Введение
Актуальность данной темы обусловлена тем, что эффективность деятельности экономических субъектов определяется их стратегией. К тому же современное состояние экономики и сложившиеся политические условия предъявляют к системе управления предприятиями повышенные требования [7, c.360]. Их эффективное функционирование в современных условиях во многом предопределяется наличием в организации основ стратегического управления [9, c.318]. Особенно это актуально для предприятий аграрного сектора, так как они в своей работе сталкиваются с дополнительными рисками, обусловленными спецификой отрасли.
Цель исследования: рассмотреть на примере сельскохозяйственного производственного кооператива племенного завода «Первомайский» Республики Калмыкия выявить и проанализировать проблемы и перспективы стратегического управления производством в современных условиях.
Материалы и методы исследования
Методологическую основу исследования составил обзор, анализ трудов отечественных и зарубежных ученых по проблемам внедрения стратегических инструментов управления в АПК и повышения на этой основе конкурентоспособности.[8, c.407]
Результаты исследования и их обсуждение
Рассматривая теоретическую сторону стратегического управления производством, прежде всего, необходимо разобраться с сущностью понятия «стратегическое управление». По мнению специалистов данной области, оно должно объединять в себе следующие ключевые аспекты:
- вид деятельности по управлению, состоящий в реализации выбранных перспективных целей через осуществление изменений в организации;
- процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие организации с ее окружением;
- технология, имеющая собственный инструментарий, реализация которого позволит организации оценить свой потенциал и с учетом состояния среды определить направление развития;
- область научных знаний, изучающая приемы и инструменты, методологию принятия стратегических решений и способы практической реализации этих знаний [2, с.118].
Очевидно, что реализация стратегического управления включает в себя очень трудоемкий и длительный процесс, требующий точного планирования комплекса работ по детальному анализу и оценке деятельности исследуемого экономического объекта, то есть разработку стратегии.
Важно отметить, что при разработке стратегии управления сельскохозяйственными предприятиями необходимо принимать во внимание такие составляющие эффективного функционирования предприятия как:
- экономическая, которая предполагает учет сложившейся конъюнктуры, уровня инфляционных ожиданий, анализа и прогноза финансового состояния предприятия, уровня интенсификации производства и т.д. [4, с.146];
- социальная, анализирующая уровень благосостояния населения, социальную структуру, демографическую ситуацию и другие количественные и качественные характеристики показателей имеющихся и потенциальных трудовых ресурсов;
- организационная, включающая производственный менеджмент, инновационный менеджмент, менеджмент персонала и другие функциональные виды менеджмента [3, с.61];
- производственная, отражающая применяемые и перспективные технологии, уровень механизации и интенсификации сельского хозяйства, качественные показатели производимой продукции и т.д.;
- система ведения сельского хозяйства, состоящая из системы ведения растениеводства и системы ведения животноводства.
Все перечисленные составляющие являются основой для сельскохозяйственных производств и должны быть обязательно учтены во время формирования стратегии любого предприятия, как и объекта исследования данной статьи – Сельскохозяйственный производственный кооператив племенной завод «Первомайский».
Он был организован в 1972 г. и по сегодняшний функционирует на территории Черноземельского района Республики Калмыкия в посёлке Адык. Основными целями его деятельности являются осуществление предпринимательской деятельности, удовлетворение потребностей населения, предприятий и организаций в товарах и услугах, расширение рынка товаров и услуг и извлечение прибыли [1].
Для проведения стратегического анализа СПК ПЗ «Первомайский» были выбраны инструменты: PEST-анализ, SWOT-анализ, матрица BCG.
В целях анализа ближнего окружения компании используем SWOT-анализ. Все факторы делятся на четыре категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы (табл. 1).
Проведенный SWOT-анализ показывает, что при рациональном использовании предоставленных ресурсов кооператив может осуществить движение вверх в сельскохозяйственной деятельности.
Анализ факторов макроокружения СПК ПЗ «Первомайский» был осуществлен с помощью PEST-анализа. В таблице 2 приведены четыре группы факторов макроокружения предприятия: экономические, социальные, правовые и технологические.
PEST-анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании.
Выявленные аспекты оцениваются и наносятся на специальный график, образуя интуитивно понятную фигуру, обращающую внимание руководителя на самые неприятные моменты.
Таблица 1
SWOT-анализ СПК ПЗ «Первомайский»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Лучшее соотношение цены и качества; 2. Высокий объем продаж; 3. Торговля через склад хранилище круглый год; 4. Получение государственной поддержки; 5. Наличие достаточных земельных ресурсов; 6. Хорошая репутация в общественной среде; 7. Эффективное управление предприятием; 8. Опыт работы в отрасли; |
1. Сезонный характер поступления основного потока денежных средств; 2. Необходимость налаживания гарантированного сбыта; 3. Недостаточное внедрение инновационных технологий; 4. Отсутствие четко выраженной стратегии; 5. Наличие территориальных конкурентов; 6. Нехватка менеджеров на предприятии. |
Возможности |
Угрозы |
1. Расширение ассортимента продукции; 2. Составление конкурентоспособности; 3. Увеличение денежных потоков в СПК; 4. Выход на новые рынки; 5. Ослабление позиций фирм-конкурентов; 6. Рост прибыли за счет низких издержек; 7. Развитие новых видов производства; 8. Льготное государственное кредитование; 9. Возможность увеличения объема производства. |
1. Снижение спроса; 2. Cнижение доходов населения; 3. Плохие климатические условия в результате которых снижается урожайность; 4. Трудности в реализации продукции животноводства и растениеводства; 5. Наплыв низкокачественной продукции; 6. Изменение уровня цен; 7. Появление новых конкурентов; 8. Нестабильная экономическая ситуация. |
Таблица 2
PEST-анализ СПК ПЗ «Первомайский»
Экономические факторы |
Технологические факторы |
1. Мировой финансовый кризис; 2. Снижение курса национальной валюты; 3. Снижение уровня инфляции; 4. Рост уровня безработицы; 5. Снижение уровня дохода; 6. Система налогообложения и качество экономического законодательства. |
1. Расширение ассортимента оборудования; 2. Появление новых рекламоносителей (сайт, социальные сети и др.); 3. Технологические инновации; 4. Развитие НТП; 5. Наличие государственной поддержки НИОКР. |
Социальные факторы |
Политические факторы |
1. Улучшение жизненного уровня населения; 2. Рост уровня образования; 3. Демографическая ситуация в стране; 4. Репутация компании, имидж технологии. |
1. Изменение законодательства; 2. Регулирующие органы и нормы; 3. Торговая политика; 4. Финансирование, гранты и инициативы; 5. Введение санкций; 7. Поддержка правительством среднего и малого бизнеса; 8. Влияние местных политических факторов. |
Таблица 3
Расчет параметров для матрицы БКГ
№ |
Выручка, ден. ед. 2016 г. |
Выручка, ден. ед. 2017 г. |
Объем продаж ведущего конкурента ОАО ПЗ «Улан-Хееч», ден.ед. |
Темп роста |
Относительная доля рынка |
1 |
86360 |
95861 |
103100 |
1,11 |
0,93 |
Рис. 1. Матрица БКГ
На основе проведенного анализа можно сделать вывод что, отрасль сельского хозяйства была всегда довольно развита, потребность в отечественных производителях возрастает, что открывает для предприятия новые горизонты [6, c.14].
Когда руководитель и его ближайшие сотрудники работают с PEST-факторами, они начинают думать о внешнем окружении, а не только говорить о нем.
С помощью матрицы Бостонской консультационной группы (далее БКГ) (табл. 3) определяем стадию, в котором находится СПК ПЗ «Первомайский» на рис. 1 видим, что наше предприятие находится в стадии «Звезды».
Таким образом, стратегический анализ СПК ПЗ «Первомайский» показал, что предприятие имеет достаточно высокую долю рынка. За 2017 год отмечается увеличение выручки от реализации продукции, и по выявленным результатам предприятие относятся к стадии «Звёзды». Необходимо разработать стратегию развития производства кооператива, чтобы в дальнейшем она приносила стабильный доход.
Для развития стратегического управления производством на предприятии необходимо в первую очередь улучшение финансово-хозяйственной деятельности СПК, а именно увеличение прибыли, поэтому предлагается внедрение стратегии роста, так как основная ее цель – увеличение объёма продаж и повышение эффективности производства.
Заключение
По итогам выявленных проблем в рамках использования стратегии роста для развития СПК ПЗ «Первомайский» в долгосрочной перспективе предлагаются следующие мероприятия:
- снизить себестоимость по видам продукции;
- уменьшить материальные затраты за счет снижения привлекаемых услуг сторонними организациями: транспортировку грузов будут осуществлять преимущественно работники кооператива;
- снизить материальные затраты путем привлечения опытных и квалифицированных ветеринаров и зоотехников, необходимо найти постоянных поставщиков, которые делают скидки на поставку вакцин для животных, тем самым уменьшатся затраты на зоотехническое и ветеринарное обслуживание;
- использовать корма собственного производства.