Введение
Изучение вопросов устойчивости и жизнеспособности локальных сообществ являются важным аспектом для достижения целей устойчивого развития [1], так как местные сообщества, будучи неотъемлемой частью вышестоящих по иерархии систем, являются уровнем практической реализации принципов устойчивого развития, и действия, осуществляемые на этом уровне, будут способствовать решению не только местных, но и региональных и глобальных проблем, связанных с устойчивым развитием [2]. Локальные сообщества представляют собой общности, идентифицируемые по ряду признаков: территориальная сплоченность; наличие взаимосвязанной институциональной среды, включая структуры управления; устойчивые социальные взаимодействия, на основе которых формируются практики взаимозависимости, сотрудничества и конкуренции [3]. Однако довольно дискуссионной темой остается поиск индикаторов устойчивости локальных сообществ [4]. Обзор научной литературы показал, что до сих пор нет устоявшегося определения устойчивости локальных сообществ, но часто оно определяется динамикой численности населения, демографическими и социокультурными показателями развития, а также качеством жизни, характеризующем современное и перспективное благосостояние местного сообщества [5].
Вместе с тем в условиях изменяющихся геополитических реалий и укрепления восточного направления сотрудничества России особую важность приобретают исследования, связанные с развитием приграничных территории и трансграничного взаимодействия с азиатскими странами, включая Монголию. Монголия, как соседняя страна с Россией, играет значительную роль в контексте восточного направления внешней политики России и ее стратегии развития. Развитие трансграничного сотрудничества с Монголией имеет потенциал для укрепления экономических, культурных и политических связей между двумя странами.
Товарооборот России и Монголии в национальных валютах в 2023 году увеличился более чем в два раза по сравнению с прошлым годом Россия также наращивает поставки монгольских товаров на свой внутренний рынок. В 2023 году положительно решен вопрос о беспошлинном ввозе в Россию отдельных видов сельхозпродукции из Монголии [6].
Ключевая роль в развитии двустороннего сотрудничества между Россией и Монголией отводится Республике Бурятия как региону, граничащему с Монголией и имеющему глубокие исторические, социальные и экономические связи с этой страной [7].
Между двумя странами обсуждается развитие авиационного сообщения, расширения автомобильного и железнодорожного транспорта. В контексте развивающейся экономики России на Востоке, укрепление взаимодействия с азиатско-тихоокеанскими странами, открытие новых рынков через восточное направление становится особенно важным. Также обсуждается расширение сотрудничества в сферах сельского хозяйства, туризма и медицины [7].
Изделия из кожи и кашемира, ковры, мясо и мясопродукты, домашний скот и т.п. являются товарами традиционного монгольского экспорта. Российские поставки в соседнюю Монголию включает в себя энергоносители, металлы, машины и оборудование, химическую продукцию, продовольствие, древесину и многое другое [6].
Существуют совместные проекты и в области туризма. Идет о подготовка дорожной карты по реализации трансграничного туристского маршрута «Великий чайный путь», в котором будет содержаться набор конкретных проектов. География туристического маршрута повторяет торговый путь, созданный в XVIII веке из Китая через Монголию, Сибирь, Урал и Поволжье в Москву и Санкт-Петербург [6].
Предлагаемое исследование было нацелено на детализацию компонентов экономического, социального и культурного характера взаимодействующих и взаимозависимых жителей, населяющих приграничные территории Российской Федерации и Монголии на примере следующих конкретных административных единиц: Окинского района Республики Бурятия, Тоджинского кожуун Республики Тыва, сомонов Ханх и Цагааннур Хубсугульского аймака Монголии. Авторы считают, что выявление различного рода связей, поможет развитию метадисциплинарной сетевой концепции с использованием онтологий, моделей и индикаторов, направленных на поддержку устойчивого развития удаленных северных территорий, обеспечивая согласованность экономической деятельности, экологического равновесия, этнокультурного и социального комфорта. Определение, идентификация и изучение различного рода связей между исследуемыми территориями является одним из ступеней к разработке нашей сетевой концепции.
Территория настоящего исследования представляет собой, так называемый, «Саянский перекрёсток». Данную территорию выделяют в качестве особого региона, в связи с хозяйственно-культурной общностью населяющих ее коренных народов: тувинцев-тоджинцев (Республика Тыва, РФ), сойотов (Республика Бурятия, РФ), тофаларов (Иркутская область, РФ) и цаатанов (духа) (Хубсугульский аймак, Монголия) [8]. Исследование выполнялось в соответствии с планом проекта РФФИ № 20-57-44002 монг_а «Междисциплинарная сетевая платформа моделирования социально-экономических и экологических процессов на трансграничных территориях РФ и Монголии с ограниченной транспортной доступностью».
Цель настоящей работы заключалась в раскрытии и детализации разноплановых связей между множественными акторами различной природы, связями, формирующими экономические, социальные и экологические процессы на территории «Саянского перекрестка». Данное исследование дает возможность выделить основополагающие виды взаимодействия в процессах социально-экономического развития коренных народов данной модельной территории.
Авторы считают, что выявление различного рода связей, поможет развитию метадисциплинарной сетевой концепции с использованием онтологий, моделей и индикаторов, направленных на поддержку устойчивого развития удаленных северных территорий, обеспечивая согласованность экономической деятельности, экологического равновесия, этнокультурного и социального комфорта. Определение, идентификация и изучение различного рода связей между исследуемыми территориями является одним из ступеней к разработке нашей сетевой концепции
С помощью этой модели, любые инициативы и проекты устойчивого развития территории могут быть в какой-то мере подвергнуты экспертизе на предмет количественной сбалансированности в отдельных компонентах и в целом с выставлением баллов.
Материалы и методы исследования
Спектр методов, использованных в работе, формируют: глубинные и групповые интервью с местными жителями, экспертные интервью, включенные наблюдения, анализ статистических материалов, муниципальных отчетов и архивных данных. Достижение заявленной цели опирается на результаты полевых исследований, проведенных в Окинском районе (Республика Бурятия, РФ), 2020-2021 гг., в Тоджинском кожууне (Республика Тыва, РФ), 2021-2022 гг., в сомонах Ханх и Цагааннур (Хубсугульский аймак, Монголия) в 2022-2023 гг. Интервьюируемые респонденты отбирались методом «снежного кома» и бывших социальных сетей. Продолжительность одного интервью составляла от двадцати минут до полутора часов, при этом общее количество интервью – 62. Среди респондентов можно найти представителей администрации, образовательной сферы, медицины, культуры, туристской сферы, предпринимателей, водителей маршруток и местных жителей, в возрасте от 18 до 80 лет.
Результаты исследования и их обсуждение
Общая численность населения составляет 15,7 тыс. человек, в этническом составе преобладают коренные народы (таблица).
Транспортное взаимодействие
Транспортная инфраструктура является одним из ключевых компонентов при выявлении взаимосвязей различных территорий. Рассматриваемые нами районы являются труднодоступными с ограниченными транспортными связями. В эпоху социализма развитие авиатранспорта существенно изменило восприятие мобильности коренными жителями, связанной с перемещением между поселениями, районными и региональными центрами. Период распада социализма в России и Монголии реформы в транспортной сфере привели к сокращению государственных субсидий, что привело к отчуждению удаленных районов от ключевых транспортных узлов. Межпоселенческая мобильность стала ограниченной, с немногочисленными авиарейсами и трудными условиями для автомобильных перемещений. Так случилось в Окинском и Тоджинском районах. Но за последние годы, во многом благодаря развитию горнодобывающей промышленности транспортная инфраструктура в этих районах значительно улучшилась [21].
Тофалария в сравнении с Окинским и Тоджинским районом остается более труднодоступной и изолированной территорией. Вертолетные рейсы осуществляются один раз в неделю, но из-за погодных условий или ввиду отсутствия пассажиров из Нижнеудинска, могут быть отменены. В зимнее время работает «зимник», дорога, которая открывается в конце ноября или декабре и действует до середины апреля, причем большая часть маршрута пролегает по льду реки Уда. Время в пути по «зимнику» составляет около 10-12 часов, за это время преодолевается 150 км между районным центром г. Нижнеудинск и Алыгджером. В летнее время дороги в Тофаларию извне практически нет, но бывали случаи, когда вездеходные автомобили УРАЛ преодолевали расстояние от Нижнеудинска до Алыгджера за несколько дней.
Сомон Ханх и его административный центр поселок Турт находится в 1020 км от столицы Улан-Батора и в 280 км от аймачного центра Мурен. Транспортное сообщение с аймачным центром осуществляется по грунтовой дороге. Время в пути занимает от 10 и более часов, летом в дождливый период этот путь может занять несколько суток. По зимнику можно доехать до таких поселений как Цагааннуур, Тарган.
Добраться можно до Турта с юга, со стороны юга озера Хубсугул и с севера, со стороны российско-монгольской границы.
Цагааннуур – сомон Хубсугульского аймака. Центр – Гурвансайхан находится от г. Улан-Батор в 885км и от аймачного центра г. Мурун 215 км. В зимнее время от Цагааннуура до Ханха можно доехать по льду, преодолев расстояние около 150 км. Сомон занимает северо-западную часть Хубсугульского аймака и граничит с Россией (на севере и западе) и сомонами Ринчинлхумбэ (на востоке) и Улаан-Уул (на юге). Сомон молодой, ему немногим более 30 лет: в 1985 г. эта территория была отделена от сомона Рэнчинлхумбэ для целевого развития оленеводческого хозяйства, 96% всех площадей сомона занимают пастбища для оленей.
Краткая характеристика исследуемых территорий
Район/регион |
Площадь, тыс. кв. км. |
Население, чел |
Этнический состав |
Административный центр района |
Тоджинский кожуун, Республика Тыва Россия |
44,8 |
6649 |
тоджинцы тувинцы русские |
п. Тоора-Хем |
Окинский район, Республика Бурятия Россия |
26,6 |
5452 |
сойоты, буряты, другие( менее 7%) |
с. Орлик |
Сомон Цагааннуур, Хубсугульский аймак Монголия |
5,4 |
1317 |
цаатаны, дархаты, урянхайцы, буряты и др. |
п. Гурвансайхан |
Сомон Ханх, Хубсугульский аймак Монголия |
5,5 |
2287 |
буряты, цаатаны, дархаты, урянхайцы и др. |
с. Турт |
Сомон делится формально на две бригады (монг. баг), первый – оленеводческие хозяйства Баруун тайга и Зүүн тайга (западной и восточной тайги), вторая – поселок Гурван-сайхан. Более населена тундра в местности Баруун тайга, где летнюю стоянку проводят 7–8 стойбищ (монг. отог), расположенных на относительно небольшом расстоянии в одной впадине Мэнгэ булаг.
Развитие транспортной инфраструктуры на данных территориях повлекло за собой активизацию туризма. Туристов в рассматриваемых районах привлекают сохраненная самобытность, культурная автономия и природные ландшафты. В связи с увеличением количества туристов администрации районов предпринимают шаги к развитию событийного туризма. Проводятся такие праздники как «Эб-Модоной Наадан», «Сур-Харбан», «Фестиваль оленеводов», «Праздник 1000 оленей», «Наадам» и т.д. При проведении праздников получают официальные приглашение администрации соседних территорий. Например, при проведении «Фестиваля оленеводов» в Тоджинском кожууне приглашались оленеводы из сомона Цагааннур, праздник «Эб Модоной Наадан – Древо Дружбы» по очереди проводят и участвуют следующие районы: Тункинский, Окинский, Хубсугульский аймак Монголии сомон Ханх.
Изучение взаимодействия в области культуры позволяют выделить следующие типы – это проведение совместных праздников на определенных территориях, работа этнокультурных центров, предназначенная для поддержания и презентации этнокультуры. Типология позволяет говорить о вариативности культурного взаимодействия – как внутри самого этноса, так и между этносами, а также с другими этносами.
Поддержание этнокультуры зависит от деятельности и инициативности сотрудников этнокультурных центров, активности местного населения. Во всех районных центрах изучаемых территорий функционируют этнокультурные центры, занимающиеся развитием традиционной культуры. Творческие коллективы, а также отдельные мастера регулярно участвуют в конкурсах и выставках в региональных центрах, а также активно принимают участие в праздничных мероприятиях. Географическая близость территорий позволяет провести межрайонные и внутрирайонные совместные праздники. Наиболее ярким примером взаимодействия являются культурные связи, проявляющиеся в презентации этнокультур в других территориях РФ и за рубежом. Традиционные (этнические) праздники являются важными культурными событиями, которые собирают всех жителей районов, а также гостей из других регионов России и из соседней Монголии, способствуя развитию и укреплению связей между жителями этих территорий. Например, праздник «Эб модоной наадан» – «Древо дружбы» по очереди проводят и участвуют Тункинский, Окинский районы России, Хубсугульский аймак Монголии сомон Ханх. В то же время есть и межрегиональные связи с не приграничными территориями, но связными общими видами традиционной деятельности. Российские оленеводы приглашаются на «Фестиваль оленеводов» в Тодже и из Монголии (сомон Цагааннур). Жители из исследуемых районов делились яркими впечатлениями, а также рассказывали о новых знакомствах и установлении дружеских связей после участия в таких культурных мероприятиях. На этнических праздниках проводятся выставки и конкурсы творческих работ. Например, осенью 2022 этнокультурный центр Тофаларии из пос. Алыгджер проводил выставку своих работ в Иркутске.
Совместное участие в таких мероприятиях оказывает положительное влияние на общественные и социальные связи в исследуемых районах. Такие мероприятия стимулируют людей к общению, знакомству, расширению социального круга. Кроме того, организация выставок и конкурсов способствует развитию творческого потенциала, обмену опытом, культурному обогащению, интеграции людей из разных сообществ, созданию общего пространства для взаимодействия и обмена знаниями, что в свою очередь способствует формированию толерантной и открытой культурной среды. Данные выводы подчеркивают значимость культурных и общественных связей для формирования сообщества, укрепления социальных связей.
В 2020 году администрация Республики Бурятии предложила план развития туристской отрасли, в котором среди туристических направлений нашел свое отражение и маршрут Байкал (РФ)-Хубсугул (Монголия) [20]. Данный маршрут проходит по территории Окинского района, следовательно, есть надежда на дополнительную поддержку в развитии туризма в этой интересной зоне.
Во время пандемии коронавирусной инфекции российско-монгольская граница на переходе Монды-Ханх была закрыта, в этот период туристов из России в Ханхе практически не было. Отмечались лишь редкие внутренние туристы из других сомонов Монголии. В целом, пандемия оказала влияние на рост числа туристов в Окинском районе, поскольку в связи с ограничениями выездного туризма увеличился поток внутренних туристов.
На основе анализа интервью были выявлены следующие типы взаимодействия, характерные для рассматриваемых нами территорий, далее была проведена их типология. на: образовательные связи; культурное взаимодействие; экономическое взаимодействие (взаимодействие для покупки предметов повседневного потребления и продуктов питания, туризм); дружеские и родственные связи.
Таким образом нами были выявлены следующие виды связей:
• культурные (примеры: совместные праздники и культурные события, спортивные состязания,
• образовательные (организация образовательных программ по обмену опытом Орлик-Ханх, Цагааннур-Тоджа),
• экономические связи (продажа одежды и товаров монголами в Окинском районе, покупка монголами товаров из Иркутска, Кырена и др., поездки с туристическими целями в Ханх и Цагааннур из Окинского района, сбор дикоросов с монгольской стороны в Окинском районе и т.д),
• дружеские и родственные связи (Ока -Ханх, Ока-Тоджа, Тодажа-Цагааннур).
Заключение
В настоящей работе представлены результаты полевых исследований, в которых были собраны сведения о практиках трансграничного взаимодействия жителей отдаленных труднодоступных местностей: Окинский район, Республика Бурятия, Тоджинский кожуун, Республика Тыва – Российская Федерация и Хубсугульский аймак – Монголия.
Отмечены виды хозяйственной деятельности, в значительной степени определяющей культурные, социальные и экономические интересы населения модельной территории -«Саянского перекрестка», в этническом составе которого преобладают коренные народы.
Показано, каким образом взаимодействие местного населения обеспечивается сегодняшней дорожно-транспортной инфраструктурой, имеющей как ограничения, так и перспективы развития.
Косвенно затрагивались организационно-правовые вопросы и проблемы экологической сферы с сопутствующими им связями, что явится предметом дальнейших тщательных исследований.
Важно, что детальный анализ практик взаимодействия предоставил возможность установить характер и тип основных видов трансграничных межакторных социально-экономических связей на территории «Саянского перекрестка».
Выявленные связи с их свойствами рассматриваются нами в качестве основы для построения сетевой модели, описывающей социально-экономические и экологические процессы на данной территории [21]. Развитие этой модели предполагает анализ и выбор эффективных сетевых метрик – индикаторов устойчивого развития административных образований «Саянского перекрестка». В условиях современных глобальных, региональных и локальных трансформаций в социально-экономической среде, а также особого внимания к приграничным территориям, эти задачи становятся особенно актуальными. Учет множества факторов, включающих региональные особенности и конкретные количественные характеристики приграничных зон, в том числе, представленные социально-экономическими связями настоящего исследования, обеспечат возможность разработать более точные и адаптированные стратегии комплексного развития подобных территорий. Глубокое понимание множественных особенностей во взаимодействии приграничных сообществ, и в целом, будет способствовать развитию сотрудничества РФ и Монголии, укрепляя экономические, культурные и политические связи между двумя странами.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ номер проекта 20-57-44002.