Основу экономического развития многих стран мира составляет предпринимательство. Важнейшим ключом социально-экономического развития развитых и развивающихся стран мира являются обрабатывающая промышленность, малый и средний бизнес, предоставленние услуг. Все страны мира признают, что роль малых, средних и крупных предприятий и поставщиков услуг очень важна в увеличении валового внутреннего продукта страны и валового национального продукта, внутреннего богатства, ресурсов, рабочих мест в стране, также увеличения доходов и сокращения бедности. Деятельность подобного рода реализуется на протяжении многих сотен лет и ежегодно многие экономисты на основе своих исследований и расчетов продолжают определять будущее развитие страны. Малый и средний сектор бизнеса во всех странах, несомненно, придаёт основной импульс экономическому развитию страны. Рассмотрим развитие предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ), сферы услуг и бизнеса, разделив на два периода, начиная с создания малого промышленного комплекса в Монголии. Это представляет собой краткий обзор последних 70 лет с 1920 года до конца 1989 года и 30 лет с 1990 по 2020 год, в общей сложности 100 лет развития. Первый период: 70 лет с 1920 по конец 1989 года, на который приходится пик строительства и промышленного развития, когда экономика страны сделала резкий рывок вперёд, что наглядно представленно как исторической так и в экономической литературе.
С 1920 по1930 год – это период создания учреждения, ведающего вопросами отрасли малой промышленности, когда было положено начало новой эпохе промышленного развития. С 1930 по 1940 год – этот период, когда промышленный сектор Монголии достиг уровня самостоятельного сектора и перешел к методам управления на основе социально-экономических планов. В это время развивалась легкая, пищевая и другие отрасли промышленности. К 1940 году, помимо строителства заводов по переработке животноводческого сырья, шел процесс создания энергетических и горнодобывающих предприятий, а промышленный сектор вышел на уровень обеспечения 20% экономики. Период с 1940 по 1960 год –это период формирования и развития основных подотраслей промышленности, 76,8% всего производства осуществлялось в государственном секторе, а 23,2% – в частном секторе кооперативов и фирм [1].
С 1960 по 1970 год начался новый период экономического подъема страны с развития машиностроения, создания новых промышленных центров, промышленных комплексов, новой структуры регионального развития. С 1960 по 1965 год из предложенных рационализаторами и изобретателями 18 тысяч изобретений в производство было запущено 16 тысяч. В результате такого изменения общий объем промышленного производства увеличился в 1,6 раза, продукция государственного сектора увеличилась в 1,6 раза, частного сектора в 1,7 раза, что дало в итоге среднегодовой прирост 10,5% [2].
С 1970 по конец 1989 года прогресс отраслевой структуры дал толчок развитию многих отраслей обрабатывающей промышленности. В результате поставленной в середине 1970-х годов цели добычи и переработки полезных ископаемых общественный валовой продукт в Монголии увеличился в 1989 году, по сравнению с 1970 годом в 3.3 раза, национальный доход в 3.1 раза, производственные основные фонды в 5.2 раза. Однако, анализ эффективности общественного производства с позиции главных факторов рыночной экономики показывает, что несмотря на кажущийся рост производительности общественного труда, темпы её роста ежегодно снижались на протяжении трех последних пятилеток. Если в период 1975-1985 гг. за счёт роста производительности труда обеспечивалось 70-80% прироста национального дохода, то в 1986-1990 гг. этот показатель снизился в два раза. В 1990-1991 гг. производительность труда резко упала во всех отраслях [3].
За 30 лет с 1990 по 2020 год были разработаны и обновлены документы государственной политики, поддерживающие деятельность малого и среднего бизнеса, позволившие улучшить кредитование и помощь со стороны государственных и неправительственных организаций, международных организаций и международных инвесторов, но тем не менее условия поддержки их существания и развития для этого недостаточны.
Целью исследования является анализ развития малого и среднего бизнеса Монголии и поиск наилучшего пути развития, направленнего на увеличение экономического вклада и эффективности сектора МСБ.
Материалы и методы исследования
Материалом данного исследования послужили статистические данные о развитии МСБ Монголии за период 1998-2022 годы и за последние 6 лет, предоставленные национальным статистическим управлением Монголии, а также законодательные акты правительства Монголии. В качестве метода исследования применяется сравнительный анализ статистических данных оценки показателей экономического развития МСБ Монголии, а именно: ежегодный прирост изменение численности предприятий, выручка от продаж, численность работников и доля в валовом внутреннем продукте в разбивке по секторам экономики.
Результаты исследования и их обсуждение
В переходный период экономики граждане Монголии, как отдельные личности, испытывали трудности при открытии бизнеса и при получении кредитов для ведения бизнеса. Компании, кооперативы и партнёрства, проходившие для ведения бизнеса государственную регистрацию, на самом деле, были предпринимателями малого и среднего бизнеса. Национальное статистическое управление Монголии в октябре 1998 года провело общенациональную перепись всех предприятий и организаций Монголии.
Таблица 1
Сравнение количества и доля, срока деятельности, вида ответственности и состояния деятельности зарегистрированных хозяйственных предприятий и организаций в 1998, 2003, 2008, 2013, 2018 и 2022 годах
Бизнес Регистр |
Единица измерения |
1998 |
2003 |
2008 |
2013 |
2018 |
2022 |
Компания |
всего, тыс |
5769 |
18299 |
43130 |
82901 |
137730 |
195103 |
всего,% |
64% |
75% |
88% |
93% |
94% |
95% |
|
изменение к 1998 г. раз |
2.17 |
6.48 |
13.37 |
22.87 |
32.82 |
||
Кооперативы |
всего, тыс |
1614 |
2574 |
2595 |
3227 |
4517 |
5081 |
всего,% |
18% |
11% |
5% |
4% |
3% |
2% |
|
изменение к 1998 г. раз |
0.59 |
0.61 |
1.0 |
1.8 |
2.1 |
||
Партнеров |
всего, тыс |
1647 |
3572 |
3174 |
2537 |
4451 |
5728 |
всего,% |
18% |
15% |
6% |
3% |
3% |
3% |
|
изменение к 1998 г. раз |
1.17 |
0.93 |
0.54 |
1.70 |
2.48 |
||
Всего |
всего, тыс |
9030 |
24445 |
48899 |
88665 |
146698 |
205912 |
изменение к 1998 г. раз |
1.71 |
4.42 |
8.82 |
15.25 |
21.80 |
В таблице 1 приведены показатели количества и доля предприятий и организаций, зарегистрированных в реестре организаций и предприятий в период с 1998 по 2022 год, в зависимости от года, вида ответственности и рода занятий [4].
По данным официальной информации в части бизнес-сектора видим, что в период с 1998 по 2022 годы наблюдается рост числа владельцев с 9030 до 205912, то есть в 21.8 раз. По состоянию на 2022 год число компаний достигло показателя 195103, то есть рост 95%, что по сравнению с 1998 годом выросло в 32.8 раза. А что касается числа кооперативов, партнеров, начиная с 1998 года по 2022 год, видим рост в 2 раза соответственно. В 1998 году насчитывалось 1614 кооперативов, то есть рост 18%, а партнерова составили 1647 единиц, то есть 18%, а в 2022 году каждый сегмент дал снижение показателя до 2%. Из этого видим, что число хозединиц формата “компания” увеличилось, а число кооперативов и партнеров, наоборот, снизилось. Данное обстоятельство связано с юридическим определением. Больший размах деятельности компании по сравнению с кооперативом и товариществами юридически обусловлено. В кругу финансистов (кредиторов) принято считать более стабильным и менее рискованным сотрудничество с организацией статуса “компания”. Данное дифференцированное отношение связано с тем фактом, что предпринимателям, которые ведут бизнес в статусе кооперативов и товариществ, неохотно предоставляют финансирование и кредиты, и мало организаций, которые их поддерживают. В связи с этим для оптимизации причастного закона приняты ряд законов.
В 2005 году Постоянная миссия ООН инициировала проект тогдашнего Министерства промышленности и торговли “Развитие промышленности в Монголии”. Реализация проекта велась по-новому, и это дало результаты, а именно, стабильное существование предпринимателей МСБ. Правительство Монголии Постановлением № 64 от 2005 года реализовало программу поддержки “Малое и среднее предпринимательство”. В 2007 году был принят Закон “О малом и среднем предпринимательстве”, в котором более чётко указана категория услуг.
В 2019 году в статье 4.1.1. О терминах ст.4 новой редакции Закона указано “представитель малого и среднего бизнеса” означает хозяйственную единицу, осуществляющую деятельность в сфере производства, торговли и оказания сервисных услуг, и имеющую штат сотрудников до 200 человек и годовой операционный доход до 2.5 миллиардов тугриков.
В статье 5 второй главы того же Закона даны характеристики представителей малого и среднего бизнеса. К ним относятся представители малого и среднего бизнеса, отвечающие следующим требованиям:
- “Микро бизнес” означает хозяйственную единицу, ведущую производство, торговлю и оказание сервисных услуг и имеющую в штате до 10 работников и годовой доход от сбыта до 300.0 миллионов тугриков;
- “Малый бизнес” означает хозяйственную единицу, ведущую производство, торговлю и оказание сервисных услуг, имеющую штат сотрудников от 10 до 50 работников и годовой доход от сбыта 300.0 млн – 1.0 млрд тугриков;
- “Средний бизнес” означает хозяйственную единицу, ведущую производство, торговлю и оказание сервисных услуг, имеющую штат сотрудников от 50 до 200 работников и годовой доход от сбыта 1.0 млрд – 2.5 млрд тугриков [5].
В таблице 2 приводятся данное Национального Статистического управления Монголии о доли сотрудников и категории доходов официально зарегистрированных юридических лиц, относящихся по официальной классификации к категории малого и среднего бизнеса в период с 2017 по 2022 год.
Как видно из таблицы 2, общее количество владельцев МСБ каждый год растёт. В 2017 году насчитывалось 48 079 владельцев МСБ, а в 2022 году их было 69 539. Иначе говоря, наблюдается рост на 31%. При рассмотрении показателей, указывающих общий объём доходов видно, что количество зарегистрированных владельцев малого бизнеса с доходом в 300 миллионов тугриков ежегодно составляет от 89% до 79%. Однако доля владельцев малого бизнеса с доходом от 300 до 999 миллионов тугриков составляет от 8% до 15%. Минимальная доля владельцев МСБ с доходом от 1 млрд до 2,4 млрд тугриков и составляет 3%-7% от общего числа.
С другой стороны, если мы посмотрим ситуацию с численностью сотрудников в МСБ, то увидим следующее:
- Количество зарегистрированных юридических лиц владельцев малого бизнеса со штатом сотрудников от 1 до 9 человек стабильно росло с 2017 по 2022 год, и рост составил 31%.
- Количество зарегистрированных юридических лиц владельцев малого бизнеса со штатом сотрудников от 10 до 49 человек увеличилось на 1378, то есть прирост 26% за период с 2017 по 2018 год, а в 2020 и 2021 годах снижение на 0,3%-2% , небольшой рост в 2022 году. Это связано с глобальной пандемией «Ковид-19», которая негативно отразилась на экономической отрасли в целом.
- Число владельцев МСБ со штатом от 50 до 199 человек сократилось с 363 до 177 единиц в 2022 году. За период 2018-2019 годы данный показатель хоть и увеличился на 7 пунктов, но в целом снизился.
Таблица 2
Официально зарегистрированные юридические лица с указанием численности сотрудников и категорией доходов МСБ периода с 2017 по 2022 год,
Численность работающих |
Выручка, млн и млрд тугруков |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
1 ̶ 9 |
до 300.0 млн тугр |
40027 |
41433 |
42422 |
42883 |
43911 |
52455 |
300.0 – 999.9 млн тугр |
2884 |
3511 |
4321 |
5051 |
6323 |
8357 |
|
1.0 – 2.4 млрд тугр |
837 |
957 |
1297 |
1543 |
2163 |
3042 |
|
Всего |
43748 |
45901 |
48040 |
49477 |
52397 |
63854 |
|
10 ̶ 49 |
до 300.0 млн тугр |
2442 |
2790 |
2721 |
2612 |
2322 |
2203 |
300.0 – 999.9 млн тугр |
984 |
1541 |
1646 |
1711 |
1700 |
1750 |
|
1.0 – 2.4 млрд тугр |
542 |
1015 |
1139 |
1169 |
1381 |
1555 |
|
Всего |
3968 |
5346 |
5506 |
5492 |
5403 |
5508 |
|
50 ̶ 199 |
до 300.0 млн тугр |
143 |
91 |
114 |
85 |
66 |
66 |
300.0 – 999.9 млн тугр |
83 |
57 |
46 |
35 |
33 |
24 |
|
1.0 – 2.4 млрд тугр |
137 |
109 |
104 |
141 |
116 |
87 |
|
Всего |
363 |
257 |
264 |
261 |
215 |
177 |
|
Всего |
до 300.0 млн тугр |
42612 |
44314 |
45257 |
45580 |
46299 |
54724 |
300.0 – 999.9 млн тугр |
3951 |
5109 |
6013 |
6797 |
8056 |
10131 |
|
1.0 – 2.4 млрд тугр |
1516 |
2081 |
2540 |
2853 |
3660 |
4684 |
|
Всего |
48079 |
51504 |
53810 |
55230 |
58015 |
69539 |
Таблица 3
Доля субъектов малого и среднего бизнеса по видам экономической деятельности в ВВП Монголии за 2017-2022 гг, %
Наименование показателя |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Сельское хозяйство, Лесное хозяйство, Рыбалка, Охота |
1 |
1.9 |
1.9 |
1.8 |
4 |
3.4 |
Производства |
1.9 |
2.4 |
2.3 |
3.5 |
3.1 |
3 |
Обрабатывающие производства |
5 |
5.8 |
5.6 |
7.1 |
6.6 |
6.1 |
Электроснабжение, газоснабжение, подача пара и воды |
0.4 |
0.5 |
0.5 |
0.6 |
0.4 |
0.5 |
Строительство |
10.5 |
15.8 |
13.5 |
20 |
20.8 |
18.9 |
Услуга |
6.9 |
6.9 |
6.8 |
9.2 |
8.7 |
8.6 |
Торговля |
15.2 |
13.5 |
12.7 |
18.4 |
17 |
15.4 |
Транспорт |
2.3 |
3.9 |
4.9 |
9.3 |
6.6 |
5.8 |
Гостиница, размещение, ночлег и кейтеринговые услуги |
16.8 |
21.1 |
17.8 |
26.5 |
25.9 |
23.5 |
Предоставление прочих видов услуг |
3.4 |
3.6 |
3.9 |
4.6 |
4.8 |
5.1 |
Из этого видно, что микро-, малые и средние предприятия с небольшим количеством сотрудников и доходом от 300 миллионов до 2,4 миллиардов тугриков с каждым годом неуклонно растут, и их деятельность проходит сравнительно ровно. Однако владельцы малого бизнеса с большим количеством сотрудников и доходом от 300 млн до 2,4 млрд тугриков с каждым годом сокращаются. Это обусловлено ростом заработной платы работников, цены потребительской корзины, повышением ставок взносов по социальному страхованию работников и работодателей, а также финансовым регулированием и планированием бизнеса.
В таблице 3 показана доля малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте в разрезе отраслей экономики. Видим, что доля малых и средних предприятий в ВВП составляет 10,5%-20% в строительной отрасли, 12,7-17% в сфере торговле, 16,8%-26,5% в гостиницном бизнесе.
Мы сравнили процентные доли секторов строительства, торговли, гостиничного бизнеса предприятий частного сектора в экономической категории ВВП Монголии.
В таблице 4 приведены данные доли сегмента МСБ в показателях экономической деятельности ВВП Монголии с 2017 по 2022 год, из статистической базы данных Монголии.
Из таблицы 4 видно, что доля ВВП в стране составляет 3,6-4%, на строительство, торговлю или оптовую и розничную продажу, ремонт и сервисное обслуживание автомобилей и мотоциклов приходится 14,7-17,3%, а на гостиничный бизнес – 1-1,2%.
Основная цель владельцев МСБ – получить больший доход при низких затратах. На объём доходов влияют экономические проблемы макро- и микроуровня: территория страны, экономические регионы, неравномерность заселения, безработица, наличие рабочих мест, квалификация работников, передовые технологии, инновационные идеи и онлайн-окружение. Сегодня, с быстрым развитием Интернета во всем мире, предпринимателям необходимо быстро адаптироваться к интернет-среде, чтобы иметь возможности для увеличения способов ведения бизнеса и объёмов доходов.
Для реализации этой цели мы предлагаем предпринять следующие шаги:
1. По данным исследования, с 1998 года количество зарегистрированных государством компаний увеличилось на 31% до 64%-95%, а кооперативов сократилось на 16% до 18%-2%, уменьшилось количество партнеров с 15% до 18%-3%. Предприниматели со статусом кооперативов и партнеров, в основном, являются скотоводами или местными предпринимателями. Для их поддержки, помимо предоставления кредитов из Фонда малых и средних предпринимателей, более необходимы помощь и поддержка в организации совместной работы, ежеквартальных тематических встреч и улучшение менеджмента, планирования и внедрение инновационных технологий.
Таблица 4
Доля субъектов экономической деятельности в ВВП Монголиии за 2017-2022 гг, %
Наименование показателя |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Сельское хозяйство, Лесное хозяйство, Рыбалка, Охота |
11 |
11.3 |
11.5 |
12.8 |
13 |
12.8 |
Добыча полезных ископаемых и горнодобывающая производства |
25.8 |
26.4 |
25.8 |
24.1 |
25.4 |
23.6 |
Обрабатывающие производства |
8.4 |
8.5 |
8.6 |
9.2 |
8.5 |
8.6 |
Подача электроэнергии, газа, пара и вентиляции |
2.1 |
2 |
2 |
2.1 |
1.9 |
1.6 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидидации загрязнений |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
0.6 |
0.5 |
0.5 |
Строительство |
3.6 |
3.6 |
4 |
4.2 |
3.7 |
3.9 |
Торговля оптовая и розничная продажа, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
15.7 |
16.4 |
16.5 |
14.7 |
15.5 |
17.3 |
Транспортировка и хранение |
4.6 |
4.7 |
4.4 |
3.6 |
3.8 |
4.8 |
Деятельность гостиниц и предприятия общественного питания |
1 |
1.2 |
1.2 |
1 |
1 |
1.1 |
Деятельность в области информации и связи |
2.2 |
2.1 |
2.1 |
2.2 |
2.4 |
2.3 |
Деятельность финансовая и страховая |
3.9 |
4 |
4.2 |
4.7 |
4.9 |
4.9 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
6.3 |
5.8 |
5.2 |
5.4 |
4.8 |
4.6 |
Деятельность профессиональная, научная и техническая |
1.6 |
1.5 |
1.7 |
1.7 |
1.6 |
1.5 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
0.8 |
0.7 |
0.8 |
0.7 |
0.7 |
0.8 |
Деятельность в области государственного управления и обороны, обязательная социальная защита |
5.5 |
4.9 |
4.7 |
5.4 |
5 |
4.4 |
Образование |
4 |
3.8 |
4 |
4.4 |
4 |
4.1 |
Деятельность в области здравоохраниения и социальный услуг |
1.8 |
1.8 |
2 |
2.3 |
2.4 |
2.3 |
Деятельность в области культуры, спорта, игра, организации досуга и развлечений |
0.4 |
0.4 |
0.4 |
0.4 |
0.4 |
0.4 |
Предоставление прочих видов услуг |
0.7 |
0.6 |
0.5 |
0.5 |
0.4 |
0.4 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2. Для привлечения предпринимателей малого сектора к переходу в сектор средних предприятий, правительству следует принять инновационные меры по увеличению доходов от продажи, учитывая в своей работе стратегию регионального развития.
3. Для привлечения средних предпринимателей в крупный сектор необходимо привлечь инвесторов в части развития производства, планировать развитие на 5 лет, исходя из истории развития предыдущих 70 лет, поддерживая налоговые льготы.
4. Возникает необходимость разработки закона о торговле, также малому и среднему бизнесу следует пройти поэтапное обучение организации продаж и услуг в интернет-пространстве, а правительству оказывать содействие при сотрудничестве в онлайн-пространстве при работе с программами и приложениями цифровой среды.
13 мая 2020 года Великий Хурал Монголии утвердил долгосрочную политику развития Монголии “Видение 2050” [6] . В соответствии с этим государственная организация поддержки малого и среднего бизнеса, Фонд поддержки малого и среднего бизнеса, Ассоциация создателей богатства и Торгово-промышленная палата Монголии совместно работают над постановкой краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей.
Заключение
Анализ исследования развития экономики страны 70-летнего периода с 1920 года по 1990 год показывает весомое значение планирования в индустриальном развитии государственного и частного секторов, которые внесли существенный вклад в экономику страны. С 1960 по 1965 год из предложенных рационализаторами и изобретателями 18 тысяч изобретений в производство было запущено 16 тысяч. В результате такого изменения общий объем промышленного производства увеличился в 1,6 раза, продукция государственного сектора увеличилась в 1,6 раза, частного сектора в 1,7 раза. 1975-1985 гг. за счёт роста производительности труда обеспечивалось 70-80% прироста национального дохода. Конкретизация определений и терминов дала скачок в 31% роста числа предпринимателей в период с 2017 года по 2022 год. По результатами исследований видно, что предприниматели сектора МСБ с объёмом выручки до 300 млн тугров занимает подавляющее большинство. По экономическим секторам заметно, что в числе оказывающих большее влияние на рост ВВП отраслей входят строительство, торговля и гостиничный бизнес. Прошло 5 лет с момента принятия в 2019 году Закона о малых и средних предприятиях в сферах производства и сервисных услуг. В сложившихся обстоятельствах значима организация в 2025 году бизнес-встреч под эгидой программы “Видение 2050” предпринимателей малого и среднего бизнеса, также желающих организовать своё дело граждан с представителями государственных организаций, банковских и иных финансовых организаций. Необходима результативная работа в направлении новой промышленной революции “Индустрия 5.0” на основе 5-летнего планирования для привлечения инвестиций, увеличения экспортных торговых объёмов.