Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE ECONOMIC ESSENCE OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES (SMES) AND ITS DEVELOPMENT IN MONGOLIA

Bayandorzh B.Z. 1
1 Baikal State University
The article presents the results of research of history of development of small and medium business in Mongolia, the current period of development of small and medium business, its economic nature and contribution to the world economy. Mongolia’s transition to a market economy has revived cooperatives and partnerships, which have brought together individual citizens officially registered by the state to start their own businesses. The study is based on the analysis of statistical materials for the last 6 years on such indicators as the share of small and medium-sized business sectors in the gross domestic product, sales revenues and employment. The so-called “Industry 5.0” Internet environment is developing electronic technologies, online purchases and services, which have become the most used worldwide since the beginning of the pandemic in 2019. As a result of the study, the author concludes that it is necessary to carry out four investigative steps to ensure the stable and progressive development of small and medium business of Mongolia.
small and medium-sized businesses
economy
development
entrepreneurship
law
gross domestic product (gdp)
income

Основу экономического развития многих стран мира составляет предпринимательство. Важнейшим ключом социально-экономического развития развитых и развивающихся стран мира являются обрабатывающая промышленность, малый и средний бизнес, предоставленние услуг. Все страны мира признают, что роль малых, средних и крупных предприятий и поставщиков услуг очень важна в увеличении валового внутреннего продукта страны и валового национального продукта, внутреннего богатства, ресурсов, рабочих мест в стране, также увеличения доходов и сокращения бедности. Деятельность подобного рода реализуется на протяжении многих сотен лет и ежегодно многие экономисты на основе своих исследований и расчетов продолжают определять будущее развитие страны. Малый и средний сектор бизнеса во всех странах, несомненно, придаёт основной импульс экономическому развитию страны. Рассмотрим развитие предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ), сферы услуг и бизнеса, разделив на два периода, начиная с создания малого промышленного комплекса в Монголии. Это представляет собой краткий обзор последних 70 лет с 1920 года до конца 1989 года и 30 лет с 1990 по 2020 год, в общей сложности 100 лет развития. Первый период: 70 лет с 1920 по конец 1989 года, на который приходится пик строительства и промышленного развития, когда экономика страны сделала резкий рывок вперёд, что наглядно представленно как исторической так и в экономической литературе.

С 1920 по1930 год – это период создания учреждения, ведающего вопросами отрасли малой промышленности, когда было положено начало новой эпохе промышленного развития. С 1930 по 1940 год – этот период, когда промышленный сектор Монголии достиг уровня самостоятельного сектора и перешел к методам управления на основе социально-экономических планов. В это время развивалась легкая, пищевая и другие отрасли промышленности. К 1940 году, помимо строителства заводов по переработке животноводческого сырья, шел процесс создания энергетических и горнодобывающих предприятий, а промышленный сектор вышел на уровень обеспечения 20% экономики. Период с 1940 по 1960 год –это период формирования и развития основных подотраслей промышленности, 76,8% всего производства осуществлялось в государственном секторе, а 23,2% – в частном секторе кооперативов и фирм [1].

С 1960 по 1970 год начался новый период экономического подъема страны с развития машиностроения, создания новых промышленных центров, промышленных комплексов, новой структуры регионального развития. С 1960 по 1965 год из предложенных рационализаторами и изобретателями 18 тысяч изобретений в производство было запущено 16 тысяч. В результате такого изменения общий объем промышленного производства увеличился в 1,6 раза, продукция государственного сектора увеличилась в 1,6 раза, частного сектора в 1,7 раза, что дало в итоге среднегодовой прирост 10,5% [2].

С 1970 по конец 1989 года прогресс отраслевой структуры дал толчок развитию многих отраслей обрабатывающей промышленности. В результате поставленной в середине 1970-х годов цели добычи и переработки полезных ископаемых общественный валовой продукт в Монголии увеличился в 1989 году, по сравнению с 1970 годом в 3.3 раза, национальный доход в 3.1 раза, производственные основные фонды в 5.2 раза. Однако, анализ эффективности общественного производства с позиции главных факторов рыночной экономики показывает, что несмотря на кажущийся рост производительности общественного труда, темпы её роста ежегодно снижались на протяжении трех последних пятилеток. Если в период 1975-1985 гг. за счёт роста производительности труда обеспечивалось 70-80% прироста национального дохода, то в 1986-1990 гг. этот показатель снизился в два раза. В 1990-1991 гг. производительность труда резко упала во всех отраслях [3].

За 30 лет с 1990 по 2020 год были разработаны и обновлены документы государственной политики, поддерживающие деятельность малого и среднего бизнеса, позволившие улучшить кредитование и помощь со стороны государственных и неправительственных организаций, международных организаций и международных инвесторов, но тем не менее условия поддержки их существания и развития для этого недостаточны.

Целью исследования является анализ развития малого и среднего бизнеса Монголии и поиск наилучшего пути развития, направленнего на увеличение экономического вклада и эффективности сектора МСБ.

Материалы и методы исследования

Материалом данного исследования послужили статистические данные о развитии МСБ Монголии за период 1998-2022 годы и за последние 6 лет, предоставленные национальным статистическим управлением Монголии, а также законодательные акты правительства Монголии. В качестве метода исследования применяется сравнительный анализ статистических данных оценки показателей экономического развития МСБ Монголии, а именно: ежегодный прирост изменение численности предприятий, выручка от продаж, численность работников и доля в валовом внутреннем продукте в разбивке по секторам экономики.

Результаты исследования и их обсуждение

В переходный период экономики граждане Монголии, как отдельные личности, испытывали трудности при открытии бизнеса и при получении кредитов для ведения бизнеса. Компании, кооперативы и партнёрства, проходившие для ведения бизнеса государственную регистрацию, на самом деле, были предпринимателями малого и среднего бизнеса. Национальное статистическое управление Монголии в октябре 1998 года провело общенациональную перепись всех предприятий и организаций Монголии.

Таблица 1

Сравнение количества и доля, срока деятельности, вида ответственности и состояния деятельности зарегистрированных хозяйственных предприятий и организаций в 1998, 2003, 2008, 2013, 2018 и 2022 годах

Бизнес Регистр

Единица измерения

1998

2003

2008

2013

2018

2022

Компания

всего, тыс

5769

18299

43130

82901

137730

195103

всего,%

64%

75%

88%

93%

94%

95%

изменение к 1998 г. раз

 

2.17

6.48

13.37

22.87

32.82

Кооперативы

всего, тыс

1614

2574

2595

3227

4517

5081

всего,%

18%

11%

5%

4%

3%

2%

изменение к 1998 г. раз

 

0.59

0.61

1.0

1.8

2.1

Партнеров

всего, тыс

1647

3572

3174

2537

4451

5728

всего,%

18%

15%

6%

3%

3%

3%

изменение к 1998 г. раз

 

1.17

0.93

0.54

1.70

2.48

Всего

всего, тыс

9030

24445

48899

88665

146698

205912

изменение к 1998 г. раз

 

1.71

4.42

8.82

15.25

21.80

В таблице 1 приведены показатели количества и доля предприятий и организаций, зарегистрированных в реестре организаций и предприятий в период с 1998 по 2022 год, в зависимости от года, вида ответственности и рода занятий [4].

По данным официальной информации в части бизнес-сектора видим, что в период с 1998 по 2022 годы наблюдается рост числа владельцев с 9030 до 205912, то есть в 21.8 раз. По состоянию на 2022 год число компаний достигло показателя 195103, то есть рост 95%, что по сравнению с 1998 годом выросло в 32.8 раза. А что касается числа кооперативов, партнеров, начиная с 1998 года по 2022 год, видим рост в 2 раза соответственно. В 1998 году насчитывалось 1614 кооперативов, то есть рост 18%, а партнерова составили 1647 единиц, то есть 18%, а в 2022 году каждый сегмент дал снижение показателя до 2%. Из этого видим, что число хозединиц формата “компания” увеличилось, а число кооперативов и партнеров, наоборот, снизилось. Данное обстоятельство связано с юридическим определением. Больший размах деятельности компании по сравнению с кооперативом и товариществами юридически обусловлено. В кругу финансистов (кредиторов) принято считать более стабильным и менее рискованным сотрудничество с организацией статуса “компания”. Данное дифференцированное отношение связано с тем фактом, что предпринимателям, которые ведут бизнес в статусе кооперативов и товариществ, неохотно предоставляют финансирование и кредиты, и мало организаций, которые их поддерживают. В связи с этим для оптимизации причастного закона приняты ряд законов.

В 2005 году Постоянная миссия ООН инициировала проект тогдашнего Министерства промышленности и торговли “Развитие промышленности в Монголии”. Реализация проекта велась по-новому, и это дало результаты, а именно, стабильное существование предпринимателей МСБ. Правительство Монголии Постановлением № 64 от 2005 года реализовало программу поддержки “Малое и среднее предпринимательство”. В 2007 году был принят Закон “О малом и среднем предпринимательстве”, в котором более чётко указана категория услуг.

В 2019 году в статье 4.1.1. О терминах ст.4 новой редакции Закона указано “представитель малого и среднего бизнеса” означает хозяйственную единицу, осуществляющую деятельность в сфере производства, торговли и оказания сервисных услуг, и имеющую штат сотрудников до 200 человек и годовой операционный доход до 2.5 миллиардов тугриков.

В статье 5 второй главы того же Закона даны характеристики представителей малого и среднего бизнеса. К ним относятся представители малого и среднего бизнеса, отвечающие следующим требованиям:

- “Микро бизнес” означает хозяйственную единицу, ведущую производство, торговлю и оказание сервисных услуг и имеющую в штате до 10 работников и годовой доход от сбыта до 300.0 миллионов тугриков;

- “Малый бизнес” означает хозяйственную единицу, ведущую производство, торговлю и оказание сервисных услуг, имеющую штат сотрудников от 10 до 50 работников и годовой доход от сбыта 300.0 млн – 1.0 млрд тугриков;

- “Средний бизнес” означает хозяйственную единицу, ведущую производство, торговлю и оказание сервисных услуг, имеющую штат сотрудников от 50 до 200 работников и годовой доход от сбыта 1.0 млрд – 2.5 млрд тугриков [5].

В таблице 2 приводятся данное Национального Статистического управления Монголии о доли сотрудников и категории доходов официально зарегистрированных юридических лиц, относящихся по официальной классификации к категории малого и среднего бизнеса в период с 2017 по 2022 год.

Как видно из таблицы 2, общее количество владельцев МСБ каждый год растёт. В 2017 году насчитывалось 48 079 владельцев МСБ, а в 2022 году их было 69 539. Иначе говоря, наблюдается рост на 31%. При рассмотрении показателей, указывающих общий объём доходов видно, что количество зарегистрированных владельцев малого бизнеса с доходом в 300 миллионов тугриков ежегодно составляет от 89% до 79%. Однако доля владельцев малого бизнеса с доходом от 300 до 999 миллионов тугриков составляет от 8% до 15%. Минимальная доля владельцев МСБ с доходом от 1 млрд до 2,4 млрд тугриков и составляет 3%-7% от общего числа.

С другой стороны, если мы посмотрим ситуацию с численностью сотрудников в МСБ, то увидим следующее:

- Количество зарегистрированных юридических лиц владельцев малого бизнеса со штатом сотрудников от 1 до 9 человек стабильно росло с 2017 по 2022 год, и рост составил 31%.

- Количество зарегистрированных юридических лиц владельцев малого бизнеса со штатом сотрудников от 10 до 49 человек увеличилось на 1378, то есть прирост 26% за период с 2017 по 2018 год, а в 2020 и 2021 годах снижение на 0,3%-2% , небольшой рост в 2022 году. Это связано с глобальной пандемией «Ковид-19», которая негативно отразилась на экономической отрасли в целом.

- Число владельцев МСБ со штатом от 50 до 199 человек сократилось с 363 до 177 единиц в 2022 году. За период 2018-2019 годы данный показатель хоть и увеличился на 7 пунктов, но в целом снизился.

Таблица 2

Официально зарегистрированные юридические лица с указанием численности сотрудников и категорией доходов МСБ периода с 2017 по 2022 год,

Численность работающих

Выручка, млн и млрд тугруков

2017

2018

2019

2020

2021

2022

1 ̶ 9

до 300.0 млн тугр

40027

41433

42422

42883

43911

52455

300.0 – 999.9 млн тугр

2884

3511

4321

5051

6323

8357

1.0 – 2.4 млрд тугр

837

957

1297

1543

2163

3042

Всего

43748

45901

48040

49477

52397

63854

10 ̶ 49

до 300.0 млн тугр

2442

2790

2721

2612

2322

2203

300.0 – 999.9 млн тугр

984

1541

1646

1711

1700

1750

1.0 – 2.4 млрд тугр

542

1015

1139

1169

1381

1555

Всего

3968

5346

5506

5492

5403

5508

50 ̶ 199

до 300.0 млн тугр

143

91

114

85

66

66

300.0 – 999.9 млн тугр

83

57

46

35

33

24

1.0 – 2.4 млрд тугр

137

109

104

141

116

87

Всего

363

257

264

261

215

177

Всего

до 300.0 млн тугр

42612

44314

45257

45580

46299

54724

300.0 – 999.9 млн тугр

3951

5109

6013

6797

8056

10131

1.0 – 2.4 млрд тугр

1516

2081

2540

2853

3660

4684

Всего

48079

51504

53810

55230

58015

69539

Таблица 3

Доля субъектов малого и среднего бизнеса по видам экономической деятельности в ВВП Монголии за 2017-2022 гг, %

Наименование показателя

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Сельское хозяйство, Лесное хозяйство, Рыбалка, Охота

1

1.9

1.9

1.8

4

3.4

Производства

1.9

2.4

2.3

3.5

3.1

3

Обрабатывающие производства

5

5.8

5.6

7.1

6.6

6.1

Электроснабжение, газоснабжение,

подача пара и воды

0.4

0.5

0.5

0.6

0.4

0.5

Строительство

10.5

15.8

13.5

20

20.8

18.9

Услуга

6.9

6.9

6.8

9.2

8.7

8.6

Торговля

15.2

13.5

12.7

18.4

17

15.4

Транспорт

2.3

3.9

4.9

9.3

6.6

5.8

Гостиница, размещение, ночлег

и кейтеринговые услуги

16.8

21.1

17.8

26.5

25.9

23.5

Предоставление прочих видов услуг

3.4

3.6

3.9

4.6

4.8

5.1

Из этого видно, что микро-, малые и средние предприятия с небольшим количеством сотрудников и доходом от 300 миллионов до 2,4 миллиардов тугриков с каждым годом неуклонно растут, и их деятельность проходит сравнительно ровно. Однако владельцы малого бизнеса с большим количеством сотрудников и доходом от 300 млн до 2,4 млрд тугриков с каждым годом сокращаются. Это обусловлено ростом заработной платы работников, цены потребительской корзины, повышением ставок взносов по социальному страхованию работников и работодателей, а также финансовым регулированием и планированием бизнеса.

В таблице 3 показана доля малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте в разрезе отраслей экономики. Видим, что доля малых и средних предприятий в ВВП составляет 10,5%-20% в строительной отрасли, 12,7-17% в сфере торговле, 16,8%-26,5% в гостиницном бизнесе.

Мы сравнили процентные доли секторов строительства, торговли, гостиничного бизнеса предприятий частного сектора в экономической категории ВВП Монголии.

В таблице 4 приведены данные доли сегмента МСБ в показателях экономической деятельности ВВП Монголии с 2017 по 2022 год, из статистической базы данных Монголии.

Из таблицы 4 видно, что доля ВВП в стране составляет 3,6-4%, на строительство, торговлю или оптовую и розничную продажу, ремонт и сервисное обслуживание автомобилей и мотоциклов приходится 14,7-17,3%, а на гостиничный бизнес – 1-1,2%.

Основная цель владельцев МСБ – получить больший доход при низких затратах. На объём доходов влияют экономические проблемы макро- и микроуровня: территория страны, экономические регионы, неравномерность заселения, безработица, наличие рабочих мест, квалификация работников, передовые технологии, инновационные идеи и онлайн-окружение. Сегодня, с быстрым развитием Интернета во всем мире, предпринимателям необходимо быстро адаптироваться к интернет-среде, чтобы иметь возможности для увеличения способов ведения бизнеса и объёмов доходов.

Для реализации этой цели мы предлагаем предпринять следующие шаги:

1. По данным исследования, с 1998 года количество зарегистрированных государством компаний увеличилось на 31% до 64%-95%, а кооперативов сократилось на 16% до 18%-2%, уменьшилось количество партнеров с 15% до 18%-3%. Предприниматели со статусом кооперативов и партнеров, в основном, являются скотоводами или местными предпринимателями. Для их поддержки, помимо предоставления кредитов из Фонда малых и средних предпринимателей, более необходимы помощь и поддержка в организации совместной работы, ежеквартальных тематических встреч и улучшение менеджмента, планирования и внедрение инновационных технологий.

Таблица 4

Доля субъектов экономической деятельности в ВВП Монголиии за 2017-2022 гг, %

Наименование показателя

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Сельское хозяйство, Лесное хозяйство, Рыбалка, Охота

11

11.3

11.5

12.8

13

12.8

Добыча полезных ископаемых и горнодобывающая производства

25.8

26.4

25.8

24.1

25.4

23.6

Обрабатывающие производства

8.4

8.5

8.6

9.2

8.5

8.6

Подача электроэнергии, газа, пара и вентиляции

2.1

2

2

2.1

1.9

1.6

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидидации загрязнений

0.5

0.5

0.5

0.6

0.5

0.5

Строительство

3.6

3.6

4

4.2

3.7

3.9

Торговля оптовая и розничная продажа, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

15.7

16.4

16.5

14.7

15.5

17.3

Транспортировка и хранение

4.6

4.7

4.4

3.6

3.8

4.8

Деятельность гостиниц и предприятия общественного питания

1

1.2

1.2

1

1

1.1

Деятельность в области информации и связи

2.2

2.1

2.1

2.2

2.4

2.3

Деятельность финансовая и страховая

3.9

4

4.2

4.7

4.9

4.9

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

6.3

5.8

5.2

5.4

4.8

4.6

Деятельность профессиональная, научная и техническая

1.6

1.5

1.7

1.7

1.6

1.5

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

0.8

0.7

0.8

0.7

0.7

0.8

Деятельность в области государственного управления и обороны, обязательная социальная защита

5.5

4.9

4.7

5.4

5

4.4

Образование

4

3.8

4

4.4

4

4.1

Деятельность в области здравоохраниения и социальный услуг

1.8

1.8

2

2.3

2.4

2.3

Деятельность в области культуры, спорта, игра, организации досуга и развлечений

0.4

0.4

0.4

0.4

0.4

0.4

Предоставление прочих видов услуг

0.7

0.6

0.5

0.5

0.4

0.4

Всего

100

100

100

100

100

100

2. Для привлечения предпринимателей малого сектора к переходу в сектор средних предприятий, правительству следует принять инновационные меры по увеличению доходов от продажи, учитывая в своей работе стратегию регионального развития.

3. Для привлечения средних предпринимателей в крупный сектор необходимо привлечь инвесторов в части развития производства, планировать развитие на 5 лет, исходя из истории развития предыдущих 70 лет, поддерживая налоговые льготы.

4. Возникает необходимость разработки закона о торговле, также малому и среднему бизнесу следует пройти поэтапное обучение организации продаж и услуг в интернет-пространстве, а правительству оказывать содействие при сотрудничестве в онлайн-пространстве при работе с программами и приложениями цифровой среды.

13 мая 2020 года Великий Хурал Монголии утвердил долгосрочную политику развития Монголии “Видение 2050” [6] . В соответствии с этим государственная организация поддержки малого и среднего бизнеса, Фонд поддержки малого и среднего бизнеса, Ассоциация создателей богатства и Торгово-промышленная палата Монголии совместно работают над постановкой краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей.

Заключение

Анализ исследования развития экономики страны 70-летнего периода с 1920 года по 1990 год показывает весомое значение планирования в индустриальном развитии государственного и частного секторов, которые внесли существенный вклад в экономику страны. С 1960 по 1965 год из предложенных рационализаторами и изобретателями 18 тысяч изобретений в производство было запущено 16 тысяч. В результате такого изменения общий объем промышленного производства увеличился в 1,6 раза, продукция государственного сектора увеличилась в 1,6 раза, частного сектора в 1,7 раза. 1975-1985 гг. за счёт роста производительности труда обеспечивалось 70-80% прироста национального дохода. Конкретизация определений и терминов дала скачок в 31% роста числа предпринимателей в период с 2017 года по 2022 год. По результатами исследований видно, что предприниматели сектора МСБ с объёмом выручки до 300 млн тугров занимает подавляющее большинство. По экономическим секторам заметно, что в числе оказывающих большее влияние на рост ВВП отраслей входят строительство, торговля и гостиничный бизнес. Прошло 5 лет с момента принятия в 2019 году Закона о малых и средних предприятиях в сферах производства и сервисных услуг. В сложившихся обстоятельствах значима организация в 2025 году бизнес-встреч под эгидой программы “Видение 2050” предпринимателей малого и среднего бизнеса, также желающих организовать своё дело граждан с представителями государственных организаций, банковских и иных финансовых организаций. Необходима результативная работа в направлении новой промышленной революции “Индустрия 5.0” на основе 5-летнего планирования для привлечения инвестиций, увеличения экспортных торговых объёмов.