Введение
Проблема обеспечения продовольственной безопасности является одной из наиболее актуальных для Российской Федерации. В условиях глобализации и нестабильности мирового рынка продуктов питания, стратегическое планирование и эффективное управление в этой сфере становятся основными задачами государства. Одним из инструментов, с помощью которого можно решать данную проблему, является программная поддержка развития продовольственной безопасности. Продовольственная безопасность является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в современном мире. Полноценное питание населения, его доступность, качество и надежность поставок продовольствия имеют огромное значение для здоровья и благополучия граждан. Российская Федерация придает большое значение вопросам продовольственной безопасности, разрабатывая и реализуя различные программы и стратегии для обеспечения устойчивого и надежного снабжения продуктами питания.
Цель данного исследования, изучить уровень продовольственной безопасности ЦФО РФ и разработать рекомендации по его повышению.
Материалы и методы исследования
Материалами и методами исследования стали общенаучные методы познания, с использованием логического, статистического и сравнительного анализа, которые направлены на наиболее объективное и всестороннее изучение проблемы.
Результаты исследования и их обсуждение
В России существует программа продовольственной безопасности, которая разработана для обеспечения населения доступными и качественными продуктами питания.
Для обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации указом Президента РФ от 21 января 2020 г. N 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» установлено:
1. Утвердить прилагаемую Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации.
2. Правительству Российской Федерации: в 3-месячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации.
Основной целью этой программы является обеспечение населения достаточным количеством продуктов питания, сохранение сельскохозяйственного потенциала страны и поддержка малых и средних сельскохозяйственных производителей.
Программа продовольственной безопасности включает в себя ряд мероприятий, направленных на стабилизацию цен на продукты питания, поддержку производителей и развитие сельскохозяйственного сектора. В рамках этой программы проводятся субсидирование производства и переработкаа сельскохозяйственной продукции, поддержка экспорта сельскохозяйственной продукции, обеспечивающая доступность для малообеспеченных слоев населения продуктами питания.
Также в рамках программы продовольственной безопасности проводятся мероприятия по контролю качества продуктов питания, обеспечению их безопасности и соответствия стандартам. Это включает в себя регулярные проверки производственных предприятий, мониторинг качества продукции на рынке и принятие мер по защите прав потребителей [1].
В целом, программа продовольственной безопасности в России направлена на создание благоприятных условий для развития сельского хозяйства и обеспечения населения доступными и качественными продуктами питания. Реализация программы является главным направлением обеспечения национальной безопасности государства, фактором сохранения суверенитета. В утвержденной Доктрине продовольственной безопасности расширена продуктовая линейка, по которой оценивается продовольственная независимость. Наличие отечественного семенного фонда и технологий является непременной составляющей продовольственной безопасности при производстве с/х продукции. Начиная с 2000-х годов эту сферу захватили иностранные компании, и в настоящее время доля отечественных семян составляет не более 50%. Расширен список потенциальных рисков и угроз продовольственной безопасности. Документ определяет продовольственную безопасность как состояние, при котором обеспечивается продовольственная независимость, гарантируется физическая и экономическая доступность продуктов для каждого гражданина в необходимых объемах, для здорового и активного образа жизни [2].
Одним из основных направлений развития программы по продовольственной безопасности в России является укрепление сельского хозяйства и развитие сельских территорий. Государству необходимо продолжать активно поддерживать аграрный сектор через предоставление субсидий и льгот, а также реализацию программ развития сельских территорий. Важно сосредоточить усилия на модернизации сельскохозяйственных предприятий, повышении эффективности использования земли и внедрении инновационных технологий в агробизнес. Кроме того, необходимо разработать и внедрить систему мониторинга и контроля качества продовольственной продукции на всех этапах производства и обращения. Важно внедрить современные методы и технологии, позволяющие отслеживать происхождение и качество продукции, а также обнаруживать фальсификацию и контрафакт [3].
Для анализа состояния продовольственной безопасности необходимо рассмотреть основные экономические показатели сельского хозяйства (таблица).
Рассмотрим каждый пункт таблицы 1 более подробно и проведем сравнительную характеристику субъектов. Среди основных показателей анализа состояния продовольственной безопасности в субъектах РФ можно выделить следующие, представленные на рисунке 1.
Основные экономические показатели сельского хозяйства за 2023 г.
Субъект |
Количество предприятий с/х |
Индексы производства продукции сельского хозяйства (в процентах к предыдущему году) |
Продукция сельского хозяйства, млн руб. |
Субсидии, тыс. руб. |
Белгородская область |
914 |
104,5 |
272560 |
206 489,00 |
Брянская область |
577 |
110,7 |
91916 |
107 918,00 |
Владимирская область |
1 058 |
102,3 |
30810 |
108 415,00 |
Воронежская область |
1 146 |
112,8 |
247839 |
91 983,00 |
Ивановская область |
632 |
102,7 |
18075 |
95 398,00 |
Калужская область |
992 |
104,7 |
52862 |
103 037,00 |
Костромская область |
676 |
100,4 |
17380 |
116 294,00 |
Курская область |
674 |
118,9 |
179589 |
83 473,00 |
Липецкая область |
672 |
114,9 |
135925 |
149 926,00 |
Московская область |
4 167 |
102,4 |
120142 |
111 094,00 |
Орловская область |
550 |
107,3 |
93227 |
90 691,00 |
Рязанская область |
703 |
116,5 |
70508 |
57 076,00 |
Смоленская область |
1 198 |
112,5 |
26562 |
79 952,00 |
Тамбовская область |
822 |
104,5 |
139239 |
171 397,00 |
Тверская область |
1 304 |
115,6 |
41608 |
90 093,00 |
Тульская область |
971 |
107 |
77829 |
73 686,00 |
Ярославская область |
924 |
101,2 |
33916 |
115 537,00 |
Источник: составлено автором по [4].
Рис. 1. Количество сельскохозяйственных предприятий ЦФО за 2023 г. Источник: составлено автором
Московская область является во многих направлениях лидером, в том числе и по количеству сельскохозяйственных предприятий, поскольку, является экономическим центром в регионе. Сельскохозяйственные предприятия играют важную роль, обеспечивая область продукцией. В области встречаются как крупные сельскохозяйственные холдинги, так и небольшие семейные фермы. Многие предприятия осуществляют переработку сельскохозяйственной продукции на месте производства или в специализированных предприятиях. Сельскохозяйственные предприятия в Московской области активно внедряют современные технологии и методы управления для увеличения производительности и качества продукции. Кроме того, многие из них уделяют внимание экологической устойчивости и безопасности производства. В целом, сельскохозяйственные предприятия в Московском регионе выполняют значительную роль в обеспечении продуктами питания и являются основным звеном в экономике области.
Наименьшее количество предприятий обнаружено в Орловской области. Это обусловлено следующими причинами:
• Недостаток земельных ресурсов, что ограничивает количество предприятий
• Конкуренция с другими отраслями: в области более развита промышленность, которая более привлекательна для инвесторов
• Технологическое развитие: область отстает в новых технологиях, которые активно проникают в сельское хозяйство [5].
Остальные области имеют примерно одинаковый, средний уровень предприятий (600-1000).
Индексы производства продукции сельского хозяйства наглядно представлены на рисунке 2.
Наиболее высокий индекс производства продукции наблюдается в Курской области (118%), затем идёт Рязанская (116%), Тверская (115%) и Липецкая (114%). Это обусловлено:
• Погодными условиями
• Использованием современных технологий
• Поддержкой со стороны государства (исключением является Рязанская область, получившая наименьший размер субсидий в регионе)
Аутсайдерами по уровню индекса являются Костромская, Ивановская и Московская области, несмотря на то, что в последней наибольшее количество предприятий.
Продукция сельского хозяйства ЦФО представлена на рисунке 3.
Важным показателем является оценка соответствия продукции санитарным нормам, наличие системы контроля и сертификации продуктов, а также уровень потребительского доверия к продукции.
Рис. 2. Индексы производства продукции сельского хозяйства в ЦФО за 2023 г., % к предыдущему году Источник: составлено автором
Рис. 3. Продукция сельского хозяйства ЦФО за 2023 г., млн руб. Источник: составлено автором
Лидером по производству сельскохозяйственной продукции на протяжении последних 10 лет в ЦФО является Белгородская область. Область занимает так же третье место в РФ. На втором месте располагается Воронежская область, которая занимает пятое место в России. Эти регионы обладают благоприятным климатом и почвенными ресурсами, что позволяет им производить большое количество сельскохозяйственной продукции, а также иметь разнообразные отрасли промышленности. Такие области как Курская и Тамбовская также имеют высокий уровень самообеспеченности продуктами за счет своих природных ресурсов и развитой сельскохозяйственной отрасли [6].
Рис. 4. Субсидии, предоставленные ЦФО за 2023 г., тыс. руб. Источник: составлено автором по [7]
Субъекты Российской Федерации с низким уровнем самообеспеченности продуктами включают в себя Костромскую, Ивановскую и Владимировскую области. Они имеют трудности с сельским хозяйством из-за климатических условий, удаленности и недостаточности ресурсов. Они зависят от импорта продуктов питания для обеспечения потребностей своего населения.
Отстающей является Костромская область, которая так же отстает по уровню индекса производства с/х продукции.
Государственная поддержка ЦФО представлена на рисунке 4.
Областью, получившей наибольшее количество субсидий, является Белгородская, которая производит наибольшее количество продукции уже долгое время [8]. Областью, получившей наименьшее внимание, является Рязанская.
Заключение
Ситуация в центральном округе на достаточно хорошем уровне. Продовольственная безопасность Центрального федерального округа (ЦФО) достигается за счет развитого сельского хозяйства и адекватного финансирования и технологий. Некоторые из них включают многочисленные сельскохозяйственные предприятия, как крупные холдинги, так и небольшие семейные фермы, которые вносят значительный вклад в обеспечение региона продовольствием. Также важно отметить, что значительное количество предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции сосредоточено в ЦФО, особенно в Московской области. Это обеспечивает своевременную уборку урожая и снижает риски потери урожая. Качество и безопасность продуктов питания в ЦФО регулируются строгими стандартами и сертификацией. Эти меры гарантируют, что продукты, представленные на рынке, соответствуют всем предъявляемым к ним требованиям. Тем не менее, не все регионы в ЦФО в равной степени обеспечены продуктами питания. В то время как Белгородская область лидирует в производстве сельскохозяйственной продукции, Костромская, Тверская, Московская и Ивановская области испытывают проблемы с удовлетворением собственных потребностей из-за климатических условий, удаленности от основных рынков, а также нехватки ресурсов, вынуждающих их импортировать продукты питания из других регионов. Между тем, наиболее высоким уровнем самообеспечения продуктами обладают Курская, Рязанская и Белгородская области Российской федерации. Данные регионы обладают благоприятным климатом и плодородными почвам и поэтому занимают лидирующие позиции по производству аграрной продукции и развитию промышленных отраслей. Одним из главных показателей является индекс производства сельскохозяйственной продукции, позволяющий измерять динамику работы отрасли в сравнении с предшествующим годом. Все ранее приведенные регионы показали улучшение результатов не менее чем на 2% к предыдущему показателю [9]. Другим важным фактором является поддержка со стороны государства в виде субсидий. Больше всех по количеству сделок на территорию получила Белгородская область Российской федерации, а меньше всего Рязанская область. Однако, при в целом высоких показателях не все демографические группы в ЦФО могут чувствовать себя достаточно продовольственно безопасными.
Например, могут возникнуть проблемы с доступом в некоторых сельских районах или в семьях, которые относятся к категории группы населения с низким уровнем дохода к высококачественной еде или у них нет необходимого доступа к полезным питательным веществам. В центральном округе, общая продовольственная безопасность является высокой из-за широты выбора продуктов питания, доступности их по цене, контроля качества и осведомленности о питательных веществах. Тем не менее, есть проблемы с неравным доступом различных групп населения к продуктам питания и пищевым компонентам. Это также повышает самодостаточность благодаря наличию обширных земельных ресурсов ЦФО для использования в агросекторе. Поэтому основным направлением работы является оптимизация агропромышленного комплекса. Для этого необходимо сделать следующее:
1. Искусственные технологии. Искусственный интеллект может быть очень полезен при прогнозировании урожая, а анализ данных о качестве почвы может выявить потенциальные угрозы на ранних стадиях.
2. Дроны и датчики. Датчики будут сигнализировать о проблемах в процессе производства, например, о загрязнении почвы или воды. Дроны могут контролировать качество посевов и мониторинг сельскохозяйственных площадей.
3. Блокчейн. Технология блокчейн отслеживает цепочки поставок продуктов питания от производителя до стола потребителя, что позволяет легко обнаруживать и решать любые проблемы в случае возникновения угрозы.
Все вышеперечисленные технологии значительно повысят эффективность производства и системы контроля качества, что, в конечном итоге, повысит уровень продовольственной безопасности в небольших регионах ЦФО.
Продвижение сельского хозяйства и улучшение самообеспечения имеет стратегическое значение для экономики. Реализация предложенных мер поможет укрепить отечественное производство, повысить его конкурентоспособность и обеспечить стабильность в снабжении продуктами питания.