Введение
Жёсткие торговые и финансовые санкции, которые были использованы странами коллективного Запада против России в последнее десятилетие, привели к серьёзным проблемам в мировой торговле и к полному разрушению сложившихся и эффективно функционирующих глобальных цепочек поставок. В этих условия России вынуждена искать новых торговых партнеров на мировой арене, в этой связи восточный вектор развития международной торговли становится доминирующим, кроме того, расширяется сотрудничество с развивающимися странами и интеграционными объединениями такими как, СНГ, ЕАЭС, ШОС и др.
Российская экономика адаптируется к новым условиям, что выражается в ее открытости для международного сотрудничества и в нарастающих объемах внешней торговли на восточном направлении. Президент Российской Федерации, определяя основные направления перестройки экономики в период 2025 – 2030 гг., подчеркнул необходимость сокращения импорта и наращение неэнергетического экспорта.
Цель статьи состоит в исследовании трансформации внешнеторговой деятельности Российской Федерации в новых геополитических условиях.
1. Особенности современной внешней торговли России
В текущих реалиях для России критически важным становится поддержка экспорта, развитие отечественных технологий и укрепление сотрудничества в рамках региональных форматов взаимодействия.
В условиях санкционного давления страна вынуждена искать новых торговых партнеров, обращая внимание на дружественные страны. В этой связи преимущественно восточный вектор российской внешнеэкономической политики становится приоритетным. Так, стратегическими партнерами РФ сегодня становятся: Китай, Индия, страны ЕАЭС и СНГ, некоторые страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки. По итогам 2023 года доля дружественных стран во внешней торговле РФ составила 75% [6].
В товарообороте активно растет доля торговли с Китаем, Турцией, Индией и странами Латинской Америки (табл. 1). Данные таблицы 1 показывают, что в анализируемом периоде произошло как снижение экспорта, так и импорта при реализации внешней торговли РФ. При этом сокращение экспорта было более значительным (на 8,54%). Положительную динамику реализации внешнеторговых отношений демонстрирует азиатский регион, что доказывает переориентацию российских экспортно-импортных операций на Восток.
Согласно данным Федеральной таможенной службы России на долю стран СНГ приходится 14% российской внешней торговли, а на страны ЕАЭС – 12%. При этом объем торговли России со всеми странами СНГ растет. В 2023 г. отмечен значительный рост товарооборота между Россией и странами АСЕАН. Он превзошел показатели за весь 2022 г., особенно с Мьянмой (на 167%), Сингапуром (на 112%), Лаосом (на 17%), Камбоджой (на 15%) и Вьетнамом (на 8%). Этот рост обусловлен снятием барьеров для экспорта российской пшеницы и удобрений в перечисленные страны [6].
2. Вызовы внешней торговли РФ
Разворот с Запада на Восток и на Юг открывает перед страной не только новые возможности, но и заставляет столкнуться с рядом вызовов, среди которых можно выделить ключевые:
– логистические проблемы. Пункты пропуска товаров через границу не всегда справляются с потоками товаров. Возникают трудности с контейнерными перевозками, в частности, была выявлена ограниченная возможность провоза грузов по Транссибу.
– проблемы реализации международных расчетов в связи с блокировкой SWIFT, ограничением расчетов и закрытием счетов зарубежными банками отечественным компаниям [2]. Существенно удлинились сроки проведения платежей из России в страны-партнеры. Иностранные банки даже при наличии технической возможности осуществлять переводы могут отказываться от сотрудничества с подсанкционными российскими банками из-за опасения вторичных санкций.
Таблица 1
Экспорт и импорт товаров РФ в региональном разрезе
Регионы |
Экспорт |
Импорт |
||||
январь- февраль 2023 |
январь- февраль 2024 |
Изм., % |
январь- февраль 2023 |
январь- февраль 2024 |
Изм., % |
|
Весь мир |
63,92 |
58,46 |
-8,54 |
43,36 |
41,61 |
-4,04 |
в том числе: |
||||||
Европа |
18,26 |
9,05 |
-50,44 |
13,00 |
10,65 |
-18,31 |
Азия |
41,74 |
45,16 |
8,19 |
27,17 |
28,23 |
3,90 |
Африка |
2,54 |
2,48 |
-2,74 |
0,53 |
0,52 |
-1,89 |
Лат.Америка |
1,35 |
1,75 |
29,63 |
2,58 |
2,11 |
-18,21 |
Океания |
0,00 |
0,00 |
- |
0,02 |
0,02 |
- |
Источник: составлено авторами на основе данных ФТС.
Так, крупнейшие китайские и турецкие банка отказались принимать платежи от российских компаний. Это связано с тем, что транзакции с Россией отражаются в отчетности банков, к которой имеют доступ контрагенты из Европы и США. Проблемы с платежами – один из главных барьеров во внешней торговле на данный момент. Бизнес находит варианты решения, но каждый раз сталкивается с более жестким давлением Управления по контролю за иностранными активами США (OFAC) и других надзорных органов, которые грозят партнерам России применением вторичных санкций.
3. Основные направления развития внешнеторговых отношений России
В послании Федеральному собранию Президент РФ поставил амбициозную цель нарастить объем несырьевого неэнергетического экспорта к 2030 г. не менее чем на две трети, а экспорт продукции агропромышленного – в полтора раза.
Для достижения цели компаниям-экспортерам будет оказываться поддержка на всех этапах жизненного цикла экспортного проекта. Продвижение российской продукции на внешних рынках будет обеспечено предоставлением льготного и инвестиционного, предэкспортного и торгового финансирования. Так, Росэксимбанк в 2023 г. увеличил поддержку внешнеторговой деятельности на 76%, профинансировав экспортно-импортные операции российских компаний на 195 млрд рублей. Такие меры свидетельствуют о росте объема и количества сделок, а также успешной адаптации к изменяющимся условиям мировой торговли и восстановлению экспортных потоков. В 2024 г. Банк планирует нарастить объем поддержки внешнеторговых операций не менее, чем на 25% [5].
В связи со сложностями логистики и транспортировки грузов, правительство РФ создает новые торговые маршруты, позволяющие устранить зависимость от Запада. Ключом к достижению данной цели может стать запланированная к строительству железная дорога через Иран. Россия расширяет связи с государствами, которые проявляют больше готовности вести с ней дела. В данный список входят не только Китай, Индия, но и также страны Персидского залива, с которыми РФ соединит международный транспортный коридор «Север – Юг», что сделает Россию недосягаемой для санкций со стороны Запада и составит конкуренцию Суэцкому каналу.
В рамках поддержки экспортеров, Центробанк смягчил правила валютного контроля по внешнеторговым контрактам. Так, с 1 апреля 2024 г. российские компании освобождаются от обязанности представлять в обслуживающие их уполномоченные банки документы по тем сделкам с иностранными партнерами, размер которых не превышает 1 млн руб. До этого такие документы должны были подаваться в банки при проведении любой сделки, объем которой составлял более 600 тыс. руб.
Таблица 2
Валютная структура перечислений за экспорт и импорт товаров и услуг РФ по географическими зонам, %
Географические зоны |
Экспорт на 01.01.2024 |
Импорт на 01.01.2024 |
||||
Рубли |
Валюты государств по перечню |
Прочие валюты |
Рубли |
Валюты государств по перечню |
Прочие валюты |
|
Всего (%) |
32,5 |
24,5 |
42,9 |
30,6 |
28,2 |
41,2 |
Азия |
27,4 |
21,8 |
50,8 |
22,2 |
22,6 |
55,2 |
Америка |
41 |
57,5 |
1,5 |
28,7 |
63,8 |
7,5 |
Африка |
12,9 |
9,6 |
77,5 |
40,5 |
36,4 |
23,1 |
Европа |
53,4 |
35,1 |
115 |
53,4 |
41,0 |
5,6 |
Карибский бассейн |
92,4 |
6,0 |
1,6 |
20,2 |
16,4 |
63,5 |
Океания |
32,0 |
33,3 |
34,7 |
26,3 |
44,0 |
29,7 |
Примечание: в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 N 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц».
Источник: данные Банка России
Страны, сотрудничающие с Россией оперативно перешли на расчеты в национальных валютах. Как следует из данных Банка России, доля рубля в расчетах за российский экспорт выросла на 01.01.2024 г. до 32,5%, а в импорте – до 30,6%. Это произошло при одновременном снижении удельного веса юаня во внешнеторговых операциях (табл. 2).
После введённых санкций важнейшим направлением сотрудничества между Россией и дружественными странами стала энергетика. По итогам 2023 г. Россия стала главным поставщиком нефти в Китай, опередив Саудовскую Аравию. В КНР уже поставлено более 75 млн т российской нефти, что на 25% больше, чем в 2022 г. Экспорт российского газа в Китай в 2023 г. превысил 30 млрд куб. м. Обсуждаются новые возможности по транспортировке газа в Китай, в том числе через Монголию (за счет реализации проекта экспортного трубопровода «Сила Сибири–2») [6].
Заключено важное соглашение, так называемая «крупнейшая зерновая сделки», по поставке российских зерновых, зернобобовых и масличных культур на территорию КНР в объеме 70 млн тонн за 12 лет на сумму около 2,5 трлн руб. Контракт реализован в рамках программы «Новый сухопутный зерновой коридор Россия – Китай», направленной на обеспечение продовольственной безопасности двух стран и увеличение двустороннего товарооборота [7].
Важно создать логистические цепочки, которые позволят быстро доставлять товары. Россия интенсивно наращивает инфраструктурные мощности. Так, в Московской области развивается один из крупнейших российских сухих портов, откуда товары подмосковного АПК доставляют в центральный Китай за 12-15 дней.
Для обеспечения безопасных трансграничных платежей с дружественными странами разрабатывается комплекс решений и механизмов, основанных на достижениях индустрии финансовых технологий, включающих в себя:
- цифровые валюты центральных банков;
- цифровые финансовые активы;
- криптовалюты;
- региональный стейблкоин.
Данные решения позволят партнерам России избежать вторичных санкций. Рассмотрим их более подробно:
В настоящее время Россия, Китай, Индия, Иран активно работают над проектами национальных цифровых валют. Значительных успехов достиг Китай, где цифровой юань активно тестируется в ряде провинций как для онлайн расчетов, так и для офлайн платежей. Возможность создания единой инновационной инфраструктуры для применения цифровых валют центральных банков в трансграничных операциях может стать эффективным решением проблемы обхода санкций при усилении межстранового взаимодействия [1].
11 марта 2024 г. Президент России подписал федеральный закон (№45-ФЗ), разрешающий применять в международных расчетах цифровые финансовые активы. Речь идет о цифровых аналогах долговых расписок, облигаций и прав участия в капитале, оформленных через блокчейн. Они смогут использоваться в качестве встречного требования по внешнеторговым договорам. Использование данного механизма позволит обойти традиционные каналы расчетов и платежей, основанные на корреспондентских отношениях, которые сегодня внимательно отслеживаются специализированными структурами США.
Говоря о криптовалютах, следует учитывать официальную позицию Банка России, которая сводится к полному запрету на использование данного инструмента в качестве средства платежа в национальной экономике. Но при этом, Центральный банк РФ допускает возможность применения этого метода в рамках трансграничных операций. Так, с 1 сентября 2024 г. регулятор может приступить к созданию экспериментальной площадки для использования криптовалют во внешней торговле. Это позволит создать необходимые условия и правила для данного рынка.
Интересной является инициатива создания регионального стейблкоина, стоимость которого будет привязана к золоту. Основой системы станет распределенный реестр, осуществляющий эмиссию цифровой валюты (стейблкойна) и учет транзакций с ней. Для гарантирования исполнения обязательств страны-участницы должны сформировать резервный фонд, в котором будут храниться «залоговые» активы – золото или обеспеченные этим драгоценными металлом токены (аналог NFT). Стоимость такой единицы цифровой валюты должна устанавливаться исходя из стоимости золота к индикативной валюте (например, рублю или юаню) [4].
Рассмотренные решения являются высокотехнологичными и капиталоемкими проектами, а их реализация возможна при достижении политических договоренностей между странами – партнерами.
Таким образом, внешняя торговля РФ на современном этапе претерпевает значительную трансформацию, обусловленную ужесточением санкционного давления. Несмотря на снижение показателей экспорта и импорта, ведется планомерная работа по поиску новых эффективных механизмов реализации внешнеторговых отношений, в числе которых можно выделить: переориентацию торговых потоков на Восток и Юг, выстраивание новой транспортно-логистической инфраструктуры, стремительное развитие инновационных цифровых решений, а также налаживание безопасных механизмов реализации международных расчетов.