Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC APPROACHES TO COMMUNICATION MANAGEMENT IN THE MARKET OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Getman E.Р. 1 Voevodina S.S. 1
1 Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism
The work examines issues related to the search for modern economic approaches and management solutions that contribute to increasing the efficiency of communication technologies in the market of physical culture and sports. It has been determined that both theorists and practitioners feel the need to update modern and, to a certain extent, extraordinary and more effective approaches in interaction with the population, fans, sponsors and other influence groups. The article, based on an analysis of the organization of economic and managerial activities of the line ministry, substantiates the need to make changes to existing approaches to the management of communication technologies and the use of proposed technologies in the system of organizing physical education and sports at the regional level of management. Analysis of the market for physical culture and sports in the Krasnodar region based on the study of documentary data, citizens’ requests, and the survey method makes it possible to clarify the tasks and functions of line ministries and areas of work. The approaches to the analysis of management-related material when organizing activities in the regional sports market have also been clarified. It is expected that the practical recommendations formulated in the work will increase the controllability of communication processes in the field of physical culture and sports, improve the prestige of the ministry and individual industry officials and will attract attention and influence the desire and demand of the population to play sports and participate in various kinds of sporting events held in cities and regions of the Krasnodar Territory.
economic and managerial activities
management
sectoral ministry
communications
market of physical culture and sports

Введение

Экономические отношения спортивном рынке, развивающиеся под развитием информационных технологий требуют поиска и актуализации коммуникационных механизмов управления в такой сфере деятельности как спорт. Необходимость гибкой адаптации к изменениям во внешней и внутренней среде обозначают требования к новым подходам в управлении и в управлении коммуникационными технологиями. Спортивный рынок как «живая» система нуждается в современных подходах и поиске управленческих решений способствующих повышению эффективности коммуникационных технологий, что говорит об актуальности темы исследования.

Цель исследования состоит в проведении анализа и на его основе разработке предложений направленных на совершенствование коммуникационных технологий на отраслевом спортивном рынке.

Материал и методы исследования

Теоретическую основу исследования составляют публикации в научных изданиях, сбор и обработка статистических данных. Исследование проведено на основе системного подхода с использованием анализа и синтеза изучаемых экономико- управленческих процессов.

Результаты исследования и их обсуждение

В российской экономике, как и на глобальном рынке идут преобразования, которые напрямую влияют на спортивный рынок. Спорт, являясь преимущественно бюджетной сферой деятельности, ощущает необходимость перемен в экономико-управленческих подходах достаточно давно, что подтверждается активным развитием коммерческих спортивных организаций. Несмотря на огромные усилия, предпринимаемые на государственном уровне по развитию физической культуры и спорта в стране, продолжает оставаться значимым вопрос развития коммуникационных технологий на отраслевом рынке. В то же время под воздействием цифровых трасформаций происходит развитие теории и практики коммуникационных технологий как важного инструмента управленческой деятельности. Теоретиками и практиками спорта продолжает ощущаться необходимость поиска современных, в какой то степени неординарных и в то же время более эффективных подходов к управлению направленному на поиск новых коммуникационных технологий [1-5]. Необходимо налаживание тесных отношений с эффектом обратной связи в процессах привлечения внимания к спорту разных слоев населения, как занимающихся, так и потенциально стремящихся к занятиям спортом, а также болельщиков, спонсоров и инвесторов, групп общественного и государственного влияния. Спорт в экономической теории рассматривается как продукт эластичного спроса, что означает, что население скорее откажется от расходов на спорт в случае падения доходов, ухудшения условий жизни и т.п. [3,4]. При этом необходим учёт специфики конкретного спортивного рынка посредством организации постоянного анализа за факторами внешней и внутренней среды. Предполагается, что поиск современных подходов к управлению коммуникационными технологиями на спортивном рынке Краснодарского края позитивно повлияет на развитие, как спортивного рынка, так и Краснодарского края в целом.

Анализ спортивного рынка Краснодарского края на основе изучения документальных данных, обращений граждан, опросного метода, деятельности Министерства физической культуры и спорта Краснодарского края [6] выявил его задачи, функции, направления работы (таблица 1).

Отраслевое министерство несет ответственность за разного рода функционально связанные физкультурно-спортивные направления (таблица 2).

Определено, на основе изучения организационной структуры Министерства, что в организационной структуре отсутствует отдел по развитию коммуникационных технологий. Выявлено, что изучаемое направление отдельным пунктом не входит в должностные обязанности чиновников. Однако, необходимо отметить, что руководителя такого высокого уровня по умолчанию являются «лицом министерства» и призваны реализовать во всех направлениях своей деятельности коммуникационные функции. Отметим, однако, что у граждан есть возможность обратиться в Виртуальную приемную министерства по интересующим их проблемам и вопросам. Министерство активно занимается проблемами организации пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни на Кубани.

Таблица 1

Управленческие функции реализуемые Министерством физической культуры и спорта Краснодарского края

Функции

Направления реализации

Планирование

- разработка перспективных и календарные планы, в том числе включающие физкультурные и спортивные мероприятия по ГТО

- реализация проектов и государственных программ.

- организация региональных, межмуниципальных спортивных соревнований, тренировочных сборов, смотров-конкурсов.

Учредительные

- осуществление функции учредителя подведомственных государственных учреждений, ФСО и образовательных организаций

Координации/

контроль

- деятельности государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, подведомственных минспорту.

- внесение предложений о создании, ликвидации и реорганизации подведомственных унитарных предприятий

Организация

- оценки выполнения нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО.

- проведения физкультурно-спортивных мероприятий с участием инвалидов,

- создание адаптивных ФСО,

- интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физкультуры, физического воспитания через проведение ФСО

- обеспечение мероприятий по видам спорта по подготовке спортивных сборных команд РФ к международным спортивным соревнованиям, если участвуют кубанские спортсмены.

Таблица 2

Направления работы государственного отраслевого органа управления

Перечень направлений деятельности

Утверждает порядок формирования и обеспечения спортивных сборных команд Краснодарского края.

Участвует в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд РФ

Обеспечивает деятельность региональных центров спортивной подготовки

Выполняет методическое обеспечение организаций по спортивной подготовке.

Присваивает спортивные разряды, квалификационные категории тренеров, специалистов в области физической культуры и спорта, а также осуществляет присвоение, лишение, восстановление спортивных разрядов и квалификационных категорий спортивных судей

Осуществляет государственную аккредитацию региональных общественных организаций или структурных подразделений общероссийской спортивной федерации

Создает необходимые условия для организации тренировочного процесса.

Устанавливает порядок разработки правил национальных видов спорта

Устанавливает порядок разработки правил национальных видов спорта, развивающихся на территории Краснодарского края

Устанавливает спортивные звания и спортивные разряды по национальным видам спорта

Одна из задач, входящих в круг решения Министерством, прописана как коммуникационная: «участие в осуществлении пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни, содействие в пропаганде и популяризации принципов Олимпийского движения в Краснодарском крае во взаимодействии с организациями различных организационно-правовых форм, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта на территории Краснодарского края».

С целью более точного понимания насколько население осведомлено о мероприятиях, которые организует и проводит Министерство физической культуры и спорта Краснодарского края проведен опрос (с 11.09.2023 г. по 10.04.2024 г.). Выборка формировалась случайным образом и составляет N = 157 чел., из которых 68% женщины и 32% мужчины, интересующиеся спортом. Опрос проведен среди обучающихся спортивного вуза, в спортивном сообществе ВК, на сайте Олимпийского комитета России, болельщиков перед спортивными соревнованиями. При организации опроса стояла задача выяснить эффективность проводимых коммуникационных мероприятий на отраслевом спортивном рынке.

По результатам опроса сделаны следующие выводы:

- большинство опрошенных заинтересованы в занятиях физической культурой и спортом, занимаются различными видами спорта и планируют заниматься дальше;

- небольшое количество опрошенных (12%) не занимается физической культурой и спортом по объективным причинам;

- большинство посещают спортивные занятия не чаще чем один раз в неделю;

- при выборе места для занятий спортом большинство опрошенных руководствуются качеством оказываемых услуг, в меньшей степени респондентов привлекает удобное расписание занятий и расположение спортивной организации, и, конечно большое значение имеет гибкая ценовая политика спортивной организации;

- определяясь с выбором спортивной организации лично для себя большинство опрошенных прислушиваются к мнению друзей. Тем не менее, выбирая место для занятий спортом ребёнку большинство предпочитают изучить информацию на официальном сайте спортивной организации.

- на вопрос кто является министром спорта Краснодарского края – 35% смогли ответить правильно. На вопрос кто возглавляет департамент по физической культуре и спорту администрации муниципального образования г. Краснодара – 11% из общего числа респондентов дали верный ответ.

- на вопрос знают ли респонденты о спортивных мероприятиях, которые проводятся в крае и г. Краснодаре – 25% ответили утвердительно, но перечислить, мероприятия затруднились;

- о налоговых вычетах за занятия в спортом слышали и знают – 40%, воспользовались налоговым вычетом за 2023 г. – 23%.

Основываясь на анализе задач и деятельности Министерства отметим, что определенная работа проводится в этом направления. Так у Министерства есть свой сайт. Кроме того, Министерство представлено в социальных сетях (таблица 3).

Анализ данных позволяет отметить наличие активности в этом направлении деятельности. Необходимо отметить, что материал в социальных сетях постоянно обновляется. Отметим, что в основном на социальных площадках представлена одинаковая информация. Анализ показывает отсутствие государственных информационных систем в ведении министерства физической культуры и спорта Краснодарского края.

Однако отметим, что городские и краевые каналы в разделе новости спорта представляют информацию о проводимых в Краснодарском крае спортивных акциях, мероприятиях, соревнованиях. Такого рода работу – информационно-новостного характера проводит департамент информационной политики Краснодарского края при участии краевых отраслевых органов управления. На современном этапе, усиления информативных потоков необходимо усилить эту деятельность силами сотрудников самого краевого Министерства.

Одним из значимых коммуникационных видов деятельности в этом направлении является появление в 2021 г. собственного спортивного бренда. При создании фирменного стиля бренда использовались основные цвета флага Краснодарского края. Предполагается, что спортсмены-профессионалы и спортсмены-любители из Краснодарского края теперь смогут выступать под единым спортивным брендом.

Таблица 3

Министерства физической культуры и спорта КК в социальных сетях на 01.06.2024 г.

Наименование сайта/социальных сетей

Количество подписчиков, чел.

Сайт Министерства физической культуры и спорта

Краснодарского края

есть

ВКонтакте

5400

Одноклассники

1400

ЮТЮБ

отсутствует

В соответствии с целью исследования изучены статистические данные о работе с обращениями граждан в краевом отраслевом Министерстве за 2020-2023 гг. [7].

Так, первом полугодии 2023 г. в Министерство поступило 342 обращения, в том числе 191 – 56% – из администрации Краснодарского края. На контроль взято – 81 обращение, что составляет 24%. По сравнению с предыдущим аналогичным периодом количество поступивших обращений граждан увеличилось на 39 обращений, что на 13% выше показателей первого полугодия 2022 года.

В течение первого полугодия 2023 г. руководством министерства проведено 8 личных приемов, в режиме видеосвязи с применением автоматизированного рабочего места ССТУ.РФ даны разъяснения 6 гражданам с использованием видеоприема.

По тематике за анализируемый период в письмах граждан в основном преобладают темы:

- строительство объектов социальной сферы;

- деятельность спортивных школ;

- популяризация и пропаганда физической культуры и спорта;

- доступность физической культуры и спорта;

- меры социальной поддержки работников сферы физической культуры и спорта;

- материально-техническое и финансовое обеспечение в сфере физической культуры и спорта;

- проведение спортивных мероприятий;

- Всероссийский спортивный комплекс ГТО;

- переподготовка и повышение квалификации работников и трудоустройство в сфере физической культуры и спорта;

- личный прием высшими должностными лицами субъекта Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), их заместителями, руководителями исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их заместителями;

- присвоение спортивных разрядов; массовый спорт.

Анализ показывает, что наибольшее количество обращений поступило из муниципальных образований. Наибольшее количество обращений поступило из муниципальных образований город Краснодар – 12%, город-курорт Сочи – 3%, город город-курорт Анапа – 3%, Новороссийск – 2%, Динской район – 2%, а также без точного адреса – 39%, вне края – 20%.

При этом следует отметить, что количество обращений, поступивших без указания точного адреса во втором полугодии 2022 года по сравнению с первым полугодием выросло в 2 раза.

В ходе исследования выделены способы разъяснительно-коммуникационной деятельности Министерства:

- изготовление наглядно-информационных материалов,

- размещение информации в средствах массовой информации,

- на сайте Министерства,

- на страницах социальных сетей Министерства,

- личные встречи руководства Министерства с гражданами, а также представителями средств массовой информации для участия в теле, радио Интернет передачах,

- рассмотрение обращений с выездом сотрудников и руководства на место и непосредственно с участием заявителей.

Таким образом, анализ коммуникационной деятельности Министерства физической культуры и спорта Кубани позволяет сформулировать выводы:

1. На спортивном рынке формируются экономические отношения в новом формате, которые объективно требуют поиска новых современных коммуникационных механизмов управления в такой сфере деятельности как спорт.

2. Необходимость поиска путей по совершенствованию управления коммуникационными технологиями спортивной организацией обусловлена как внешними факторами, влияющими на их развитие, так и стремлением государственных и коммерческих организаций придать ускорение процессам развития спорта посредством новых подходов и технологий в управлении коммуникациями.

3. Усиление планомерности и системности в организацию управления коммуникационными технологиями требует подготовки на краевом уровне специалистов в области коммуникационных технологий.

4. Министерство физической культуры и спорта Кубани в настоящее время активизировало работу по многим направлениям, что позволяет Кубани держать лидирующие позиции в спортивной отрасли.

Целями деятельности Министерства является необходимость более активного объединения организационных и управленческих усилий на развитие пропаганды и популяризации, культивируемых в Краснодарском крае видов спорта, повышение роли физической культуры и спорта на спортивном рынке и в целом в России, во всестороннем и гармоничном развитии личности, укреплении позиций и повышении престижа российского спорта.

Как результат исследований прелагаются практические рекомендации.

1. Развитие отраслевого спортивного рынка вызывает необходимость усиления пропаганды и популяризации спорта, через развитие спортивной активности и организации управленческой коммуникационной деятельности этого процесса на плановой и системной основе. Проведенный анализ позволяет прийти к пониманию, что необходимо принять меры управленческого характера для совершенствования процессов связанных организацией, планированием коммуникационной деятельности на отраслевом спортивном рынке.

Практические перспективы управления коммуникационной деятельностью рассматриваются в следующем:

- в обосновании необходимости внесения изменений в существующие подходы к организации и управлению коммуникационными технологиями, через изменение организационной структуры управления Министерства.

- обоснованию использования предлагаемых подходов в систему управления на краевом уровне.

2. Развитие и совершенствование коммуникационных технологий на краевом спортивном рынке непосредственно связанно с работой Министерства по управлению спортивной деятельностью и будет направлено на решение задач:

- повышение осведомленности населения, всех заинтересованных сторон в проводимых спортивных мероприятиях, направлениях спортивной деятельности;

- привлечение и мотивация населения, спортсменов общественности, спонсоров инвесторов к спортивной проблематике как позитивного, так и отрицательного характера;

- реализацию запланированных коммуникационных мероприятий, поиск новых коммуникационных подходов и технологий.

В текущие задачи Министерства необходимо включить процессы:

- совершенствование системы мониторинга оценки эффективности реализуемых коммуникационных технологий,

- вовлечение максимально возможного числа различных групп населения к проводимым спортивным мероприятиям с последующим их освещением на различных коммуникационных площадках;

- повышение управляемости коммуникационными процессами в сфере спорта и спортивного рынка.

3. Решение перечисленных в рекомендациях предложений будет возможно через организацию отдела по связям с общественностью в структуре Министерства.

Предполагается, что предложения и их последующая реализация будет способствовать более эффективному управлению коммуникационными технологиями на отраслевом краевом рынке, что тесно связано с совершенствованием управления на повышение престижа работы Министерства и поддержания позитивного опыта, который достигнут в работе Министерства. Повышение результативности административно-управленческой деятельности позволяет повысить спортивные настроения жителей региона, работает на укрепление здоровья населения в целом.

В связи с этим выдвинуто предложение об организации и развитии переподготовки соответствующих кадров отраслевой направленности в области коммуникационных технологий на базе ведущего отраслевого вуза Южного Федерального округа – ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» [2].

К рекомендациям, а также внесению изменений в развитие кадрового потенциала через включение в штат спортивной организации специалистов в области коммуникационных технологий, в обязанности которого могут включаться задачи по поиску спонсоров, работе по непосредственному взаимодействию со всеми участниками спортивного рынка. Предлагаемые изменения в структуре и штатном расписании будут способствовать развитию более эффективной системы управления коммуникационными технологиями. Позволят планомерно и системно организовать проведение разнонаправленных процессов, протекающих на спортивном отраслевом рынке и посредством управления ими через коммуникационные технологии, придать спортивному рынку ускорение, что отразится положительно и на развития спортивного рынка в целом, поднимет престиж занятий спортом у населения, привлечет спонсоров, инвестиции. Примерный вариант обобщенного плана программы коммуникативных мероприятий (таблица 4).

Таблица 4

Примерный обобщенный план коммуникативных мероприятий отраслевого министерства

Перечень коммуникационных мероприятий

1. Рекламные технологии

2. Средства коммуникаций, мероприятия ПР

и Пропаганды

3. Персональные продажи

4. Стимулирование сбыта

Таким образом, реализация современных подходов к управлению коммуникационными технологиями на спортивном рынке Краснодарского края позитивно повлияет на спортивный рынок, и Краснодарский край в целом.

Заключение

В статье на основе анализа организации экономико-управленческой деятельности отраслевого министерства обоснованы необходимость внесения изменений в существующие подходы к организации и управлению коммуникационными технологиями и использованию предлагаемых подходов в систему управления физкультурой и спортом на краевом уровне управления. Также уточненены подходы к анализу относящегося к управлению материала при организации деятельности на спортивном региональном рынке. Таким образом, предлагаемые практические рекомендации повысят управляемость коммуникационными процессами в спортивной отрасли, улучшат престиж министерства, отдельных отраслевых чиновников и что самое важное, в еще большей степени привлекут внимание и повысят желание и спрос у населения заниматься спортом, участвовать в разного рода спортивных мероприятиях, проводимых в городах и районах Краснодарского края.