% of the planet’s area. BRICS is becoming a powerful regional integration association capable of forming a new world-systemic order. In this association, Russia and China stand for the coordination of interaction, stability and prosperity of the world, as well as the establishment of a dialogue with other countries, the expansion of trust, trade and economic ties, the creation of a new security architecture, the establishment of new regional integration ties, and support for regional initiatives.
world-system
multipolar world
brics
russia
china
crisis of capitalism
crisis of neocolonialism

Введение

Формирование многополярного мира обусловлено историко-экономическими процессами, необходимостью защиты своего суверенитета, противодействия влияния американцев и западных стран, перспектив глобального сотрудничества, учёта взаимных интересов при участии в международных экономических отношениях. Современное мировое пространство принуждает государства объединяться, создавая такие условия, в которых страны сами заинтересованы в экономическом сотрудничестве. Существует ряд факторов, которые препятствуют интеграции стран в мировое пространство, в частности, низкий уровень развития экономики, кризисные ситуации, проблемы во внешнеполитической политике. От размера национальной экономики, ее развитости и степени активности взаимодействия в мировом пространстве зависит степень ее участия и место в мировых хозяйственных системах и в формировании многополярного мира.

Цель исследования – проанализировать экономический потенциал межгосударственного объединения БРИКС и его роль в становлении многополярного мира.

Материалы и методы исследования

Мир-системный подход нашёл отражение в отечественной практике только после 1990-х годов. В современном мире в условиях глобализации мир-системный подход, известный также как мир-системный анализ, приобретает особую актуальность, он активно используется для анализа современного капитализма. Он рассматривает эволюции не одной цивилизации, а охватывает их совокупность, целый цивилизационный мир. В мир-системном подходе национальные государства изучаются не как отдельные социумы, а как части целого [16]. Данный подход является наднациональным, позволяет исследовать общество в глобальном пространстве и времени, увидеть основные черты, причины и тенденции исторического развития.

В большинстве работ ученых указывается что сама концепция миро-системного подхода возникла в 1960-1970-е года в исследованиях Ф. Бродля, И. Валлерстайна, А.Г. Франка и др. А.Г. Франк рассматривал исторический аспекты взаимодействия между метрополиями и сателлитами на примере латиноамериканских стран, указывая на то, что когда митрополии ослабляли своё влияние на страны сателлиты, то их территории получали возможность развития. Он заметил, что связи ослабевали в кризисные периоды и в периоды войн и именно в эти отрезки времени страны Латинской Америки показывали хорошую динамику индустриального развития. Как пишет Кошкарева С.Г., удаление отдельных стран от капиталистической системы также способствовали их развитию. А.Г. Франк приводит пример Японии, которая смогла быстро развиваться в конце XIX века в отличие от богатых ресурсами стран Латинской Америки [9]. Он утверждает, что Западная Европа и США способствовали торможению развития стран сателлитов, систематически выкачивая ресурсы из них, ставили эти страны в свое подчинение [9]. Таким образом, развивался колониализм стран Латинкой Америки, Индии, Китая и др. [7, с. 465]. К основным чертам мир-системы, которые выделял А.Г. Франк относятся: всесторонние и продолжительные торговые связи, устойчивость политических связей, единые экономические, политические и культурные циклы. В результате своих исследований, А.Г. Франк утверждает, что центр экономического доминирования зародился в Азии, далее переместился в Средиземноморье, Западную Европу, Северную Америку и сейчас вновь возвращается в азиатские страны в основном в Китай [9].

Известно также, что другой учёный И. Валлерстайн в эволюции систем выделял «минисистемы» и «мир-системы». «Минисистемы» характерны для первобытнообщинного строя, основанные на взаимообмене, имеют короткий период существования. В контексте нашего исследования, мы рассмотрим «мир-системы», в которых И. Валлерстайн различал две их разновидности – «мир-империю» и «мир-экономику». «Мир-империя» в его теории основана на политической власти и изъятии прибавочного продукта через дань или ренту-налог с провинций и колоний. В «мир-империи» характерно доминирование политики над экономикой. «Мир-экономика» основана на интеграции экономических связей и ведущее значение в ней имеет разделение труда и неравнозначность обмена между акторами [14]. «Мир-экономика», по его мнению, это надстройка над политической структурой, которая может изменять её в соответствии со своими потребностями. Как утверждает И Валлерстайн, европейская «мир-система» развивается как капиталистическая. В ней он выделяет три составных части: «ядро» или «центр», который включает наиболее индустриально развитые страны Запада с сильным государством; «периферию» – это страны со слабым государством, где добываются ресурсы, так называемые страны «третьего мира»; «полупериферию» – страны модернизации «второй волны». Страны «ядра» заставляют страны «периферии» поставлять для них ресурсы по сниженным ценам, что способствует развитию центральных стран и обнищанию самой периферии [9]. В разные периоды времени центром становились Голландия, Великобритания, США. Основанием для этого являлась гегемония в трёх основных сферах, таких как АПК, торговля, финансы, а также преимущества в авиации и наличие выхода к морю. В воззрениях И. Валлерстайна Западу отводится ведущая роль, так, по его убеждению, в западной цивилизации зародился капитализм и распространился по всему миру. Он также отмечает, что назрел кризис гегемонии и кризис капитализма что ведёт к тотальному краху установленного миропорядка [9, с.8-9]. В представленной классификация Россию относят к «полпериферии» [7, с. 463].

Широкую дискуссию вызвала «теория многополярности», обусловленная снижением влияния США на глобальную политику. А.Г. Дугин предложил концепцию теории многополярного мира. Теория ориентирована на декомпозицию, критику существующего миропорядка, включает в себя анализ и осмысление закономерностей развития международных политических отношений. Его теория многополярного мира является продолжением и развитием концепции С.Ф. Хатингтона под названием «концепция столкновения цивилизаций». Он утверждает, что не существует единой цивилизации, а мир всегда был многополярен и основан на взаимодействии некоторого числа локальных цивилизаций, которые могут рассматриваться как разные полюса. Он также отрицал единство, превосходство исключительность существования Западной цивилизации и ее гегемонии [4]. Аганин А.И. критикует возможность существования «теории многополярного мира» и считает ее пропагандисткой и не имеющей никакой стройной теории. Вместе с тем он подчеркивает, что всегда существовали в международных отношениях два «подлинных полюса», которые условно можно представить как «северный» и «южный», или «западный» и «восточный», или «социализм» и «капитализм». Он также говорит о «экваториальном» поясе, который располагается между ними. При этом в существующем разделе мира два «подлинных полюса» оказывают существенное влияние на «экваториальный» пояс в плане его поведения, размера, вплоть до его ликвидации [4].

Результаты исследования и их обсуждение

Мир-системный анализ позволил Дзарасову Р.С. сделать важные выводы: в современном капитализме акцент смещен с производственного капитала на финансовый капитал. Причиной застоя современного капитализма являются низкие заработные платы в периферийных странах, в частности в Китае. По его мнению, если будет преодолено господство финансового капитала и оно перейдет к промышленному капиталу, то и господство мирового капитал переместиться с этим процессом в Азию из стран Запада, поскольку производство в большей степени переместилось в свое время в Китай. Возможный процесс достаточно рискован для правящих элит, которые становятся уязвимыми в этом плане [7, с. 465]. Как отмечает Купряшкин И.В. «история и современности доказывали, что почуявший угрозу для «невидимой руки рынка» капитал тут же обернется вполне «видимым кулаком» и не остановится перед вооруженным конфликтом любого уровня» [10]. Не подтверждает ли это сегодняшнюю эскалацию военного конфликта и не вызвана ли она кризисом капитализма и неоколониализма?

Не вдаваясь в полемику и критику «теории многополярного мира», зная и об отсутствии точного описания локальных цивилизаций в ней, можно предполагать о справедливости ее положений о том, что в мировых масштабах могут существовать несколько полюсов. «Теория многополярного мира» имеет под собой несколько определенных практических намерений: 23.04.1997 г. Россия и Китай подписали декларацию о многополярном мире и установлении нового международного порядка [2]. Следующая декларация между Россией и Китаем о формировании международного порядка в XXI веке была подписана в Москве 1 июля 2005 г. В ней говорилось о необходимости формирования справедливого и рационального порядка, сохранении разнообразия культур, о необходимости глобального сотрудничества. Две стороны выступают за координацию взаимодействия, стабильность и процветание мира, а также налаживание диалога с другими странами, расширение доверия, торгово-экономических связей, создание новой архитектуры безопасности, налаживание новых региональных интеграционных связей, поддержку региональных инициатив [3]. Это снова дает нам основание полагать что в современном мире уже назрел кризис капитализма США и Западных стран, они не в силах удерживать гегемонию в мировом пространстве.

Российская Федерация преследует достижение следующих стратегических целей во внешнеэкономической политике: ликвидация мировой системы колониализма, построение справедливого многополярного мира. Россия таже надеется, что страны Запада «осознают бесперспективность своей конфронтационной политики и гегемонистских амбиций, примут во внимание сложные реалии многополярного мира и вернутся к прагматичному взаимодействию с Россией, руководствуясь принципами суверенного равенства и уважения интересов друг друга» [1; 14]. Россия ратует за формирование региональных и субрегиональных интеграций, за обеспечение региональной безопасности, предотвращение локальных региональных войн, урегулирование региональных кризисов, в целом за уменьшение угроз безопасности России. В Указе Президента РФ от 31 марта 2023 г. № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» также отмечается о необходимости процессов региональной и межрегиональной экономической интеграции, в частности в рамках Союзного государства, ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС, а также в целях формирования Большого Евразийского партнерства [1].

Все чаще обсуждаются вопросы на мировом пространстве об усилении роли международной организации БРИКС (BRICS), представляющей собой объединение Бразилии, Российской Федерации, Индии, КНР и Южно-Африканской Республики. По заявлению от августа 2023г. с 1 января 2024 г. были присоединены Египет, Иран, Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и Эфиопия. По разным сведениям, в БРИКС хотят вступить еще от 19 до 40 стран мира. В 2009 году в Екатеринбурге по результатам встречи лидеров БРИК было принято решение развивать дружественный диалог и сотрудничество для строительства гармоничного сообщества, в котором обеспечен прочный мир и общее процветание. В 2011 году к БРИК присоединилась Южно-Американская Республика и международное объединение стало называться БРИКС. Оно основано на трёх столпах: “политика и безопасность, экономика и финансы, культура и гуманитарные связи” [11]. Взаимодействие БРИКС строится на следующих принципах: равноправие, взаимное уважение, открытость, прагматизм и солидарность [11].

Международная организация активно реализует повестку Организации Объединенных Наций, она является участником различных региональных объединений таких как СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, ШОС, АТЭС, ЛАГ, ССАГПЗ, ОИС, БИМСТЕК, МЕРКОСУР, Афросоюз, САДК и др. БРИКС также представлена в таких международных объединениях как «Группа двадцати», ВТО, Движение неприсоединения, «Группа 77» [11]. Председательство БРИКС осуществляется в течение года по результатам ротации, решение принимаются совместно в результате консенсуса. БРИКС выступает за формирование многополярного полицентричного мира, за соблюдение международных прав, укрепление глобальной безопасности и стабильности, отказ от международных мер принуждения.

В 1990 г. на долю БРИКС приходилось 8% мирового ВВП, а в 2022г. уже 26%, если добавить ВВП еще шести присоединившихся стран, то ВВП составил бы 29%. Соответственно можно сделать вывод, что за последние несколько десятилетий БРИКС стала ключевым игроком мировой экономики. Страны БРИКС также увеличили свою долю в мировом номинальном экспорте с 14 % в 1990 г. до 21,0% по состоянию на 2022 г. и играют заметную роль в мировой торговле сырьевыми товарами, а также в трансграничном банковском кредитовании и портфельных потоках [17].

Индия и Китай показывают хороший рост ВВП и являются растущими экономиками, что привлекает в БРИКС и другие страны. Также необходимо отметить, что в мировом масштабе по оценке World Bank на 2023 г. по уровню ВВП сильнейшими экономиками мира являются США, Китай, Япония, Германия, Индия. Россия в этом рейтинге занимает 8 место из 214 возможных и входит в 10 лидеров сильнейших экономик мира с объёмом ВВП 2240,4 млрд долл. США [18]. По Рейтингу стран мира по численности населения (2022г.) в десятку лидеров входят Китай (1 место), Индия (2 место), Бразилия (7 место), Россия (9 место) [13].

После присоединения еще 6 стран мощь международной организации БРИКС в экономическом плане возросла. По прогнозам МВФ на 2023 г. общий ВВП, приходящийся на страны БРИКС, составит 29,3% [18].

Доля стран БРИКС на 2022-2023 г. по основным показателям [18]

Страна

ВВП (млрд долл. США)

Доля ВВП в мировом масштабе (%)

Население, млн чел

Доля населения в мировом масштабе (%)

Добыча нефти, тыс. барр. в день

Доля добычи в мировом масштабе (%)

Мировой экспорт (млрд долл. США)

Доля экспорта в мировом масштабе (%)

Бразилия

2081

2.0

216,4

2.7

3107

3.3

334

1.3

Россия

2063

2.0

144,4

1.8

11202

11.9

532

2.1

Индия

3737

3.6

1428,6

17.8

737

0.8

453

1.8

Китай

19374

18.4

1425,7

17.7

4111

4.4

3594

14.4

Южная Африка

399

0.4

60,4

0.8

0

0.0

123

0.5

Саудовская Аравия

1062

1.0

36,9

0.5

12136

12.9

410

1.6

Иран

368

0.4

89,2

1.1

3822

4.1

73

0.3

Эфиопия

156

0.1

126,5

1.6

0

0.0

3.9

0.02

Египет

387

0.4

112,7

1.4

613

0.7

49

0.2

Аргентина

641

0.6

45,8

0.6

706

0.8

88

0.4

ОАЭ

499

0.5

9,5

0.1

4020

4.3

599

2.4

Общее

количество стран БРИКС

30767

29.3

3,7 млрд чел

46.0

40454

43.1

6259

25.1

Остальной мир

74362

70.7

4,3 млрд чел

54.0

53,394

56.9

18646

74.9

Если расчет брать по паритету покупательной способности, этот показатель составит 37% мирового ВВП, общемировое население составит 46%, а территория – 36% от площади планеты [8]. Доля добычи нефти составит 43,1% в день, а доля экспорта в мировом масштабе – 5,1% (таблица).

В соответствии с последними данными, опубликованными в апреле 2023 г. Refinitiv Datastream и британской макроэкономической исследовательской фирмой Acorn Macro Consulting группа стран БРИКС по объему ВВП обогнала страны Большой семерки (G7). Так если на долю БРИКС приходилось 31,5% ВВП, то на долю G7 – 30,7% мирового ВВП [15]. Если взять ВВП по паритету покупательной способности, то этот показатель будет еще выше: на долю БРИКС приходиться 37,3%, на долю G7 – 29,9% [5].

В 2023 г. в БРИКС председательствовала ЮАР, а с 1 января 2024 г. председателем стала Россия. В плане мероприятий на 2024 г. намечено 200 заседаний, саммитов, конференций и форумов по ключевым направлениям функционирования БРИКС. Девизом российского года в БРИКС является: «укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности» (Strengthening Multilateralism for Just Global Development and Security). Россия сделала основной упор на увеличение внешнеполитической координации в масштабах БРИКС, укрепление взаимодействия и сотрудничества с государствами в глобальном мире. Со стороны России усилия направляются на поиск ответных действий на угрозы в информационном пространстве, в сфере борьбы с терроризмом, рассматриваются варианты возможного взаимодействия в мировом космосе. В контексте экономической повестки действия направлены на выполнение стратегических задач в экономическом партнёрстве БРИКС до 2025 г. и выполнение планов инновационного сотрудничества 2021-2024 г., также намечается развитие межбанковской кооперации, трансформация системы международных расчётов, в том числе использование национальных валют государств. Наиважнейшей задачей является взаимодействие в таких сферах как наука и инновации, искусственный интеллект, здравоохранение, культура и спорт, молодежный обмен и усиление потенциала сетевого университета БРИКС [11].

Дальнейшая интеграция БРИКС будет зависеть от различных факторов таких как преференции, которые получат новые страны-участники, от гибкости международной структуры, возглавляемой США и от того, как они будут подходить к вопросам взаимодействия с новыми членами БРИКС. Для России расширение БРИКС создаёт новые возможности участия в политических и экономических союзах, а также является мощным вызовом, который опирается на объём и характер ресурсов, которые может предложить Россия новым участникам для вовлечения их в геополитическую линию России. БРИКС пока ещё находится на стадии формирования, но ее роль безусловно будет расти в многополярном мире, что является не быстрым и сложным процессом, который зависит от множества индикаторов: совокупной значимости финансово-экономических, демографических, транспортных, научно-исследовательских, информационно-коммуникационных, технологических, военных показателей и др. Есть основания полагать, что будет создано цифровое пространство, технологическая независимость, мощная инновационная экономика, которые позволят сохранить технологический суверенитет, защищённость и ценностный суверенитет. Многие страны Запада не планируют полностью рвать отношения с участниками БРИКС, так как это грозит экономическими, сырьевыми издержками и военно-политическими рисками. Необходимо учитывать, как отмечает Федорченко С.Н., что две конфронтационных позиции российско-американская и китайско-американское, выражающиеся в соперничестве, также могут влиять на функционирование международной организации БРИКС. Не стоит отрицать возможный сценарий превращения БРИКС в серьёзного политического и экономического лидера [8].

На саммите БРИКС в формате «БРИКС плюс», проходившем 10-11 июня в Нижнем Новгороде было почёркнуто, что идет трансформация международных отношений в сторону формирования «полицетричной системы мироустройства», основанной на отражении всего многообразия культур, на справедливости, возможности каждого народа самостоятельно определять свое направление развития [6]. Взаимовыгодное сотрудничество БРИКС с другими интеграционными объединениями позволит гармонизировать подходы к решению существующих проблем в мировом сообществе, вырабатывать коллективные решения в отношении глобальных проблем, основанных на взаимоуважении, легитимности и принципах, изложенных в Уставе ООН.

Заключение

Опираясь на мир-системный подход использованном в качестве методологической базы в большинстве исследований, можно уже сейчас утверждать о том, что центр экономического доминирования смещается в азиатские страны и прежде всего в Китай, а капитализм и неоколониализм находятся на грани кризиса, гегемония Запада как центра подходит к своему краху.

Наличие «теории многополярного мира» подводит нас к пониманию и осмыслению идей полицентричности. Многополярность в международных отношениях апеллирует к сотрудничеству и взаимодействию в вопросах экономики, безопасности, соблюдения прав и свобод, многообразия культур и религий, взаимного уважения на самоопределение наций, соблюдения национального суверенитета. Все большее количество стран приходит к понимаю, что нужен новый мир, основанный на самоуважении, равенстве, справедливости, взаимовыгодных отношениях, а не на гегемонии отдельных наций.

Расширение БРИКС и принятие в ее ряды новых членов является основой построения нового международного порядка, основанного на мощном увеличивающемся экономическом потенциале и многополярном мире. Российская политика в этом союзе может осуществляться при меньших рисках, угрозах и экономическом давлении со стороны Запада. На сегодня Россия благодаря расширению БРИКС встраивается в новую миро-систему, позволяющую плодотворно и перспективно сотрудничать в различных областях: социальной, гуманитарной, в сфере естественных наук и образования, туризма, одновременно обеспечивая свой суверенитет и идентичность. Такие же возможности есть и у других стран международной организации, поскольку ее деятельность основана на взаимовыгодном сотрудничестве, уважении прав и суверенитета, культур различных наций.