Введение
Основные положения и направления экспорта образовательных услуг определены Концепцией экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 гг. [1]. Этот нормативный акт определяет принципы, основные цели и задачи Российской Федерации в области оказания образовательных услуг иностранным странам гражданам России и за её пределами.
Концепция является базовым документом по планированию и реализации системы мероприятий по поддержке и развитию экспорта образовательных услуг РФ, в котором излагаются цели, задачи, порядок действий и меры по обеспечению привлекательности и повышению конкурентоспособности системы образования России. Она призвана обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти, институтов образования, организаций и общественных объединений в обеспечение и развития экспорта обязательных услуг. Концепция основана на ряде нормативных [2]-[6].
Экспорт образовательных услуг вызван, прежде всего, глобализацией межхозяйственных связей и интернационализацией высшего образования, как процесса происходящего на национальном и институциональном уровнях, при которых цели, функции и организация оказания образовательных услуг приобретают международное значение. Понятие интернационализации в сфере высшего образования включает в себя два аспекта: «внутреннюю» интернационализацию и «внешнюю» интернационализацию или образование за границей, или трансграничное образование. Интернационализация образования включает такие формы международного сотрудничества, как индивидуальная мобильность: мобильность студентов или профессорско-преподавательского состава в образовательных целях; мобильность образовательных программ и институциональная мобильность; формирование новых международных стандартов образовательных программ; интеграцию в учебные программы международного измерения и образовательных стандартов; институциональное партнёрство; создание стратегических образовательных альянсов.
Академическая мобильность – перемещение учащегося или сотрудника, имеющего отношение к образованию, на определенный период в другое образовательное или научное учреждение (в своей стране или за рубежом) как индивидуально, так и в рамках совместной образовательной и(или) исследовательской деятельности вузов и научных центров для обучения, преподавания, проведения исследований или повышения квалификации, после чего учащийся, преподаватель, исследователь или администратор возвращается в свое основное учебное заведение. Необходимость развития академической мобильности, обеспечивающей интенсивное взаимодействие вузов в рамках образовательного процесса, диктуется характером современного общественного развития [7].
Входящая академическая мобильность – приём в университет на период до одного года обучающегося из другой образовательной или научной организации за рубежом для обучения или проведения исследований с последующим возвращением к основному месту учёбы.
Международная академическая мобильность – перемещение обучающегося на определенный период в другую образовательную или научную организацию за рубежом для обучения или проведения исследований с последующим возвращением к основному месту учёбы.
Исходящая академическая мобильность – перемещение обучающегося из университета на определенный период в образовательную или научную организацию за рубежом для обучения или проведения исследований с последующим возвращением к основному месту учёбы в университет.
Укрепление социально-экономического и политического положения России расширяет возможности для эффективного международного сотрудничества в целях реализации геополитических и геоэкономических стратегических интересов страны. Россия обладает безусловным потенциалом для занятия лидирующих позиций в мировой экономике. В современных условиях образовательная политика становится важнейшим инструментом инновационного развития страны, обеспечения конкурентоспособности в глобальном пространстве.
Образование является важнейшим конкурентным преимуществом России. Однако, наряду с высоким уровнем образованности населения и постоянно растущим внутренним рынком образовательных услуг, доля России на международном рынке образовательных услуг практически не растёт. Это не только упущенная экономическая выгода, но и упускаемые политические возможности влияния России на международной арене через распространение российских достижений в области науки и технологий, русского языка и российской культуры, через подготовку кадров профессиональной и политических элит для других стран мира. Развитие экспорта образования также должно содействовать ускорению обмена научными разработками и внедрению новых технологий, развитию исследовательского потенциала и повышению качества и устойчивости образовательных программ российских научных и образовательных учреждений.
Целью исследования является обоснование возможности повышения конкурентоспособности российского образования на основе реализации эффективной стратегии экспорта образовательных услуг, что для многих стран является прибыльной отраслью экономики, важным направлением в политике и показателем социально-культурного развития в условиях интернационализации российского образования, обеспечивающего повышение его уровня и качества.
Материалы и методы исследования
Образование является важнейшим конкурентным преимуществом России. Экспорт образования реализуется через развитие различными методами (способами), в том числе:
1) путём разработки и внедрения трансграничных форматов и программ, что подразумевает принципиально новую методику и технологию предоставления образовательных услуг;
2) обучения иностранных студентов в российских вузах;
3) коммерческое присутствие в странах-партнёрах;
4) работу российских преподавателей в зарубежных университетах.
Трансграничное или транснациональное высшее образование – процесс, выражающийся в трансграничной мобильности всех участников научно-образовательного процесса (студентов, преподавателей и учёных), в образовательные программы, поставщиков образовательных услуг (вузов и новых коммерческих организаций), совместных академических проектов. Трансграничное образование реализуется, в том числе, в виде франчайзинга; валидации (аккредитации) зарубежного университета; программ совместных дипломов; через корпоративные университеты, международные и оффшоринговые институты; зарубежные филиалы образовательных учреждений; дистанционное обучение.
Результаты исследования и их обсуждение
Современный процесс модернизации национальной системы образования Российской Федерации осуществляется с учетом тенденций мирового развития. Реализуются национальные проекты в области образования. Россия участвует в формировании общеевропейского пространства высшего образования, развивает образовательное сотрудничество в ЕС в рамках общего пространства образования России-ЕС, развивает двухстороннее сотрудничество в области образования с развитым странами, новыми индустриальными государствами и партнёрами по интеграционным объединениям.
Россия выполняет обязательства по содействию международному развитию и выделяет значительные средства на обучение студентов из развивающихся стран. Ведущие российские вузы принимают на различные формы обучения и программы студентов различных развитых индустриальных стран. Однако, Россия принимает только 2% от общего количества иностранных студентов, в то время как США принимает 20%, Великобритания обучает 12%, Германия и Франция – 9% и 8% соответственно. Кроме того, значительное количество студентов обучается в Австралии (7%), Канаде (4%), Япония (4%). Если в течение ряда лет Советский Союз занимал второе место (после США) по числу иностранных студентов, то сейчас Россия по числу иностранных студентов находится на 9 месте, и даже доля иностранных студентов в общем количестве студентов внутри России существенно снизилась [10].
Основные факторы, определяющие выбор иностранными учащимися страны и университета для обучения включают распространённость языка обучения, авторитет страны, репутацию вузов, стоимость программ и проживания, гибкость программ и сопоставимость квалификационных требований, географические, торговые и исторические связи между странами, активную государственную политику по продвижению национальных институтов образования в глобальном пространстве и меры по поддержке, в том числе, социально-экономической, иностранных учащихся.
Несмотря на то, что в рамках Федеральной целевой программы развития образования, инновационных образовательных программ российских вузов, мер по созданию федеральных университетов и поддержке исследовательских университетов, инвестированы значительные ресурсы на развитие инновационных программ, интеграцию науки и образования, повышение качества программ, в настоящее время, российские вузы не занимают ведущие места международных рейтингах лучших университетов. Так, в Шанхайских рейтинг университетов 2008 года вошло лишь два российских вуза – Московский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет, на 70 и 336 местах соответственно. В рейтинг Times Higher Education 2008 года также вошли только эти университеты и занимают 183 и 224 места.
В области образования реализация Концепции направлена на достижение ряда стратегических целей государственной политики:
- повышение качества, привлекательности и конкурентоспособности российской системы образования в мировом и региональном образовательном пространстве;
- обеспечение эффективного участия России в глобальном и важнейших региональных процессах развития образования;
- повышение доли экспорта образовательных услуг в российском ВВП. Реализация основных целей и приоритетов Концепции предполагает осуществление ряда конкретных задач.
Реализация целей и задач возможна при условии создания комфортной инфраструктуры жизни иностранных студентов и преподавателей в России, обеспечения социальной защиты, медицинского обеспечения, безопасности. Важнейшим условием является также усиление вузовского потенциала интеграции российского академического сообщества в международное образовательное пространство.
Решение этих задач позволит обеспечить:
- усиление позиций образования Российской Федерации на мировом рынке образовательных услуг;
- повышение рейтинга российских образовательных учреждений в международных рейтинговых;
- увеличение в структуре доходов вузов доли средств, получаемых от экспорта образовательных услуг до 10% от объема государственного финансирования.
Основные задачи вузов и научного сообщества в этой связи состоят в оценке перспективных возможностей развития экспорта образовательных услуг, на основе:
- адекватной оценки своего экспортного потенциала и перспектив его развития путём разработки инвестиционных бизнес-планов, с учётом возможностей диверсификации источников;
- формирования конкурентоспособных образовательных продуктов;
- развития инфраструктуры, гарантирующей возможности качественного обеспечения образовательных услуг;
- участия в мониторинге и в формировании условий, обеспечивающих привлекательную для потребителей услуг социальную инфраструктуру;
- эффективной реализации мероприятий.
Рассмотрим как осуществляется реализация Концепции экспорта образовательных услуг в ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва»
Иностранные обучающиеся в университете представляют более 50 стран мира: Абхазия, Азербайджан, Армения, Бангладеш, Вьетнам, Венгрия, Гана, Германия, Греция, Грузия, Египет, Замбия, Зимбабве, Индия, Иордания, Ирак, Йемен, Казахстан, Кыргызстан, Кения, Ливан, Марокко, Монголия, Намибия, Нигерия, Пакистан, Польша, Сирия, Судан, Сомали, Турция, Танзания, Шри-Ланка, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Чад идругие.
Состав и структура иностранных обучающихся по уровням образования в 2016 году представлены в таблице 1 [9].
Таблица 1
Состав и структура иностранных обучающихся по уровням образования в 2016 г.
Уровни образования |
Чел. |
% |
Студенты программы специалитета |
719 |
58,8 |
Студенты программы бакалавриата |
231 |
18,9 |
Студенты программы магистратуры |
58 |
4,7 |
Ординаторы |
22 |
1,8 |
Аспиранты |
22 |
1,8 |
Инженеры |
4 |
0,3 |
Студенты программы СПО |
2 |
0,1 |
Слушатели подготовительного отделения |
158 |
12,9 |
Стажеры |
6 |
0,5 |
Итого |
1222 |
100 |
Новым этапом развития экспорта образовательных услуг является реализация образовательных программ на английском языке. В Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарёва, начиная с 2014 г. реализуются проекты по подготовке на три подобные программы: «Лечебное дело» – 75 обучающихся; совместная программа магистратуры «Графический дизайн» направления «Дизайн» – 2 человека; сетевая магистерская программа «Предпринимательство для будущего» направления «Менеджмент» – 10 человек. В соответствии с Программой повышения конкурентоспособности ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» на 2015 – 2020 гг. к 2020 году планируется начать набор на 13 образовательных программ, реализуемых на английском языке.
Развитие системы академической мобильности студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВО «НИ МГУ им. Н.П. Огарёва» продолжилось в 2016 году путём расширения международной партнёрской сети, участия в конкурсе по программе поддержки академической мобильности Erasmus+ KA 1: Individual Credit Mobility, совершенствования организационной и информационной поддержки академической мобильности. В 2016 году в рамках программ академической мобильности за рубеж выехали 107 студентов и аспирантов, что на 7% выше показателя 2015 года. За последние годы качественно изменились формы академической мобильности – 105 из 107 обучающихся выезжали для обучения за рубеж: стажировка (19 человек), практика (49 человек), очное обучение (19 человек), обучение по совместной образовательной программе (18 человек). Впервые за рубеж с рабочими выездами было направлено больше обучающихся, чем сотрудников университета. Структура рабочих выездов за границу по категориям выезжающих представлена в таблице 2.
Таблица 2
Анализ исходящей академической мобильности по категориям выезжавших в 2012-2016 гг.
Категории выезжающих |
Годы |
Изменение |
||||||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
||||||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
|
Преподаватели и сотрудники |
157 |
81,8 |
98 |
73,1 |
109 |
57,1 |
83 |
45,1 |
60 |
35,5 |
-97 |
-46,27 |
Аспиранты |
4 |
2,1 |
9 |
6,7 |
15 |
7,8 |
3 |
1,6 |
2 |
1,2 |
-2 |
-0,9 |
Студенты |
31 |
16,1 |
33 |
24,6 |
67 |
35,1 |
98 |
53,3 |
107 |
63,3 |
76 |
46,57 |
Всего |
192 |
100 |
134 |
100 |
191 |
100 |
184 |
100 |
169 |
100 |
-23 |
0 |
Таблица 3
Контингент иностранных студентов в 2013 – 2017 гг.
Категории въезжающих |
Годы |
Изменение |
||||||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||||||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
|
Иностранные обучающиеся, всего: В том числе |
413 |
100 |
612 |
100 |
875 |
100 |
1222 |
100 |
1484 |
100 |
1071 |
0 |
- из ближнего зарубежья |
267 |
64,64 |
390 |
63,72 |
377 |
43,08 |
617 |
50,49 |
752 |
50,67 |
485 |
-13,97 |
- из дальнего зарубежья |
146 |
35,36 |
222 |
36,28 |
498 |
56,92 |
605 |
49,51 |
732 |
49,33 |
586 |
13,97 |
В 2016 году были подписаны новые двусторонние соглашения об академической мобильности: с Университетом Аальто (Финляндия), Экономическим университетом Варны (Болгария), Университетом Новий Сад (Сербия), Университетом Солерно (Италия).
В 2016 году было подготовлено 7 заявок и поддержано 4 новых проекта по академической мобильности по программе Erasmus+ KA1 Individual Credit Mobility со следующими партнёрами: Университет Трансильвании г. Брашов, Университет прикладных наук Зюйд (Нидерланды), Технологический институт Лимерика (Ирландия), Университет Саутгемптона (Великобритания). Общее число реализуемых проектов по указанной программе составило 7.
В течение 2016-2018 годов проводилась работа по реализации двухсторонних программ академического обмена преподавателями и исследователями:
1) программы включенного обучения: Казахский национальный технический университет им. К.И. Сатпаева (Казахстан); Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбваева, Бакинский государственный университет (Азербайджан); Белорусский государственный университет (Республика Беларусь); Университет науки и технологий Цзянсу (Китай); Университет Цзянсу (Китай); Технологический университет г. Тампере (Финляндия); Университет Турку (Финляндия); Университет Лоранда Этвеша (Венгрия).
2) программы стажировок и практики: Университет прикладных наук Зюйд (Нидерланды); LOGO е.V. Сельское Хозяйство и Экологическое Равновесие с Восточной Европой (Германия); CCUSA (США).
3) программы летних школ: Уханьский текстильный университет (Китай), Университет науки и технологий Цзянсу (Китай).
Расширение экспорта образовательных услуг обеспечило увеличение контингента иностранных обучающихся и количество образовательных программ, предлагаемых иностранным гражданам. По состоянию на 01.01.2018 г. в вузе обучалось 1484 иностранных граждан, что на 21,4% больше, чем в 2016 г. Рост контингента иностранных обучающихся за 5 лет составил 359% (с 413 в 2013 г. до 1484 в 2017 г.) (таблица 3).
Распределение численности иностранных студентов по странам достаточно диверсифицировано, представлены как страны Европы, Азии, Африки, так и Америки (Южной). Концентрация численности обучающихся приходится на страны Азии (91,8%), преимущественно, Центральной (46,6%).
Все факультеты, институты и филиалы университета вовлечены в подготовку иностранных граждан. Наибольшее их число (61,6% от общего контингента иностранных обучающихся) – в Медицинском институте.
Входящая академическая мобильность представлена в таблице 4.
Немаловажным аспектом международной деятельности университета является его финансовая деятельность. Доходы университета по студентам, обучающимся на внебюджетной (коммерческой) основе, представлены в таблице 5.
Таблица 4
Анализ входящей академической мобильности студентов в 2017 г.
Формы академической мобильности |
Чел. |
% |
Включенное обучение |
12 |
42,85 |
Совместные образовательные программы |
6 |
21,42 |
ДОП «Русская литература и фольклор» |
6 |
21,42 |
Курс «Финский язык и культура Финляндии» |
4 |
14,31 |
Итого |
28 |
100 |
Анализ таблицы 5 свидетельствует о росте доходов университета за исследуемый период (2015-2017гг.) за счет «коммерческих» студентов на 30% (461,7 млн. руб. / 357,6 млн.руб. × 100%). В то же время, доходы университета от иностранных студентов выросли почти в 2,7 раза (117,685 млн. руб. / 43,82 млн. руб. × 100%). Доля доходов университета по иностранным студентам, обучающимся на внебюджетной основе, также существенно выросла: с 12,25% в 2015 г. до 25,5% в 2017 г., то есть в 2 раза.
Бесспорным лидером по объему зарабатываемых средств является Медицинский институт. Здесь наблюдается наибольшее количество обучающихся: студентов, ординаторов, в том числе, получающих образование по программам на английском языке. С существенным отрывом от медицинского института следуют другие институты и факультеты университета: факультет иностранных языков, архитектурно-строительный, экономический факультеты, институт электроники и светотехники и другие структурные подразделения вуза.
Таблица 5
Доходы университета по студентам, обучающимся на внебюджетной (коммерческой) основе, млн. руб.
№ |
Год Факультет (институт) |
2015 |
2016 |
2017 |
Всего по университету |
357, 62 |
403, 82 |
461,70 |
|
В том числе: по иностранным студентам |
||||
1 |
Аграрный институт |
0,095 |
0,045 |
0,153 |
2 |
Архитектурно-строительный факультет |
1 ,87 |
2,38 |
2,66 |
3 |
Биологический факультет |
0,29 |
0,22 |
0,25 |
4 |
Географический факультет |
0,29 |
0,56 |
1,14 |
5 |
Институт механики и энергетики |
0,85 |
0,86 |
1,25 |
6 |
Институт электроники и светотехники |
1,49 |
1,97 |
3,47 |
7 |
Институт национальный культуры |
0,65 |
0,06 |
0,26 |
8 |
Институт физики и химии |
0,22 |
0,21 |
0,83 |
9 |
Историко-социологический институт |
0,23 |
0,083 |
0,22 |
10 |
Ковылкинский филиал |
0,29 |
0,13 |
0,31 |
11 |
Математический факультет |
0,03 |
0,11 |
0,95 |
12 |
Медицинский институт |
32,19 |
70,43 |
94,77 |
13 |
Рузаевский институт машиностроения |
0,045 |
- |
- |
14 |
Факультет иностранных языков |
1,55 |
2,8 |
4,98 |
15 |
Филологический факультет |
0,34 |
0,45 |
1,88 |
16 |
Экономический факультет |
1,81 |
2,13 |
2,65 |
17 |
Юридический факультет |
1,57 |
1,95 |
1,92 |
Всего доходов от иностранных студентов |
43,82 |
84,41 |
117,685 |
В Мордовском государственном университете в рамках реализации проекта «Enhancing the attractiveness of European higher education in the world» («Повышение привлекательности европейского образования в мире») на базе управления международных связей создан Центр EHEE (European Higher Education Expert) при участии Британского совета (координатор проекта), Ассоциации академического сотрудничества (Бельгия), Германской службы академических обменов (Германия), Нидерландского университетского фонда международного сотрудничества (Нидерланды), КампюсФранс (Франция), Фонда Архимед (Эстония). Цель его создания – обеспечение доступности для студентов университета программ академической мобильности, реализуемых странами Европейского Союза.
Таким образом, в 2017 – 2018 гг. в университете с учётом продолжающихся проектов прошлых лет реализовывались 13 проектов по программе Erasmus +, что является одним из лучших показателей среди российских вузов. В 2017 г., университет выиграл 1 проект по программе Capacity Building for Higher Education (экономический факультет) и 2 проекта по программе Erasmus + KA1 Individual Credit Mobility.
Заключение
Успешная деятельность университета по позиционированию на международном уровне и развитию интеграции в мировое научно-образовательное пространство подтверждается улучшением его позиций в ведущих рейтингах. В 2017 г. занял 157 строчку международного рейтинга QS University Rankings: Развивающаяся Европа и Центральная Азия (EECA)общего рейтинга, при этом среди вузов России, которые принимали участие в рейтинге QS EECA, оказался на 43 месте. В 2016 г. Мордовский государственный университет вошёл в Top 200 вузов рейтинга QS EECA. Университет также вошел в международный рейтинг лучших вузов QS-BRICS, наряду с 14 вузами ПФО (201-250 позиция). Всего в рейтинг вошли 300 университетов, в том числе 68 российских вузов, 94 китайских вуза, 61 бразильский, 65 индийских, 12 вузов ЮАР.[11]