Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE DOMESTIC MARKET OF THE RUSSIAN FEDERATION UNDER THE CONDITIONS OF SANCTIONS RESTRICTIONS

Reshetnikov S.B. 1 Chernyshev А.K. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
1770 KB
This paper addresses the issues related to the impact of sanctions imposed by “unfriendly countries” on the domestic market of the Russian Federation. It considers the approaches taken by domestic researchers and development institutions towards defining the concept of the “internal market”, as well as the impact of these sanctions on the development of Russia’s domestic market. The paper also examines the goals and objectives set by the government of the Russian Federation to reduce import dependence on unfriendly countries and increase economic sovereignty and technological independence. Based on this analysis, several aspects that may have a negative impact on the Russian economy have been identified.The authors propose specific strategies for managing individual aspects of the Russian internal market in the face of sanctions pressure.
anti-russian sanctions
domestic market
economic structure
technological sovereignty
development institutions
global risks

Введение

Экономические санкции, введенные в 2014 году Соединенными Штатами Америки, Европейским союзом и другими странами наряду с внутренними и международными контрмерами России, запустили процесс отделения российской экономики от мировых рынков, обращение вспять прежней тенденции к глобальной интеграции [5]. Гораздо более жесткие санкции были введены после начала российско-украинского конфликта в феврале 2022 года. Как и в 2014 году, за этими санкциями последовали ответные меры со стороны России против «недружественных» стран, что также усугубило негативное воздействие санкций на внутренний рынок Российской Федерации [6].

Представляется, что активное продвижение и внедрение инициатив крупных промышленных отечественных компаний позволит и в дальнейшем успешно справляться с уходом иностранных производителей с российского рынка [2]. Подчеркнем, что многое зависит от того, как локальные производства реализуют проекты по переработке сырья, а непосредственно активная работа компаний обеспечивает этим отраслям устойчивый рост. При этом необходимо проследить, какие структурные изменения произошли в отдельных отраслях экономики нашей страны для формирования более целостной картины и последующей разработки новых мер по адаптации к изменившимся экономическим условиям. Все вышесказанное обуславливает актуальность темы настоящего исследования.

Материалы и методы исследования

В настоящей работе был использован комплекс методов научного познания, а именно: методы статистического анализа, системного анализа и синтеза, формально-логический и сравнительный методы, а также ретроспективный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

Основным принципом внутреннего развития страны выступает согласованность как на уровне власти, так и в части развития производственно-хозяйственных отношений. Согласно наиболее широкому определению, внутренний рынок – это рынок товаров и услуг, действующий в пределах одного государства. Внутренний рынок является значимой частью экономики Российской Федерации и состоит из большого количества элементов, образующих целостную систему, благодаря которым домохозяйства, предприятия и резиденты страны способны воспроизводить и получать экономические блага.

Единого мнения по поводу классификации и структуризации внутреннего рынка в научном и экспертном сообществе нет: существует большое количество научно-методических подходов и классификаций. Так, отечественными учеными выделяется классификация, проведенная с помощью агрегирования рынков. В целом, если рассматривать внутренний рынок любой страны как макроэкономического агента, то он состоит из 3 укрупненных элементов, которые более подробно рассмотрены далее [2].

1. Рынок товаров и услуг. Рынок товаров и услуг – одна из структурных форм внутреннего рынка, выделяемая по объектам, в качестве которых выступают предметы потребления (т. е. потребительские товары и услуги). Его субъектами выступают все хозяйствующие субъекты (в рамках внутреннего рынка – резиденты страны), деятельность которых связана с реализацией услуг, товаров, предназначенных для личного пользования. Составными частями потребительского рынка являются:

– Розничная торговля.

– Платные услуги, предоставляемые населению.

– Система общественного питания.

В целом, от качества функционирования потребительского рынка внутри страны зависит благосостояние ее населения и конкурентоспособность государства на мировом уровне.

2. Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов). Унифицированного и общепринятого понятия финансового рынка на данный момент нет в научной среде: в настоящее время ведутся дискуссии по поводу определения сущности и структуры данного элемента внутреннего рынка. По своей сути финансовый рынок объединяет в единую систему сразу несколько элементов: финансовые инструменты, финансовые институты и финансовые услуги [4]. Некоторые отечественные ученые придерживаются подхода, согласно которому финансовый рынок характеризуется как «рынок, предназначенный для обмена капиталами и кредитами, включая денежные и валютные рынки» [7].

Согласно определению Банка России, финансовый рынок – это «система экономических и правовых отношений, связанных с использованием денег в качестве средства накопления и платежа, обращением финансовых инструментов, а также как культурно-деловая среда, в которой действуют участники финансового рынка» [13]. Центральный Банк Российской Федерации приводит следующую структуру финансового рынка:

1. Валютный рынок.

2. Денежный рынок.

3. Рынок государственных ценных бумаг.

4. Рынок корпоративных ценных бумаг (рынок акций).

5. Рынок драгоценных металлов.

6. Рынок страхования.

Данная классификация основана на разграничении по видам обращающихся финансовых активов, инструментов, услуг. Безусловно, в современном мире ни одна экономическая система не может функционировать без внутреннего финансового рынка, поскольку в рамках него производятся операции, благодаря которым поддерживается денежный оборот, осуществляется денежно-кредитная политика и т. д.

3. Рынок экономических ресурсов. В целом, экономические ресурсы представляют собой те ресурсы, которые участвуют в производстве товаров и услуг. На рынке экономических ресурсов в качестве предложения и спроса выступают факторы производства. Классическая экономическая теория выделяет три фактора производства: труд, землю и капитал. Важной составляющей рынка экономических ресурсов является рынок труда, на котором в качестве специфичного товара, объекта обмена, выступает рабочая сила. Спрос на представленном рынке отображает объем общественных потребностей в рабочей силе: он отображает количество необходимых работников и их рабочей силы для работодателей.

В данный момент рынок труда Российской Федерации испытывает дефицит рабочей силы: экономика нуждается в 2,3 млн квалифицированных работников. С одной стороны, это последствия внутри- и внешнеэкономических шоков, а с другой стороны, влияние оказывает, в том числе, и расширение производств и сферы оказания услуг. Рынок земельных ресурсов обладает своими особенностями в силу ограниченности самого ресурса – земли. По мнению ученых-классиков, земельный рынок означает сферу конкретного оборота земельных и территориальных ресурсов, в границах которой осуществляется множество разного типа сделок (купли-продажи, аренды, залога и т. п.).

В свою очередь, капитал – это собственность, которую используют в процессе производства экономических благ. Сам капитал непосредственно делится на два образующих элемента: денежный и реальный капитал. К рынку реального капитала можно отнести рынок промышленного оборудования, сырья, транспортных средств и т. д. (то есть физические объекты, использующиеся в процессе производства). Таким образом, рынок экономических ресурсов является основой для производства в целом. При этом, все перечисленные элементы внутреннего рынка находятся в зависимости друг от друга – структурные изменения и сдвиги на одном рынке приводят к изменениям на другом рынке. Приведенная структуризация помогает в общем виде оценить и проанализировать экономическую ситуацию в разных секторах [8].

Выделяется также иная классификация структуры внутреннего рынка, в основе которой лежит разделение по видам экономической деятельности, в котором определяются направления деятельности экономического субъекта. Соответственно, представленные экономические субъекты и составляют внутренний рынок государства. Полный перечень включает в себя 21 раздел, которые, в свою очередь, включают 99 позиций. Данный перечень опубликован в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (далее – ОКВЭД) и регламентирован приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. (разрабатывался совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации) [14].

Всего в классификаторе представлено более 2500 кодов, в которых зашифрованы классы, подклассы, группы, подгруппы, виды экономической деятельности. Подобная классификация может быть применима как к внутреннему, так и ко внешнему рынку. Несмотря на большую детализацию по отраслям и видам экономической деятельности, данная классификация не учитывает довольно важный элемент внутреннего рынка – рынок труда. В остальном же ОКВЭД позволяет оценить положение хозяйствующего субъекта, отрасли или рынка в целом с помощью статистических методов.

Резюмируя, приведенные классификации структуры внутреннего рынка могут помочь как проанализировать состояние отдельных рынков, отраслей, так и в целом оценить влияние внешних факторов, воздействующих на весь национальный рынок в целом. При проведении анализа необходимо также учитывать специфику рынков и их зависимость от определенных факторов, чтобы наиболее полноценно можно было учесть все изменения и выявить их причины.

Подчеркнем, что после 2014 года, в условиях растущей премии за страновой риск, частное финансирование инвестиционных проектов стало редкостью. Государственные источники заменили частные инвестиции в финансировании инновационных проектов. В 2007 году были созданы специальные институты развития в форме «государственных корпораций» для концентрации финансирования, координации и реализации инвестиций в наукоемкие проекты и сектора [8]. Крупнейшими государственными корпорациями являются Внешэкономбанк (ВЭБ), Ростех (Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции), Росатом (Государственная корпорация по атомной энергии) и Роскосмос (Государственная космическая корпорация).

ВЭБ – это институт, специализирующийся на государственном венчурном финансировании инновационных проектов. Ростех управляет несколькими сотнями научных институтов и фирм в трех основных секторах: авиации, вооружении и электронике. Росатом управляет несколькими сотнями организаций и фирм в секторе атомной энергетики, от добычи полезных ископаемых до транспорта. Роскосмос проводит исследования и опытно-конструкторские разработки, а также экономическую деятельность в космической отрасли. Государственные корпорации являются наглядными примерами проектов вертикальной промышленной политики, полностью основанных на государственном финансировании.

Отметим, что введенные западными странами санкции в отношении России за период с 2014 г. до 2023 г. затронули финансовую и банковскую сферы, энергетику, логистику, инвестиции, и были направлены на ограничение внешнеэкономической деятельности отдельных компаний, ограничение инвестирования в различные государственные и межгосударственные проекты [5]. Они нанесли (и продолжают наносить) ощутимый ущерб экономике нашей страны: ограничивают темпы экономического роста, замедляют реализацию планов социально-экономического развития и различных инвестиционных проектов (таблица 1).

Можно сделать вывод, что санкции за период 2022–2023 гг. привели к фактически тотальному отказу зарубежных западных компаний от сотрудничества с российскими фирмами, и в целом были очень масштабными. В связи с этим под удар попали не только компании, находящиеся в санкционном списке отдельных «недружественных» стран, но и предприятия ключевых российских секторов экономики. Наиболее серьезной угрозой можно считать ограничение поставок современного высокотехнологичного оборудования и технологий, а также программного обеспечения [1]. Но данные обстоятельства стимулируют нашу страну искать новых поставщиков, производить «переориентацию» на партнерства с восточными странами и перестраивать логистические маршруты и цепочки поставок.

Чтобы лишить Россию возможности эффективно вести внешнюю торговлю были введены ограничения на заход российских судов в иностранные порты, запрет на въезд российских грузовиков на территорию Евросоюза, отказ практически всех иностранных морских операторов от работы с российскими грузами, и повышены страховые покрытия для тех судов, которые все-таки продолжают работать с Россией. В числе наиболее пострадавших, конечно, оказались те отрасли, которые напрямую зависели от импорта. Это, например, производители электроники, предприятия нефтегазовой отрасли, и ряд других (таблица 2).

Средний стартовый уровень зависимости рынка от импорта по 13 отраслям превышает 55% (например, фармацевтическая промышленность – 64%, легкая промышленность – 58%, станкоинструментальная промышленность – 56%). Самый высокий средний стартовый уровень плана по доле российской продукции в потреблении по состоянию на 2021 год – 89,5% по транспортному машиностроению, далее – 82,0% по энергетическому машиностроению [9]. На период до 2024 года утвержден 21 план импортозамещения. Проводимая государственного политика, начиная с 2022 года, направлена не только на содействие развитию внутреннего производства конечной продукции, но и на устранение «провала» в средних переделах. Так, новые планы охватывают: сырье и материалы, комплектующие изделия, готовую промышленную продукцию. Особое внимание уделяется продуктам с высоким спросом и потенциалом межотраслевого применения.

Для того, чтобы иметь возможность комплексно подойти к разработке механизмов управления внутренним рынком России в условиях санкционного давления, необходимо детально остановиться на отдельных его составляющих.

Таблица 1

Экономические санкции против России и их содержание по отраслям

Годы

Отрасль экономики

Содержание санкций

2014-2022 г.

Нефтяная

промышленность

• Санкции в отношении отдельных компаний и их дочерних предприятий, а также связанных с ними предприятий других отраслей;

• Запрет на экспорт в Россию технологий нефтедобычи и нефтепереработки;

• Замораживание уже существующих проектов и отказ от заключения новых.

Газовая

промышленность

• Санкции в отношении отдельных компаний и их дочерних предприятий, а также связанных с ними предприятий других отраслей;

• Замораживание уже существующих проектов и отказ от заключения новых.

Оборонно- промышленный комплекс

• Запрет на экспорт в Россию товаров двойного применения, а также военной техники;

• Запрет на проведение операций по экспорту и импорту вооружений с Россией.

Финансовая и

банковская сферы

• Заморозка финансовых активов российских юридических и физических лиц;

• Отграничение на размещение средств в западных банках;

• Отключение банковских структур России от международных платежных систем;

• Отграничение доступа к кредитным ресурсам;

• Ограничение возможностей осуществления деятельности.

Оборот товаров двойного

назначения

• Запрет на прямую и косвенную продажу, поставку, передачу или экспорт товаров и технологий двойного назначения;

• Запрет на предоставление финансовой и технологической помощи, брокерских услуг и иных услуг в отношении ТДН.

Финансовый

сектор

• Санкции в отношении центрального банка РФ, затрагивающие обслуживание государственного долга;

• Отклонение десяти российских банков от глобальной сети обмена финансовыми сообщениями SWIFT;

• Отграничение доступа страны к ресурсам МВФ и Всемирного банка;

• Санкции стран ЕС при страховании и перестраховании транспортных средств;

• Запрет на сделки с ценными бумагами федерально займа РФ;

• Ограничение доступа России к наиболее важным рынкам капитала;

Международная торговля

• Запрет на экспорт в Россию высокотехнологичной продукции, в том числе чипов и материалов для их производства;

• Запрет на экспорт в Россию предметов роскоши/ авиационного топлива и т.д;

• Запрет на импорт российского золота.

Иные

• Санкции в отношении отдельных компаний и физических лиц Российской Федерации;

• Запрет инвестиционных проектов и поставки оборудования для двух новых субъектов РФ на то время: Севастополя и Крыма.

2022-2023 г.

Финансовый

сектор

• Ряд ограничений в отношении российских предприятий ВПК и финансовых учреждений;

• Приостановление сертификации Северного потока;

• Блокировка банковских счетов России в других банках;

• Ограничение продажи криптовалюты россиянам.

Международная торговля

• Запрет на экспорт в Россию новых технологий;

• Запрет на транзит товаров двойного назначения и огнестрельного оружия через территорию РФ в третьи страны;

• Запрет на экспорт в Россию высокотехнологичной продукции.

Энергетика

• Ограничение возможности инвестирования в российские компании топливно-энергетического сектора;

Иные

• Экспортный контроль;

• Новые меры экспортного контроля и ограничения на товары и технологии двойного назначения, а также товары и технологии, которые могут способствовать технологическому совершенствованию российского сектора обороны и безопасности;

Источник: составлено авторами по данным [12].

Таблица 2

Сводная таблица усредненных показателей доли отечественной продукции в потреблении по ключевым гражданским отраслям обрабатывающей промышленности

№ п/п

Отрасль

Средняя доля продукции РФ в потреблении в 2014 году (факт), %

Средняя доля

продукции РФ в потреблении

в 2021 году

(план), %

Средняя доля

продукции РФ в потреблении

в 2022 году

(факт), %

1

Тяжелое машиностроение

41,0

49,0

67,8

2

Энергетическое машиностроение

75,6

83,0

77,4

3

Нефтегазовое машиностроение

41,0

58,0

59,9

4

Станкоинструментальная промышленность

17,0

43,0

44,7

5

Легкая промышленность

34,0

41,0

42,6

6

Радиоэлектронная промышленность

35,8

57,0

52,0

7

Химическая промышленность

60,0

77,4

76,8

8

Лесная, деревообрабатывающая

и целлюлозно-бумажная промышленность

67,3

77,8

81,4

9

Фармацевтическая промышленность

26,2

60,0

33,3

10

Автомобильная промышленность

57,2

61,0

76,9

11

Транспортное машиностроение

85,3

89,5

91,2

12

Машиностроение для пищевой

и перерабатывающей промышленности

12,0

32,0

51,0

13

Сельскохозяйственное машиностроение

28,0

76,0

70,0

Источник: составлено авторами по данным [10].

1. Сырьевой сектор: данный сектор является основным источником экспортных доходов России. Санкции против России, введенные западными странами в 2014 году, оказали серьезное влияние на сырьевой сектор экономики Российской Федерации. Основные санкции касались запрета на импорт некоторых товаров и технологий, что привело к сокращению объемов экспорта нефти, газа и металлов. Кроме того, падение цен на нефть на мировых рынках также негативно повлияло на экономику России. В результате ограничительного давления и падения цен на нефть сырьевой сектор Российской Федерации столкнулся с прекращением доступа к кредитам, сокращением инвестиций и ростом инфляции. Однако благодаря усилиям Правительства Российской Федерации по диверсификации экономики и развитию других секторов, Россия смогла частично справиться со влиянием санкций [11].

Среди ключевых механизмов управления сырьевым сектором важно отметить:

− Увеличение государственных инвестиций в развитие сырьевых отраслей экономики, таких как нефтегазовая, угольная, металлургическая и др.

− Проведение мероприятий по повышению эффективности добычи и переработки сырьевых ресурсов, в том числе, посредством внедрения новых технологий и оборудования.

− Введение льготных условий для инвесторов, осуществляющих проекты в сырьевых отраслях экономики.

− Поддержка экспорта сырьевых товаров за рубеж, в том числе через субсидирование транспортных расходов и других затрат.

− Развитие инфраструктуры для транспортировки и хранения сырьевых ресурсов.

− Проведение мероприятий по охране окружающей среды и экологической безопасности при добыче и переработке сырьевых ресурсов.

− Разработка и внедрение программы модернизации сырьевых отраслей экономики, направленной на повышение их эффективности и конкурентоспособности.

2. Промышленный сектор: данный сектор является важным источником доходов для России и составляет значительную часть экспорта страны. Санкции оказали отрицательное влияние на промышленный сектор РФ: они привели к снижению объемов импорта необходимых компонентов и оборудования, что негативно сказалось на производительности и качестве продукции. Также они привели к сокращению экспорта, что отрицательно повлияло на доходы компаний и национальную экономику в целом [10].

В результате многие отрасли промышленности России столкнулись с трудностями в производстве и продаже своей продукции. Санкции оказали наибольшее влияние на секторы нефтегазовой промышленности, машиностроения, химической промышленности и сельского хозяйства. Данные отрасли сильно зависят от импорта технологий, оборудования и компонентов, которые были затронуты санкциями. Кроме того, санкции привели к сокращению экспорта нефти и газа, что сильно отразилось на доходах компаний.

Среди ключевых механизмов управления промышленным сектором важно отметить:

− Увеличение государственных субсидий на развитие отечественной промышленности и ее конкурентоспособности на мировом рынке.

− Запуск программы "Промышленность 4.0", направленной на модернизацию промышленности и внедрение новых технологий.

− Введение программы государственной поддержки инновационных проектов в промышленности, направленных на создание новых технологий и продуктов.

− Снижение ставок налога на прибыль для предприятий, осуществляющих инвестиции в развитие производства.

− Повышение таможенных пошлин на импорт товаров, конкурирующих с отечественными аналогами, что способствовало увеличению спроса на отечественную продукцию.

− Проведение мероприятий по продвижению отечественных товаров на мировом рынке, в том числе через создание новых брендов и марок.

− Поддержка экспорта отечественной продукции за рубеж, в том числе через субсидирование транспортных расходов и других затрат.

− Создание инфраструктуры для развития малого и среднего бизнеса в промышленности.

− Проведение мероприятий по обучению и повышению квалификации работников промышленности.

− Разработка и внедрение программы модернизации промышленности, направленной на повышение ее эффективности и конкурентоспособности.

3. Наукоемкие сектора экономики: данные сектора являются ключевым фактором экономического роста и обеспечения технологического суверенитета России. Ограничения на импорт технологий и оборудования затруднили выполнение многих научных проектов, а также привели к сокращению финансирования научных исследований. Некоторые ученые и исследователи также столкнулись с ограничениями на поездки за границу для участия в конференциях и семинарах [9]. Однако, Россия начала активно развивать свои научные кластеры и поддерживать развитие отечественных высоких технологий, что позволило частично компенсировать негативные эффекты от введенных санкций.

Среди ключевых механизмов управления научно-технологическим сектором важно отметить:

− Увеличение финансирования научных исследований и разработок, в том числе: через государственные программы и гранты.

− Создание новых научных центров и лабораторий, оборудование их современным оборудованием и технологиями.

− Поддержка молодых ученых и стимулирование их научной деятельности, в том числе через программы стипендий и научных конкурсов.

− Развитие международного научного сотрудничества и участие в международных научных проектах.

− Создание условий для коммерциализации научных разработок и их внедрения в промышленность и экономику.

− Развитие инфраструктуры для научных исследований, включая создание сетей суперкомпьютеров, центров обработки данных и других инфраструктурных объектов.

− Проведение мероприятий по повышению качества научного образования и подготовке кадров для научных исследований.

Таким образом, цель пересмотра параметров макроэкономической политики – создание условий для активной инвестиционной политики. В рамках среднесрочной перспективы представляется, что основной фокус экономической политики на мерах модернизации обладает определенными рисками, на которые необходимо оперативно реагировать мероприятиями экономической политики.

Заключение

На основании полученных в рамках исследования результатов можно сделать вывод, что экономическое развитие нашей страны, как в среднесрочной, так и долгосрочной перспективе будет определяться использованием всех имеющихся возможностей экономического потенциала и разработкой тщательно выверенной экономической политики на основе стратегического сценария перехода к структурной модернизации внутреннего контура национальной экономики. С этих позиций предстоит проинвентаризировать и пересмотреть основы и инструменты макроэкономической, промышленной, внешнеэкономической, денежно-кредитной, бюджетной, ценовой политики, адаптированные к работе в открытой экономике.

Анализ также показал, что в настоящее время ведется работа по изучению и структуризации внутреннего рынка в условиях динамичных изменений и трансформаций в экономике Российской Федерации, происходящих под влиянием различных макроэкономических, геополитических и внутренних факторов (в первую очередь, санкционного воздействия). Структура меняется также вследствие цифровизации во многих сферах и отраслях (к примеру, промышленность, финансовый сектор, здравоохранение) и вследствие возрастания роли информации в экономике и обществе.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.