Введение
Развитие сервисной деятельности, углубление отраслевого и территориального разделения труда привели к тому, что малое предпринимательство в туризме превратилось в однопорядочное звено туристской деятельности. В Российской Федерации из-за разных обстоятельств этот процесс задержался по сравнению с другими экономически развитыми странами мира. При этом научная теория и практическая деятельность государства долгое время ориентировались исключительно на крупные туристские проекты, формы организации всех видов туристской деятельности. В то же время новые тенденции в эволюции малого туристского предпринимательства были замечены и оценены с опозданием.
В настоящее время в системе структурной перестройки малое предпринимательство в туризме уже занимает одно из существенных мест. За последний период количество малых туристских предприятий в стране выросло более, чем в 5 раз. При этом недостаточное развитие малого предпринимательства в туризме обуславливается несовершенством соответствующей законодательно-нормативной базы, низким уровнем профессиональной подготовки кадров для малого предпринимательства в туризме, ошибками в государственной туристкой политике.
Различным проблемам туристского предпринимательства посвящены труды М.В. Валицкой [2], С.К. Волкова [3], К.П. Дашяна [4], И.Ф. Жуковской [5], Д.И. Попова [10], Е.О. Таппасхановой [11], Т.В. Ухиной [12], Е.А. Эминовой [14], Н.В. Яковенко [15] и др. При этом проблемы оценки государственного влияния на развитие малого предпринимательства в туризме еще изучены недостаточно.
Целью статьи является разработка теоретико-методологических аспектов эволюции предпринимательства в туризме, научное решение практических задач его государственного регулирования.
Материал и методы исследования
Методологической основой статьи выступали положения устойчивого развития, финансовой теории, а также разработки ученых в рамках развития малого туристского предпринимательства, национальный опыт регулирования туристской политики. Также были использованы такие методы: монографический – в рамках теоретического обобщения научных исследований предпринимательства; сравнительный анализ – при сопоставлении фактических данных развития туристского предпринимательства; системно-структурный анализ – для определения особенностей туристского предпринимательства.
Результаты исследования и их обсуждение
Несмотря на то, что туристское предпринимательство как признанный способ хозяйствования уже имеет свою историю, среди ученых и специалистов пока еще имеется дуалистический взгляд на грани его распространения [1, 7, 16]. Одни рассматривают предпринимательство как вид деятельности, присущий лишь частным формам собственности. Другие считают, что предпринимательство – это общий способ ведения хозяйства, который, имея различные формы проявления, существует в любом обществе и присущ любой форме собственности.
Концепция туристского предпринимательства основывается на главных принципах: предпринимательство предполагает реализацию новых комбинаций факторов сервисной деятельности; предпринимательство является функцией сервисной среды, которая определяет его возможности, типы, мотивации. В то же время статус собственника не выступает определяющим признаком туристского предпринимательства. Однако среди отечественных специалистов достаточно распространено мнение о том, что частная собственность – обязательное условие туристского предпринимательства.
Практика показала, что туристские предприятия, организации, учреждения любой формы собственности должны в своей деятельности проявлять инициативу, осуществлять инвестиционную и инновационную деятельность, рисковать, совершенствовать управление, маркетинг, получать прибыль – все, что обеспечивает конкурентоспособность туристского предприятия на рынке. Естественно, что степень осуществления каждой из этих функций варьирует в зависимости не столько от формы собственности (хотя и это имеет место), сколько от конкретных условий деятельности, законодательно-нормативной базы, опыта и квалификации руководителей и тому подобное.
Условия эти постоянно меняются. Вместе с ними меняется и степень использования методов предпринимательской деятельности. Однако предпринимательство ярче всего подчеркивает свои специфические черты именно в условиях частной собственности. Некоторые авторы [6, 8, 9, 13] отрицали необходимость и целесообразность вмешательства государства в политику предпринимательской деятельности в туризме.
Однако время опровергло эту догму. В любой экономически развитой стране мира государство уделяет большое внимание поддержке туристского предпринимательства. Особенно необходима такая поддержка в странах с переходной экономикой. Назначение предпринимателя, говоря обобщенно, состоит в том, чтобы реорганизовать экономическую жизнь на основе собственной инициативы. Его деятельностью решаются коллизии экономической системы между неизменными процессами и постоянными изменениями в туризме, между статикой и динамикой, между традиционным и нетрадиционным экономическим обращением.
Государство должно способствовать формированию в туризме уважительного отношения к предпринимателю. Ведь ему – носителю разнообразного рода новшеств – приходится преодолевать отсталость, традиционность воображения, мышления и действий, а следовательно, сопротивление социальной среды, причем в условиях, когда его действия неизбежно сочетаются с риском.
Анализ мирового опыта свидетельствует, что практически во всех развитых странах государство активно участвует в формировании и развитии предпринимательской деятельности в туризме, поддержке наиболее целесообразных и эффективных ее направлений. Даже в тех странах, где сложились традиции частного предпринимательства, малый бизнес нуждается в подобной поддержке. Основным и первым шагом поддержки туристского предпринимательства должна быть система соответствующих законов, иных подзаконных нормативных актов государства.
При этом особым сектором предпринимательства является малое предпринимательство в туризме. В то же время показатели размеров туристских предприятий должны быть дифференцированы в зависимости от специфических особенностей отрасли и пересматриваться, через определенные отрезки времени – ориентировочно через 10-15 лет. Именно за этот период происходят существенные изменения в технологии и организации сервисной деятельности.
Учитывая значительную энерционность некогда усвоенных нашим обществом положений, необходимо быстрее всего уточнить его в соответствии с современными тенденциями развития индустрии туризма. При этом концентрация сервисной деятельности в туризме означает его сосредоточение на туристских предприятиях оптимального размера. В современных условиях оптимальными могут быть как крупные, так и малые туристские предприятия. Это положение имеет не только научно-методологическое значение, а должно восприниматься обществом, органами власти, как теоретическая база для развития малых туристских предприятий, малого предпринимательства с целью скорейшего решения экономических и социальных проблем.
Новые тенденции в организации сервисной деятельности требуют соответствующего реагирования со стороны, как центральной власти, так и местных властей. Речь идет о необходимости создания по инициативе, прежде всего, местных властей бизнес-инкубаторов и технопарков. Опыт зарубежных стран свидетельствует, что последние являются необходимым условием ускоренного развития малого туристского предпринимательства.
Учитывая, что любой вопрос дальнейшего развития малого туристского предпринимательства в Российской Федерации и в каждом из ее регионов ограничивается наличием финансовых ресурсов, значительное внимание должно уделяться именно решению проблемы формирования дополнительных финансовых источников для этого сектора экономики, особенно привлечения нетрадиционных источников финансирования: собственных сбережений населения и создания взаимных фондов кредитования.
Практика показала, что население определенную долю собственных средств, использует для финансирования предпринимательства в тех отраслях экономики, которые отмечаются быстрым оборотом капитала и сравнительно невысокой стоимостью рабочего места. Что касается малого предпринимательства в туризме, то рядовой гражданин не способен по своему собственному финансово-материальному положению принять участие в инвестировании и обновлении фондов. Учитывая это обстоятельство, мы предлагаем создание в стране и в каждом из ее регионов взаимных фондов кредитования малого туристского предпринимательства. Данная практика уже много лет широко используется в других экономически развитых странах. Взаимные кредитные союзы Канады, США, Австралии и других государств имеют фонды, размеры которых превышают значительные суммы.
Выводы
Подводя итоги можно отметить, что развитие малого туристского предпринимательства зависит сегодня в значительной мере от наличия таких форм его развития, как технопарки и, особенно, бизнес-инкубаторы. Последние должны создаваться при крупных научных центрах, университетах, НИИ. В Российской Федерации пока нет рационально построенных бизнес-инкубаторов, а нужны они в каждом регионе. В то же время ограничивающим фактором развития малого туристского предпринимательства является недостаточность государственных финансовых ресурсов.
При этом нетрадиционным для Российской Федерации их источником являются собственные средства населения. Необходимо повышать доверие населения к государству, особенно в финансовых отношениях между ними, изменить акценты в государственной политике поддержки малых туристских предприятий в сторону стимулирования крупных туроператоров в создании дочерних структур. Это выгодно государству, крупным и малым туристским предприятиям. Первые освобождаются от обременительной непрофильной для них сервисной деятельности, а вторые имеют гарантированный рынок сбыта.