Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE TRANSFORMATION OF RUSSIA’S ROLE IN GLOBAL TRADE

Perseva S.Yu. 1 Perseva M.D. 1
1 Moscow State Institute of International Relations
1112 KB
The article discusses the specifics of Russia’s foreign trade in the context of increased sanctions pressure from Western countries. Special attention is given to the analysis of export and import trends under current circumstances. The authors note that, despite a general decline in foreign trade figures, there has been an increase in exports and imports to Eastern markets. The study reveals that sanctions have caused significant challenges, including logistics issues and difficulties with international payments.Initiatives to minimize the adverse effects of sanctions-related pressure on foreign trade relations, including in the areas of developing new transport and logistics infrastructure and finding a secure mechanism for conducting international settlements that will enable partner countries of the Russian Federation to avoid the threat of secondary sanctions, are being considered.
global trade
export
import
sanctions

Введение

Жёсткие торговые и финансовые санкции, которые были использованы странами коллективного Запада против России в последнее десятилетие, привели к серьёзным проблемам в мировой торговле и к полному разрушению сложившихся и эффективно функционирующих глобальных цепочек поставок. В этих условия России вынуждена искать новых торговых партнеров на мировой арене, в этой связи восточный вектор развития международной торговли становится доминирующим, кроме того, расширяется сотрудничество с развивающимися странами и интеграционными объединениями такими как, СНГ, ЕАЭС, ШОС и др.

Российская экономика адаптируется к новым условиям, что выражается в ее открытости для международного сотрудничества и в нарастающих объемах внешней торговли на восточном направлении. Президент Российской Федерации, определяя основные направления перестройки экономики в период 2025 – 2030 гг., подчеркнул необходимость сокращения импорта и наращение неэнергетического экспорта.

Цель статьи состоит в исследовании трансформации внешнеторговой деятельности Российской Федерации в новых геополитических условиях.

1. Особенности современной внешней торговли России

В текущих реалиях для России критически важным становится поддержка экспорта, развитие отечественных технологий и укрепление сотрудничества в рамках региональных форматов взаимодействия.

В условиях санкционного давления страна вынуждена искать новых торговых партнеров, обращая внимание на дружественные страны. В этой связи преимущественно восточный вектор российской внешнеэкономической политики становится приоритетным. Так, стратегическими партнерами РФ сегодня становятся: Китай, Индия, страны ЕАЭС и СНГ, некоторые страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки. По итогам 2023 года доля дружественных стран во внешней торговле РФ составила 75% [6].

В товарообороте активно растет доля торговли с Китаем, Турцией, Индией и странами Латинской Америки (табл. 1). Данные таблицы 1 показывают, что в анализируемом периоде произошло как снижение экспорта, так и импорта при реализации внешней торговли РФ. При этом сокращение экспорта было более значительным (на 8,54%). Положительную динамику реализации внешнеторговых отношений демонстрирует азиатский регион, что доказывает переориентацию российских экспортно-импортных операций на Восток.

Согласно данным Федеральной таможенной службы России на долю стран СНГ приходится 14% российской внешней торговли, а на страны ЕАЭС – 12%. При этом объем торговли России со всеми странами СНГ растет. В 2023 г. отмечен значительный рост товарооборота между Россией и странами АСЕАН. Он превзошел показатели за весь 2022 г., особенно с Мьянмой (на 167%), Сингапуром (на 112%), Лаосом (на 17%), Камбоджой (на 15%) и Вьетнамом (на 8%). Этот рост обусловлен снятием барьеров для экспорта российской пшеницы и удобрений в перечисленные страны [6].

2. Вызовы внешней торговли РФ

Разворот с Запада на Восток и на Юг открывает перед страной не только новые возможности, но и заставляет столкнуться с рядом вызовов, среди которых можно выделить ключевые:

– логистические проблемы. Пункты пропуска товаров через границу не всегда справляются с потоками товаров. Возникают трудности с контейнерными перевозками, в частности, была выявлена ограниченная возможность провоза грузов по Транссибу.

– проблемы реализации международных расчетов в связи с блокировкой SWIFT, ограничением расчетов и закрытием счетов зарубежными банками отечественным компаниям [2]. Существенно удлинились сроки проведения платежей из России в страны-партнеры. Иностранные банки даже при наличии технической возможности осуществлять переводы могут отказываться от сотрудничества с подсанкционными российскими банками из-за опасения вторичных санкций.

Таблица 1

Экспорт и импорт товаров РФ в региональном разрезе

Регионы

Экспорт

Импорт

январь-

февраль 2023

январь-

февраль 2024

Изм., %

январь-

февраль 2023

январь-

февраль 2024

Изм., %

Весь мир

63,92

58,46

-8,54

43,36

41,61

-4,04

в том числе:

Европа

18,26

9,05

-50,44

13,00

10,65

-18,31

Азия

41,74

45,16

8,19

27,17

28,23

3,90

Африка

2,54

2,48

-2,74

0,53

0,52

-1,89

Лат.Америка

1,35

1,75

29,63

2,58

2,11

-18,21

Океания

0,00

0,00

-

0,02

0,02

-

Источник: составлено авторами на основе данных ФТС.

Так, крупнейшие китайские и турецкие банка отказались принимать платежи от российских компаний. Это связано с тем, что транзакции с Россией отражаются в отчетности банков, к которой имеют доступ контрагенты из Европы и США. Проблемы с платежами – один из главных барьеров во внешней торговле на данный момент. Бизнес находит варианты решения, но каждый раз сталкивается с более жестким давлением Управления по контролю за иностранными активами США (OFAC) и других надзорных органов, которые грозят партнерам России применением вторичных санкций.

3. Основные направления развития внешнеторговых отношений России

В послании Федеральному собранию Президент РФ поставил амбициозную цель нарастить объем несырьевого неэнергетического экспорта к 2030 г. не менее чем на две трети, а экспорт продукции агропромышленного – в полтора раза.

Для достижения цели компаниям-экспортерам будет оказываться поддержка на всех этапах жизненного цикла экспортного проекта. Продвижение российской продукции на внешних рынках будет обеспечено предоставлением льготного и инвестиционного, предэкспортного и торгового финансирования. Так, Росэксимбанк в 2023 г. увеличил поддержку внешнеторговой деятельности на 76%, профинансировав экспортно-импортные операции российских компаний на 195 млрд рублей. Такие меры свидетельствуют о росте объема и количества сделок, а также успешной адаптации к изменяющимся условиям мировой торговли и восстановлению экспортных потоков. В 2024 г. Банк планирует нарастить объем поддержки внешнеторговых операций не менее, чем на 25% [5].

В связи со сложностями логистики и транспортировки грузов, правительство РФ создает новые торговые маршруты, позволяющие устранить зависимость от Запада. Ключом к достижению данной цели может стать запланированная к строительству железная дорога через Иран. Россия расширяет связи с государствами, которые проявляют больше готовности вести с ней дела. В данный список входят не только Китай, Индия, но и также страны Персидского залива, с которыми РФ соединит международный транспортный коридор «Север – Юг», что сделает Россию недосягаемой для санкций со стороны Запада и составит конкуренцию Суэцкому каналу.

В рамках поддержки экспортеров, Центробанк смягчил правила валютного контроля по внешнеторговым контрактам. Так, с 1 апреля 2024 г. российские компании освобождаются от обязанности представлять в обслуживающие их уполномоченные банки документы по тем сделкам с иностранными партнерами, размер которых не превышает 1 млн руб. До этого такие документы должны были подаваться в банки при проведении любой сделки, объем которой составлял более 600 тыс. руб.

Таблица 2

Валютная структура перечислений за экспорт и импорт товаров и услуг РФ по географическими зонам, %

Географические зоны

Экспорт на 01.01.2024

Импорт на 01.01.2024

Рубли

Валюты государств по перечню

Прочие валюты

Рубли

Валюты государств по перечню

Прочие валюты

Всего (%)

32,5

24,5

42,9

30,6

28,2

41,2

Азия

27,4

21,8

50,8

22,2

22,6

55,2

Америка

41

57,5

1,5

28,7

63,8

7,5

Африка

12,9

9,6

77,5

40,5

36,4

23,1

Европа

53,4

35,1

115

53,4

41,0

5,6

Карибский бассейн

92,4

6,0

1,6

20,2

16,4

63,5

Океания

32,0

33,3

34,7

26,3

44,0

29,7

Примечание: в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 N 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц».

Источник: данные Банка России

Страны, сотрудничающие с Россией оперативно перешли на расчеты в национальных валютах. Как следует из данных Банка России, доля рубля в расчетах за российский экспорт выросла на 01.01.2024 г. до 32,5%, а в импорте – до 30,6%. Это произошло при одновременном снижении удельного веса юаня во внешнеторговых операциях (табл. 2).

После введённых санкций важнейшим направлением сотрудничества между Россией и дружественными странами стала энергетика. По итогам 2023 г. Россия стала главным поставщиком нефти в Китай, опередив Саудовскую Аравию. В КНР уже поставлено более 75 млн т российской нефти, что на 25% больше, чем в 2022 г. Экспорт российского газа в Китай в 2023 г. превысил 30 млрд куб. м. Обсуждаются новые возможности по транспортировке газа в Китай, в том числе через Монголию (за счет реализации проекта экспортного трубопровода «Сила Сибири–2») [6].

Заключено важное соглашение, так называемая «крупнейшая зерновая сделки», по поставке российских зерновых, зернобобовых и масличных культур на территорию КНР в объеме 70 млн тонн за 12 лет на сумму около 2,5 трлн руб. Контракт реализован в рамках программы «Новый сухопутный зерновой коридор Россия – Китай», направленной на обеспечение продовольственной безопасности двух стран и увеличение двустороннего товарооборота [7].

Важно создать логистические цепочки, которые позволят быстро доставлять товары. Россия интенсивно наращивает инфраструктурные мощности. Так, в Московской области развивается один из крупнейших российских сухих портов, откуда товары подмосковного АПК доставляют в центральный Китай за 12-15 дней.

Для обеспечения безопасных трансграничных платежей с дружественными странами разрабатывается комплекс решений и механизмов, основанных на достижениях индустрии финансовых технологий, включающих в себя:

- цифровые валюты центральных банков;

- цифровые финансовые активы;

- криптовалюты;

- региональный стейблкоин.

Данные решения позволят партнерам России избежать вторичных санкций. Рассмотрим их более подробно:

В настоящее время Россия, Китай, Индия, Иран активно работают над проектами национальных цифровых валют. Значительных успехов достиг Китай, где цифровой юань активно тестируется в ряде провинций как для онлайн расчетов, так и для офлайн платежей. Возможность создания единой инновационной инфраструктуры для применения цифровых валют центральных банков в трансграничных операциях может стать эффективным решением проблемы обхода санкций при усилении межстранового взаимодействия [1].

11 марта 2024 г. Президент России подписал федеральный закон (№45-ФЗ), разрешающий применять в международных расчетах цифровые финансовые активы. Речь идет о цифровых аналогах долговых расписок, облигаций и прав участия в капитале, оформленных через блокчейн. Они смогут использоваться в качестве встречного требования по внешнеторговым договорам. Использование данного механизма позволит обойти традиционные каналы расчетов и платежей, основанные на корреспондентских отношениях, которые сегодня внимательно отслеживаются специализированными структурами США.

Говоря о криптовалютах, следует учитывать официальную позицию Банка России, которая сводится к полному запрету на использование данного инструмента в качестве средства платежа в национальной экономике. Но при этом, Центральный банк РФ допускает возможность применения этого метода в рамках трансграничных операций. Так, с 1 сентября 2024 г. регулятор может приступить к созданию экспериментальной площадки для использования криптовалют во внешней торговле. Это позволит создать необходимые условия и правила для данного рынка.

Интересной является инициатива создания регионального стейблкоина, стоимость которого будет привязана к золоту. Основой системы станет распределенный реестр, осуществляющий эмиссию цифровой валюты (стейблкойна) и учет транзакций с ней. Для гарантирования исполнения обязательств страны-участницы должны сформировать резервный фонд, в котором будут храниться «залоговые» активы – золото или обеспеченные этим драгоценными металлом токены (аналог NFT). Стоимость такой единицы цифровой валюты должна устанавливаться исходя из стоимости золота к индикативной валюте (например, рублю или юаню) [4].

Рассмотренные решения являются высокотехнологичными и капиталоемкими проектами, а их реализация возможна при достижении политических договоренностей между странами – партнерами.

Таким образом, внешняя торговля РФ на современном этапе претерпевает значительную трансформацию, обусловленную ужесточением санкционного давления. Несмотря на снижение показателей экспорта и импорта, ведется планомерная работа по поиску новых эффективных механизмов реализации внешнеторговых отношений, в числе которых можно выделить: переориентацию торговых потоков на Восток и Юг, выстраивание новой транспортно-логистической инфраструктуры, стремительное развитие инновационных цифровых решений, а также налаживание безопасных механизмов реализации международных расчетов.