Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE ROLE OF TOURISM ENTREPRENEURSHIP IN THE EMPLOYMENT AND INCOME SYSTEM

Lebedeva O.E. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
The article shows the role of tourism entrepreneurship in the employment and income system. It is established that the relationship of tourism entrepreneurship with employment and income of the population can be analyzed on the basis of the thesis about the purpose and function of tourism entrepreneurship. It is necessary to understand that the economy is a period of qualitative transformations of the previous system, it is an evolutionary state of society that is in the process of dynamic changes. It is determined that the advantages of tourism entrepreneurship from the point of view of the interests of society in market conditions should be considered: the entrepreneur’s personal interest in achieving positive results, which does not contradict the goals of society; rapid response to changes in the volume and structure of society’s needs through the ratio of supply and demand; cost savings due to specialization, which in return leads to resource savings in the tourism industry. It is proved that tourism entrepreneurship can be noted as a certain system of functioning of market entities based on democratic forms of economic activity in any sphere of the tourism industry in order to provide employment and income for the subject and for society, and which is associated with risk. At the same time, the analysis of statistical material proved the legitimacy of the approach to employment and income through the sphere of tourism entrepreneurship, primarily through the action of the democratic foundations of tourism.
tourism
entrepreneurship
system
employment
income
industry
demand
supply
specialization
regulation

Введение

Туристское предпринимательство является относительно новым явлением российского общества, которое начало быстро возрождаться и развиваться в переходный период к рыночным условиям. Разработке его проблем посвящено уже немало научных публикаций. Исследуются сущность и присущие туристскому предпринимательству характеристики, его формы, типы, становление в Российской Федерации и тому подобное.

Однако, в российской научной литературе проблемам взаимосвязи туристского предпринимательства с занятостью населения и его доходами уделяется пока не такое внимание, которого они заслуживают. Очевидно, что, во-первых, сфера предпринимательской деятельности в туризме отвлекает на себя немалое количество трудоспособного населения, что ослабляет проблему незанятости в стране и ее регионах, во-вторых, обеспечивает эту часть населения доходами, что смягчает социальное напряжение в обществе. Идея сопряжения в одном исследовании туристского предпринимательства, занятости и доходов появилась в ходе изучения работ отечественных и зарубежных экономистов и социологов, практики рыночных реформ, а также изучения структуры занятости и доходов населения в Российской Федерации.

Различным проблемам развития туристской сферы посвящены труды Е.К. Воробья [1], А.В. Глотко [2], М.В. Гудковских [3], А.А. Зайца [4], О.Н. Кострюковой [7], Н.К. Сердюковой [11], В.А. Фастуновой [13] и др. Тем не менее, существует пробел в исследовании взаимосвязи туристского предпринимательства, занятости и доходов, а также недостаточная разработка различных его аспектов для условий Российской Федерации.

Цель исследования является разработка теоретико-методологических принципов взаимосвязи предпринимательской деятельности в туризме, обеспечение этой сферы занятости и доходов населения, поиск и обоснование на этой основе определенных рекомендаций по усилению ее влияния на ускорение рыночных реформ.

Материалы и методы исследования

Методологическую и теоретическую основу исследования составили теоретические положения и разработки классиков экономической науки, работы в области туристского предпринимательства, занятости и доходов, а также законодательные и нормативные документы Российской Федерации по определенным проблемам, фактический и статистический материалы по стране.

В статье использованы общенаучные методы познания: системный подход (в исследовании взаимосвязи туристского предпринимательства с занятостью и доходами), анализ и синтез (в исследовании видов занятости и доходов), методы статистического анализа (в группировке видов занятости и доходов), метод логического анализа (в определении методологических принципов исследования проблем темы), обобщение данных, сравнительного сопоставления (в частности в сопоставлении влияния туристского предпринимательства на занятость и доходы). В качестве первичной информации использованы перспективные исследования по данным государственной статистики.

Результаты исследования и их обсуждение

Взаимосвязь туристского предпринимательства с занятостью и доходами населения можно проанализировать на основании тезиса о цели и функции туристской предпринимательской деятельности. Необходимо понимать, что экономика является периодом качественных преобразований предыдущей системы, это эволюционное состояние общества, которое находится в процессе динамических изменений; во-вторых, сам переходный период может означать изменения внутри самой системы, или иметь изменения системного, метасистемного или мегасистемного значения; в-третьих, преобразования происходят и в сфере предпринимательства.

Это предоставляет основания для авторского определения туристского предпринимательства. Туристское предпринимательство – это система функционирования субъектов туристского рынка на основе демократических форм экономической деятельности в любой сфере туризма с целью обеспечения занятости и дохода для туристского субъекта и для общества, и которая связана с определенным риском.

Преимуществами туристского предпринимательства с точки зрения интересов общества в рыночных условиях следует считать: личную заинтересованность предпринимателя в достижении положительных результатов, что не противоречит целям общества; быстрое реагирование на изменения объема и структуры потребностей общества через соотношение спроса и предложения; экономию затрат благодаря специализации, что взамен приводит к экономии ресурсов в индустрии туризма [5, 8, 15].

Итак, общими основами взаимосвязи туристского предпринимательства, занятости и доходов можно считать следующие: во-первых, туристское предпринимательство является источником сугубо предпринимательского дохода, дохода наемных работников и дохода общества (через налог); во-вторых, сфера туристского предпринимательства основана на трудовой деятельности – самого предпринимателя, наемных работников, посредников, социальной инфраструктуры, поэтому способствует решению проблем занятости; в-третьих, туристское предпринимательство привлекает квалифицированную рабочую силу – от менеджеров до рабочих, а это требует определенной системы образования, подготовки и переподготовки кадров, что способствует развитию этой сферы; в-четвертых, в сферу туристского предпринимательства втягивается часть работников государственных органов контроля.

Такой анализ доказал, что помимо наличия права свободного выбора сферы деятельности физическими и юридическими лицами, для реального осуществления этого права необходимы действия по определенной схеме (как по теории, так и по практике): личные качества предпринимателя, его финансовые возможности, наличие материальных и человеческих ресурсов. В то же время анализ положительных и отрицательных черт туристского предпринимательства показывает, что оно выступает действенным фактором роста занятости населения, существенно способствует изменению ее структуры, влияет на изменение менталитета работников по туристскому предпринимательству, пополняет туристский рынок услугами, является источником доходов доли населения.

Практика показала, что значительное количество и тенденция к росту незанятости населения является перспективной базой развития туристского предпринимательства как крупных, так и средних и малых его форм. При этом изменения в структуре занятости, которые вызваны как ростом уровня общего и специального образования, так и изменениями структуры самой индустрии туризма на пути к рынку и под влиянием тенденций перехода к информационному обществу. Третий вывод указывает на влияние психологического фактора, давящего на безработных, который по-разному отражается на формировании туристского предпринимательства в Российской Федерации: с одной стороны, способствует его развитию тем, что часть безработных при благоприятных условиях становится предпринимателями или нанимается к ним на работу, с другой стороны, немалая часть безработных сохраняет менталитет труда, и в конце концов теряют надежду на трудоустройство.

Поэтому расширение сферы туристского предпринимательства может положительно повлиять и в этом направлении. Четвертый вывод содержит уверенность в необходимости проведения активной социальной политики со стороны государства в отношении занятости самодеятельного населения, в том числе и в сфере предпринимательства – по крайней мере политика содействия формированию среднего класса.

В современных условиях и еще на какую-то перспективу предпринимательский доход представляет и будет представлять собой не столько результат предпринимательских способностей, сколько конъюнктурных возможностей или случайного везения из-за рыночной нестабильности, не контролируемого импорта, значительных колебаний спроса со стороны большинства населения страны и значительной дифференциации доходов различных его слоев [6, 9, 14]. Подход к этому вопросу может быть обозначен следующими аргументами. Первый: поскольку следует разграничивать понятия «прибыль» и «доход», то к предпринимательству как такому понятию «прибыль» нельзя использовать без объяснений, поскольку нельзя отождествлять какого-либо предпринимателя с капиталистом.

Понятие прибыли может быть органически свойственно только крупному туристскому бизнесу, где задействовано значительное количество наемного труда. Второй связан с тем, что пока в Российской Федерации нет нормальной конкурентной среды предпринимательской деятельности – открытая и теневая сферы экономики, диктат цен со стороны крупных структур, деформированная форма рыночного равновесия, слабая правовая поддержка, общая неустойчивость экономики.

Все это заставляет часть предпринимателей скрывать свои доходы или отходить в тень. Третий аргумент связан с риском новаций, поскольку далеко не все предприниматели имеют возможности инновационной деятельности в условиях трансформационных процессов, что обуславливает часть из них существовать в течение ограниченного срока или лишь номинально. Четвертый связан с несовершенством налоговой системы, которая сегодня выступает главным барьером распространения предпринимательской деятельности и напрямую сокращает возможности самого предпринимательского дохода.

Таким образом, предпринимательский доход может быть определен как часть валового дохода от собственной деятельности в условиях риска, остающегося после всех обязательных вычетов (расходов на деятельность, налоги, проценты, аннуитеты и т. д.) и используется как для расширения этой деятельности, так и для собственного потребления. В таком значении, отражено определение туристского предпринимательства как деятельности на собственный риск, понятие «чистого дохода» как части прибыли, возможности развития собственного туристского бизнеса, взаимосвязь с экономической средой (то есть в рамках отношений совместимости).

Трудности возникают в случае попыток отделения предпринимательского дохода, поскольку статистические справочники не предоставляют таких сведений ни по стране, ни по ее регионам [10, 12, 16]. Такие данные можно найти только в отдельных научных публикациях. Учитывая несовпадение этих данных, можно привести лишь приблизительную цифру – где-то 0,5-0,7% всей суммы денежных доходов. Следовательно, уместным является вывод о том, что туристское предпринимательство как сектор экономики еще не сложился, поскольку не обеспечивает уверенными доходами и жизненными благами самих предпринимателей и их семьи, хотя и участвует в создании ВВП.

Заключение

Подводя итоги можно отметить, что туристское предпринимательство можно отметить как определенную систему функционирования субъектов рынка на основе демократических форм экономической деятельности в любой сфере индустрии туризма с целью обеспечения занятости и доходов для субъекта и для общества, и которая связана с риском. При этом анализ статистического материала доказал правомерность подхода к занятости и доходам через сферу туристского предпринимательства, прежде всего, через действие демократических основ туризма – свободу выбора сферы деятельности, которая обеспечивает отток доли незанятой рабочей силы в эту сферу, самозанятость, что существенно корректирует структуру рынка труда и предоставляет основания для регулирующей роли государства этого рынка.