Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN TOURISM

Lebedeva O.E. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
The article discusses approaches to the development of small business in tourism. It is established that state support and state regulation of innovation and investment activities of small tourism enterprises are becoming especially relevant. To do this, you can use a financial regulation tool for the innovative development of small tourism enterprises. The essence of this tool is determined by the financial impact on the redistribution and allocation of resources for innovative development. Also, within the framework of the state’s budget policy, it is necessary to make direct investments in innovative programs for the development of small tourism enterprises through targeted budget allocations. It is proved that budget financing is of particular importance, since there is a low level of quality of tourist services, a high level of monopolization. Therefore, the state should have a system of tax preferences for the intensive development of innovation and investment activities of small tourism enterprises. It is established that the generalized approach of factor analysis of the profitability of assets of a small tourist enterprise using an adaptive model may consist of several factors. The first factor characterizes the profitability of financial resources invested in the assets of a small tourist enterprise from the main operating activities. The second factor shows the economic efficiency of using assets from other operating activities. The third and fourth factors allow us to assess the burden of administrative and implementation costs.
tourism
small business
entrepreneurship
efficiency
profitability
investments
innovations
operational activities
business
enterprise

Введение

Малое предпринимательство в туризме как институциональный сектор давно доминирует в ведущих странах мира. Туристские предприятия с небольшим количеством работающих обеспечивают гибкость и устойчивость туристской системы региона, приближают ее к потребностям конкретных потребителей и в то же время выполняют важную социальную роль, предоставляя рабочие места и обеспечивая источник дохода для значительного количества населения.

Различным проблемам развития туризма посвящены труды А.Р. Давыдовича [2], К.П. Дашяна [3], И.Ф. Жуковской [4], Ч.Р.К. Имамвердиевой [7], Д.И. Попова [11], И.И. Рязанцева [12], И.В. Тропынина [13], Т.В. Ухиной [14] и др. Однако многие проблемы, связанные с развитием малого предпринимательства в туризме, требуют дальнейшего развития.

Целью исследования является обоснование подходов к развитию малого предпринимательства в туризме.

Материал и методы исследования

В процессе исследования использовались общенаучные и специальные методы: абстрактно-логический, дедуктивный, индуктивный, исторический, статистический, системно-структурного и функционального анализа. Широко использовалась отечественная и зарубежная научная литература по теме исследования. Анализировались и обобщались первичные документы малых туристских предприятий, материалы социологических опросов.

Статистической и фактологической основой исследования являются данные государственных органов по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в Российской Федерации, а также законодательные акты, которые регулируют функционирование предпринимательских структур, данные расчетно-аналитического и статистического анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

Малые туристские предприятия действуют в условиях несовершенной конкуренции. Именно рынок несовершенной конкуренции может считаться сегодня доминирующим. При этом различные целевые ориентации туристского предприятия – увеличение доли рынка, выживание – стимулируют разные подходы к получению прибыли, а конкурентная среда предопределяет разную стратегию конкурентных преимуществ туристского предприятия на рынке.

В процессе исследования нами проведена классификация финансовых ресурсов малых туристских предприятий по следующим признакам: круговорот, характер использования, право собственности. По круговороту различают начальные финансовые ресурсы, то есть те, которые концентрируются в уставном фонде, и приращенные – полученные малым туристским предприятием в результате его деятельности в форме чистого или валового дохода. По характеру использования можно выделить материализованные финансовые ресурсы – вложенные в основные средства, которые постоянно обеспечивают сервисный процесс, и те, которые находятся в обороте, обслуживая отдельный сервисный цикл – оборотные средства.

Поскольку основные средства постоянно изнашиваются, то для их обновления могут быть установлены амортизационные отчисления, которые являются формой целевых финансовых ресурсов [1, 6, 15]. По праву собственности финансовые ресурсы мы разделяем на собственные средства туристской предпринимательской структуры (в зависимости от формы собственности – это частный или акционерный капитал), средства, предоставленные безвозвратно из бюджета или фондов целевого назначения, или корпоративными формированиями из централизованных фондов, и заемные – полученные кредиты.

Эффективность использования финансовых ресурсов малых туристских предприятий зависит от характера их размещения в активах. Именно поэтому оценка эффективности использования финансовых ресурсов и их составляющих должна осуществляться по показателям доходности (рентабельности) не только капитала, но и сложившихся активов.

В исследовании, применяя базовую формулу для оценки доходности финансовых ресурсов, в числителе которой отражена сумма прибыли до налогообложения отчетного периода, а в знаменателе – средняя сумма совокупных активов в отчетном периоде, предлагаем использовать адаптивную факторную модель для исследования уровня доходности активов (финансовых ресурсов).

Обобщенный подход факторного анализа доходности активов малого туристского предприятия по адаптивной модели может состоять из нескольких факторов. Первый фактор характеризует доходность финансовых ресурсов, вложенных в активы малого туристского предприятия от основной операционной деятельности. Второй фактор показывает экономическую эффективность использования активов от другой операционной деятельности. Третий и четвертый факторы позволяют оценить нагрузку административных и сбытовых расходов малого туристского предприятия на 1 единицу его активов.

Указанные показатели в своей совокупности свидетельствуют об эффективности операционной деятельности малого туристского предприятия. Для оценки экономической эффективности финансовой и инновационной деятельности туристских предпринимательских структур нами предлагается использовать систему показателей, которая характеризует доходность активов от участия в капитале, стандартных финансовых операциях и сервисной деятельности.

В последние несколько лет, в связи с определенной динамикой развития финансового рынка, возникло предложение использовать экономико-математические методы анализа и моделирования управления финансами малых туристских предприятий [5, 8, 10]. В соответствии с этими тенденциями нами предлагается модель динамики малого туристского предприятия, которая может быть теоретической основой методики планирования движения соответствующих ресурсов для обеспечения инновационного развития малого туристского предприятия.

Предлагается сервисную и инвестиционную деятельность малых туристских предприятий моделировать однофакторной сервисной функцией, а темпы развития малого туристского предприятия определять динамикой развития основных производственных фондов. Таким образом, прибыль малого туристского предприятия является внутренним источником, формирующим фонды его инновационного развития и определяющим силу действия положительной обратной связи.

Разработка этой модели позволяет нам предложить комплексную оптимизацию финансирования, которая означает проведение многостороннего обоснования системы финансирования деятельности малых туристских предприятий в направлении инновационно-инвестиционного развития, которое предусматривает: оптимизацию общей структуры капитала; оптимизацию собственного капитала; оптимизацию заемного капитала.

Рассматривая процесс оптимизации финансирования, нами был предусмотрен поиск оптимального соотношения заемных и собственных средств финансирования. Процесс оптимизации финансирования нами был условно разделен на две равные части, содержащие три элемента. Первый (верхний) уровень включает определение необходимости объема капитала малого туристского предприятия, а также его оптимальной структуры, то есть наилучшего соотношения собственных и заемных средств. На втором (нижнем) уровне осуществляется оптимизация внутри каждой из групп капитала – собственного и заемного.

Также нами исследована система кооперационных связей между крупными, средними и малыми туристскими предприятиями, которая является важным фактором инвестиционной поддержки развития малого и среднего бизнеса. Интеграция между малым, средним и крупным предпринимательством является характерной чертой индустрии туризма. Как показал анализ, эти формы позволяют максимально эффективно использовать динамику малого предпринимательства в туризме и увеличить его жизнеспособность. Различные формы интеграции обеспечивают единый взаимовыгодный оборот информационных, технологических, сырьевых, финансовых и кадровых ресурсов.

Анализ и поиск альтернативных вариантов инновационно-инвестиционного развития предпринимательских структур в туризме нами приведены в системе: этапы принятия решений о выборе вариантов развития; направления развития; субъекты инновационной деятельности. Это позволило раскрыть реально существующие проблемы каждого из рассмотренных направлений и вариантов инновационно-инвестиционного развития малых туристских предприятий на каждом из этапов работ, наметить пути их эффективного решения.

Исследование показало, что комплексной характеристикой способности малого туристского предприятия к инновационной деятельности является его инновационный потенциал. Это понятие нами введено как концептуальное отражение феномена инноваций и может быть определено как совокупность организованных в определенных формах ресурсов, направленных на реализацию инновационной деятельности малого туристского предприятия, целью которого является удовлетворение новых потребностей туристов.

Также нами определен комплекс параметров инновационности малого туристского предприятия, который включает параметры: наукоемкости туристских услуг; качества и конкурентоспособности туристских услуг; технико-экономического уровня туристских услуг; обновления туристских технологий.

Отечественная модель финансирования инновационной деятельности малых предприятий предусматривает следующие источники: собственные средства; кредитные ресурсы; бюджетные средства и иностранные инвестиции [9, 16]. Проведенный нами анализ источников финансирования инновационных мероприятий за последние годы показал, что из общей суммы использованных финансовых ресурсов почти 60-70% составляли собственные средства малых туристских предприятий, при этом финансирование из государственного бюджета составляло примерно 2-4%.

Выводы

В этих условиях особенно актуальной становится государственная поддержка и государственное регулирование инновационно-инвестиционной деятельности малых туристских предприятий. Для этого можно использовать инструмент финансового регулирования инновационного развития малых туристских предприятий. Сущность этого инструмента определяется финансовым влиянием на перераспределение и направление ресурсов на инновационное развитие.

Предлагается осуществлять регулирование непосредственно инструментами бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, амортизационной политики. Также в рамках бюджетной политики государства необходимо осуществлять прямое инвестирование инновационных программ развития малых туристских предприятий путем целевых бюджетных ассигнований. Бюджетное финансирование имеет особое значение, поскольку существует низкий уровень качества туристских услуг, высокий уровень монополизации. Поэтому у государства должна появиться система налоговых преференций для интенсивного развития инновационно-инвестиционной деятельности малых туристских предприятий.