Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

IMPROVING APPROACHES TO STRATEGIC PLANNING SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS (BASED ON MATERIALS OF THE SOUTHERN FEDERAL DISTRICT OF THE RF)

Dalchenko E.A. 1 Ramazanova M.Yu. 2
1 Novocherkassk Institute of Engineering and Melioration – Branch of Don State Agrarian University
2 Dagestan Institute of National Economy
The article examines the main macroeconomic indicators of the Southern Federal District of the RF, in particular, the dynamics of the share of the SFD in the total gross value added (GVA) by region of the RF for the period 2018-2022. A comparative analysis of GVA growth rates was carried out in the context of types of economic activity in the SFD, on the basis of which a ranking was made by growth rates. An approach to improving strategic planning of socio-economic development of regions is substantiated, based on strengthening the competitiveness of those types of economic activity that show the highest growth rates in the creation of added value. The practical implementation of such an approach to medium- and long-term planning of socio-economic development of regions/macroregions of the RF will ensure optimal use of available resources, as well as factors that determine the natural competitive advantages of regions/macroregions. The results of the study can be used by state authorities of the RF and constituent entities of the RF in the preparation of administrative-legal and organizational-economic measures of the state policy of spatial development.
economy
region
southern federal district
gross regional product
structure
industry
dynamics
added value

Введение

Каждый из регионов и макрорегионов РФ, в том числе сформированных как единица административного деления страны, обладает уникальным набором исторически сложившихся конкурентных преимуществ, включающих в себя природно-климатические условия, показатели научного, технологического, инфраструктурного развития, социокультурные особенности, состояние бюджетной системы и другие параметры. В подобных условиях, особую актуальность и своевременность приобретает научный поиск направлений интенсификации социально-экономического развития на мезоэкономическом уровне, позволяющий наиболее эффективно реализовать вышеуказанный набор параметров. С учётом вышеизложенного, цель исследования заключается в идентификации наиболее динамично развивающихся видов экономической деятельности регионов Южного федерального округа, обосновании направлений совершенствования стратегического планирования пространственного развития макрорегионов РФ.

Материал и методы исследования

Материалы статьи сформированы данными Росстата. Использование таких методов научного поиска, как синтез, анализ, эконометрического инструментария позволило обеспечить высокий уровень достоверности итоговых выводов и результатов.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим основные подходы к исследованию вопросов социально-экономического развития регионов ЮФО Российской Федерации, сформировавшиеся в российском научном сообществе. В трудах Булетовой Н.Е., Скачковой С.А. [1] интерпретирован вклад аграрных регионов в формирование инновационной экономики. Иншакова Е.И. [2] исследует особенности развития старопромышленных регионов ЮФО. Эколого-экономические характеристики природохозяйственной деятельности различных отраслей Южного макрорегиона представлены в трудах Синицыной Т.С. [3], Тарановой И.В., Ревунова Р.В., Чернова И.В. [4]. Региональная специфика экономического развития представлена в трудах Дальченко Е.А. [5].

С учётом тематики статьи, рассмотрим основные макроэкономические показатели ЮФО РФ. На рисунке представлен удельный вес ЮФО в суммарной валовой добавленной стоимости (ВДС) по регионам РФ за период 2018-2022 гг.

Как показывают данные рисунка, за период наблюдения доля ЮФО в совокупной добавленной стоимости регионов РФ незначительно менялась в диапазоне от 6,7 до 7,2 % и в среднем составляла 7,0 %. Подобная тенденция свидетельствует о сравнительно устойчивом состоянии экономики анализируемого макрорегиона.

missing image file

Доля ЮФО РФ в суммарной ВДС за период 2018-2022 гг., %

Таблица 1

Сравнительный анализ темпов роста валовой добавленной стоимости ЮФО за период 2018-2022 гг., % (в текущих ценах)

Годы

Раздел

A

B

C

D

E

F

G

H

I

J

2018 г.

8,5

6,2

14,3

2,8

0,8

6,3

14,1

10,1

1,9

2,0

2019 г.

9,8

5,9

13,4

2,8

0,7

6,4

13,5

9,7

1,9

2,2

2020 г.

10,8

3,9

13,1

2,8

0,8

6,3

13,4

9,9

1,7

2,3

2021 г.

11,8

5,2

11,7

2,8

0,7

5,5

14,3

10,0

1,8

2,1

2022 г.

10,6

5,0

11,9

2,4

0,6

5,7

13,7

9,3

1,7

1,7

Динамика, в абс. знач.

2,1

-1,2

-2,4

-0,4

-0,2

-0,6

-0,4

-0,8

-0,2

-0,3

Темп роста, %:

24,7

-19,4

-16,8

-14,3

-25,0

-9,5

-2,8

-7,9

-10,5

-15,0

Годы

Раздел

K

L

M

N

O

P

Q

R

S

2018 г.

0,2

11,6

2,5

2,0

6,6

3,3

5,0

1,1

0,7

2019 г.

0,2

11,9

2,5

2,0

6,7

3,4

5,2

1,2

0,6

2020 г.

0,2

12,3

2,9

2,1

7,0

3,5

5,3

1,1

0,6

2021 г.

0,2

12,2

3,0

2,0

6,4

4,0

4,4

1,3

0,6

2022 г.

0,2

17,1

2,9

1,8

6,1

3,7

3,9

1,2

0,5

Динамика, в абс. знач.

0,0

5,5

0,4

-0,2

-0,5

0,4

-1,1

0,1

-0,2

Темп роста, %:

0,0

47,4

16,0

-10,0

-7,6

12,1

-22,0

9,1

-28,6

Таблица 2

Ранжирование видов экономической по вкладу в темп роста ВДС ЮФО за период 2018-2022 гг.

Вид экономической деятельности

Темп роста за период наблюдения, %

Ранговое место

Сельское хозяйство (А)

24,7

2

Операции с недвижимостью (L)

47,4

1

Наука (М)

16,0

3

Образование (Р)

12,1

4

Культура, спорт, досуг (R)

9,1

5

Интенсификация социально-экономического развития регионов ЮФО подразумевает выявление приоритетных видов экономической активности. По нашему мнению, в целях подобной идентификации необходимо осуществить сравнительный анализ вклада видов экономической деятельности [6] в формирование добавленной стоимости в целом по макрорегиону. Преимуществами подобного методического подхода являются: обеспечение сопоставимости исходных эмпирических данных, формируемых на основе сведений Росстата, возможность построения кратко-, средне-, долгосрочных динамических рядов, позволяющих идентифицировать основные тенденции. Сравнительный анализ темпов роста валовой добавленной стоимости ЮФО за период 2018-2022 гг. представлен в таблице 1 [7].

Как показывают данные таблицы 1, за период 2018-2022 гг. произошли значительные изменения в структуре добавленной стоимости. С учётом вышеприведённых данных, осуществим ранжирование видов экономической деятельности, показавших рост за в рассматриваемом временном диапазоне (таблица 2).

Согласно ОКВЭД2, раздел L включает в себя результаты экономической деятельности в сфере недвижимости, в том числе связанные с куплей, продажей, сдачей в аренду и др. Данные таблиц 1 и 2 показывают, что строительный комплекс Южного федерального округа динамично развивается. Наиболее быстрорастущими агломерациями в макрорегионе являются: Краснодарская, Сочинская, Ростовская, Ставропольская. Увеличение численности населения регионов ЮФО, в целом и, особенно, вышеуказанных агломераций, обусловливает растущий спрос на жилую, а также коммерческую недвижимость. Развитие подобных тенденций, вместе с мерами государственной поддержки (в частности, предусмотренное законом предоставление земельных участков многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, субсидирование процентных ставок по ипотечным кредитам за счёт денежных средств федерального бюджета в отношении определённых категорий граждан и др.), способствуют позитивной динамике строительного комплекса ЮФО и обеспечивает 1-е ранговое место в межотраслевых сопоставлениях темпов создания добавленной стоимости.

Виды экономической активности, связанные с производством и переработкой продукции сельского хозяйства, занимают 2-е ранговое место в вышеуказанных сопоставлениях. Динамичное развитие отраслей агропромышленного комплекса рассматриваемого макрорегиона обусловлено действием следующих основных факторов: во-первых, благоприятными природно-климатическими условиями, позволяющими осуществлять эффективное сельскохозяйственное производство (особенно продукции растениеводства), во-вторых, имеющимися географическими и транспортно-логистическими возможностями доставки сельскохозяйственной продукции потребителям в различных регионах мира (выход к Чёрному и Азовскому морям, наличие портов), в-третьих, мерами государственной поддержки сельскохозяйственного производства в РФ, а также экспорта продукции АПК, в четвёртых, растущим мировым спросом на сельхозпродукцию и продовольствие.

Активизация экономической деятельности в сферах науки (3-е ранговое место) и образования (4-е ранговое место) обусловлена как постепенным увеличением численности населения регионов ЮФО (главным образом, за счёт внутренней миграции граждан из северных и восточных регионов РФ), так и наличием развитой научно-образовательной инфраструктуры, центром которой является г. Ростов-на-Дону. Одним из ключевых драйверов динамичного роста экономической активности в указанных сферах является развитие телекоммуникационных технологий, позволяющих экономическим субъектам научной, образовательной деятельности предоставлять свои услуги дистанционно (например, исполнение для иностранных заказчиков сложных расчётов, обработка больших массивов данных, написание программного кода и т. п.).

Виды экономической активности, связанные с организацией досуга, занимают 5-е ранговое место. Регионы ЮФО располагают значительным туристско-рекреационным потенциалом. Экономика Краснодарского края специализируется на организации пляжного отдыха; Ставропольский край предоставляет услуги оздоровительного туризма. В каждом из субъектов ЮФО имеется потенциал для развития таких перспективных видов туризма, как этнографический, спортивный, гастрономический, экологический. В тоже время, отметим ограничительные факторы: недостаточная развитость дорожной сети, затрудняющая самостоятельные путешествия граждан на личном автотранспорте; низкий уровень комфорта многих объектов туристско-рекреационной инфраструктуры, построенных в советский период; значительных экологических ущерб, нанесенный экосистеме в ареалах территориальной локализации объектов промышленно-хозяйственной инфраструктуры повышенной опасности. Формирование институциональных и административно-правовых предпосылок экологически сбалансированной природохозяйственной деятельности способствует повышению туристической привлекательности регионов ЮФО.

Выводы

В завершение сформулируем следующие основные выводы:

1. В условиях ограниченности государственных финансовых ресурсов как на федеральном, так и на региональном уровнях, особое значение приобретает разработка инструментария точеного государственного стимулирования деловой активности. Подобный подход подразумевает формирование административного механизма, позволяющего оперативно делегировать регулятивные полномочия между уровнями управления. Кроме того, важным условием обеспечения результативности является концентрация финансовых, организационных, материальных ресурсов на прорывных направления, что позволяет обеспечить синергетический эффект.

2. По нашему мнению, в документах стратегического планирования территориального развития РФ (в части, касающейся макрорегионов), а также аналогичных региональных документах, необходимо сосредоточить внимание на усилении конкурентоспособности тех видов экономической активности, которые показывают наиболее высокие темпы роста создания добавленной стоимости. Практическая реализация подобного подхода к средне- и долгосрочном планированию социально-экономического развития регионов/макрорегионов РФ позволит обеспечить оптимальное использование имеющихся ресурсов, а также факторов, определяющих естественные конкурентные преимущества регионов/макрорегионов. В отношении Южного федерального округа подобными факторами являются: благоприятные природно-климатические условия для сельскохозяйственного производства и переработки, туризма и рекреации, проживания граждан.

3. С учётом вышеизложенного, необходима ревизия целевых установок, ресурсного обеспечения, инструментов реализации стратегических документов федерального, отраслевого, ведомственного, регионального уровней, касающихся социально-экономического развития ЮФО, осуществляемая совместно представителями государственного управления, делового и научного сообществ. Дополнительным фактором, актуализирующим аналитику подобного рода, является санкционное давление со стороны ряда иностранных государств, обусловливающее необходимость укрепления взаимосвязей с дружественными РФ странами, в том числе на Южном стратегическом направлении.