Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ASSESSMENT OF TOOLS TO PROMOTE THE DEVELOPMENT OF MATERIAL PRODUCTION IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF THE TRANSITION TO A POST-INDUSTRIAL SOCIETY

Buevich A.P. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
The transition to a post-industrial society has led to a complete restructuring of socio-economic relations in society. The active development of the service sector and information and communication technologies (ICT) today has provoked the emergence of a serious problem in Russia – deindustrialization and a low level of development of the country’s scientific and technical base. This study is devoted to the analysis of the main measures implemented at the federal, regional and local levels in order to overcome emerging threats. Based on the assessment of existing tools to support industrial production, as well as the field of research and development (R&D), the author identified the main problems leading to a decrease in the effectiveness of their implementation. In particular, we are talking about the imperfection of tools to stimulate the necessary transformations, control and reporting, as well as the inconsistency of the modern training system with the needs of the domestic labor market. At the end of the study, possible ways to improve existing support measures were identified, as well as new tools were proposed (not only at the federal, but also at the local level), the competent development of which can contribute to the expansion of the sphere of material production in Russia, as well as the activation of innovative activity in our country.
post-industrial society
industrial production
material production
scientific and research potential
human potential

Введение

Переход к постиндустриальному обществу в России является достаточно противоречивым процессом. С одной стороны, он, безусловно, приводит к улучшению уровня жизни в нашей стране. Однако, в то же время, протекание данного процесса сопряжено и с рядом социально-экономических проблем. Так, изначально низкий уровень развития индустриального сектора, несовершенство российской системы образования и низкий интерес населения к научно-исследовательской деятельности сегодня привели к тому, что в нашей стране крайне слабо развита научно-техническая база, что достаточно сильно подрывает экономическую безопасность России.

Цель исследования состоит в выявлении потребности в реализации дополнительных инструментов государственной политики, направленных на улучшение социально-экономического положения отечественной экономики.

Новизна исследования заключается в формулировании основных направлении повышения эффективности социально-экономической политики России.

Материал и методы исследования

Вопросами изучения трансформации социально-экономической сферы жизни общества в эпоху постиндустриализации сегодня занимаются многие российские и зарубежные учёные, среди которых можно выделить Альпидовскую М.Л. [1], Момджяна К.Х. [2], Носкова В.А. [3], Берберова А.Б. [4], Сергеева Г.С. [5] и многих других.

Анализ многих исследовательских работ показал, что на сегодняшний день выявлено множество проблем социально-экономического характера. Тем не менее, актуальной остаётся необходимость оценки мер, реализуемых с целью преодоления существующих проблем, для выявления факторов, снижающих их эффективность. На основании выявления слабых сторон современной социально-экономической политики России можно будет сделать выводы о потребности в разработке дополнительных инструментов для улучшения социально-экономического положения России, а также определить характер необходимых для реализации мер.

При проведении исследования был осуществлен анализ и оценка статистической и аналитической информации, а также нормативно-правовой базы РФ, связанной с данной проблематикой.

Результаты исследования и их обсуждение

Безусловно, нельзя не отметить, что некоторые шаги на пути к предотвращению негативных последствий реализуются уже сегодня, а многие меры, принимаемые на федеральном и региональном уровнях, направлены именно на поддержание уровня занятости и необходимое переобучение сотрудников, а также на приоритетное развитие науки и образования в целях достижения технологического суверенитета нашей страны.

Так, стоит начать с того, что с 2019 годы активно реализуется федеральный проект «Содействие занятости» в рамках национального проекта «Демография». По плану данного проекта предполагается обеспечить 100% сотрудников, рискующих потерять рабочее место или уже выбывших сотрудников возможностью пройти переобучение в целях дальнейшего технологического приспособления; увеличить число самозанятых граждан, индивидуальных предпринимателей до 407,823 тыс. чел. до конца 2024 г.; повысить уровень трудоустройства граждан, обратившихся за помощью в пилотные центры занятости до 71%. По результатам реализации данного проекта до конца 2024 г. 125 тыс. чел. должны иметь возможность пройти курсы переквалификации, количество центров занятости должно увеличиться с 16 в 2019 г. до 318 в 2024 г., для чего необходимо внедрение новых подходов к деятельности центров занятости, актуализированы программы профпереподготовки [6].

Более того, в рамках национального проекта «Повышение производительности труда», реализуемого с 2018 года, помимо внедрения большого числа инновационных решений в производственные процессы, планируется к 2025 году провести переобучение 93,475 тыс. чел. сотрудников и 9,66 тыс. чел. руководителей в целях повышения производительности их труда [6].

В то же время, в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в перспективе до конца 2024 года планируется увеличить численность занятых в сфере МСП до 25 млн человек [5].

Также, что касается развития научно-технического потенциала нашей страны, то этот вопрос решается в рамках реализации национального проекта «Наука и университеты», начавшейся в 2018 г. Так, в перспективе до конца 2024 г. не менее 50% выпускников школ, то есть порядка 362,5 тыс. чел., должны иметь доступ к бесплатному образованию, причём большая часть бюджетных мест будет направлена именно в регионы, за исключением г. Москвы и Санкт-Петербурга. Более того, уже к 2030 г. данный показатель должен увеличиться уже до 480,2 тыс. чел. В то же время доля молодых учёных в нашей стране в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей должна вырасти к концу 2024 г. до 47,5%, а к 2030 – до 50% (с 44,2% в 2019 г.), а относительная величина молодых преподавателей в общей численности преподавателей – до 33% в 2024 г. и 35% в 2030 г. (с 27,5% в 2019 г.). В связи с чем, к концу 2024 году Россия должна переместиться с 18 места в 2021 г. на 15 в общем рейтинге стран, а в 2030 – на 10 по объёму НИОКР в секторе высшего образования [6].

Также, планируется наращивание и технической вооружённости сектора исследований и разработок с 1046,5 тыс. руб./чел. в 2019 г. до 1183 тыс. руб./чел. в 2024 г. и 1652,6 тыс. руб./чел. в 2030 г. Данная тенденция в перспективе должна привести и к росту числа отечественных технологий и разработок с 165,8 тыс. шт. до 224,8 тыс. шт. в 2024 г. и 288,8 тыс. шт. в 2030 г., вследствие чего Россия к концу 2024 г. должна переместиться на 8 место среди других стран по объёму разработок, а уже к 2030 – на 7 [6].

Более того, в рамках реализации национального проекта «Образование» планируется до конца 2024 г. создание более одного миллиона новых мест в общеобразовательных организациях, вовлечение более 80% обучающихся в возрасте от 5 до 18 лет в систему дополнительного образования. Также, планируется привлечь более 40% школьников, обучающихся по программам основного и среднего общего к участию в профориентационных мероприятиях с целью выявления их предрасположенностей и помощи в осознанном выборе ими будущего направления подготовки в высших учебных заведениях. Помимо этого, будут созданы и новые возможности для самореализации молодёжи. Так, планируется разработка системы информирования молодых людей о различных механизмах самореализации, доступных в России, а также привлечение более 5,1% молодёжи в различные государственные проекты и программы. Более того, не менее актуальным остаётся и вопрос профессиональной подготовки педагогических работников, в связи с чем до конца 2024 г. планируется обеспечить более 60% педагогических работников возможностью пройти курсы повышения квалификации [6].

Однако, помимо реализации различных мер на федеральном и региональном уровне, в настоящий момент и на местном уровне принимаются различные меры, направленные на содействие развитию экономики России.

Так, именно высшие учебные университеты являются основой научно-исследовательской работы в любой стране, в связи с чем перед ними сегодня стоит крайне важная задача – выявление и раскрытие научно-исследовательского потенциала учащихся. При этом, с целью преодоления проблемы низкой практикоориентированности университетского образования [7], а также содействие дальнейшему трудоустройству молодых специалистов, подверженных большому риску остаться безработными либо найти работу, не соответствующую их уровню знаний и компетенций ввиду отсутствия опыта, что затруднит раскрытие их потенциала [8], необходимо усиление кооперации ВУЗов и предприятий.

С этой целью университеты, совместно со многими ведущими предприятиями, предлагают сегодня следующие возможности для своих студентов: организация практики, стажировок на предприятиях; профориентационные мероприятия и экскурсии на предприятиях-партнёрах; проведение олимпиад и конкурсов, целью которых является выявление и привлечение на работу в крупнейшие корпорации талантливой молодёжи; организация различных научных мероприятий; привлечение учащихся к выполнению исследований в рамках творческих коллективов; функционирование научных студенческих организаций, направленных как на популяризацию научной деятельности среди студентов, так и развитию прикладных навыков у активистов; привлечение студентов в выполнение исследований по государственному заданию; организация открытых лекций с известными учёными и практиками, в том числе и с лауреатами Нобелевской премии [9]. Реализация данных мер в первую очередь направлена на формирование у учеников, студентов и молодых ученых способности к творческой, интеллектуальной деятельности, а также способности обрабатывать всё возрастающий поток информации, как неотъемлемые части исследовательской деятельности с целью соответствия будущих специалистов требованиям современного рынка труда [10].

Тем не менее, как показала практика, данных мер всё равно остаётся недостаточно для преодоления многих проблем социально-экономического характера [1]. В частности, это может происходить в связи со существованием следующих проблем.

1. Низкий уровень надзора за выделяемыми из бюджета средств на предоставление грантов и субсидий ввиду несовершенства системы отчётности;

2. Система контроля, включающая в себя оценку конечных результатов, ориентирована преимущественно на достижение количественных показателей, неспособных в полной мере продемонстрировать изменение качественных показателей;

3. Наличие ряда проблем развития российского образования и несоответствие современной системы подготовки кадров потребностям отечественного рынка труда;

4. Несовершенство и устаревание механизмов стимулирования необходимых преобразований в стране.

В связи с чем необходимо реализовывать дополнительные шаги в целях минимизации возникающих угроз. В частности, свою эффективность может показать претворение в реальность следующих мер:

1. Ужесточение контроля за финансовыми средствами, направляемых на НИОКР на законодательном уровне путём пересмотра современной системы отчётности;

2. Актуализация действующей в России системы образования с целью подготовки большего числа квалифицированных кадров, отвечающих требованиям современного отечественного рынка труда и экономики в целом;

3. Пересмотр системы повышения мотивации экономических субъектов (предприятий, работников, образовательных организаций и т.д.) к участию в проведении необходимых преобразований.

Более того, с целью содействия развитию приоритетных для экономики России отраслей необходима сделать акцент на реализации совершенно иных инструментов, не нашедших яркого отражения на текущем этапе развития России. В частности, речь идёт о:

1. Необходимости обновления налоговой политики государства и рассмотрения возможности введения дифференцированной ставки налогообложения, зависящей от принадлежности предприятия или работника к той или иной отрасли, с целью создания более выгодных условий для развития определённых отраслей;

2. Потребности в обновлении кадровой политики предприятия, направленной на перестройку системы организации труда, отвечающих современному состоянию социально-трудовых отношений, с целью ускорения развития предприятия за счёт повышения производительности труда;

3. Необходимости в пересмотре подхода к пониманию значения и организации механизма международного сотрудничества университетов с целью увеличения использования потенциала данного инструмента для развития человеческого потенциала России.

Безусловно, каждая из предложенный стратегий может иметь не только свои преимущества, но и недостатки, а также некоторые ограничения в реализации. В связи с чем необходим дальнейший анализ перспективности их введения в контур развития российской экономики.

Заключение

Таким образом, даже несмотря на то, что на сегодняшний день реализуется множество мер, как на федеральном и региональном, так и на местном уровнях, нацеленных на поддержание экономического развития России, сегодня их всё равно становится недостаточно. В частности, среди факторов, сдерживающие эффективность реализации текущих инструментов, можно выделить низкий уровень контроля за расходом бюджетных средств, несовершенство системы контроля, низкий уровень учёта изменения качественных показателей при реализации той или иной меры, несовершенство современной системы подготовки кадров, а также инструментов стимулирования проведения преобразований. В связи с чем необходима дальнейшая разработка механизма реализации мер по повышению качества контроля за применением выделенных из бюджета средств, актуализации российской системы образования, а также пересмотра системы мотивации экономических субъектов к участию в проведении национальных преобразований. Более того, для содействия развитию приоритетных для экономики России отраслей необходима и реализация совершенно иных инструментов, не нашедших яркого отражения в текущей социально-экономической политике страны. В частности, обусловливается необходимость в совершенствовании налоговой политики, кадровой политики, а также пересмотра подхода к развитию международных связей в сфере образования.