Введение
Процессы макроэкономической нестабильности, вызванной целым рядом геополитических, военных, санкционных и социально-экономических вызовов и рисков, приводят к тотальному пересмотру материальных ценностей и моральных норм, что коренным образом трансформирует макроэкономическую политику, менеджмент организаций, государственное управление. Меняются концептуальные подходы к важнейшим категориям менеджмента, теории управления, в частности, к категории «лидерство», занимающей заметное место в государственном управлении социально-экономическим развитием нашей страны [1, с.127].
Под лидерством в менеджменте понимают особый статус конкретного лица на определенной должности в компании или ее подразделении, целенаправленно влияющего на действия и усилия других людей при реализации конкретных целей организации [2, с.730].
Несмотря на то, что современный менеджмент при изучении теории лидерства учитывает достаточно обширный перечень теорий (системную теорию лидерства, личностных качеств, социальной идентичности, ситуационного лидерства, трансакционную теорию, теорию психодинамического подхода и др.), применительно к государственному управлению социально-экономическим развитием в современных условиях концептуальными подходами могут считаться: 1) заимствованные из теории лидерских качеств наборы конкретных черт личности, 2) в полном соответствии с поведенческой теорией, обоснование роли и места стиля руководства в обеспечении роста эффективности лидера; 3) обоснование высокой вероятности проявления позиции государственного, регионального или муниципального лидера в российских хозяйственных условиях, согласно теории ситуационного лидерства .
Названные обстоятельства позволяет трактовать лидерство как важнейший критерий эффективности и устойчивости государственного управления социально-экономическим развитием в условиях невиданных ранее геополитических, санкционных и военных угроз и рисков.
Цель исследования – выявление взаимосвязи лидерства и государственного управления социально-экономическим развитием как характеристики и условия его резильентности на основе опыта зарубежных стран и российской хозяйственной практики.
По нашему мнению, указанная цель достижима в ходе исследования путем обозначения и реализации ряда научно-исследовательских задач, сводящихся к привязке отдельных положений теории лидерства применительно к перспективному направлению макроэкономической теории продвинутого уровня – экономики развития. На основе анализа потенциальных возможностей прагматического применения таких современных теорий лидерства в государственном управлении, как: концепции лидерских качеств и социальной идентичности, системная теория лидерства, упомянутая выше теория ситуационного лидерства, очень часто используемые теории, в основе которых лежат трансакционный или психодинамический подходы, были предложены авторские концептуальные предпосылки формирования управленческих компетенций при осуществлении функций государственного управления в условиях встречных санкций, военных действий или борьбы с природными катаклизмами.
В качестве объекта исследования выступила национальная экономика развития, предметом исследования – теория лидерства в государственном управлении социально-экономическим развитием.
Материал и методы исследования
В полном соответствии с системным подходом, системная теория лидерства [3, с. 257-263] трактует лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер рассматривается как субъект управления. В указанном контексте, лидерство является функцией по выполнению цели и задач государственного управления социально-экономическим развитием. Необходимо принимать во внимание все существующие взаимосвязи, возникающие между руководителем, подчиненными, потребителями, поставщиками, финансовым и товарными рынками, обществом в целом.
В государственном управлении устоявшийся методический подход состоит в том, что субъектом управления выступает государство. Именно в этом качестве оно существует, выполняло и выполняет направляющую роль в общественном развитии, несмотря на смену общественных отношений и трансформацию отношений экономических. Реализация его управленческой функции позволяет решать тактические производственные задачи, не допускать возникновения социальных возмущений, выстраивать социальные отношения, оперативно реагировать на макроэкономические и глобальные угрозы, выстраивать стратегию социально-экономического развития.
Как основной субъект управления государство доминирует при принятии управленческого решения, используя особые полномочия, организационные системы, в его арсенале имеются и профессиональные компетенции, и общественное мнение. Можно утверждать, что государство выступает интегрирующим субъектом управленческих решений во всех сферах общественной жизни.
При выполнении целей управления государство использует различные методики оценки рисков, сочетает властные и управленческие действия, которые воспринимаются гражданами через профессиональную деятельность конкретных лидеров.
Именно поэтому управленческое решение в государственном управлении сопряжено с лидерством, связано с позицией лидера при принятии любого решения. Лидер принимает ответственность за определение и выполнение цели, компенсируя отклонения при выработке государством интегрированного и систематизированного управленческого решения.
От стиля государственного управления (директивного, демократического, автократичного, либерального) зависит особенность государства как субъекта принятия управленческого решения органами государственной власти, местного самоуправления. Стиль управления последних зависит от профессиональных, образовательных, культурных и личных черт социально-психологических инструментов управления.
Принимая во внимание властный и управленческий аспекты государственного управления, можно выделить следующие виды принимаемых управленческих решений: властные, регулирующие, управляющие, влияющие, контролирующие, решения в условиях форс-мажорных ситуациях. Каждый из видов решений имеет конкретную силу воздействия, ограничения и возможности.
Властные решения чаще всего принимаются при автократичном стиле управления при доминировании высшего руководства и отрицании мнения даже ближайшего окружения. Регулирующие решения связаны с частичным целенаправленным воздействием на отдельные параметры объекта управления для снижения социального напряжения. Основной целью решения является соответствие объекта управления плану государственных структур, что повышает их самостоятельность и автономность.
Минимальная степень государственного воздействия характерна для влияющих управленческих решений.
Действия государства при принятии контролирующих решений сводятся к мониторингу процесса, не допущению не поддающихся контролю ситуаций.
В современных условиях наиболее актуальным видом управленческих решений государства является активность в форс-мажорных ситуациях. Это ярко выраженное антикризисное управление, осуществляемое при чрезвычайных обстоятельствах, высокой вероятности вызовов и угроз национальной безопасности, макроэкономических и глобальных рисков, когда значительно сокращаются возможности государства осуществлять действия в штатной, отработанной ситуации. Государство вынуждено стабилизировать свое положение.
В государственном управлении социально-экономическим развитием помимо рассмотренной структуры принимаемых решений важно остановиться также и на их внутренней дифференциации. Государство разрабатывает и осуществляет различные формы государственной политики, осуществляет управление государственными корпорациями, контролирует выполнение государственного заказа, в том числе государственного оборонного заказа, осуществляет процесс управления государственными пакетами ценных бумаг и др.
В современных условиях в зависимости от конкретной формы государственной активности ставятся множество целей управления, конкретизируются критерии, методики оценки, разрабатываются разнообразные схемы решений, субъектами которых выступают:
- политические лидеры;
- выборные политики;
- общественные деятели;
- государственные менеджеры высшего звена управления;
- чиновники;
- профессиональные эксперты;
- латентные структуры в государственном управлении.
Высокие рейтинги и рост степени доверия населения к конкретному политическому лидеру свидетельствует не только о легитимности правящей власти, но и расширяет ее прерогативы при реализации цели социально-экономического развития.
В соответствии с отечественной избирательной системой, результатом политической воли граждан нашей страны в итоге выборов выступают сформированные органы государственной власти и управления.
По функционально-политическому критерию, к общественным деятелям могут быть отнесены не только руководители политических партий, но и влиятельные представители науки, образования, спорта, средств массовой информации, культуры, отвечающие на добровольных началах на политические, культурные, профессиональные запросы общества.
Топ-менеджмент государственных корпораций определяет общие цели и направление деятельности, разрабатывает стратегические планы и принимает решения по развитию организации.
Чиновники – государственные служащие, работающие в государственных органах: министерствах, ведомствах, судебных органах, в органах местных администраций, нанимаемые государством на службу, состоящую в выполнении полномочий государственных органов на местах.
Правительство широко привлекает в процессе государственного управления общественных аналитиков и экспертов, активность которых проявляется через членство в экспертных советах при исполнительных органах власти (министерствах, ведомствах). Могут привлекаться аналитики из общественных организаций (Торговой палаты, Российского союза промышленников и предпринимателей, «Опоры России» и др.), выполняющие функцию полноправного партнера в государственном управлении. Правительство может использовать их знания, опыт и творческие способности при выработке решений государственного управления, используя различные онлайн-сервисы (краудсорсинговую платформу). В различных странах (США, Франция, Швеция и др.) институт экспертов выступает не только партнером государственного управления, но и институтом контроля общества за действиями государства в экономике, о чем так много рассуждали лидеры институционально-социологического направления в макроэкономике.
Факторами снижения качества управленческих решений экспертным сообществом можно назвать: некачественная доступная экспертам информация, ограничения ответственности экспертов, межведомственные противоречия, идейная и ценностная конкуренция, личностные конфликты, различное качество управленческой продукции экспертов.
В государственном управлении всех стран мира наметилась тенденция роста воздействия на процесс выработки и принятия решений неформальными организациями, скрытыми латентными конструкциями власти, формирующие особые формы взаимоотношений, а также и противостояния государства с политическими институтами. Латентные структуры обладают всеми ресурсами и мотивацией, применяя определенные сферы влияния на политическую власть и органы государственного управления. Современный тренд, характерный для всех стран, заключается во включении латентных структур в разработку и осуществление политики государства.
Для всех указанных субъектов государственной активности кроме функций, закрепленных должностными инструкциями, важна роль лидера, мотивирующая подчиненных к развитию. Лидер способствует формированию корпоративной культуры, ценностей организации, выступает в качестве психологического феномена государственного регулирования неформальных взаимоотношений наемных работников и властных структур. Здесь видна четкая грань между властными полномочиями как основы государственного и муниципального управления и взаимодействием между личностями как основы лидерства.
Результаты исследования и их обсуждение
Теоретики менеджмента Майкл Х. Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури доказывают, что руководитель организации должен быть лидером и эффективным управленцем, быть формальным и неформальным лидером, понимая под этим способность влиять на каждую отдельную личность в организации, на всю организацию, применяя весь имеющийся арсенал формальных (материального стимулирования, административных рычагов, социального лифта) и неформальных механизмов (мотивация, командная работа единомышленников) [4, с.330-331]. Именно по результатам успешного владения последними рычагами можно судить о лидерстве руководителя.
Отсюда следует вывод о том, что лидерство переплетается с управлением, а управление проявляется во взаимном влиянии социальных, психологических, формальных и неформальных факторов.
Если в государственном управлении социально-экономическим развитием лидерство отсутствует или неэффективно, помимо снижения авторитета руководства, наблюдается несогласованность деятельности подчиненных, что влияет на падение общей эффективности.
Если лидерские качества руководителя максимизированы, харизматичность руководителя может значительно превышать его образовательные и профессиональные характеристики. Представители Вашингтонского и Техасского университета Б. Аволио и В. Гарднер [5, с. 315-318] обосновывают, что для харизматичных государственных управленцев лидерство – важнейшая компонента идентичности. Обычно руководимые такими лидерами организации прибыльны и успешны, а сами они целеустремленные, решительны, ответственные, принимают зрелые ответственные решения, их уверенность распространяется на подчиненных, что ведет к сплоченности и нацеленность на конечный результат подчиненных. Центральной функцией в управленческой деятельности таких лидеров является стратегическое планирование.
Демонстрируя пример целеустремленности для подчиненных, харизматичные лидеры не только могут проявлять себя не столько в качестве официального, но и неофициального лидера, достигнув успеха через трудности, барьеры, преграды на пути достижения конечного целевого результата.
Харизматичный лидер способствует повышению самоуважения руководимого им коллектива, наращивает восприятие работниками эффективности своей деятельности. Мотивация персонала перемещается с личных интересов к коллективным, что приводит к росту экономической эффективности организации [5, с. 338].
Когда речь идет о лидере в сфере государственного управления в условиях цифровой экономики и искусственного интеллекта, то созданная им команда подходит к цели деятельности как к цели каждой конкретной личности, благодаря стратегическому мышлению, умению мотивировать подчиненных к командной работе, харизматичности, оптимистичности своего руководителя [6, с. 488]. Происходит трансформация государственного управления, когда команда выступает причастной к реализации стратегии, выполнению поставленных целей, изменениям к лучшему, что особенно важно применительно к структурам государственного и муниципального управления, стиль руководства которых в обязательном порядке должен быть ориентирован на общественные интересы, совместным согласованным действиям внутри единой команды. Лидер обязан использовать все преимущества предоставленной ему власти в полном соответствии с установленным регламентом демонстрировать высокий уровень неформальных отношений, социального интеллекта, знать, уметь и владеть методами создания единой команды как индикаторах роста эффективности государственного управления [7, с.648-649].
Важнейшей характеристикой и обязательной чертой лидера в сфере государственного управления выступает его психологическая резильентность (от англ. resilience), под которой рассматривается, устойчивость, способность за короткий промежуток времени адаптироваться в стрессовой обстановке и без серьезных отрицательных последствий приступать к выполнению функций государственного управления [8; 9, с.21-23]. Данная психологическая характеристика свидетельствует об упругости, гибкости, компетенции восстановления до равновесного состояния в короткий отрезок времени.
В условиях близости ряда российских регионов к местам ведения боевых действий, подтоплений из-за весеннего половодья в Тюменской, Курганской областях и еще в 31 российских регионах, когда от регионального лидера требуется быстро реагировать на последствия обстрелов или разгула стихии, восстанавливать жилой фонд, оказывать помощь пострадавшим, психологическая резильентность лидера актуализируется. Координировать действия спасателей, сотрудников городских служб, волонтеров, местных жителей, ежедневно укрепляющих берега рек, подразделений МЧС, непрерывно отслеживающих ситуацию с использованием беспилотников, способен лишь лидер, обладающий высокой психологической резильентностью.
В настоящее время наблюдается повышенный научный интерес к исследуемой проблематике, что объясняется тем, что устойчивость к стрессовым ситуациям воздействует на способность преодолевать названные вызовы, демонстрировать компетенции при выработке стратегии поведения лидера в рисковых ситуациях. Названные обстоятельства позволяют автору трактовать психологическую резильентность в качестве важнейшего критерия и индикатора эффективности и устойчивости государственного управления, под которой, учитывая буквальный перевод указанного термина с английского языка как «упругость, пластичность», подразумевается жизнестойкость государственного управленца в условиях экстремальных обстоятельств стремительно преодолевать названные барьеры, демонстрируя иммунитет к ним, укрепляясь под их влиянием.
При этом следует учитывать то обстоятельство, что в психологии управления не может применяться обывательский принцип, «что не убивает, то делает сильнее». В государственном управлении лидера укрепляет экстремальная ситуация, которая не провоцирует его шоковое состояние, аффект, ступор. Если лидер государственного управления, заранее планируя деятельность, ставит дерзкие задачи, такая деятельность может рассматриваться как своего рода стресс, но стресс запланированный, заранее выбранный. Он контролирует указанный стресс и напряжение по его преодолению, такая управленческая деятельность сопровождается овладением нового опыта и общения и, таким образом, профессиональным ростом, она не истощает и не приводит к профессиональному выгоранию. В государственном управлении в условиях форс-мажора таится угроза аффекта, шокового состояния.
В современных условиях значительное число российских домохозяйств подвержены и обстоятельствам геополитической и макроэкономической нестабильности, и связанным с ней нежелательной смене привычного образа жизни, проявление которой состоит в невозможности перемещаться по миру, видеть российских спортсменов на всех спортивных мероприятиях, свободно приобретать товары ушедших с внутреннего рынка брендов, пользоваться качественными зарубежными IT-технологиями и пр. Поэтому стресс по преодолению национальным хозяйством РФ последствий санкций недружественного сообщества может рассматриваться именно таким стрессом, который будет способствовать повышению уровня резильентности населения и лидеров государственного управления.
Выводы
Анализ проблемы резильентности лидерства государственного управления социально-экономическим развитием позволил автору сформулировать ряд обобщений [10;11]:
– лидерство становится главным критерием эффективности и устойчивости государственного управления социально-экономическим развитием в условиях невиданных ранее геополитических, санкционных и военных угроз и рисков;
– в государственном управлении лидерские позиции укрепляет экстремальная ситуация, которая не провоцирует шоковое состояние, аффект, ступор лидера, а способствует устойчивости к форс-мажорам;
– полностью следуя зарубежным трендам, российское государственное и муниципальное управлении демонстрируют тенденцию роста воздействия на управленческое решение латентных, неформальных, политических институтов, их противостояние с государством;
– лидерство отвечает требованиям корпоративной культуры, ценностей организации, выступает в качестве психологического феномена государственного регулирования неформальных взаимоотношений наемных работников и властных структур, где видна четкая грань между властными полномочиями как основы государственного и муниципального управления и взаимодействием между личностями как основы лидерства;
- в полном соответствии с системной теорией лидерства, можно сделать вывод о том, что лидерство начинает занимать ведущее место в государственном управлении, основным субъектом которого и выступает его лидер.