Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ECONOMIC AND LEGAL FOUNDATIONS OF THE MANAGEMENT OF PENSION SAVINGS OF CITIZENS

Kostyrin E.V. 1 Drynkin S.G. 1 Saakyan O.O. 2
1 Bauman Moscow State Technical University
2 Open Joint Stock Company “Rusenergocapital Management Company”
1474 KB
In the Russian Federation, there is a long-term economic and legal tension in the management of pension savings of citizens, and the choice of an organization by a citizen that manages the funded part of a pension is of a dispositive nature. The relevance of this work is determined by the assessment of the legal possibility and economic feasibility of transferring funds from citizens’ pension savings between pension funds (state and non-state) in order to maximize the funded part of the pension. The main economic and legal problems arising from the interaction of participants in economic and legal relations in the field of pension provision of citizens are identified, ways of solving them are proposed and it is concluded that there is a citizen’s right to change the state and (or) non-state pension fund and management company annually in accordance with the submitted application. However, in order to preserve the investment returns received by the previous insurer, a citizen is not recommended to change the pension fund and management company more than once every five years. All pension savings are subject to transfer to another fund, a partial transfer of funds from citizens’ pension savings is not provided for by law.
pension provision
investment income
pension fund
pension
funded part of pension
insurer
management company
economic feasibility

Введение

В РФ пенсия подразделяется на страховую и накопительную, не зависимые друг от друга. Страховая часть пенсии всегда сохраняется в Социальном фонде России (СФР). С 2014 года все страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями в отношении своих работников, отчисляются на формирование страховой части пенсии. В силу п. 3 ч. 1 ст. 3 № 424-ФЗ [1], а также в соответствии п. 1 ст. 3 № 111-ФЗ [2], накопительная пенсия формируется суммами страховых взносов, оплаченных работодателями до 2014 года, а также суммами дополнительных страховых взносов, оплаченных гражданами самостоятельно или их работодателями, взносов государства на софинансирование, перечисляемых в рамках Программы государственного софинансирования накопительной пенсии, средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии и инвестиционного дохода.

Вопросы управления накопительной частью пенсии звучат наиболее остро в период нахождения государственной экономики под санкциями, когда граждане задумываются о создании финансовой подушки на будущее, что обуславливает актуальность настоящей статьи. Вносимые в негосударственные пенсионные фонды взносы являются плацдармом для получения дальнейшего софинансирования от государства. Грамотное управление средствами пенсионных накоплений является ключевым фактором получения обычными гражданами доходности от долгосрочных сбережений. Программы долгосрочных сбережений в долгосрочной перспективе рассматриваются как механизм поддержки государственной экономики.

Целью исследования является оценка юридической возможности и экономической целесообразности перевода средств пенсионных накоплений граждан между пенсионными фондами (государственным и негосударственными) с целью максимизации накопительной части пенсии.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие вопросы исследования: 1) определить, какие организации могут осуществлять управление накопительной частью пенсии гражданина; 2) раскрыть порядок перехода из одного пенсионного фонда в другой; 3) определить экономико-правовые проблемы перехода из одного пенсионного фонда в другой и предложить пути их решения.

Материалы и методы исследования

Материалы и методы исследования составляют действующие Федеральные законы: «О накопительной пенсии» от 28.12.2013 № 424-ФЗ [1]; «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» от 24.07.2002 № 111-ФЗ [2]; «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» от 14.07.2022 № 236-ФЗ [3]; «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 № 75-ФЗ [4], а также научные труды [5-10].

Субъекты исследования представлены сравнительно-правовым анализом нормативно-правовых актов, статистическим и формально-юридическим методами. Указанная информационно-эмпирическая база проанализирована на предмет отражения в ней экономических стимулов и мотивации к формированию пенсионных накоплений граждан, ресурсосбережению в системе пенсионного обеспечения, добросовестной реализации прав и обязанностей субъектов отношений в сфере пенсионных прав граждан, порядка их взаимодействия между собой и с гражданами РФ.

Для целей выявления проблемных ситуаций изучена судебная практика и научные статьи, отражающие анализ пенсионного обеспечения граждан РФ, а также правовая оценка споров между его участниками.

Результаты исследования и их обсуждение

Первый вопрос исследования. Правомочие по управлению накопительной частью пенсии в РФ гражданин может делегировать одной из двух организаций:

1. Первым вариантом управления является СФР. Гражданин имеет право выбрать в таком случае управляющую компанию (УК), отобранную по конкурсу, с которой СФР заключил договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений. В случае, если гражданином не выбрано иное, такой управляющей компанией автоматически является Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» [11].

2. Второй разновидностью доверительного управления является вариант, при котором в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию выступает негосударственный пенсионный фонд (НПФ), осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

Если пенсионные накопления находятся в доверительном управлении государственной управляющей компании, то СФР: 1) назначает и выплачивает накопительную пенсию; 2) осуществляет учёт средств пенсионных накоплений и результатов их инвестирования управляющими компаниями.

Если пенсионные накопления находятся в НПФ, то все вышеуказанные полномочия по управлению накопительной пенсией осуществляет выбранный гражданином пенсионный фонд.

Как показано на рис. 1, в соответствии с законодательством [1-4, 11-14] гражданину предоставлено право выбора управляющей компании для управления накопительной частью пенсии из списка, предложенного СФР, определив соответствующий инвестиционный портфель.

Также гражданин правомочен сменить страховщика и перейти в НПФ. Последний, как и СФР, обязан передать средства пенсионных накоплений в доверительное управление УК. Законодательно закреплено правомочие по управлению пенсионными средствами сразу несколькими управляющими компаниями. НПФ обладает правом выбрать эти управляющие компании самостоятельно, в рамках своей инвестиционной деятельности.

Таким образом, доверить управление средствами накопительной пенсии можно либо СФР (при отсутствии заявлений гражданина, СФР использует для этого автоматически государственную УК – «ВЭБ.РФ»), либо НПФ. Одновременное отнесение и к государственному, и к негосударственному пенсионному фонду по управлению накопительной частью пенсии законодательством не предусмотрено. Но страховая пенсия всегда формируется СФР. Если гражданином заключен договор с НПФ, то из данного фонда будут производиться выплаты накопительной части пенсии. Страховую пенсию в этом случае гражданин будет получать из СФР.

Застрахованные лица вправе отказаться от формирования накопительной части пенсии через СФР и выбрать НПФ, который также можно менять.

Второй вопрос исследования. Российское законодательство [1-4] содержит в себе нормативно-правовое регулирование порядка перехода из одного пенсионного фонда в другой. В случае если гражданин намерен перейти в другой НПФ, заявление о переходе (о досрочном переходе) необходимо подать не позднее 1 декабря текущего года. Лицо имеет право представить его непосредственно в любой территориальный орган СФР лично или через представителя, а также направить в электронной форме через портал «Госуслуги» [15].

В силу ч. 20 ст. 18 № 236-ФЗ [3] и п.п. 1, 4 ст. 36.8-1 № 75-ФЗ [4], а также, если после подачи заявления о переходе в НПФ лицо, подающее такое заявление, изменит решение, не позднее 31 декабря года, предшествующего году, в котором должно быть удовлетворено заявление, то такое лицо имеет законодательно предусмотренное право предоставить в СФР уведомление о замене выбранного страховщика, в том числе в электронной форме через сервис Единого портала государственных услуг [1, 2, 15].

missing image file

Рис. 1. Виды инвестиционных портфелей, подлежащих выбору гражданином

СФР обязан рассмотреть заявление о переходе в НПФ до 1 марта года, следующего за годом, в котором истекает пятилетний срок, исчисляющийся, начиная с года подачи данного заявления. Заявление о досрочном переходе в НПФ подлежит рассмотрению СФР в срок до 1 марта года, следующего за годом подачи такого заявления.

В соответствии с п. 5 ст. 36.9 № 75-ФЗ [4] о принятом решении гражданину направляется уведомление не позднее 31 марта года, в котором СФР рассмотрено заявление о переходе (о досрочном переходе) в НПФ.

Таким образом, российским законодательством [1-4] предусмотрено право гражданина менять государственный (негосударственный) пенсионный фонд, равно как и управляющую компанию, ежегодно в соответствии с поданным им заявлением.

Переводу в другой пенсионный фонд подлежат все пенсионные накопления. В силу п. 1 ст. 36.9, п. 1 ст. 36.12 № 75-ФЗ [4] при положительном решении предыдущего пенсионного фонда о переходе в другой пенсионный фонд средства будут переданы в него до 31 марта года, следующего за годом подачи заявления о досрочном переходе, или не позднее 31 марта года, следующего за годом, в котором истекает пятилетний срок, исчисляемый с года подачи заявления о переходе.

Если гражданин намерен менять страховщика: переходить из СФР в НПФ, из НПФ в СФР или из НПФ в НПФ чаще чем один раз в пять лет, то он теряет инвестиционную доходность, полученную предыдущим страховщиком [1, 2, 4]. При этом если страховщиком выступает СФР, то смену УК или инвестиционного портфеля УК гражданин имеет право осуществлять один раз в год. Инвестиционный доход при этом не теряется. Например, если заявление о переходе в другой НПФ (или СФР) подано в 2024 году, то средства накоплений будут перечислены в новый НПФ (или СФР) в первом квартале 2029 года без потери инвестиционного дохода.

missing image file

Рис. 2. Порядок перехода из одного негосударственного пенсионного фонда в другой

Отметим, что законом не предусмотрен перевод части пенсионных накоплений из одного фонда в другой. Для этого пришлось бы заключать несколько договоров об обязательном пенсионном страховании, что также законодательно не предусмотрено. При переходе в новый пенсионный фонд переводу подлежит вся сумма средств пенсионных накоплений, в размере, указанном ст. 36.6-36.6-1 № 75-ФЗ [4]. На рис. 2 показан порядок перехода гражданина из одного НПФ в другой.

Как видно из рис. 2, чтобы не потерять инвестиционную доходность гражданину следует осуществлять переход из одного НПФ в другой не чаще, чем один раз в пять лет. Такие переходы могут быть реализованы через портал государственных услуг Российской Федерации «Госуслуги» или посредством обращения в любой территориальный орган СФР лично или через своего представителя.

Третий вопрос исследования. Содержание проблем перехода из одного фонда в другой и пути их решения:

1) Применение мошеннических схем перехода из одного фонда в другой. Суть данной проблемы состоит в том, что мошенники переводят денежные средства граждан-застрахованных лиц из одного фонда в другой помимо воли таких граждан. Способом совершения данного преступного деяния является фальсификация подписи граждан на документах-заявлениях о досрочном переходе в НПФ, которые не подлежат как таковой правовой экспертизе в СФР (НПФ). Получить информацию о переводе средств пенсионных накоплений указанным выше мошенническим способом для застрахованного лица можно следующим образом: 1) в результате запроса сведений о состоянии лицевого счета в СФР через единую систему идентификации и аутентификации портала государственных услуг Российской Федерации «Госуслуги» [15]; 2) получение с помощью услуг Почты России уведомления о сумме денежных средств, переведённых на лицевой счёт, на котором аккумулируются пенсионные накопления гражданина в НПФ [9].

Решение проблемы, на наш взгляд, состоит во внесении изменений в законодательство, выражающихся в необходимости правовой экспертизы подлинности документов о переходе в другой пенсионный фонд, поданных дистанционным путём на бумажном носителе. Так, предлагается ввести многоступенчатую подачу соответствующего заявления; например, обязать СФР или НПФ после получения заявления вызывать по телефону или путём направления соответствующего уведомления через портал «Госуслуги» для явки в соответствующий пенсионный фонд с целью установления личности подавшего заявление лица. Второй вариант решения проблемы состоит в полном законодательном запрете направлять соответствующие заявления дистанционно и установлении единственной возможности подачи таких заявлений через портал «Госуслуги» или путём личной явки в фонд.

2) Слабая информированность населения в вопросах управления накопительной частью пенсии. Несмотря на наличие целого пласта федерального законодательства и соответствующего положительного опыта относительно возможности перехода из одного пенсионного фонда в другой, большая часть населения остаётся юридически и экономически не осведомлённой в вопросах управления накопительной частью пенсии. В РФ наблюдается слабая активность населения в вопросах управления накопительной пенсией в виду отсутствия рекламы как привлекательности различных пенсионных фондов в средствах массовой информации (СМИ) и социальных сетях, так и в целом целесообразности управления собственными пенсионными накоплениями. Граждане не имеют информации ни о количестве НПФ, ни о преимуществах и недостатках перехода из одного пенсионного фонда в другой, ни о порядке такого перехода. В нашей стране информационно-разъяснительные кампании в должном масштабе не проводятся [8]. Та часть населения, которая решила воспользоваться инструментами инвестирования пенсии, остаётся не полностью осведомлённой о рисках досрочного перехода в другой пенсионный фонд (до истечения пятилетнего срока) и теряет свой инвестиционный доход.

Путями решения проблемы является подключение государства в виде введения социальной рекламы на телевидении, СМИ, в социальных сетях, для достижения целей популяризации управления накопительной пенсией; введение федеральных и региональных социальных программ, преследующих цель создать привлекательность управления доходностью накопительной пенсии; привлечение малого и среднего бизнеса для разъяснений работникам своих прав и возможностей в указанной сфере взамен на налоговые преференции.

3) Невозможность вернуть инвестиционный доход.

Как в первом случае совершения мошеннических действий по переводу в другой фонд, так и во втором случае перевода средств ранее наступления пятилетнего срока, предусмотренного законодательством, гражданин полностью теряет инвестиционный доход. Указанное следует из анализа статьи 36.6 № 75-ФЗ [4], в которой не закреплены субъекты и механизм взыскания инвестиционных накоплений, удержанных в результате досрочного перевода вне зависимости от наличия или отсутствия умысла (воли) застрахованного лица на такой перевод. В указанной статье закона обязанность СФР восстановить удержанную им сумму на лицевом счёте застрахованного лица не установлена.

На рис. 3 представлен инвестиционный доход, потерянный гражданами РФ при переходе в другие пенсионные фонды за период с 2016 по 2019 гг. [10]. Так, согласно рис. 3, самый большой потерянный доход – 34 млрд. руб., или почти половина всего потерянного дохода за рассматриваемый период – пришёлся на 2017-й год.

По нашему мнению, одним из возможных вариантов решения вышеуказанной проблемы являются изменения в действующее законодательство, касающиеся страхования сумм инвестиционных накоплений, удержанных в результате мошеннического перевода из одного пенсионного фонда в другой, а также реализация программ, направленных на ещё большую информированность граждан о потере дохода при досрочном переходе в другой НПФ. В настоящее время изменения касаются только страхования накопительной пенсии граждан на случай банкротства фонда или аннулирования его лицензии [1, 2, 6].

4) Отсутствие специальной программы, прогнозирующей доходность.

Для целей прогнозирования будущей пенсии и определения наиболее выгодного для гражданина варианта НПФ, застрахованное лицо должно иметь возможность рассчитать показатели процентной ставки доходности, чему равно изменение показателя процентной ставки доходности и с помощью чего это изменение достигнуто [5]. Однако существующие источники в сети Интернет не содержат каких-либо доступных программных продуктов, которые в понятной и легко воспринимаемой форме позволили бы гражданину самостоятельно провести соответствующий анализ.

Ситуация осложняется тем, что существуют два вида доходности [5]: 1) по данным Федеральной службы по финансовым рынкам, которая выступает основным контролирующим органом НПФ; 2) по данным самого НПФ. Величины, определённые с помощью указанных механизмов, не являются идентичными [7].

missing image file

Рис. 3. Инвестиционный доход, потерянный гражданами при переходе в другие пенсионные фонды

В более надёжных фондах суммы фактической доходности, перечисляемой на лицевые счета, в среднем на 3% меньше, чем официальная доходность от инвестирования средств пенсионных накоплений или резервов, данные о которой публикуются на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) [16]. Если же перечисляемая на счета доходность больше указанного, то чаще всего данные значения не являются достоверными, а указываются для привлекательности клиентов.

Также значения доходности рассматриваются применительно к количеству клиентов. В работе Козлова Н.Б. «О развитии накопительного компонента пенсионной системы России»[8] приведён следующий пример: 10% годовых при 800 000 клиентов лучше отражает доходность, чем 30% годовых при 120 клиентах. Кроме того, учитывается доходность как за предшествующий год, так и накопленная за среднесрочный и долгосрочный периоды.

Авторам видится следующее решение проблемы невозможности спрогнозировать доходность – во взаимодействии научного сообщества, представителей бизнеса и государства для целей формирования доступного информационного продукта (программы, приложения), позволяющего решить проблему самостоятельного прогнозирования ставок доходности НПФ, суммы пенсионных накоплений на будущее. Данная программа должна учитывать:

а) все варианты значений доходности при переходе из одного НПФ в другой;

б) реальные отзывы клиентов о работе НПФ;

в) количество клиентов, данные об учредителях НПФ, показатели финансовой отчётности, рейтинг и прогноз рейтинга по версиям рейтинговых агентств;

г) анализ организаций с высокими и низкими финансовыми показателями [6], в результате чего повысилась бы конкуренция между НПФ, СФР, управляющими компаниями.

Таким образом, при изучении вопросов перехода из одного пенсионного фонда в другой, выделены следующие экономико-правовые проблемы:

1) высокая вероятность применения мошеннических схем при переводе, когда за застрахованное лицо подделывается подпись и осуществляется перевод в другой пенсионный фонд помимо воли данного лица;

2) слабая информированность населения как о вопросах перевода в другой пенсионный фонд (без потери доходности), так и о преимуществах и недостатках такого перевода; отсутствие разъяснений о возможности управления доходностью пенсий внутри пятилетнего периода (выбор раз в год управляющей компании по управлению накопительной пенсией);

3) юридически не предусмотрена возможность в случае наличия указанных двух ситуаций вернуть инвестиционный доход, утерянный при переходе при недостаточной информированности о нецелесообразности перехода по воле застрахованного лица или помимо такой воли ввиду мошеннических действий со стороны третьих лиц;

4) отсутствие доступного и разрекламированного для гражданина программного обеспечения, позволяющего рассчитать инвестиционную доходность НПФ.

Выводы

1. Законом предусмотрено право гражданина менять государственный (негосударственный) пенсионный фонд, равно как и управляющую компанию, ежегодно, в соответствии с поданным им заявлением.

2. Переводу в другой фонд подлежат все пенсионные накопления.

3. Если гражданин намерен менять страховщика (переходить из ПФР в НПФ, НПФ в ПФР, или из НПФ в НПФ) чаще чем один раз в пять лет, то он теряет инвестиционную доходность, полученную предыдущим страховщиком.

4. Из предложенных нами путей решения вышеуказанных проблем складываются критерии экономико-правовой доступности пенсионного обеспечения граждан и направления дальнейших исследований, включающие:

1) появление открытых и достоверных источников информации, отражающих сведения о деятельности НПФ, а также показатели экономической эффективности управления средствами пенсионных накоплений с наличием статистических данных за предыдущие годы;

2) возможность самостоятельно посредством понятной и доступной программы спрогнозировать инвестиционную доходность на будущее;

3) разъяснение государством юридического защищенного механизма порядка перехода из одного пенсионного фонда в другой в отсутствие финансовых рисков, порядка возвращения потерянного в результате противоправных действий инвестиционного дохода;

4) возможность проанализировать, оценить и подсчитать итоговый размер будущей пенсии.