Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

INCREASING THE LEVEL OF FOOD SECURITY OF THE SUBJECTS OF THE CENTRAL FEDERAL DISTRICT

Zemlyak S.V. 1 Kramlikh O.Yu. 1 Mechonoshina V.O. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Smolensk Branch
1324 KB
This paper examines the food security program of the Russian Federation. The relevance of the topic is due to the fact that in the context of globalization and instability of the world food market, strategic planning and effective management in this area become the main tasks of the state. The purpose of this study is to study the level of food security in the Central Federal District of the Russian Federation and develop recommendations for increasing it. One of the tools that can be used to solve the problem of providing the population with quality food is program support for the development of food security. The basis of the research was general scientific methods of cognition, using logical, statistical and comparative analysis, which are aimed at the most objective and comprehensive study of the problem. Analysis of the program made it possible to evaluate its effectiveness, identify shortcomings in its implementation and conduct a comparative description of the subjects of the Central Federal District. The work analyzes the key factors that influence the level of food security in the constituent entities of the Central Federal District. At the end of the study, recommendations were developed to improve the level of food security in lagging regions. The results of the study provide the opportunity to make economically sound decisions on the factors that determine the level of food security of the subjects of the Central Federal District.
economics
food security
constituent entities of the russian federation
analysis
factors
efficiency

Введение

Проблема обеспечения продовольственной безопасности является одной из наиболее актуальных для Российской Федерации. В условиях глобализации и нестабильности мирового рынка продуктов питания, стратегическое планирование и эффективное управление в этой сфере становятся основными задачами государства. Одним из инструментов, с помощью которого можно решать данную проблему, является программная поддержка развития продовольственной безопасности. Продовольственная безопасность является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в современном мире. Полноценное питание населения, его доступность, качество и надежность поставок продовольствия имеют огромное значение для здоровья и благополучия граждан. Российская Федерация придает большое значение вопросам продовольственной безопасности, разрабатывая и реализуя различные программы и стратегии для обеспечения устойчивого и надежного снабжения продуктами питания.

Цель данного исследования, изучить уровень продовольственной безопасности ЦФО РФ и разработать рекомендации по его повышению.

Материалы и методы исследования

Материалами и методами исследования стали общенаучные методы познания, с использованием логического, статистического и сравнительного анализа, которые направлены на наиболее объективное и всестороннее изучение проблемы.

Результаты исследования и их обсуждение

В России существует программа продовольственной безопасности, которая разработана для обеспечения населения доступными и качественными продуктами питания.

Для обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации указом Президента РФ от 21 января 2020 г. N 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» установлено:

1. Утвердить прилагаемую Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации.

2. Правительству Российской Федерации: в 3-месячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации.

Основной целью этой программы является обеспечение населения достаточным количеством продуктов питания, сохранение сельскохозяйственного потенциала страны и поддержка малых и средних сельскохозяйственных производителей.

Программа продовольственной безопасности включает в себя ряд мероприятий, направленных на стабилизацию цен на продукты питания, поддержку производителей и развитие сельскохозяйственного сектора. В рамках этой программы проводятся субсидирование производства и переработкаа сельскохозяйственной продукции, поддержка экспорта сельскохозяйственной продукции, обеспечивающая доступность для малообеспеченных слоев населения продуктами питания.

Также в рамках программы продовольственной безопасности проводятся мероприятия по контролю качества продуктов питания, обеспечению их безопасности и соответствия стандартам. Это включает в себя регулярные проверки производственных предприятий, мониторинг качества продукции на рынке и принятие мер по защите прав потребителей [1].

В целом, программа продовольственной безопасности в России направлена на создание благоприятных условий для развития сельского хозяйства и обеспечения населения доступными и качественными продуктами питания. Реализация программы является главным направлением обеспечения национальной безопасности государства, фактором сохранения суверенитета. В утвержденной Доктрине продовольственной безопасности расширена продуктовая линейка, по которой оценивается продовольственная независимость. Наличие отечественного семенного фонда и технологий является непременной составляющей продовольственной безопасности при производстве с/х продукции. Начиная с 2000-х годов эту сферу захватили иностранные компании, и в настоящее время доля отечественных семян составляет не более 50%. Расширен список потенциальных рисков и угроз продовольственной безопасности. Документ определяет продовольственную безопасность как состояние, при котором обеспечивается продовольственная независимость, гарантируется физическая и экономическая доступность продуктов для каждого гражданина в необходимых объемах, для здорового и активного образа жизни [2].

Одним из основных направлений развития программы по продовольственной безопасности в России является укрепление сельского хозяйства и развитие сельских территорий. Государству необходимо продолжать активно поддерживать аграрный сектор через предоставление субсидий и льгот, а также реализацию программ развития сельских территорий. Важно сосредоточить усилия на модернизации сельскохозяйственных предприятий, повышении эффективности использования земли и внедрении инновационных технологий в агробизнес. Кроме того, необходимо разработать и внедрить систему мониторинга и контроля качества продовольственной продукции на всех этапах производства и обращения. Важно внедрить современные методы и технологии, позволяющие отслеживать происхождение и качество продукции, а также обнаруживать фальсификацию и контрафакт [3].

Для анализа состояния продовольственной безопасности необходимо рассмотреть основные экономические показатели сельского хозяйства (таблица).

Рассмотрим каждый пункт таблицы 1 более подробно и проведем сравнительную характеристику субъектов. Среди основных показателей анализа состояния продовольственной безопасности в субъектах РФ можно выделить следующие, представленные на рисунке 1.

Основные экономические показатели сельского хозяйства за 2023 г.

Субъект

Количество предприятий с/х

Индексы производства продукции сельского хозяйства (в процентах к предыдущему году)

Продукция сельского хозяйства, млн руб.

Субсидии, тыс. руб.

Белгородская область

914

104,5

272560

206 489,00

Брянская область

577

110,7

91916

107 918,00

Владимирская область

1 058

102,3

30810

108 415,00

Воронежская область

1 146

112,8

247839

91 983,00

Ивановская область

632

102,7

18075

95 398,00

Калужская область

992

104,7

52862

103 037,00

Костромская область

676

100,4

17380

116 294,00

Курская область

674

118,9

179589

83 473,00

Липецкая область

672

114,9

135925

149 926,00

Московская область

4 167

102,4

120142

111 094,00

Орловская область

550

107,3

93227

90 691,00

Рязанская область

703

116,5

70508

57 076,00

Смоленская область

1 198

112,5

26562

79 952,00

Тамбовская область

822

104,5

139239

171 397,00

Тверская область

1 304

115,6

41608

90 093,00

Тульская область

971

107

77829

73 686,00

Ярославская область

924

101,2

33916

115 537,00

Источник: составлено автором по [4].

Zemlyak1.tif

Рис. 1. Количество сельскохозяйственных предприятий ЦФО за 2023 г. Источник: составлено автором

Московская область является во многих направлениях лидером, в том числе и по количеству сельскохозяйственных предприятий, поскольку, является экономическим центром в регионе. Сельскохозяйственные предприятия играют важную роль, обеспечивая область продукцией. В области встречаются как крупные сельскохозяйственные холдинги, так и небольшие семейные фермы. Многие предприятия осуществляют переработку сельскохозяйственной продукции на месте производства или в специализированных предприятиях. Сельскохозяйственные предприятия в Московской области активно внедряют современные технологии и методы управления для увеличения производительности и качества продукции. Кроме того, многие из них уделяют внимание экологической устойчивости и безопасности производства. В целом, сельскохозяйственные предприятия в Московском регионе выполняют значительную роль в обеспечении продуктами питания и являются основным звеном в экономике области.

Наименьшее количество предприятий обнаружено в Орловской области. Это обусловлено следующими причинами:

• Недостаток земельных ресурсов, что ограничивает количество предприятий

• Конкуренция с другими отраслями: в области более развита промышленность, которая более привлекательна для инвесторов

• Технологическое развитие: область отстает в новых технологиях, которые активно проникают в сельское хозяйство [5].

Остальные области имеют примерно одинаковый, средний уровень предприятий (600-1000).

Индексы производства продукции сельского хозяйства наглядно представлены на рисунке 2.

Наиболее высокий индекс производства продукции наблюдается в Курской области (118%), затем идёт Рязанская (116%), Тверская (115%) и Липецкая (114%). Это обусловлено:

• Погодными условиями

• Использованием современных технологий

• Поддержкой со стороны государства (исключением является Рязанская область, получившая наименьший размер субсидий в регионе)

Аутсайдерами по уровню индекса являются Костромская, Ивановская и Московская области, несмотря на то, что в последней наибольшее количество предприятий.

Продукция сельского хозяйства ЦФО представлена на рисунке 3.

Важным показателем является оценка соответствия продукции санитарным нормам, наличие системы контроля и сертификации продуктов, а также уровень потребительского доверия к продукции.

Zemlyak3.tif

Рис. 2. Индексы производства продукции сельского хозяйства в ЦФО за 2023 г., % к предыдущему году Источник: составлено автором

Zemlyak3.tif

Рис. 3. Продукция сельского хозяйства ЦФО за 2023 г., млн руб. Источник: составлено автором

Лидером по производству сельскохозяйственной продукции на протяжении последних 10 лет в ЦФО является Белгородская область. Область занимает так же третье место в РФ. На втором месте располагается Воронежская область, которая занимает пятое место в России. Эти регионы обладают благоприятным климатом и почвенными ресурсами, что позволяет им производить большое количество сельскохозяйственной продукции, а также иметь разнообразные отрасли промышленности. Такие области как Курская и Тамбовская также имеют высокий уровень самообеспеченности продуктами за счет своих природных ресурсов и развитой сельскохозяйственной отрасли [6].

Zemlyak4.tif

Рис. 4. Субсидии, предоставленные ЦФО за 2023 г., тыс. руб. Источник: составлено автором по [7]

Субъекты Российской Федерации с низким уровнем самообеспеченности продуктами включают в себя Костромскую, Ивановскую и Владимировскую области. Они имеют трудности с сельским хозяйством из-за климатических условий, удаленности и недостаточности ресурсов. Они зависят от импорта продуктов питания для обеспечения потребностей своего населения.

Отстающей является Костромская область, которая так же отстает по уровню индекса производства с/х продукции.

Государственная поддержка ЦФО представлена на рисунке 4.

Областью, получившей наибольшее количество субсидий, является Белгородская, которая производит наибольшее количество продукции уже долгое время [8]. Областью, получившей наименьшее внимание, является Рязанская.

Заключение

Ситуация в центральном округе на достаточно хорошем уровне. Продовольственная безопасность Центрального федерального округа (ЦФО) достигается за счет развитого сельского хозяйства и адекватного финансирования и технологий. Некоторые из них включают многочисленные сельскохозяйственные предприятия, как крупные холдинги, так и небольшие семейные фермы, которые вносят значительный вклад в обеспечение региона продовольствием. Также важно отметить, что значительное количество предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции сосредоточено в ЦФО, особенно в Московской области. Это обеспечивает своевременную уборку урожая и снижает риски потери урожая. Качество и безопасность продуктов питания в ЦФО регулируются строгими стандартами и сертификацией. Эти меры гарантируют, что продукты, представленные на рынке, соответствуют всем предъявляемым к ним требованиям. Тем не менее, не все регионы в ЦФО в равной степени обеспечены продуктами питания. В то время как Белгородская область лидирует в производстве сельскохозяйственной продукции, Костромская, Тверская, Московская и Ивановская области испытывают проблемы с удовлетворением собственных потребностей из-за климатических условий, удаленности от основных рынков, а также нехватки ресурсов, вынуждающих их импортировать продукты питания из других регионов. Между тем, наиболее высоким уровнем самообеспечения продуктами обладают Курская, Рязанская и Белгородская области Российской федерации. Данные регионы обладают благоприятным климатом и плодородными почвам и поэтому занимают лидирующие позиции по производству аграрной продукции и развитию промышленных отраслей. Одним из главных показателей является индекс производства сельскохозяйственной продукции, позволяющий измерять динамику работы отрасли в сравнении с предшествующим годом. Все ранее приведенные регионы показали улучшение результатов не менее чем на 2% к предыдущему показателю [9]. Другим важным фактором является поддержка со стороны государства в виде субсидий. Больше всех по количеству сделок на территорию получила Белгородская область Российской федерации, а меньше всего Рязанская область. Однако, при в целом высоких показателях не все демографические группы в ЦФО могут чувствовать себя достаточно продовольственно безопасными.

Например, могут возникнуть проблемы с доступом в некоторых сельских районах или в семьях, которые относятся к категории группы населения с низким уровнем дохода к высококачественной еде или у них нет необходимого доступа к полезным питательным веществам. В центральном округе, общая продовольственная безопасность является высокой из-за широты выбора продуктов питания, доступности их по цене, контроля качества и осведомленности о питательных веществах. Тем не менее, есть проблемы с неравным доступом различных групп населения к продуктам питания и пищевым компонентам. Это также повышает самодостаточность благодаря наличию обширных земельных ресурсов ЦФО для использования в агросекторе. Поэтому основным направлением работы является оптимизация агропромышленного комплекса. Для этого необходимо сделать следующее:

1. Искусственные технологии. Искусственный интеллект может быть очень полезен при прогнозировании урожая, а анализ данных о качестве почвы может выявить потенциальные угрозы на ранних стадиях.

2. Дроны и датчики. Датчики будут сигнализировать о проблемах в процессе производства, например, о загрязнении почвы или воды. Дроны могут контролировать качество посевов и мониторинг сельскохозяйственных площадей.

3. Блокчейн. Технология блокчейн отслеживает цепочки поставок продуктов питания от производителя до стола потребителя, что позволяет легко обнаруживать и решать любые проблемы в случае возникновения угрозы.

Все вышеперечисленные технологии значительно повысят эффективность производства и системы контроля качества, что, в конечном итоге, повысит уровень продовольственной безопасности в небольших регионах ЦФО.

Продвижение сельского хозяйства и улучшение самообеспечения имеет стратегическое значение для экономики. Реализация предложенных мер поможет укрепить отечественное производство, повысить его конкурентоспособность и обеспечить стабильность в снабжении продуктами питания.