Введение
Концепция фискального пространства, изучаемая в научной литературе с начала текущего столетия, определяется способностью правительств принимать решения без ущерба устойчивости развития финансовой системы. Подходы к определению фискального пространства изменялись одновременно с трансформацией целей, формулируемых государствами и наднациональными институтами. В этой связи само понятие фискального пространства претерпевало изменения, дополняясь вопросами целеполагания и включения экологической составляющей.
По мере модификации государственных приоритетов, вырисовывались новые направления развития фискального пространства, последовательно и прогрессивно изменяя его контуры. В дополнении к возможности осуществления бюджетных расходов для достижения целей государственной политики, фискальное пространство усиливалось доходной составляющей бюджета и величиной государственного долга. Такие преобразования, безусловно, требовали переосмысления принципов построения фискального пространства как как исходного положения самой концепции, что определило актуальность настоящего исследования.
Цель исследования заключается в обобщении принципов фискального пространства, изменяющихся соразмерно и расширением его контуров.
Материал и методы исследования
Методология исследования базируется на диалектических методах познания, определяющих взаимосвязи явлений в их непрерывном развитии. В работе использован исторический подход, позволивший изучить изменения концепции фискального пространства в исторической ретроспективе и такой метод научного познания как синтез, определивший взаимосвязи исследуемого объекта как единого целого.
Результаты исследования и их обсуждение
Задача построения фискального пространства может быть решена при условии его базирования на основополагающих принципах. Вместе с тем, формулировка принципов должна учитывать междисциплинарный подход, поскольку само фискальное пространство является совокупностью включенных в него компонентов. Комплексный подход к формулировке принципов должен основываться на анализе и обобщении содержательных характеристик всех составляющих фискального пространства, которое претерпевало изменения.
Проводимая государственная политика, отражающая приоритеты текущего социально-экономического развития, накладывала отпечаток на содержание фискального пространства, последовательно меняя его контуры. Одновременно с изменением контуров, происходила трансформация смыслов фискального пространства, которые в 2005 году в докладе МВФ формулировались в виде бюджетных возможностей, позволяющих правительству выделять ресурсы на желаемые цели без ущерба окружающей среде [1].
В этот период фискальное пространство ограничивалось инструментами бюджетной политики, потому принципы фискального пространства, сформулированные в рамках ее реализации, не вызывали возражений. Исходя из представленного выше определения, фискальное пространство определялось совокупностью бюджетных расходов, благодаря которым правительства достигали намеченных целей. Второй акцент определения – исключение ущерба окружающей среде. В этой логике принципы фискального пространства целесообразно определить на пересечении бюджетной политики и целей устойчивого развития, с акцентом на окружающей среде.
Таким образом, для первого этапа развития концепции фискального пространства, ограниченного бюджетными расходами, принципы, как исходное положение теории (концепции) могут быть представлены
− принципом открытости (прозрачности) способствующем обеспечивать доступность и сопоставимость информации о бюджетных расходах, направляемых на достижение поставленных целей
− принципом адресности и целевого характера выделения бюджетных средств по аналогии с основным принципом бюджетной системы, регламентируемым Бюджетным кодексом РФ, который предполагает необходимость доведения бюджетных средств до конкретных получателей, благодаря чему обеспечивается достижение поставленных целей.
− принципом эффективности предполагающем достижение экономности и результативности при осуществлении бюджетных расходов.
Одновременно вышеназванные принципы следует дополнить принципами устойчивого развития, которые в контексте анализируемого определения фискального пространства ограничиваются исключением нанесения ущерба окружающей среде. Следовательно принципы фискального пространства следует усилить четвертым принципом устойчивого развития ООН – принципом защиты окружающей среды (рис. 1).
В рамках анализируемого периода формирования концепции фискального пространства А. Тэндоном и Ш. Кэшином (Всемирный банк, 2010 г.) [2] также было сформулировано его определение, которое содержало не противоречащие П. Хеллеру смыслы и не выходило за рамки бюджетных расходов.
Вместе с тем, в этот же период, в 2007 г. Ратин Рой (ООН) предложил расширить формулировку фискального пространства включив в него кроме бюджетных расходов, – доходы бюджета. Р.Рой определил фискальное пространство как объем финансирования доступный при мобилизации финансовых ресурсов (которая может быть достигнута с применением инструментов налоговой политики – прим. автора) для достижения поставленных целей [3].
Рис. 1. Принципы фискального пространства применительно к сложившейся концепции 2005 г.
Рис. 2. Принципы фискального пространства применительно к сложившейся концепции 2017 г.
Данная точка зрения была поддержана ВОЗ, рассматривающая фискальное пространство в докладе «Бюджетное пространство, управление государственными финансами и финансирование здравоохранения: устойчивый прогресс на пути к ВОЗ» в качестве мобилизации финансовых ресурсов с использованием политики доходов или налоговой политики [4].
Подобная, расширенная формулировка требует переосмысления задолженных в него принципов, которые не выходят за рамки финансовой политики, но должны быть дополнены принципом сбалансированности, подразумевающем достижение равенства между доходами и источниками финансирования дефицита, и расходами бюджета. Такая трактовка фискального пространства не могла не привлечь внимание исследователей, критически подходящих к обеспечению сбалансированности бюджета и справедливо предложивших в 2017 г. включить новую компоненту в содержание фискального пространства – уровень задолженности или государственный долг. В таком формате принцип сбалансированности как исходное положение теории (концепции) выглядел вполне логично, поскольку включал все составляющие сбалансированности бюджета (рис. 2).
В новом определении защита окружающей среды стала уходить на второй план и не прослеживалась в публикуемых исследователями формулировках.
Однако возникала другая проблема: до какого уровня целесообразно повышать государственный долг без ущерба устойчивости финансовой системы? Поиск ответа на данный вопрос определил новый этап в развитии концепции фискального пространства, благодаря которому произошло очередное расширение его контуров, исходя из изменения приоритетов правительств и геофинансовых трансформаций.
Ученые стали включать в определение фискального пространства долгосрочную бюджетную устойчивость или финансовую стабильность (ООН 2023) [5]. Новые элементы фискального пространства послужили причиной трансформации его принципов, в число которых по мнению автора стали включаться принцип соблюдения требований к величине государственного долга и принцип соблюдения требований к размерам бюджетного дефицита (рис. 3).
Вместе с тем, суть фискального пространства не ограничивается его структурными элементами, а заключается в возможности маневра в рамках проводимой бюджетной и налоговой политики, который позволяет реагировать на возникающие проблемы, не нарушая стабильности финансовой системы.
Рис. 3. Принципы фискального пространства применительно к сложившейся концепции 2023 г.
Рис. 4. Ромб принципов фискального пространства Источник: составлено автором
Таким образом, исходя из обобщения исторически сложившегося пути трансформации концепции фискального пространства, можно выделить его три составляющие: инструменты налоговой политики (налоговые ставки, льготы и состав налогов), инструменты бюджетной политики (субсидии, бюджетные инвестиции и др.) и инструменты финансирования дефицита бюджета (государственные гарантии, бюджетные кредиты, государственные облигации и др.). Грамотное и обоснованное маневрирование названными инструментами обеспечивает стабильное фискальное пространство, базирующееся на основополагающих принципах.
Эффект маневра есть ничто иное как возможность и способность принятия соответствующих решений в области финансовой политики в зависимости от изменения приоритетов. Для достижения эффекта маневра система должна обладать гибкостью или широким диапазоном амплитуды, управление которой позволит реагировать на изменение экономических условий. Поэтому в качестве дополнительного принципа, который предлагается учитывать при формировании фискального пространства, предлагаем рассматривать «гибкость», как способность правительства корректировать решения в области финансовой политики как реакцию на изменение приоритетов развития экономики, которая не приведет к ухудшению финансовой стабильности. Ромб фискального пространства, отражающий классификацию формирующих его принципов, можно представить в виде рис. 4.
Принцип гибкости является базовым принципом планирования, предполагающим возможность изменения объекта под влиянием внешних и внутренних факторов.
Заключение
Резюмируя изложенное, отметим, что концепция фискального пространства продолжает развиваться и терминология, формирующая основу концепции – совершенствуется. Исходные постулаты концепции, изначально нацеленной на выработку путей по поиску источников финансирования Глобальных целей тысячелетия, трансформировались под влиянием экономического развития и возникновения новых угроз и возможностей.
Эволюция определения фискального пространства демонстрирует сохранение в нем (определении) основы – устойчивости финансовой системы и достижения поставленных целей, – которые зависят от объемов финансирования и источников привлечения финансовых ресурсов. Одновременно с эволюцией концепции фискального пространства изменяются и принципы ее построения. Для комплексного отражения принципов предложена их фасетная типологизация, базирующаяся на принципах построения бюджетной системы, принципах устойчивого развития и принципах планирования как независимых классификационных группировках, входящих в единое множество элементов фискального пространства. Такой подход представляется автором настоящей работы более рациональным, поскольку позволяет учитывать все элементы государственных финансов и при необходимости, смещая акценты между доходами, расходами и государственным долгом, при эффективном управлении / маневрировании, достигать поставленных целей.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счёт бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.