Введение
Процессное или потоковое управление в современных условиях становится весьма актуальным, поскольку позволяет нивелировать недостатки и проблемы, которые возникают при традиционном функциональном управлении. Одним из инструментов, позволяющих повысить эффективность потоковых процессов, является логистизация, которая в наиболее общем виде может быть трактована, как рационализация потоков создания ценности для потребителя с позиции реализации логистических принципов и подходов. При этом важно соблюдать и базовые принципы управления, а именно, логистизация должна соответствовать требованиям системности, гибкости, целесообразности и, вместе с тем, обладать интегрированным характером. Интегрированность в нефтегазовом бизнесе будет предполагать использование принципа сквозного управления всеми потоками (основными, вспомогательными, сервисными), начиная от процессов разведки и добычи, включая подготовку, сбор, транспортировку углеводородного сырья, а также все виды обслуживания: транспортно-технологическое, сервисное, материально-техническое, финансовое обеспечение и другие.
Цель исследования: на основе изучения возможностей логистизации потоковых процессов на отраслевом предприятии разработать комплекс мер для повышения их эффективности и эффективности компании в целом.
Материалы и методы исследования
Последовательность внедрения логистизации в управление потоковыми процессами на нефтегазодобывающем предприятии можно представить в виде следующей схемы (1).
Для оценки эффективности внедрения логистизации могут быть использованы различные подходы, в частности может быть использован интегральный показатель, отражающий совокупность частных показателей эффективности отдельных аспектов: технологических, экономических, экологических, организационных.
Подобная оценка была проведена применительно к потоковым процессам в одной из российских нефтегазовых компаний, осуществляющих свою деятельность на севере Западной Сибири. В результате был сделан вывод о том, что показатели эффективности логистических процессов в 2021-2023 гг. в целом растут, однако отмечается сниженный уровень по некоторым областям.
Рис. 1. Последовательность внедрения логистизации в управление потоковыми процессами на нефтегазодобывающем предприятии
Рис. 2. Предложения по повышению эффективности деятельности нефтегазовой компании на основе логистизации потоковых процессов
В частности, снижены показатели эффективности материальных потоков (запасы, склады, поставки), снижены показатели сервисных потоков (транспортное обслуживание, технологическое обслуживание скважин), снижены показатели финансовых потоков (несбалансированность дебиторской и кредиторской задолженности), снижены показатели информационных потоков (степень автоматизации и качество аналитики). На основе проведенного анализа и выявленных резервов для повышения эффективности потоковых процессов были рекомендованы следующие мероприятия (рисунок 2).
Одной из рекомендаций выступает переход от стационарного к динамическому адресному хранению. В настоящий момент на складах компании реализовано стационарное адресное хранение. В то же время статический (стационарный) адресный склад – когда за каждым товаром закреплено определённое место хранения на складе [1]. На складе компании адрес хранения указывается в описании товара, как дополнительный реквизит: когда поступает товар, его сканируют, для этого каждому товару присваивается штрихкод в зависимости от маркировки места хранения, описание товара выводится на рабочее место кладовщика, где он видит, в какой ячейке хранится такой товар.
Основные недостатки статистического адресного хранения: снижение эффективности использования площади, необходимость мониторинга размещения для оптимизации хранения [2].
В условиях выявленной в процессе анализа материальных потоков нефтегазового предприятия низкой эффективности использования площади складских помещений представляется целесообразным внедрение динамического подхода в адресном хранении.
В этом случае исключается возможность определения постоянного места у каждой складской позиции. Присутствует маркировка стеллажей, которая используется для определения свободных мест на складе для размещения на них поступающих грузов. Информационная система на складе позволяет выбрать место для хранения с учетом особенностей поступившего груза: количество, объем, возможные сроки хранения и пр. параметров.
Рис. 3. Предлагаемый алгоритм работы динамического адресного склада
Помимо этого, на выбор места влияет и то, есть ли конкретно эта позиция на данном складе. Если на складе собирают заказ, то груз в нужном количестве и объеме подлежит списанию с места хранения. В ИС склада ведется учет прихода грузов и их расхода на каждый из адресов хранения. Если на склад поступил одноименный груз, то его добавляют на то же место. Адрес будет признан освободившимся в том случае, когда остаток на нем будет нулевым [3]. Как правило, в случае использования динамичного хранения происходит ежемесячная инвентаризация каждого места хранения. Это позволит оптимизировать использование складских площадей и снизить трудоемкость проведения ассортиментного анализа [2].
Также предлагается использовать разновидность адресного складирования, которое предполагает статичное распределение зон хранения: то есть конкретный груз будет размещен по его параметрам в определенной секции, и уже там ищутся свободные места для дальнейшего распределения [3].
Предлагаемый алгоритм работы динамического адресного склада представлен на рисунке 3.
В динамическом складе 1С разбита на ячейки, в любой момент можно посмотреть, что лежит в конкретной ячейке, и в каком количестве.
Безусловно, что для перехода на динамическую модель складирования потребуются определенное ресурсное обеспечение в виде ТСД (терминалов сбора данных), и, соответственно, специальное мобильное приложение для ТСД, например ПО DataMobile [4].
Для повышения уровня комплектации объектов предлагается использование инструмента «Комплексные технические решения» (КТР). В настоящий момент месторождение находится в активной фазе строительства объектов полного развития. На этой стадии критически важно своевременное обеспечение объектов строительства материально-техническими ресурсами (МТР) для исключения простоев подрядных организаций и завершения работ в проектные сроки (обеспечение проектных сроков запуска объектов и месторождения на полное развитие).
Рис. 4. Предлагаемое использование инструмента «Комплексные технические решения» (КТР)
Основной причиной низкого уровня комплектации объектов МТР в нефтегазовой отрасли, как правило, является поставка непроектных МТР по причине изменения проектно-сметной документации (ПСД). В силу уникальности строительных работ на месторождении, частого отсутствия объектов-аналогов, возникают многочисленные ошибки в проектировании, корректировка которых требует длительного времени. После корректировки ПСД возникают непроектные МТР (ранее закупленные и невостребованные), реализации которых из районов нефтедобычи крайне затруднительна. У этой проблемы есть последствия: срыв сроков строительства и ввода объектов, накопление невостребованных запасов на складах.
Схематично предлагаемое преобразование представлено на рисунке 4.
Предлагаемая рекомендация заключается в оперативном принятии технического решения без корректировки ПСД по использованию имеющихся невостребованных запасов (НВЗ). Во-первых, сокращаются запасы, во-вторых, обеспечивается непрерывный процесс строительства объектов. Возможность использования НВЗ из числа непроектных МТР с другого объекта оценивается проектным институтом, который выдает экспертное заключение о возможности использования МТР. Комплексное техническое решение выносится на рассмотрение Научно-технического совета (НТС) Общества. После принятия решения на НТС, оно передается на исполнение подрядчикам. Корректировка ПСД идет параллельно по факту выполнения работ в соответствии с принятым КТР. С целью сокращения простоев скважин, повышения эффективности их эксплуатации и использования предлагается реализовать новый алгоритм расчета оптимального расписания ремонтных бригад капитального и текущего ремонта скважин (КРС и ТРС). В настоящий момент расписание движения ремонтных бригад формируется на основе оптимизационных моделей, статистика визуализируется в AnyLogic Cloud.
Проведенные исследования показали, что на анализируемом предприятии наблюдаются неоптимальные маршруты, а также неравномерность производственной загрузки бригад: есть периода простоя и периода работы в авральном режиме. В среднем на данном предприятии скважина простаивает в ремонте 28,54 дней в году. В настоящее время расписание движения ремонтных бригад в исследуемой компании формируется на основе использования метода ветвей и границ (branch & bound. В данном методе весь перечень подлежащих решению задач фрагментируется на этапы / блоки по 10 дней, а внутри каждого блока, в свою очередь, задачи распределяются по свободным бригадам. Таким образом происходит закрепление за каждой производственной бригадой скважины, которые нужно проверить за 10 дней [5].
Принятый алгоритм формирования расписания движения ремонтных бригад требует оптимизации. Предлагаемое решение по оптимизации расписания представлено на рисунке 5.
Предлагаемый алгоритм формирования расписания движения ремонтных бригад включает следующие ключевые этапы:
1) фрагментирование списка задач по ремонту скважин на блоки по 10 дней;
2) распределение задач каждого блока по бригадам с одновременной фильтрацией тех бригад, которые на период выполнения задач свободны и могут добраться до скважины к дате ремонта без дополнительного времени простоя скважины;
3) отбор и назначение ближайшей свободной бригады;
4) внесение изменений в информационную систему о локациях и времени работы бригады. При этом для исчисления времени освобождения бригады используются данные о плановой длительности ремонта;
5) в случае планирования длительного простоя бригады после завершения ремонтных работ (более 5 дней), бригада направляется на базу;
Представленный алгоритм носит итерационно-цикличный характер. В результате распределяются все задачи из блока на 10 дней, каждой бригаде назначается список скважин и план их обхода.
Автоматизацию управления транспортно-технологическим обслуживанием предлагается осуществить на базе комплексной онлайн системы управления автопарком. В настоящий момент для управления транспортным обслуживанием месторождения используется несколько программ, которые предназначены для решения локальных задач: формирование маршрутов, мониторинг перемещения транспорта, формирование графика ремонта и техобслуживания, прохождение медосмотров водителей.
Рис. 5. Предлагаемое решение по оптимизации расписания движения ремонтных бригад КРС, ТРС
Главное достоинство предлагаемой онлайн системы управления транспортным парком заключается в том, что в ней интегрированы возможности мониторинга автопарка с функциями его контроля и управлением класса FMS. Это приводит к нивелированию необходимости использования различных программам для решения отдельных задач и экономит время на поддержку и обмен данными между ними.
В части оптимизации финансовых потоков на основе их логистизации предлагается реализация мер по обеспечению оптимального соотношения дебиторской и кредиторской задолженности. в частности, целесообразным представляется использование приоритизацию платежей и формировать оперативные заявки на финансирование.
При этом нельзя не отметить такую особенность рассматриваемого нефтегазового предприятия, как его вхождение в состав вертикально-интегрированной компании. Это, в свою очередь обуславливает специфику финансирования платежей, так как дебиторская задолженность возникает только от одного дебитора – вышестоящей компании. При чем платежи в обязательном порядке проходят процедуру корпоративного согласования.
С целью ускорения данного процесса предлагается формирование оперативных заявок (понедельник с оплатой до среды включительно, среда с оплатой до пятницы включительно) с указанием критичности платежей (срок платежа по которым настает и нарушение сроков оплаты влечет за собой штрафные санкции). Таким образом, периодичность погашения дебиторской задолженности увеличится, а риск просроченной кредиторской задолженности снизится. Со стороны компании размер траншей сократится, следовательно финансовая нагрузка снизится. Со стороны предприятия сократится дебиторская задолженность, поступление финансирование будет сбалансировано с потребностью в погашении краткосрочных обязательств.
Заключение
Предложенные мероприятия по оптимизации потоковых процессов нефтегазовой компании направлены на устранение выявленных узких мест, будут способствовать повышению эффективности во всех группах потоковых процессов: материальных, сервисных, финансовых, информационных. Ожидается повышение эффективности использования складов, оптимизация запасов, повышение комплектации объектов, улучшение показателей использования скважин, рост эффективности использования транспорта и спецтехники, оптимизация финансовых потоков, повышение уровня автоматизации и качества анализа.