Введение
Залогом развития любого предприятия, отрасли и государства является инновационная деятельность и эффективное применение результатов инновационной деятельности. На сегодняшний день продолжаются работы по переводу экономики Российской Федерации на инновационные рельсы развития. Однако, в виду того, что экономика РФ относится к категории развивающихся, возникают определенные сложности, связанные с тем, что необходимо применять такие методы, инструменты и операции, что обеспечили бы темпы догоняющего и опережающего развития. Сложность достижения поставленных целей заключается в том, что в условиях глобализации мировой экономики и международной конкуренции догнать и обогнать развитые страны по уровню развития возможно лишь при максимальном использовании национальных конкурентных преимуществ.
Целью настоящего исследования является выявление и обобщение таких инструментов и методов менеджмента, которые способных оказать положительное влияние на деятельность и результат хозяйствующего субъекта.
Сегодня Россия является экспортно-сырьевым государством и, если раньше богатые природные ресурсы рассматривались как основной фактор развития, то сегодня можно наблюдать как страны, не имеющие больших природных ресурсов, коими обладает Россия, стали одними из самых развитых. Вследствие развития НТП появилась такое понятие как «технологическая отсталость», связанная с тем, что более продуктивные технологии потребляют большее количество энергии и ресурсов. Можно смело утверждать, что надежда на финансовые поступления от продажи нефти и газа, и других природных ресурсов стала «экономическим клеймом», сдерживающим развитие России. Для решения данной проблемы, обеспечения развития промышленных предприятий и перевод экономики на инновационные рельсы необходима развитие инструментов и методов менеджмента промышленных предприятий.[1] Под инструментами и методами менеджмента промышленных предприятий понимаются совокупность приемов и методов осуществления контроля и управления предприятием, производственной и реализационной деятельностью, направленная на выявление и устранение проблем, нарушающих ритмичность выпуска и реализации продукции, с целью обеспечения развития не только предприятия, но и целой отрасли.
Инструменты и методы менеджмента классифицируются по следующим признакам:
- По этапу управления (начинается с момента выявления производственной проблемы и продолжается до момента ее ликвидации с реализацией управленческих решений);
- Размеры и формы объекта управления (предприятие, компания, холдинг и т.д.);
- Разработка и принятие управленческих решений (экономических, экспертных и т.д.);
- Период развития и функции менеджмента;
- Универсальность решаемых задач;
- Качество исходных данных;
- Степень автоматизированности управленческих решений.
Основой эффективного управления предприятием является соблюдение всех принципов формирования и реализации инструментов менеджмента.
Общенаучные принципы менеджмента организаций [2]:
1. Принципы основных функций менеджмента
- принцип маркетинга;
- планирования;
- организации;
- контроля;
- мотивации.
2. Специализированные частные принципы менеджмента
- принцип стратегического менеджмента;
- принятия и реализации управленческих решений;
- реализации информационных технологий управления;
- логистики;
- инновационного менеджмента;
- управления качеством;
- инвестиционного менеджмента;
- риск менеджмента;
- производственного менеджмента;
- антикризисного управления;
- управления персоналом;
- исследование систем управления;
- финансового менеджмента;
- бизнес-планирования и управления проектами;
- экологического менеджмента;
- учета и анализа.
Данные принципы и методы могут применятся как в производственной сфере, так и в сфере услуг. В зависимости от вида деятельности и выпускаемой продукции каждый субъект хозяйственной деятельности использует определенные, подходящие методы и принципы. Также, с развитием НТП и собственной инновационной деятельностью предприятие может видоизменять и совершенствовать методы и принципы менеджмента. В процессе управления предприятием необходимо учитывать внутренние и внешние факторы, характерные для отечественных предприятий, и возможность трансформации существующей системы управления или создания новой, соответствующей требованиям постиндустриального общества.
Деятельность менеджмента предприятий строится на основе комплексного использования основных его методов, которые подразделяются на общие и конкретные. В отличии от конкретной общей методы не предназначены для решения каких – либо конкретных задач и имеют общее значение для системы управления в целом. Конкретные методы направлены на решение отдельных задач и устранение проблем в отдельном подразделении предприятия. Конкретные методы подразделяются на:
- методы менеджмента отдельных подразделений;
- методы реализации функций менеджмента;
- методы принятия управленческий решений;
- методы, направленные на решение отдельной проблемы структурного подразделения предприятия.
По характеру методы менеджмента подразделяются на формальные, которые характеризуют осуществление деятельности менеджера, воздействия на подчиненных путем прямых приказов и инструкций, и неформальные, подразумевающие установление между аппаратом управления и работниками предприятия неформальных, дружеских связей. По направлению воздействия методы делятся на прямые и косвенные. [3] Прямые выражаются в участии и контролем руководством за деятельностью сотрудников, тогда как косвенные лишь создают условия для достижения конкретных результатов. Несмотря на деление методов по характеру и воздействию нельзя забывать, что все эти методы рассматриваются как дополняющие друг друга и используются в комплексе, т.к. цель методов заключается в воздействии на персонал и каждого сотрудника по отдельности. Исходя из этого, можно разделить все методы менеджмента на 4 группы:
1. экономические;
2. административные;
3. организационные;
4. социально-психологические.
Экономические методы выражаются в материальном стимулировании рабочих путем выдачи премий, увеличения З/П и других денежных и неденежных инструментов.
Организационно-административные методы выражаются в прямом и безвозмездном воздействии на персонал предприятия. Выражаются в установлении четких заданий и нормативов и наказании за выполнение должностных обязанностей.
Социально-психологические методы выражаются в персональном подходе и учете психологических особенностей каждого сотрудника. Воздействие на персонал осуществляется с помощью отдельных социальных и психологических приемов [4].
Общую характеристику каждой группы методов можно представить в виде таблицы.
Классификация методов менеджмента
Критерий |
Эконмические |
Административные |
Организационные |
Социально- психологические |
Основа применения |
Рост заработной платы |
Наказание за невыполнение производственной программы |
Установление нормативов, целей и задач |
Создание условий для развития личности и психологический комфорт |
Направленность |
Косвенное воздействие на персонал |
Прямое воздействие на персонал |
Косвенное воздействие на персонал |
Косвенное воздействие на персонал |
Основные требования к персоналу |
Соответствие результатов установленным нормативам |
Точное исполнение предписаний |
Выполнение производственной программы |
Взаимодействие с командой |
Каждая группа методов имеет свою роль и значение в общей системе менеджмента и имеет свои преимущества и недостатки. Например, к достоинствам административных методов можно отнести то, что благодаря прямому воздействию на персонал обеспечивается строгая дисциплина в коллективе, достижение поставленных целей в определенный срок. К недостаткам данных методов относят отсутствие мотивационной составляющей и отрицательная атмосфера в коллективе предприятия. Преимуществам экономических методов относят заинтересованность персонала в результатах деятельности предприятия и увеличения производительности за счет более рационального использования всех ресурсов. Недостатками экономических методов является краткосрочность эффекта мотивационной деятельности и затраты на ее осуществление. К достоинствам социально-психологических методов относят создание в коллективе благоприятной атмосферы и связанные с этим низкие затраты. Недостатками являются большие временные затраты и сложности в определении эффективности данных методов. Кроме того, данные методы невозможно применить во всех сферах производственной или непроизводственной деятельность, т.е. ограниченность применения.
Большую роль в управленческой деятельности занимают инструменты менеджмента – совокупность средств и моделей для решения конкретных задач, возникающих на практике. К таким инструментам относятся:[5]
- система управления по целям, основанная на max использования потенциала персонала предприятия и ориентированная на снижение издержек производства, сокращение производственного цикла, увеличение прибыли, повышение качества продукции и т.д.;
- система PATTERN, заключающаяся в постановке целей, организации контроля и планирования на основе «дерева целей» (определение возможного эффекта, значимости результатов и вклад развитие науки и техники);
- система PERT направлена на планирование и управления проектами с целью сведения к минимуму время их реализации.
В заключении хочется отметить, что эффективно организованный менеджмент играет решающее значение для предприятия. Существование менеджмента оправдано лишь в том случае, если он обеспечивает достижение поставленных целей, производственной программы и создание необходимых условий для эффективного использования трудовых ресурсов. Если менеджмент не обеспечивает выполнение всех задач его смело можно назвать неэффективным.