Введение
Трансформационные процессы, связанные с переходом человечества к новой фазе своего развития – информационному обществу, повышают требования к количеству и качеству информационных и телекоммуникационных услуг. Согласно международным декларациям, которые определяют основные приоритеты, направления и пути построения и развития информационного общества, перед Российской Федерацией встает важная задача ускорить темпы развития национальной информационной инфраструктуры, согласованной по принципам и органично соединенной с глобальной информационной инфраструктурой. При этом, одним из важнейших инструментов формирования основ информационного общества является реализация инновационной модели развития.
Одним из основных факторов, влияющих на развитие национальной экономики и массовое внедрение информационных технологий, на построение в стране информационного общества, на процесс интеграции в мировую экономику, является ускоренное развитие телекоммуникаций. Эффективность решения большинства задач развития телекоммуникаций в значительной степени зависит от эффективности функционирования и развития телекоммуникационного рынка, приближения его к современным международным требованиям.
Либерализация и дерегулирование в телекоммуникационном секторе, которые произошли в конце XX столетия, определили переход от монопольной структуры рынка к появлению конкурентной среды, привели к появлению новых операторов, развитию новых услуг и, как следствие, к обострению конкуренции. Одной из жизненно важных задач, которая встает перед участниками телекоммуникационного рынка, является определение эффективных путей обеспечения конкурентоспособности тех услуг, которые они уже предоставляют потребителям, или с которыми только планируют выйти на этот рынок. Сегодня ключевой предпосылкой улучшения конкурентоспособности продукции и услуг, вообще, и телекоммуникационных услуг, в частности, является организация инновационной деятельности, направленной на превращение изобретений и технологических открытий в коммерциализированный продукт, непрерывное совершенствование созданных технологий на их пути к рынку.
Реализация этой задачи не возможна без наличия эффективных методов определения уровня конкурентоспособности телекоммуникационных услуг и использования этой оценки в процессе принятия управленческих решений относительно установления, поддержки, а в необходимых случаях повышения конкурентоспособности услуг на всех этапах их создания и реализации. При этом значительное внимание информационному обеспечению, процессам управления и создания автоматизированных систем, уделили такие известные ученые как Р.Р. Бакирова [1], А.Р. Кесян [3], И.В. Салгираева [10], О.Г. Смешко [11], А.П. Соколов [12], Е.В. Фешина [13], Е.А. Шулаева [15] и др. Однако исследование влияния информационных ресурсов на развитие предприятия может потребовать детального изучения.
Цель заключается в выявлении закономерностей влияния информационных ресурсов на развитие предприятия.
Материал и методы исследования
В процессе решения поставленной цели использовались аналитико-синтетический метод научного познания, разработки отечественных исследователей в сфере цифровизации, методы индукции и дедукции. Метод проблемно-диагностического моделирования и стратегического менеджмента использовался для обоснования стратегических направлений развития предприятий и учреждений. Комплекс кибернетических и системологических проблемно-целевых методов применялся для функционально-структурного анализа, подготовки организационно-распорядительных документов по оценке и обеспечению эффективного функционирования информационной системы.
Результаты исследования и их обсуждение
Современное информационное обеспечение предприятий и учреждений предусматривает своевременное информирование предприятий и учреждений о проведении выставок, семинаров, других мероприятий [2, 7, 8]. Информационные работники в этом случае могут организовать и проводить симпозиумы, семинары с участием иностранных специалистов.
Целью создания информационной базы является своевременное, целенаправленное и полное обеспечение руководителей, специалистов предприятий и учреждений всеми видами информации [4, 5, 16]. Для решения цели можно выполнить следующие меры: создание условий для качественного и эффективного удовлетворения субъектов в информации; создание и развитие местных автоматизированных информационных систем и сетей.
Заслуживает внимание модель универсума состояний, в которой естественным образом определен универсум времени, то есть полный временной цикл, состоящий из стационарных интервалов прошедшего, нынешнего и будущего времени. Для осуществления стратегического, тактического и оперативного управления предприятиями, учреждениями и другими экономическими объектами можно выделять долгосрочный (более 1 года), среднесрочный (один год, квартал, месяц) и краткосрочный (от одного месяца до суток) стационарные интервалы времени.
Граничные состояния, то есть пределы совершенства и опасности для каждого стационарного временного интервала принимаются Const в отличие от текущего (фактического), ожидаемого и целевого состояний, которые могут приобретать соответствующие значения в определенный момент времени. Константа позволяет выделить в универсуме состояний системообразующие инварианты, в роли которых выступают предельные состояния и функционально-ситуационные классы состояний, которые адекватны следующим соответствующим функциям: управленческого учета (обратная связь), прогнозирования, целеполагания.
Универсум состояний предприятия (учреждения) нами интерпретируется в качестве вертикали его развития, которая снизу ограничена полюсом предела опасности («катастрофа»), а сверху – полюсом предела совершенства («идеал»). Между полюсами «катастрофы» и «идеала», как системообразующими инвариантами, расположены фактически достигнутый, ожидаемый, и целевой ситуационно-временные состояния. Смысловыми единицами для измерения и оценки состояний являются классы релевантных тому или иному объекту моделирования социально экономических показателей (СЭП).
Для предприятий и учреждений нами предлагается использование наиболее обоснованной системы СЭП, которая включает наряду с показателями финансового развития объекта моделирования, показатели клиентской составляющей, внутренних бизнес-процессов, развития персонала предприятия (учреждения). Эта система, известная под названием сбалансированной системы показателей (ССП), которая нашла сейчас наиболее распространенное в мире применение для измерения оценки качества и эффективности деятельности экономических объектов.
В то же время информатизация деятельности, построение информационного общества требуют кардинального изменения управления, его знание информационной трансформации [6, 9, 14]. При этом под управленческим решением можно понимать знание, овеществление которого в действиях руководителя продуцирует процесс развития, адекватный целевой траектории движения финансовых и нефинансовых показателей предприятий.
Научно-обоснованным принято считать управленческое решение, которое наряду с определением показателей деятельности предприятий и учреждений, содержит направление и темпы его развития. Для научного обоснования управленческих решений необходимы знания как предельных, так и текущего и ожидаемого состояний предприятий и учреждений.
Анализ универсума информационных ситуаций, характеризующих неопределенность состояний в процессе развития предприятий и учреждений, свидетельствует, что большинство из них являются ситуациями неопределенности. Для принятия решений в таких ситуациях можно использовать аппарат теории вероятностей, рискологии, искусственного интеллекта, которые и являются основой методического и математического обеспечения информационных ресурсов.
Заключение
Подводя итоги можно отметить, что в исторически устоявшейся методологии познания мира единственным производителем знаний всегда был интеллект человека, который формирует знания на основе информации и посредством процедур логики рационального мышления, а также путем образного восприятия и отражения действительности. В отличие от материально-вещественных процессов производства, которые характеризуются материалоемкостью, энергоемкостью, а также другими аналогичными показателями, производство знаний характеризуется интеллектоемкостью. Необходимое условие наиболее эффективной реализации изложенной концепции – наличие эффективных инструментальных средств представления и логического вывода новых знаний из имеющейся достоверной информации. С этой целью можно использовать, например, фактологические модели, которые реализуются на базе интеллектуальных компьютерных технологий.
При этом сущность указанных моделей заключается в следующем: спад темпов развития; направление прогрессивного развития соответствует целенаправленному продвижению показателей деятельности предприятий и учреждений до предела совершенства; фактическая проблема достижения совершенства свидетельствует о степени удаленности текущего состояния развития от желаемого и позволяет определить относительный объем работы, размер ресурсов, необходимых для его достижения; направление регрессивного развития соответствует отдалению от предела совершенства и приближению к пределу опасности. Использование модели позволяет определить: границы качественного развития; удаленность текущего состояния развития отрасли от желаемого.