Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE ROLE OF PUBLIC GOODS IN THE REALIZATION OF NATIONAL INTERESTS

Kazantseva E.G. 1 Kiselyova H.E. 1
1 Kemerovo State University
1064 KB
The paper presents the evolution of the category «public good», starting from approaches to its formation in the philosophical works of authors of the ancient period, the works of scientists of the Renaissance and Enlightenment, the classical school of economics to the disclosure of content characteristics, types, demand and supply of public goods, determining the volume of their production and financing, etc. in the works of representatives of neoclassical and institutional trends. The role of the state in the formation of public goods is shown. On the basis of the analysis of national security strategies of the Russian Federation, the USA, France, Germany and Great Britain it is shown how, as the category of «national interest» is institutionalized, the main types of public and quasi-public goods, the production and financing of which is considered a priority, are fixed in the strategic planning documents of states. The comparative characteristic of national interests of the Russian Federation, the USA, France, Germany, Great Britain. Based on the importance of the development of states in the context of the realization of national interests, on the one hand, and the essential role of public and quasi-public goods in the realization of national interests, on the other hand, the definition of public goods is clarified by establishing their connection with the realization of national interests. The practice of providing public goods at the interstate and global levels is considered separately.
public good
types of public goods
properties of public goods
national interests
national security strateg

Введение

Представления об экономических категориях непрерывно меняются как в связи с эволюционированием объекта исследования, так и в результате развития самой науки, ее форм и методов исследования. Первые упоминания о каком-либо предмете познания представляют собой лишь философские умозаключения, которые с течением времени приобретают черты научных категорий, систематизируются и уточняются. Экономическая категория «общественное благо» в своей трансформации прошла путь от общефилософского представления в работах древнегреческого мыслителей до современного определения в работах представителей институционального направления.

Цель исследования заключается в анализе трансформации теоретико-методологических концепций общественных благ и раскрытии роли общественных благ в реализации национальных интересов.

Материал и методы исследования

Информационной базой исследования выступили философские работы античного периода (Аристотель, Платон и др.), классического (А. Смит, Д. Рикардо, Ж.-Ш. Сисмонди, У. Петти и др.), неоклассического (А. Маршалл, А. Пигу, П. Самуэльсон и др.), институционального (Т. Веблена и Дж. Коммонса и др.) и других направлений, Стратегии национальной безопасности РФ, США, Франции, Германии, Великобритании. Базовым при подготовке работы является системный подход.

Результаты исследования и их обсуждение

Понятие общественных благ неразрывно связано с функционированием государства как социального института. Социальные функции государства заключаются в установлении социальных приоритетов и стандартов, обеспечении потребностей населения благами и повышении уровня общественного благосостояния. На себя государство берет производство и финансирование значительного количества общественных благ чистого и смешанного характера, получивших закрепление в правовых нормах. Объемы производимых и потребляемых общественных благ зависят от уровня социально-экономического развития стран, моделей их экономического развития, стратегических приоритетов развития.

В своем развитии теория общественных благ прошла несколько этапов развития. В Древние времена понятия общественных благ не существовало. Однако уже в то время появились зачатки определения роли государства в предоставлении благ, которые впоследствии стали относить к общественным благам. Так, важную роль в обеспечении безопасности должны были играть воины, которых правители, согласно Платону, должны расселять по жилищам, обеспечивать общим имуществом и запасом продовольствия. Обязанностью воинов должна быть забота обо всем государстве [1, с. 275]. Платон говорил и о необходимости образования и воспитания граждан, формирования их морального состояния, предоставления всем гражданам общества средств, необходимых для жизнедеятельности [1, с. 91-438]. В античной философии были заложены отдельные идеи, которые используются и в современной теории общественных благ: обеспечение обороны и правопорядка, необходимость образования граждан, предоставление всем гражданам общества средств, необходимых для жизнедеятельности и др.

В средние века исследовательский интерес был направлен на вопросы безопасности, рост государственного и религиозного влияния. В период Возрождения и Просвещения значительно внимание стало уделяться образованию, культуре, благополучию всех людей и созданию необходимых для этого законов. По мнению П.А. Гольбаха плохие законы – это те законы, цель которых – обеспечить благополучие, сохранить жизнь и безопасность только для некоторых членов общества в ущерб всем остальным [2, с. 32].

Основоположник классической политической экономии У. Петти, раскрывая виды государственных расходов, говорил о том, что статьей расходов могут явиться расходы на дороги, судоходные реки, водопроводы, мосты, порты и другие предметы, нужные для блага пользования всех [3]. Ж.-Б. Сэй, писал о том, что «общество покупает и потребляет услуги администрации, оберегающей его интересы, войска, защищающего страну от внешнего нападения, суда гражданского и уголовного, охраняющего каждое частное лицо от посягательства других» [4]. Представители классической политической экономии практически приблизились к современному трактованию содержания общественных благ, не выделяя при этом их как отдельную категорию и относя к ним образование, создание инфраструктуры, реализация административных функций и пр.

Представитель неоклассической экономической школы П. Самуэльсон в 1954 году сформулировал определение общественных благ, понимая под ними блага, которые все потребляют сообща, в том смысле, что потребление такого блага каждым индивидом не ведет к сокращению такого потребления любым другим индивидом» [5]. Неоклассики сформулировали условия равновесия при производстве общественных благ, влияние производства общественных благ на искажение рыночного пространства и пр.

Иституционалисты (Т. Веблен, Дж. Коммонс и др.) выделили особенности общественных благ, рассматривали проблемы, возникающие при их использовании (проблем «безбилетника») и др. Неоинституционалисты – Р. Коуз, М. Олсон, Дж. Бьюкенен, К. Эрроу, продолжили дальнейшее изучение общественных благ в части выделения новых отличительных свойств, таких как неисключаемость. Предметом исследования представителей данного направления выступали также институты производства общественных благ, проблемы принятия решений по производству общественных благ и пр.

Отдельно следует рассмотреть вклад русской экономической школы в развитие теории общественных благ (Г.А. Ахинов, Е.Н. Жильцова, Л.И. Якобсон, А.Я. Рубинштейн и др.). Учеными рассмотрены институциональные основы и формы организации общественного сектора, выделены дополнительные виды общественных благ, уточнена их классификация, рассмотрены вопросы финансирования общественных благ, формирование спроса и предложения на общественные и социально значимые блага и пр.

В современных условиях при возрастании геополитической нестабильности повышается значимость государств в реализации национальных интересов. Они закрепляются, как правило, в стратегиях национальной безопасности государств. Сравнительная характеристика национальных интересов РФ, США, Франции, Германии, Великобритании, закрепленная в соответствующих стратегиях национальной безопасности представлена на рисунке.

Национальные интересы всех рассмотренных стран включают в себя обеспечение безопасности страны. Данный интерес реализуется посредством предоставления такого общественного блага как оборона. Обратим внимание, что в Стратегиях Франции и Германии обеспечение безопасности (исходя из трактования соответствующих национальных интересов) рассматривается в рамках ЕС, то есть, по сути, речь ведется о предоставлении общественного блага на межгосударственном уровне. Обеспечение безопасности в Стратегиях США, Великобритании, Франции, Германии видится в рамках блока НАТО, то есть идет речь о предоставлении такого общественного блага как оборона на межгосударственном уровне. Об этом говорится в Стратегиях при раскрытии механизмов реализации национальных интересов. На межгосударственном уровне страны готовы обеспечивать и кибербезопасность, на глобальном – защиту от террористических угроз, борьбу с изменением климата и пр.

Реализация большего числа национальных интересов осуществляется посредством предоставления общественных благ на национальном уровне. Так, в процветании народа (Великобритания, США), развитии человеческого потенциала (Россия) значительную роль играет развитие образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (общественные блага смешанного характера) и пр. Национальные интересы раскрываются и в документах стратегического планирования. В них обосновывается необходимость производства таких общественных благ как строительство дорог, мостов, развитие объектов инфраструктуры и пр. Таким образом, очевидна тесная связь реализации национальных интересов с производством общественных благ.

Содержание понятия общественных благ с учетом их роли в реализации национальных интересов может быть представлено следующим образом. Это товары / услуги, предоставляемые государством на безвозмездной основе с целью обеспечения реализации национальных интересов и обладающие в полной мере свойствами неконкурентности, неделимости и неисключаемости. Отметим, что в производстве и финансировании смешанных общественных благ могут быть использованы и такие формы взаимодействия государства и частного сектора как государственно-частное партнерство, участие частного сектора в производстве благ при их государственном финансировании, использование проектного подхода и пр.

missing image file

Национальные интересы государств, определенные в стратегиях национальной безопасности [6-10]

Заключение

Трансформация экономической категории «общественное благо» неразрывно связана с модификацией общества, уровнем его социально-экономического развития, моделью социально-экономического развития и, соответственно, функциями государства. В условиях нарастания геополитической нестабильности повышается значимость реализации национальных интересов посредством производства общественных благ. В то же время, из общественных и смешанных общественных благ, производство и финансирование которых традиционно осуществлялось на национальном уровне (национальная оборона, обеспечение правопорядка, образование, культура, здравоохранение и пр.) выделяются общественные блага, производство и финансирование которых переходит на международный (например, национальная оборона стран, входящих в состав ЕС) или глобальный уровень (защита от террористических угроз, борьба с изменением климата, борьба с транснациональной преступностью, борьба с пандемиями и пр.). Выход производства и финансирования общественных благ на международный и глобальный уровень в условиях нестабильности требует выработки новых подходов и систем регулирования.