Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

MECHANISMS OF INFRASTRUCTURAL SUPPORT FOR INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP

Ponimatkina L.A. 1 Shadskaya I.G. 2 Kepa Yu.N. 3
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
2 Russian State Social University
3 Russian State University of Tourism and Service
1095 KB
The article considers the mechanisms of infrastructural support for innovative entrepreneurship. The results obtained together solve the scientific and practical task of forming and implementing an effective mechanism for infrastructural support of innovative entrepreneurship, which is essential for activating innovative communications at the “science – production” level and creating conditions to meet the needs of innovative enterprises for infrastructural support. It is established that the acceleration of the innovative development of the national economy requires the creation of stable conditions for the development of innovative entrepreneurship. It is possible to achieve solutions to the problems hindering the activation of these processes through appropriate levers and measures to regulate, stimulate, direct the activities of infrastructure support entities and state management bodies in the innovation sector, as well as through the establishment of an innovative communications system aimed at supporting innovative entrepreneurship. It is proved that innovative entrepreneurship is carried out on the basis of constant relationships between the participants in the process, stable and systematic integration links, which requires the construction of a system of innovative communications. It was found out that an effective way to establish the relationship between innovative business entities and infrastructure support is an innovative partnership, but only if appropriate integration structures are created with the central management body on a collegial basis and proper selection of participants at all stages of the innovation cycle.
mechanism
structure
provision
innovation
entrepreneurship
infrastructure
management
activity
communications
integration

Введение

В условиях становления в Российской Федерации инновационной модели экономики привлечение результатов научно-технической деятельности в экономику приобретает особое значение. Важным элементом этого процесса является активизация и развитие инновационного предпринимательства. В то же время недостаточность финансовых ресурсов у отечественных предприятий, низкая инвестиционная активность, несовершенное правовое регулирование, недостаток информации относительно инновационных предложений, ограниченность спроса на научно-технические достижения и инертность хозяйствования субъектов инновационного предпринимательства замедляют его развитие.

Весомое влияние на осуществление инновационного предпринимательства имеет организационно-инфраструктурное обеспечение. В то же время приведение в гармоничное соответствие деятельности субъектов инновационного предпринимательства и организационно-инфраструктурной поддержки предопределяет поиск и обоснование направлений формирования механизма организационно-инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства через разработку новых форм интеграции науки и производства, совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса и направлений сочетания инновационного спроса и предложения.

Различным проблемам предпринимательской деятельности посвящены работы И.В. Беляниной [2], А.В. Глотко [3], С.Л. Иванова [5], Е.Р. Кравцовой [6], Т.А. Пузыня [10], Л.В. Рудаковой [11], М.И. Хейфеца [13], М.М. Хирачигаджиевой [14] и др. При этом требуют своего развития механизмы инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства.

Цель исследования заключается в формировании эффективного механизма инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства.

Материал и методы исследования

Теоретическую основу проведенного исследования составляли научные труды ведущих отечественных ученых, посвященные исследованию возможностей развития инновационного предпринимательства через организационно-инфраструктурную поддержку [1, 7, 12]. Методической основой исследования является комплекс общенаучных и специальных методов: логики, диалектики, системного подхода, формализации и сравнения (при определении понятий и концептуальных основ); синтеза, системно-структурного и сравнительного анализа, логического моделирования, анкетирования и экспертных оценок, нечеткой логики (в процессе исследования условий инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства); комплексного и системного подходов, структурно-логического моделирования, декомпозиции, агрегации, графический метод и математической статистики (при разработке направлений реализации механизма инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства). Информационной базой исследования являются официальные статистические данные.

Результаты исследования и их обсуждение

В Российской Федерации на законодательном уровне нет трактовки инновационного предпринимательства как категории, научные подходы по его определению также различаются. Поэтому содержание дефиниции «инновационное предпринимательство» необходимо уточнить. На наш взгляд, инновационное предпринимательство – это совокупность инициативных систематических действий взаимосвязанных субъектов инновационной предпринимательской деятельности, имеющих рисковый характер и обеспечивающих ход этапов инновационного цикла, который проходят инновации с высоким уровнем социальной, научно-технической и коммерческой значимости с целью удовлетворения потребностей потребителей и получения прибыли.

Активизация инновационного предпринимательства в Российской Федерации зависит, в том числе, и от уровня его организационно-инфраструктурного обеспечения, под которым можно понимать комплекс мероприятий в рамках создания необходимых условий для осуществления инновационного предпринимательства через систему взаимосвязанных институтов, которые направляют свою деятельность на его поддержку.

Для надлежащего организационно-инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства требуются рычаги и меры организационного регулирования, стимулирования и направления, которые бы основывались на сочетании процессов деятельности и обслуживания [4, 8, 15]. Этого можно добиться благодаря гармоничному взаимодействию субъектов инновационного предпринимательства с субъектами организационно-инфраструктурного обеспечения, формированию и реализации эффективного механизма организационно-инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства.

Под этим механизмом мы понимаем комплекс процессов обеспечения потребностей субъектов инновационного предпринимательства через взаимодействие с субъектами, оказывающими организационно-инфраструктурную поддержку с целью сочетания инновационного спроса и инновационного предложения и ускорения на этих принципах коммерциализации инноваций.

Кадровое обеспечение означает осуществление инновационного предпринимательства в соответствии с потребностями интеллектуального и квалификационного уровней, включающего их подготовку и повышение квалификации, образовательные учреждения, тренинговые компании, государственные учебные центры. Технологическое обеспечение означает осуществление поддержки и организации взаимосвязи субъектов инновационного предпринимательства, финансовой, научной и промышленной сфер, организация доступа к ресурсному и материально-техническому обеспечению. Информационное обеспечение включает аналитическую обработку информации, содействие доступу к ней через информационные центры, информационные биржи, маркетинговые компании.

Экономико-консультационное обеспечение означает предоставление консультационной помощи по развитию инновационного бизнеса через консалтинговые компании, бизнес-инкубаторы, специализированные государственные консультационные структуры [9, 16]. Научное обеспечение включает удовлетворение потребностей осуществления инновационного предпринимательства объектами деятельности через научные институты, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, технологические центры.

Финансовое обеспечение содействует доступу к финансовым ресурсам через инновационные фонды, венчурные и инвестиционные компании, кредитные учреждения. Организационное обеспечение способствует коммерциализации продвижения инновационной продукции на рынок, взаимодействию субъектов инновационного предпринимательства по удовлетворению инновационного спроса через центры трансферта технологий, посреднические торговые предприятия, малые инновационные предприятия. Промышленное обеспечение содействует доведению инноваций до уровня товара с целью реализации потребностей конечных потребителей различных предприятий. Правовое обеспечение регулирует инновационное предпринимательство через государственные органы власти, правовые институты, юридические фирмы

Необходимо понимать, что инновационное предпринимательство осуществляется на основе постоянных взаимоотношений между участниками процесса, стабильных и систематических интеграционных связей, что требует построения системы инновационных коммуникаций. На базе этого можно разработать модель инновационных коммуникаций с главными коммуникационными цепями между субъектами инновационного предпринимательства и организационно-инфраструктурного обеспечения в течение инновационного цикла.

Эффективным направлением налаживания взаимосвязи субъектов инновационного предпринимательства и организационно-инфраструктурного обеспечения является инновационное партнерство, но лишь при условии создания соответствующих интеграционных структур с центральным органом управления на коллегиальной основе и надлежащим отбором участников на всех стадиях инновационного цикла.

Критический анализ состояния организационно-инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства позволил определить потребность в разработке мер по преодолению проблем: недостаточной мотивации ученых применять свои разработки, что побуждает к поиску возможностей их внедрения за рубежом; ограниченного количества специализированных институтов маркетинговых исследований потребностей промышленности в инновациях; низкой финансовой поддержки; ограниченности количества учреждений, которые готовят специалистов по вопросам интеллектуальной собственности; низкого уровня аналитической обработки информации; ориентации банковского сектора только на краткосрочное и среднесрочное кредитование, низкого уровня привлечения иностранных инвестиций, несовершенства льготной системы налогообложения, незаинтересованности торговых компаний в реализации продукции инновационного направления.

Выводы

Полученные результаты в совокупности решают научно-практическую задачу формирования и реализации эффективного механизма инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства, имеющего существенное значение для активизации инновационных коммуникаций на уровне «наука – производство» и создания условий удовлетворения потребностей инновационных предприятий по инфраструктурному обеспечению.

При этом ускорение инновационного развития национальной экономики требует создания стабильных условий развития инновационного предпринимательства. Достичь решения проблем, препятствующих активизации указанных процессов, можно благодаря соответствующим рычагам и мерам по регулированию, стимулированию, направлению деятельности субъектов организационно-инфраструктурного обеспечения и государственных органов управления инновационной сферы, а также – налаживанию системы инновационных коммуникаций, направленной на поддержание инновационного предпринимательства.