Введение
Современные условия, в которых оказалась Российская Федерация, определяют приоритетные направления развития страны. Градостроительная деятельность самостоятельно не выделяется приоритетным направлением, тем не менее, идет спутником с определенным вектором развития страны в целом. Рост показателей качества жизни граждан и создание комфортной среды в Хабаровском крае могут оказать положительное влияние на снижение миграционной активности жителей в Дальневосточном регионе.
Создание комфортной и безопасной среды для жизни граждан является важным направлением в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [2].
Исполнительным органом, который формирует и реализует на территории края государственную политику и осуществляет правовое регулирование по вопросам в области строительства, архитектуры и градостроительства является Министерство строительства Хабаровского края. Привлечение общественности и профессионального сообщества к участию в градостроительной деятельности, по нашему мнению, будет способствовать с одной стороны повышению ее качества, а с другой стороны более глубокой вовлеченности населения в строительство края и закреплению жителей на определенной территории.
В подтверждение актуальности возникает потребность в более глубоком изучении деятельности министерства строительства Хабаровского края по государственному регулированию в сфере градостроительной деятельности в области повышения качества предлагаемых архитектурных проектов в территориальном разрезе.
Вопросы государственного регулирования в сфере градостроительной деятельности достаточно глубоко раскрываются в работах известных отечественных ученых и практиков Файзуллина И.Э. [15], Елина В.А. [8], Мазаева Г.В. [11], Истраниной Е.В. [10].
В работах Козыренко Н.Е. и Ордынской Ю.В. рассматриваются важные аспекты государственного регулирования в сфере градостроительной деятельности и влияние внешних факторов на заселение территории [14]. По мнению этих авторов, национальные особенности приграничных государств и рациональное землепользование территорий формируют особенности градостроительных систем. Это последовательно отражается на государственном регулировании всей сферы.
Принципиальные подходы к раскрытию градостроительного потенциала путём установления количественных и качественных показателей представлены в работах Ефимовой Ю.А., Парсаданян Н.Г., Пекшина Д.Р. [9].
Малинова О.В., отмечая недостатки территориального планирования, предлагает концептуальное реформирование территориального планирования, заменив при этом комплексные документы территориального планирования мастер-планам [13].
Мазеин А.В. считает необходимым «социализировать» государственное регулирование. В качестве аргументов он приводит результаты анализа правовых актов, которые в значительной степени регулируют управленческую деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом особое внимание уделяет использованию социальных сетей для информационного освещения [11].
В сложившейся практике административно-правовой организации управления в сфере градостроительной деятельности можно выделить следующие формы и методы:
– нормативно-правовое обеспечение градостроительной деятельности;
– контроль исполнения субъектами отношений градостроительного законодательства;
– техническое регулирование;
– территориальное планирование;
– градостроительное проектирование;
– разработка архитектурных проектов, выполнение изысканий, рабочей и сметной документации;
– выдача разрешительной документации;
– государственный строительный надзор;
– регулирование ценообразования в строительстве.
При этом распределение полномочий в сфере градостроительной деятельности между государственными органами управления и негосударственными институтами приведет к повышению качества производимой строительной продукции и уровня оказываемых строительных услуг. Решение многих задач по совершенствованию современной системы управления градостроительной деятельностью может быть достигнуто в результате нормативного регулирования и формирования системы органов государственного управления, ранжирования механизмов и организационных форм для повышения кадрового потенциала и использования современных технологий.
Целью исследования является обоснование возможности использования архитектурных конкурсов при формировании условий внедрения эффективных инструментов для повышения качества архитектурных проектов при создании благоприятной среды и жизни граждан Хабаровского края.
Материал и методы исследования
Теоретической и методологической основой являются нормативно-правовые акты, публикации российских и зарубежных специалистов о современных форматах решения задач градостроительной деятельности. Актуализация конкретно обозначенного ряда традиционных общенаучных приемов предполагает возможность идентифицировать преимущества ситуационного и сравнительного анализа архитектурных проектов с обобщением и классификацией выявленных значимых факторов. Методология исследования предполагает изучение новой парадигмы развития социально-экономических активностей регионального значения в градостроении. Указанные обстоятельства предопределяют выбор темы и свидетельствуют о ее высокой практической значимости.
Градообразующей миссией деятельности является создание совокупности строительных объектов и сооружений как материального базиса для экономического роста и удовлетворения потребностей населения путем улучшения качества жизни: обеспечения жильем, социальным обслуживанием, созданием комфортной среды проживания, при осуществлении взаимодействия субъектов градостроительной деятельности, как показано на рисунке 1.
Субъектами градостроительных отношений по своему определению выступают органы публичной власти и общество в лице населения и организаций, как бизнес-сообщества, так и некоммерческих организаций. От эффективности государственного регулирования в сфере градостроительной деятельности, зависит создание экономически устойчивого государства.
Рис. 1. Взаимосвязь национальных целей с градостроительной деятельностью
Результаты исследования и их обсуждение
Государственная структура управления в сфере градостроительной деятельности состоит из сложных координационных подсистем разных уровней, включающих в себя как общие подсистемы, так и узкоспециальные, как показано в таблице 1.
Градостроительная политика осуществляется в современных условиях прямо пропорциональной зависимости от мировой экономики. Цифровая трансформация, научно-технические процессы определяют потребности общества, в частности, создается борьба между странами за пользование ресурсами, а также самое важное – за создание наилучших условий для проживания и деятельности конкретного общества.
В Российской Федерации деятельность по территориальному планированию осуществляется на трех уровнях публичной власти за счёт документов, принимаемых на каждом из этих уровней, что показано в таблице 2.
Современное развитие и реализация на территории Хабаровского края государственной политики происходит при ответственном осуществлении правового регулирования строительства, контроля и надзора в сфере архитектуры и градостроительства. Это находит отражение в одной из основных функций министерства строительства Хабаровского края и определяет семь основных направлений градостроительной деятельности, как показано на рисунке 2.
Таблица 1
Структура государственного управления в сфере градостроительной деятельности
Субъект управления |
Деятельность |
Правительство Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
Определяет основы федеральной градостроительной политики. Управляет социально-экономическими процессами в градостроительной деятельности, определяет их организационно-правовой статус. Разрабатывает и реализует государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Оказывает различные государственные услуги: нормативно–правовое регулирование; нормативно–техническое регулирование; саморегулирование в сфере строительства, государственный контроль |
Министерство строительства Хабаровского края |
Реализует государственную политику в осуществлении правового регулирования в области градостроительства. Участвует в градостроительной деятельности, направленной на комплексное и эффективное развитие территории края, формирование рациональной системы расселения, социальной, производственной и инженерно-транспортной инфраструктуры, определяет бережное природопользование, сохранение исторического и культурного наследия |
Источник: составлено авторами по базе данных сайта Минстроя России и Минстроя края.
Таблица 2
Полномочия по разработке документации территориального планирования в трех уровнях власти
Уровни |
Полномочия по разработке документации |
Федеральный уровень |
Схема территориального планирования РФ включает: размещение объектов федерального значения: обороны, энергетики, федерального транспорта, высшего образования, магистральные нефтепроводы и газопроводы |
Уровень субъектов РФ |
Схема территориального планирования субъекта РФ предусматривает: размещение объектов регионального значения: регионального транспорта, среднего специального образования, здравоохранения, региональные линейные объекты |
Муниципальный уровень |
Схемы территориального планирования муниципальных районов: генеральные планы поселений, городских и муниципальных округов, местные объекты транспорта, культуры, линейные объекты местного значения |
Источник: составлено автором по базе данных справочно-правовой системы «Консультант».
Рис. 2. Направления градостроительной деятельности в Хабаровском крае
Организация и проведение архитектурных конкурсов является одним из наиболее эффективных решений концептуальных задач градостроительной деятельности. Как отмечают многие специалисты, в последнее десятилетие на смену конкурсам пришли тендеры, которые нередко вопреки аргументированным качественным оценкам создания будущих объектов решают единственную проблему – снижения материальных затрат застройщика. В проектной практике, к сожалению, это встречается часто.
Необходимость возобновления практики архитектурных конкурсов позволит обеспечить высокий уровень проектирования и разработки новых архитектурных и творческих форм градостроительной деятельности [10]. Условно архитектурные конкурсы можно разделить по уровням проведения, по задачам и формам проведения.
Важным региональным нормативно-правовым актом является Закон Хабаровского края от 07.04.2023 № 391 «О регулировании отдельных вопросов градостроительной деятельности в Хабаровском крае». В значительной степени он регулирует отдельные вопросы градостроительной деятельности в Хабаровском крае в пределах компетенции органов государственной власти края [3].
Постановление Правительства Хабаровского края от 27.05.2013 № 136-пр «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Хабаровского края» позволяет периодически актуализировать и корректировать точные значения показателей градостроительного проектирования [5]. Это проходит последовательно с утверждением ряда расчетных критериев, которые определяют минимально допустимый уровень обеспеченности объектами регионального значения населения субъекта РФ, а также устанавливают порог расчетных данных максимально допустимого уровня их территориальной доступности для населения края.
В контексте исследуемой темы стоит обратить внимание на государственную программу развития жилищного строительства в Хабаровском крае. Основные мероприятия рассматривают следующие аспекты:
– поддержку и комплексное развитие территорий;
– системную реализацию комплекса мер, направленных на снижение административных барьеров и эффективное содействие развитию конкуренции;
– адресное содействие в разработке градостроительной документации в обеспечении жилищного строительства перспективными территориями, (с учетом требований малоэтажного жилищного строительства и стандартного жилья;
– содействие внедрению инновационных технологий в расширении номенклатуры современных, конкурентоспособных экологически чистых строительных материалов, изделий, полуфабрикатов, энергосберегающих конструкций;
– реализация долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре.
Программа определяет систему основных направлений и комплекс мероприятий, направленных на развитие сферы градостроительства, в том числе удовлетворяя потребности граждан на территории Хабаровского края.
Закон Хабаровского края от 27.11.2001 № 349 «О Правительстве Хабаровского края», в целях совершенствования политики Хабаровского края в области строительства, градостроительной и архитектурной деятельности Правительство края относит полномочия в градостроительной деятельности к полномочиям, осуществляемым Правительством Хабаровского края [4].
Следует отметить, что законодательство в сфере градостроительства позитивно сформировано. Однако задача государственного правового регулирования требует дополнительных решений для комплексного и эффективного развития территориальной конгломерации края, формирования рациональной системы расселения, социальной, производственной и инженерно-транспортной инфраструктуры. Своевременные потребности субъектов градостроительных отношений позволят обеспечить бережное природопользование, воссоздание природного, сохранение исторического и культурного наследия.
Во многих зарубежных актах нормативно-правового регулирования, показано, что большое количество основополагающих законов с положениями о градостроительной деятельности находит свое отражение и непосредственно учитывается в урбанизации и устойчивом развитии территорий, особом развитии регионов с особым статусом, в сбалансированном территориальном планировании и считается обязанностью государства [6]. В России это отмечается пока крайне редко.
База нормативно-правовых актов РФ в сфере градостроительной деятельности только накапливает свой опыт, постоянно претерпевая трансформацию. Между тем нормативно-правовая база других государств (например, европейских) имеет опыт со времен XVIII-XIX веков и более стабильна.
Принципиальные различия градостроительной деятельности европейских стран заключаются в комплексном территориальном планировании (уплотнении) уже застроенных территорий, строительства энергоэффективных зданий, сохранение историко-культурного наследия [6].
Развитие территориального планирования городов в США было связано с индустриализацией. А наличие свободных земель и природные ресурсы привлекали мигрантов. Планировка кварталов осуществлялась путем застройки свободных территорий строго по прямоугольной схеме, при этом садово-парковое направление не являлось в приоритете до ХХ века.
Многие страны предусматривают утверждение документа градостроительного развития, как основного акта в разрезе территориального оптимального планирования и градостроительного актуального зонирования, им присвоены следующие наименования по странам:
– Россия – Генеральный план и правила землепользования и застройки;
– Германия – Gebietsentwicklungs-plan;
– Великобритания – Structure plan City plan;
– Франция – Schemadirecteur;
– США – Masterplan.
Охват территории планами регулирования местного развития может варьироваться: от освоения почти всей территории городской застройки (например, Голландия, Соединенные Штаты) до разработки планов только для территорий, которые только собираются готовить к застройке (Германия, Франция). Согласно общепринятому правилу, в некоторых странах зональные местные планы не должны противоречить планам городского развития. В то же время в США это требование не является обязательным.
Помимо документов, регулирующих территориальное планирование и градостроительное зонирование территорий, для решения градостроительных задач в международной практике активно используется система проведения архитектурных конкурсов.
Первым известным архитектурным событием в Европе был конкурс на вторые двери флорентийского баптистерия Сан Джованни (1401г.). В скором времени он стал вектором развития всего европейского искусства. Затем начало широкой практики проведения архитектурных конкурсов в Европе было положено с заказного конкурса на реконструкцию Лондона после пожара в 1666 г. В концепции создания регулярной планировочной композиции был предложен проект воссоздания и реконструкции центра города (проект архитектора К. Рена) [6].
Подобными конкурсами стали интересоваться для поиска новейших идей европейской архитектуры, по мнению Е.Н. Дудка [7]. Концептуальные архитектурные конкурсы стали особенно востребованы в XVIII – XIX веков. Тогда же они проводились не только на постройку здания, но и на строительство ансамбля улиц, прилегающих площадей (например, проект улицы аллеи Рингштрассе в Вене в XIX века).
В США период развития архитектурных конкурсов выпадает на начало XX века по окончании кризиса, когда строительство в стране было практически остановлено. Ярким международным архитектурным конкурсом стало проектирование небоскреба – здания газеты «Чикаго Трибюн» в 1922 г., в котором было представлено 135 проектов архитекторов из 22 стран. [8].
Отечественный опыт проведения творческих, архитектурных конкурсов достаточно богат. Многие специалисты считают его начало с XVIII века. Именно в этот период были проведены широко известные градостроительные конкурсы на разработку генерального плана города Санкт-Петербург в 1763 г. по реконструкции Дворцовой площади в 1779 г. При организации этих конкурсов стали использовать методы проектного управления. В будущем это стало приносить значительные выгоды: стало возможным повышать количественные и качественные результаты работы архитекторов. Это предопределило проведение выставок архитектурных проектов–участников конкурса, публичное обсуждение результатов работ, включение в состав жюри конкурса профильных специалистов и представителей общественности.
Таким образом, появилась потребность с середины XIX века в крупных центрах Российской империи традиционно проводить архитектурные конкурсы на регулярной основе при возведении и реконструкции важных социально-значимых, коммерческих объектов недвижимости. Экспертами этого периода были сформулированы золотые правила успешного проведения конкурсов. Следует заметить, что они продолжают оставаться актуальными и в современную бытность: открытость и публичность мероприятия, массовые общественные обсуждения, наличие компетентного жюри и квалифицированных специалистов, дифференцированная оценка результатов, четкая и профессиональная постановка целей и задач архитектурного конкурса. В XX в. (в послереволюционный период) архитектурные конкурсы определили иные подходы к созданию новейших функциональных и конструктивных решений градостроительстве.
В дальнейшем количество архитектурных конкурсов снижалось, они заменялись заказным проектированием через общие тендеры или выполнение государственных заказов проектными мастерскими, что спровоцировало снижение творческой активности архитекторов и привело к масштабной типизации застройки, как показано на рисунке 3.
Традиция проведения архитектурных конкурсов во второй половине XX в. в международной практике приобрела новый виток развития − широкое внедрение в систему образования, где участие студентов в архитектурных конкурсах является обязательным условием образовательных программ (например, в Японии).
Рассмотрев зарубежный и отечественный опыт в сфере градостроительства можно отметить, что градостроительная деятельность в разных странах имеет одну сущность, но при этом реализуется различными методами и инструментами. Немаловажным фактором в развитии градостроительной деятельности является организация архитектурных конкурсов, нацеленных на поиск творческой концепции и стимулирование процесса конкурсного проектирования [7].
Ныне действующая сфера градостроительной деятельности тесно связана со всеми отраслями экономики. При этом роль государственного регулирования градостроительной деятельности в Российской Федерации на сегодняшний момент очень велика. Именно поэтому на федеральном уровне определен широкий круг субъектов градостроительной деятельности и установлены основные принципы ее функционирования.
Рис. 3. Доли стран проведения архитектурных конкурсов, % [9]
Часть управленческих функций регулируется региональным законодательством, призванным упростить взаимоотношения между субъектами градостроительной деятельности, при этом, не ухудшая их качеств.
В законодательстве, формирующем градостроительную политику, выявлен потенциал государственного регулирования, который может улучшить качество градостроительной деятельности, в том числе путем использования методов и инструментов развития творческого потенциала.
В 2024 году в строительной отрасли ожидаются значительные позитивные изменения. Запланированы в рамках решаемых задач – замена 200 тысяч км ветхих сетей и снижение аварийности на 18%. Экономика России постепенно переходит к инновационному типу развития. Идет создание новых центров социально-экономического развития и сетей территориально-производственных кластеров с их территориальными конкурентными преимуществами. В их числе теперь появился Хабаровский край. Условия «Дальневосточной и арктической ипотеки» помогли вывести Хабаровский край в лидеры по числу кредитов: 806 кредитных договоров на общую сумму 4,7 млрд рублей за 3 месяца 2024 года и подано 4,6 тысячи заявок для оформления льготного кредита. Это в 1,6 раза больше в сравнении с аналогичным периодом 2023 года. Подобные банковские инструменты и государственные меры существенным образом влияют на строительную отрасль. Активное в последние годы стимулирование спроса на жилищное строительство различными мерами льготного ипотечного кредитования при ограниченном предложении вызвало существенный рост стоимости жилья для населения.
По итогам 2023 года Хабаровский край вошел в топ-5 субъектов России по среднему темпу роста строительных работ. Снижение административных барьеров, повышенное внимание со стороны Губернатора края повлияли на итоговый результат по жилищному строительству за последние 30 лет: за 2023 год в регионе ввели в эксплуатацию 517 тысяч квадратных метров жилья. В настоящее время в регионе активно возводят объекты, реализуемые в рамках национальных проектов: в 2023 году с участием федеральных средств велось строительство 61 объекта на общую сумму 10,6 млрд руб.
В конце 2021 года Губернатором Хабаровского края обозначены флагманские инициативы, направленные на развитие края в ближайшее время, в том числе «Край комфортного пребывания», вектором которого является достижение 1 миллиона квадратных метров к 2025 году, используя такие инструменты как «Создание Строительного кластера», «Проект «Дом дальневосточника», «Проект «Дальневосточный квартал». В результате успешных проектов весной 2022 года зарегистрирована Ассоциация промышленно-строительного кластера Хабаровского края, которая включает 27 участников. С целью формирования единого подхода при строительстве домо-комплектов в рамках проекта «Дом Дальневосточника» АО «Застройщик.27» утвержден порядок заключения соглашения о сотрудничестве при строительстве жилья из дерева на территории Хабаровского края (финансовое обеспечение проекта предполагается проводить через единый институт жилищного строительства «Дом.РФ»). Реализация проекта «Дальневосточный квартал» предполагает повышение уровня комфортной городской среды и создание условий для обеспечения граждан жильем (около 50 тысяч квадратных метров в течение 2024-2025 годов). На 2024 год в рамках федеральной субсидии на обеспечение инженерной инфраструктуры предусмотрено 4,6 млрд. рублей.
Данные инструменты позволили снизить количество не введенных в эксплуатацию региональных объектов до 47% по концу 2023 года (из 35 объектов, включенных в Краевой перечень инвестиционных проектов, введены в эксплуатацию 18). Однако процент «объектов незавершенного строительства», которые становятся «переходящими», по-прежнему высок. Увеличение сроков строительства и, соответственно, стоимости строительства нередко возникает из-за не качественно выполняемых архитектурных проектов, а также отсутствия взаимодействия между исполнительными органами края и девелоперского сообщества. Для исключения такого фактора риска, как некачественные архитектурные проекты, необходимо найти иной инструмент, который позволит создать среду для постоянного профессионального взаимодействия в вопросах использования архитектурных решений для обеспечения благоприятной среды для жизни граждан.
Организация архитектурных конкурсов – это практика развития городских территорий и архитектурного ландшафта, позволяющая выбрать наилучшие проекты для реализации. К ним можно отнести: строительство новых зданий и сооружений, реконструкцию и модернизацию существующих объектов, создание креативных объектов инженерной и транспортной инфраструктур, благоустройство общественных пространств.
Проведение архитектурных конкурсов способствует формированию единых архитектурных ансамблей территории, созданию восприятия комфортной городской среды жителями, организации функционального зонирования общественных пространств с учетом различных возрастных групп, формированию здорового, культурного общества, а также дает возможность выбрать наиболее выгодную концепцию для проектирования объектов и сооружений.
В разрезе субъектов Российской Федерации в современных условиях тенденция проведения архитектурных конкурсов постепенно снижается, уступая свое место заказным тендерам на проектирование конкретного объекта, что фактически лишает заказчика и общество, как конечного потребителя, права выбирать лучшие идеи и искать неординарный подход к проектированию объектов и территорий.
Рис. 4. Статистика проведения архитектурных конкурсов на территории субъектов Российской Федерации
Рис. 5. Динамика количества проведенных архитектурных конкурсов на территории Хабаровского края
На рисунке 4 приведена динамика снижения количества проводимых конкурсов с 51 в 2020 году до 17 в 2023 году.
В основные задачи архитектурных конкурсов также включаются: повышение престижа архитектурных и инженерных профессий, развитие института наставничества, поддержка студентов и молодых специалистов.
На территории Хабаровского края отсутствует единая нормативно-правовая база, определяющая общие критерии к организации архитектурных конкурсов.
Архитектурные конкурсы на территории Хабаровского края проводились только администрацией городского округа «Город Хабаровск» по проектам благоустройства общественной территории на элементы городской среды и малые архитектурные формы, а международного уровня проводились для студентов в 2012 году на базе Тихоокеанского государственного университета.
В Хабаровском крае не проводились конкурсы по объектам регионального значения. Для таких объектов проектирование осуществляется без возможности выбора альтернативных приоритетных направлений в соответствии с разработанной концепцией проектной организации, как показано на рисунке 5.
В России наиболее активно организация архитектурных конкурсов реализуется Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы и способствует развитию городской среды, созданию качественной архитектуры и улучшению жизни горожан, а также позволяет обеспечить прозрачность и открытость в процессе выбора проектов.
Исходя из сведений ведомственной статистики Минстроя края, проектирование объектов регионального и местного значения на территории Хабаровского края осуществляется на основании проведении закупок, в соответствии с Федеральным законом 44-ФЗ, при этом процент разработки концепций архитектурных решений крайне не высок (в среднем 1/25) [1]. Изменение подхода регионального правительства к работе с инвесторами начало приносить свои плоды в градостроительной сфере. Сегодня в крае реализуется ряд масштабных проектов, которые будут способствовать социально-экономическому развитию региона. Общий объем уже вложенных инвестиций составил 3,6 трлн рублей. Хабаровский край в рейтинге инвестиций суммарно представляет 370 млрд рублей. С государственной поддержкой в регионе реализуется 131 проект с общим объемом инвестиций 680 млрд руб. Сегодня ситуация в строительной отрасли Хабаровского края стабилизируется: это заметно по инвестиционной динамике.
Выводы
Система регулирования градостроительной деятельности Российской Федерации включает принципы, которые направлены на следующее условия:
– создание и реализация комфортной среды проживания граждан и соблюдения баланса между урбанизацией и сохранением историко-культурных ценностей;
– расширение зон рекреации, популяризации туризма и сохранение природной среды;
– цифровизация градостроительной сферы и применение «регуляторной гильотины»;
– развитие жилищной агломерации и создание промышленных кластеров;
– соблюдение норм безопасности и технических регламентов при проектировании и строительстве.
Оценка зарубежного опыта регулирования градостроительной деятельности показывает возможности использования механизма проведения архитектурных конкурсов для решения градостроительных вопросов с вовлечением жителей. При сохранении и приумножении темпов развития градостроительной деятельности Хабаровского края можно привлечь и удержать потенциальных инвесторов, обеспечить благоприятный социально-экономический климат в регионе и создать новые рабочие места.
В Российской Федерации наблюдается тенденция снижения проведения архитектурных конкурсов и постепенное замещение их заказными тендерами на проектирование конкретного объекта. Хотя в отдельных регионах, архитектурные конкурсы используются достаточно активно. Это увеличивает риски использования некачественных архитектурных проектов. Использование архитектурных конкурсов, в свою очередь, создает среду для постоянного профессионального взаимодействия в вопросах используемых архитектурных решений и обеспечения благоприятной среды населения, способствует повышению архитектурных специальностей.
Цель государственного регулирования градостроительной деятельности на уровне Хабаровского края должна заключаться в улучшении качества жизни граждан края, вовлечении общества в вопросы градостроительной деятельности края через учёт мнения населения, в снижении миграции в крае, в повышении квалификации молодых профессионалов, популяризации архитектурно-строительных специальностей и престижа. Это возможно реализовать с использованием инструментария архитектурных конкурсов.