Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

TAX CONTROL: NEW APPROACHES IN ITS ORGANIZATION AND CARRYING OUT

Abelova L.A. 1 Zakharkina R.A. 1 Kataykina N.N. 1 Markova A.A. 1
1 Saransk cooperative Institute (branch) of The Russian University of cooperation
This article discusses the issue of organizing tax control in assessing the performance of tax authorities. Tendencies in the organization of tax control by regional bodies of the Federal Tax Service have been identified. In the course of the study, the authors analyzed the results of the activities of the regional tax authorities in conducting desk audits of tax returns, the number of desk audits that revealed violations, their effectiveness, the dynamics of indicators for conducting on-site audits in the Republic of Mordovia for 2018-2022, as well as tax monitoring in the region, conclusions were drawn, proposals were made. The authors examined the definition of “tax control”. Trends in the conduct of control activities by tax authorities of the Republic of Mordovia have been identified, characterized by: a decrease in the number of desk and field audits carried out; reduction in the number of detected violations; reduction in the volume of additional accrued payments. Recommendations have been developed for improving tax control in the context of digital transformation and the use of electronic document management, taking into account the analysis and assessment of tax risks, as well as the introduction of digital technologies into the practice of regional tax authorities.
tax control
control activities
tax discipline
tax authorities
desk audits
on-site audits
tax monitoring
budget
digital transformation
tax risks

Введение

В России в условиях развития цифровизации экономики и трансформации налогового контроля и налоговой системы цифровые технологии стали наиболее мощным экономическим ресурсом и, следовательно, без них невозможно обеспечить эффективность налогового контроля. Вопросам цифровизации на данный момент уделяется много внимания, в том числе и внимание Федеральной налоговой службы. Об этом свидетельствует то, что ФНС России занимает одно из главных мест среди других государственных структур по уровню оснащенности цифровыми технологиями, так как огромное внимание уделяется именно вопросам цифровизации. Объективное существование достаточно похожих проблем регулирования в сфере налогообложения на всех уровнях управления в условиях экономических кризисов, действия внешних санкций требует пересмотра многих механизмов, используемых в реализации основных направлений налоговой политики государства. Анализ современного этапа развития механизма налогообложения, субъектов налоговых отношений и контроля определяют налоговые органы и их функции, так как именно налоговые органы осуществляют новую идеологию налогового контроля, в целях повышения собираемости налогов и предупреждения противоправных действий в сфере налогообложения.

Цель исследования – раскрыть методологию организации налогового контроля в оценке результативности налоговых органов, выявить особенности налогового контроля в условиях цифровой трансформации экономики, рассмотреть направления деятельности ФНС России по Республике Мордовия, среди которых создание благоприятной налоговой среды, информатизация службы и система качества предоставления государственных услуг и реализации государственных функций. Также рассмотреть результативность проведения налогового контроля в части проведения контрольных мероприятий, оценить их эффективность, предложить мероприятия по совершенствованию информационного обеспечения налогового контроля как важнейшего условия повышения результативности налогового контроля.

Материалы и методы исследования

Определение налогового контроля многими авторами сводится к общетеоретическим концепциям без акцентирования внимания на институциональных особенностях. Эти концепции не отражают экономической сущности понятия «налоговый контроль».

Исхакова Г.М. [1, c. 25] определяет налоговый контроль как механизм, с помощью которого проводится контроль соблюдения требований налогового законодательства, а также точность и полноту налоговых деклараций и расчетов. В результате налоговый контроль позволяет государству эффективно управлять финансами и обеспечивать выполнение бюджетных обязательств.

Дорофеева Н.А. [2, c. 68] определяет налоговый контроль как деятельность субъектов сбора налогов, обладающих соответствующей компетенцией, использующих специальные формы и методы, направленные на создание полноценной налоговой системы и достижение определенного уровня комплаенса (налоговой дисциплины).

Агузарова Л.Н. [3, c. 68] подчеркивает, что налоговый контроль включает в себя предусмотренные законодательством приемы и методы, позволяющие компетентным органам контролировать соблюдение налогового законодательства.

Зарубежные авторы Mitchеll Е. [4, c.669] определяют налоговый контроль как систему проверки и контроля соответствия платежей налоговых обязательств с установленными законами и правилами налогообложения.

Harpеr J. [5, c. 448] утверждает, что налоговый контроль – это процесс оценки и анализа налоговых данных с целью выявления возможных нарушений и установления соответствия уплаченных налогов с законодательством.

Таким образом, каждое определение подходит с некоторыми своими особенностями и упором. Определение из Налогового кодекса РФ является более детализированным и конкретным, в то время как определение Дорофеевой Н. А. подчеркивает связь налогового контроля с финансовым контролем и более общие цели контроля.

Определение Агузаровой Л.Н. наиболее абстрактно и подчеркивает роль компетентных органов в управлении.

Важными направлениями деятельности ФНС России являются создание благоприятной налоговой среды, информатизация Службы и система качества предоставления государственных услуг и реализации государственных функций. Современные подходы налоговых органов к осуществлению налогового администрирования в значительной степени претерпели изменения, произошло смещение концептуальной идеологии налогового администрирования вследствие перехода от традиционной к партнерской модели взаимоотношений субъектов налоговых отношений.

Важным инструментом налогового контроля являются камеральные и выездные налоговые проверки. Оба вида проверок помогают выявить налоговые нарушения и обеспечить соблюдение налогового законодательства. Целью налоговой проверки является не только увеличение поступлений в бюджет, но и предупреждение возможных налоговых правонарушений.

Изучение существующих методик классификации сущности форм и методов налоговых проверок показывает, что единого мнения по их классификации не существует. Методы налогового контроля являются инструментами, которые налоговые органы используют для реализации конкретных форм налогового администрирования в различных ситуациях. Они не имеют самостоятельного значения и должны быть применены в соответствии с выбранной формой налогового контроля.

Правильный выбор методов позволяет эффективно контролировать исполнение налогового законодательства и обеспечивать соблюдение обязательств перед страной налогоплательщиками.

Цифровые методы налогового контроля включают использование информационных технологий и компьютерных систем для повышения эффективности и точности налогового контроля. Среди них – автоматизированная система налогового учета и отчетности, которая автоматически предоставляет налоговым органам информацию о доходах и расходах налогоплательщиков и использование алгоритмов искусственного интеллекта с целью выявления налоговых правонарушений и прогнозирования будущих налоговых рисков. Также широко применяются электронные платежные системы, которые упрощают и ускоряют процесс сбора налогов и уменьшают возможность ошибок и мошенничества.

Совершенствование налогового контроля связаны с разработкой и обоснованием соответствующих рекомендаций [6, с.22].

Налоговый контроль формирует планы и программы контрольных мероприятий.

С целью получения комплексной аналитической информации, необходимо выделить ее внутренних и внешних пользователей [7, с.110]. С помощью общего анализа исследуются поступления налогов и сборов по уровням бюджетной системы [8, с.51].

Анализ налоговых поступлений включает в себя анализ применяемых методов налогового администрирования [9, с.195]. Затем следует этап сбора и анализа информации, на котором проводится сбор данных о налоговых обязательствах и деятельности налогоплательщиков. Налоговые условия подвергаются систематическому мониторингу [10, с.73].

Оценка результативности налоговых органов является мерой эффективности и эффективного использования методической базы данных органов для достижения поставленных целей и задач. Она позволяет определить, насколько успешно налоговая система функционирует, какие результаты достигнуты и какие проблемы и препятствия возникают.

Основные значимые показатели, которые учитываются при оценке результативности налоговых органов, включают:

- сбор налоговых и неналоговых поступлений. Этот показатель оценивает, насколько успешно налоговые органы справляются со сбором налогов. Высокий уровень сбора поступлений свидетельствует об эффективности налоговой системы;

- уровень исполнения налогового законодательства оценивает, насколько налоговые органы гарантируют соблюдение налогового законодательства и правил налогообложения. Уровень исполнения налогового законодательства включает проведение проверок и расследований.

Высокий уровень контроля и эффективность правоприменения сообщает о результативности налоговых органов;

- улучшение уровня обслуживания налогоплательщиков. Оценивается, насколько налоговые органы предоставляют эффективные и доступные услуги налогоплательщикам, включая консультации, помощь в заполнении деклараций и уплате налогов;

- уровень соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства. Этот показатель выражается в процентах и оценивает, насколько добросовестно выполняются налоговые обязательства.

Уровень соблюдения налогового законодательства = (Количество соблюдающих налогоплательщиков / Общее количество налогоплательщиков) * 100%;

- эффективность камеральных и выездных проверок = (Количество выявленных нарушений / Общее количество проверок) * 100%.

Формула позволяет определить процент успешно проведенных проверок, на которых были обнаружены нарушения налогового законодательства. Чем выше значение этой формулы, тем эффективнее проводятся проверки и тем больше нарушений налогового законодательства выявляется в процессе их проведения.

В настоящее время одним из ключевых направлений является широкое применение современных информационных и цифровых технологий. Понятие «цифровая трансформация» и цифровизация вошло в употребление относительно недавно. Необходимо отметить, что до настоящего времени общепринятого его определения пока не сложилось ни в научной литературе, ни в государственных документах.

В современных условиях наблюдается процесс формирования цифрового общества, который основан на новейших информационных технологиях. Так, внедрение IТ-технологий и искусственного интеллекта в процесс контрольных мероприятий налоговой системы нацелено на развитие и совершенствование контрольной и фискальной функций налоговых органов РФ. В результате этой деятельности созданы:

1. Федеральная целевая автоматизированная система контроля контрольно-кассовой техники (АСК ККТ); АИС «Маркировка»; ФГИС «ЕГР ЗАГС».

2. Развивается: ФЦП, АИС «Налог-3», ЦОД.

3. Эксплуатируется: АИС «Налог-3», рабочие станции ФНС России, серверы ФНС России.

Это позволяет противодействовать угрозам налоговой безопасности, в частности: угрозе снижения доходной части бюджета российской экономики; а также противодействовать социальной напряженности; повышению уровня теневизации экономики; снижению инвестиционной привлекательности российской экономики.

За последнее время количество пакетов электронных документов, направленных на государственную регистрацию через Интернет, возросло в 4 раза, что позволяет положительно оценить работу ФНС России по внедрению электронного документооборота с налогоплательщиками. Качество контрольной работы также возросло: при сокращении количества выездных налоговых проверок на 51% объем доначислений возрос на 88,41%. Положительно можно оценить внедренную систему досудебного урегулирования споров между налогоплательщиками и ФНС России: за три года количество судебных разбирательств сократилось на 0,5 тыс. дел.

С 25 апреля 2022 года налоговые органы Республики Мордовия перешли на двухуровневую систему управления. Это было создано для повышение качества налогового администрирования и улучшение условий предоставления государственных услуг. К УФНС России по Республике Мордовия в качестве ОП присоединены все ИФНС региона. ФНС РФ уже давно использует бесконтактные способы взаимодействия с налогоплательщиками. Для этого разработаны электронные сервисы, предназначенные для решения конкретных задач. Для различных категорий налогоплательщиков созданы индивидуальные кабинеты, позволяющие решать все проблемы, возникающие при взаимодействии с налоговыми органами. Среди основных направлений деятельности УФНС по РМ можно выделить такие, как:

- контролирующее;

- координационно-методическое;

- инновационное;

- организационно – контрольное и т.д.

Для осуществления всестороннего и полного анализа деятельности налоговых органов в области осуществления ими налогового контроля необходимо рассмотреть количественный и качественный состав налогоплательщиков, зарегистрированных в налоговых органах региона. Динамика показателей количества налогоплательщиков, зарегистрированных в УФНС по Республике Мордовия, представлена в таблице 1. Данные в таблице 1 показывают негативную динамику в отношении количества юридических лиц, ИП и КФХ. Сокращение количества этих субъектов на 17,5% и 5,6% соответственно оказывает отрицательное влияние на доходы бюджетов. Важно анализировать причины такой динамики и разработать меры для устранения негативных последствий.

Одной из форм контроля являются камеральные налоговые проверки. Результаты деятельности налоговых органов региона по проведению камеральных проверок налоговых деклараций представлены в таблице 2.

Данные в таблице 2 свидетельствуют о том, что в период с 2018 г. по 2022 г. наблюдается динамика снижения общего количества камеральных налоговых проверок. В целом, за исследуемый период количество проверок снизилось на 83236,0 ед. (27,5 %). Сокращение количества камеральных проверок происходит, в основном, за счет снижения количества уточненных расчетов по страховым взносам, т.е. у налогоплательщиков гораздо меньше ошибок в первичных расчетах. Также на данную тенденцию повлияло снижение количества организаций, индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, представляющих отчетность в налоговые органы, в 2019 году завершен переход на программный комплекс АИС «Налог-3».

Необходимо отметить, что количество камеральных проверок, выявивших нарушения, с 2018 г. снизилось на 14 966,0 ед. (62,7 %), составив в 2022 г. 8914 ,0. Количество камеральных проверок с 2019 по 2020 гг. снизилось на 9,6 %, в то время, как количество камеральных проверок, выявивших нарушения на 7,4 %. Это также обусловлено снижением количества организаций, индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, представляющих отчетность в налоговые органы.

Таблица 1

Динамика численности налогоплательщиков Республики Мордовия за 2018-2022 гг.

Показатель

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Абс.

отклонение

тыс. р.

Относит. отклонение, %

Количество юридических лиц

12954

12294

11328

10944

10687

-2267

-17,5

Количество индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств

(в том числе

16077

15758

14528

14538

15167

-910

-5,6

Индивидуальные

предприниматели

15125

15192

13936

14050

14748

-677

-4,3

крестьянские (фермерские) хозяйства

652

566

592

488

419

-233

-35,7

Таблица 2

Динамика показателей проведения камеральных проверок в Республике Мордовия, за 2018-2022 гг.

Показатель

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Абс.

отклонение

тыс. р.

Относит. отклонение, %

Камеральные проверки, ед.

302 249

287 475

259 743

252 325

219013

- 83 236

72,5

Выявившие нарушения, ел.

23 880

14 199

13 142

15 357

8914

- 14 966

37,3

Эффективность камеральных проверок, %

7,9

4,9

5,1

6,1

4,1

-3,8

51,9

Доп. начислено платежей, тыс. р.

181 024

95 982

97 824

139 747

141 672

- 39 352

78,3

Доп. начислено налогов, тыс. р.

59 733

20 024

39 316

79 946

81 010

21 277

135,6

Таблица 3

Динамика показателей проведения выездных проверок в Республике Мордовия за 2018-2022 гг.

Показатель

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Абс.

отклонение

тыс. р.

Относит. отклонение, %

Выездные проверки, ед.

65,0

36,0

24,0

19,0

40,0

-25,0

61,5

Выявившие

нарушения, ед.

64,0

36,0

24,0

19,0

38,0

26,0

59,4

Эффективность

выездных проверок, %

98,5

100,0

100,0

100,0

95,0

-3,5

96,4

Доп. начислено

платежей, тыс. р.

570 738,0

417 628,0

223 550,0

291 455,0

1 276 365,0

705 627,0

223,6

Доп. начислено

налогов, тыс. р.

423 922,0

312 123,0

172 460,0

237 859,0

856 319,0

432 397,0

202,0

Результативность выездного контроля значительно выше камерального, однако его осуществление гораздо сложнее, трудозатратнее и менее экономично с точки зрения расходов бюджета. Рассмотрим динамику показателей проведения выездных проверок в Республике Мордовия за 2018 – 2022 гг. в таблице 3.

Исходя из проведенного анализа, видно, что количество выездных проверок за последние пять лет сократилось на 38,5 %, также, как и выявленных нарушении в ходе них на 40,6 %. Таким образом, дополнительно начисленные платежи, пени, налоги и т.д. по результатам выездных проверок за 2018 – 2022 гг. увеличились на 123,6 %, при этом дополнительно начисленные налоги по итогам выездных проверок выросли на 102,0 %. Основную сумму дополнительно начисленных платежей на конец 2022 года составляют налоги (67,1 %).

За анализируемый период ежегодно практически каждая выездная проверка выявляла нарушения. Это, в свою очередь, объясняет, в частности, и то, что выездная проверка утверждается руководителем налоговой службы только в том случае, если предварительный анализ покажет большую вероятность крупного доначисления налогов по ее результатам. Однако сокращение числа выездных налоговых проверок не позволяет налоговым органам выявить часть нарушений.

Сумма дополнительно начисленных платежей снизилась с 2018 по 2019 гг. на 26,8 % (в том числе: налогов на 26,3 %). Это обусловлено снижением количества выездных проверок, выявивших нарушения на 43,8 %. В период с 2019 по 2020 гг. сумма дополнительно начисленных платежей снизилась на 46,7 % (в том числе: налогов – на 44,7 %). Это обусловлено снижением количества выездных проверок на 33,3 % также, как и количества выездных налоговых проверок, выявивших нарушения. Рост суммы дополнительно начисленных платежей наблюдается в период с 2020 по 2021 гг. на 30,4 % (в том числе: налогов – на 37,9 %), вследствие снижения количества выездных проверок на 20,8 % также, как и количества выездных проверок, выявивших нарушения. В 2022 году не каждая проверка выявляла нарушение, доходы в бюджет от их проведения выросли более чем в 4 раза.

Таким образом, дополнительно начисленные платежи, пени, налоги и т.д. по результатам выездных проверок за 2018 – 2022 гг. увеличились на 123,6 %, при этом дополнительно начисленные налоги по итогам выездных проверок выросли на 102,0 %. Основную сумму дополнительно начисленных платежей на конец 2022 года составляют налоги (67,1 %).

Эффективность проверок с 2018 по 2019 гг. увеличилась с 12.2 % до 97,5 %. Это обусловлено, в первую очередь, внедрением в 2019 году риск-ориентированного подхода. Следует обратить внимание на то, что резкое увеличение выездных налоговых проверок, а также сумм доначисленных платежей (так как эффективность выездных налоговых проверок близка к 100,0 %) связано, в первую очередь, с улучшением эпидемиологической обстановки в стране с 2021 года. С 2021 по 2022 гг. сумма дополнительно начисленных платежей выросла на 337,9 % (в том числе: налогов на 260,0 %).

Таким образом, наблюдается максимальное увеличение эффективности проверок по применению контрольно-кассовой техники и использованию специальных банковских счетов за 2018 – 2022 гг. Увеличение эффективности проверок до 100,0 % обусловлено применением налоговыми органами в своей работе риск-ориентированного подхода. В ходе проведения контрольных мероприятий сотрудниками налоговых органов выявляются нарушения применения ККТ, а по результатам проверок дополнительно начисляются платежи и применяются административные наказания в виде предупреждений и т.п.

В 2020 году Распоряжением ФНС России от 22.12.2020 No 363@ принята ведомственная программа цифровой трансформации ФНС на 2021 – 2023 годы». Цель программы – повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, в том числе цифровыми, и снижение издержек при взаимодействии бизнеса и государства.

Главная цель введения реестра паспортов риска налогоплательщиков заключается в оптимизации и повышении эффективности налоговых проверок путем их направления на объекты с наиболее высоким риском нарушения налогового законодательства. Реестр паспортов риска собирает и систематизирует информацию о налогоплательщиках, включая их деятельность, налоговую и финансовую информацию, а также результаты предыдущих налоговых проверок. Эти данные анализируются налоговыми органами с использованием специализированных алгоритмов и методов, что позволяет выявить объекты с повышенным налоговым риском.

В результате введения реестра паспортов риска налогоплательщиков, налоговым органам становится проще и эффективнее выбирать объекты для проведения налоговых проверок. Это позволяет сократить количество случайных проверок, сфокусировать усилия на объектах с высоким риском нарушения, а также повысить уровень доверия и прозрачности взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками. Введение реестра паспортов риска налогоплательщиков также способствует улучшению бизнес-климата и созданию равных условий для всех налогоплательщиков. Благодаря этому инструменту, налоговые органы могут активно бороться с налоговым уклонением и соблюдением налоговых обязательств со стороны налогоплательщиков. Помимо существующей системы для ведения реестра паспортов рисков налогоплательщиков, мы предлагаем ввести систему оценки и маркировки для градации этих рисков. Анализ рисков позволяет оценить потенциальное воздействие того или иного риска на проект и оперативно выявлять самые важные риски.

Таблица 4

Реестр рисков налоговой безопасности Республики Мордовия

Риск

Краткая характеристика

Последствия реализации

Ущерб

Управление рисками

Риск неэффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения ВНП

Неэффективные критерии отбора налоголательщиков

Возможность избежания недобросовестными налогоплательщиками наказания

высокий

Внедрение «отличительного» параметра отбора, совершенствование предпроверочного этапа анализа

Уклонение от уплаты налога на доходы физических лиц

Возможность не отображения получаемых доходов в декларациях

Уменьшение налоговых поступлений в бюджет

высокий

Внедрение налога на профессиональный доход; выявление незаконных арендодателей имущества

Неэффективная система отбора крупных налогоплательщиков

Необходимость соблюдения всех критериев для получения статуса «крупный налогоплательщик»

Слабый контроль за налогоплательщиками перечисляющих наибольшее количество налогов в бюджет

средний

Расширение критериев для получения статуса «крупный налогоплательщик», применение отдельных из них

Высокие административные барьеры при контроле

Юридические лица несут значительные затраты при проведении проверок

Снижение эффективности взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков

средний

Внедрение в практику процесса измерения законопослушности

Развитие и совершенствование СМЭВ способствует повышению эффективности налогового контроля, упрощению взаимодействия между государственными органами и повышению прозрачности и открытости в сфере налогообложения. Все деньги, перечисляются на единый налоговый счет финансового органа (коммерческого банка). Поскольку членами СМЭВ являются многие органы государственной власти, налоговые органы и другие организации, при взаимодействии между ними формируется межотраслевая информационная база данных.

Налоговая система должна адаптироваться к таким проявлениям цифровизации экономики, как появление новых бизнес-моделей, в том числе базирующихся на нематериальных активах, росту электронной коммерции, в том числе в процессе налогового администрирования.

Современное состояние налоговой системы Республики Мордовия несет в себе ряд угроз налоговой безопасности региона.

Составим реестр рисков и определим конкретные мероприятия, направленные на их нейтрализацию и увеличение дохода консолидированного бюджета Республики Мордовия (таблица 4).

Таким образом, в целях повышения качества налогового контроля использование цифровых технологий следующим образом:

- внести реестр паспортов рисков налогоплательщиков в систему СМЭВ для последующего учета этих данных при анализе;

- на базе СМЭВ применить градацию рисков с ранжированием по силе влияния, для автоматического включения в план проверок тех организаций, по которым риск будет свыше 80 %;

- построить систему данных таким образом, что реестр паспортов рисков налогоплательщиков будет автоматически меняться в зависимости от введенных сотрудников налоговой службы результатов налоговой проверки.

Для развития риск-ориентированного подхода внедрить систему баллов по каждому из рисков в зависимости от степени отклонения показателя порогового значения, установить критерии, согласно которым проверка проводится обязательно, и проверка может быть проведена. Данное мероприятие направлено на развитие налогового контроля посредством развития риск-ориентированного подхода.

Также необходимо включить в системы паспортов рисков налогоплательщиков в систему баз данных СМЭВ со следующими функциями: получение информации из системы результатов налоговых проверок; ее преобразование с последующим распределением на «зоны риска» налогоплательщиков; раскрытие информации по рискам налогоплательщиков для последующего пользования органов государственной власти.

Большое влияние на развитие налогового контроля оказало внедрение налогового мониторинга. Фактически налоговый мониторинг осуществляется только для организаций, наделенных статусом крупного налогоплательщика как минимум на региональном уровне. Возможно внедрение процедуры горизонтального мониторинга на основе формализации групп налогоплательщиков по типам и видам производимых операций в целях оптимизации взаимодействия и взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Необходимо снизить критерии к организации, соблюдение которых и позволяет принять участие в налоговом мониторинге. Это будет способствовать сокращению количества проверок бизнеса со стороны налоговых органов, выстраиванию доверительных отношений между бизнесом и государством.

Также для совершенствования налогового контроля необходимо развивать косвенные методы налогового контроля, роль которых возрастает в связи с увеличением количества лиц, уклоняющихся от налогов.

Для оптимизации налогового контроля, остановимся отдельно на риск-ориентированном подходе налогового контроля и возможностях его совершенствования. Отсутствуют четкие критерии, по результатам которых должна быть однозначно назначена выездная проверка. Это создает широкую степень усмотрения налоговых органов Республики Мордовия при применении критериев, что также не может обеспечить эффективный отбор налогоплательщиков. В связи с этим возможно начисление определенного количества баллов по каждому из рисков, при достижении которых выездная проверка будет проведена обязательно, и порогового значения, при достижении которого выездная проверка может быть проведена.

В целях совершенствования налогового контроля Республики Мордовия необходимо обеспечить внедрение инновационных методов налогового контроля. Для сокращения количества налоговых проверок возможно не применять тотальную проверку налоговой декларации вследствие введения метода отличительного параметра, сущность которого заключается в классификации налоговых деклараций в зависимости от вероятности наличия в них ошибок или неточностей.

В целях усиления налогового контроля за крупными региональными налогоплательщиками нами предложено изменить критерии отнесения их на балльную шкалу, согласно которой несоблюдение одного из критериев не будет означать потери статуса. Это позволит не допустить нарушения налогового законодательства системно значимыми налогоплательщиками с точки зрения пополнения бюджета. Для развития риск-ориентированного подхода внедрить систему баллов по каждому из рисков в зависимости от степени отклонения показателя порогового значения, установить критерии, согласно которым проверка проводится обязательно, и проверка может быть проведена. Данное мероприятие направлено на развитие налогового контроля посредством развития риск-ориентированного подхода.

Возможно активно использовать на практике косвенные методы налогового контроля, суть которых заключается в сопоставлении показателей, указанных в налоговой декларации, с показателями, рассчитанными аналитически и выявления отклонений, с целью устранения угрозы не поступления налоговых доходов в полном объеме.

Результаты исследования и их обсуждение

Налоговый контроль – это совокупность контрольной и аналитической деятельности в сфере налогообложения. Формы и методы контроля в области налогообложения в условиях самостоятельности хозяйствующих субъектов имеют правовое значение и отражаются в налоговом законодательстве.

Цифровая трансформация существенно изменила и укрепила техническое оснащение Федеральной налоговой службы. В условиях цифровой трансформации ФНС России перешла на риск- ориентированное налоговое администрирование, направленное, во-первых, на нейтрализацию несистемных рисков в деятельности налоговых органов, во- вторых, на минимизацию системных рисков путем усиления контроля, тем самым сохраняя и увеличивая налоговые поступления и не допуская увеличения налоговой и административной нагрузки на добросовестных налогоплательщиков.

Региональный аспект исследования налогового контроля представлен в работе на примере Республики Мордовия. Как показало исследование, система налогового контроля в Республике Мордовия, в целом отражает повсеместные тенденции и проблемы налогового контроля. Во-первых, сокращение количества камеральных проверок происходит, в основном, за счет снижения количества уточненных расчетов по страховым взносам, т.е. у налогоплательщиков стало меньше ошибок в первичных расчетах. За анализируемый период произошло снижение эффективности камеральных проверок на 3,8 %, это обусловлено снижением количества камеральных проверок, выявивших нарушения, на 62,7 %. Дополнительно начисленные платежи, пени, налоги и т.д. но итогам проведения камеральных проверок в РМ за 2018 – 2022 гг. уменьшились на 21,7 %, при этом дополнительно начисленные налоги выросли на 35,6 %.

Резкое увеличение суммы дополнительно начисленных налогов наблюдается в связи с тем, что в 2021 году произведен запуск автоматизированной системы АИС «Налог 4». Количество выездных проверок за 2018-2022 гг. сократилось на 38,5 %, также, как и выявленных нарушений. Однако сокращение числа выездных налоговых проверок не позволяет налоговым органам выявить часть нарушений. За 2018 – 2022 гг. произошло снижение эффективности выездных проверок на 3,5 %, что обусловлено снижением проверок, выявивших нарушения, на 40,6 %. Дополнительно начисленные платежи, пени, налоги и т.д. за 2018-2022 гг. увеличились на 123,6 %, при этом дополнительно начисленные налоги по итогам выездных проверок выросли на 102,0 %.

Следует обратить внимание на то, что резкое увеличение выездных налоговых проверок, а также суммы доначисленных платежей (так как эффективность выездных налоговых проверок близка к 100,0 %) связано, в первую очередь, с улучшением эпидемиологической обстановки.

Важным является то, что при проведении мероприятий налогового контроля налоговые органы ставят перед собой следующие задачи: скоординированное взаимодействие при доказывании преступного умысла в действиях налогоплательщика; установление имущества и возмещение ущерба виновными лицами в случае выявления нарушений налогового законодательства; проведение выездных проверок исключительно в отношении крупных предпринимателей.

Цифровизация экономики бросает вызов этому базовому принципу, так как, благодаря развитию технологий, получает распространение бизнес, характеризующийся следующими признаками: деятельность выходит на международный уровень при минимальном физическом присутствии на территории страны или вовсе без него; потребность нематериальных активов, особенно интеллектуальной собственности (ИС); использование данных пользователей, полученных с помощью анализа, в коммерческой деятельности.

Важно сформулировать правила налогообложения доходов от цифровых бизнес-моделей, нацеленные на удержание налога у источника при выплате доходов за пользование интеллектуальной собственностью. Организации, внедряющие в свою деятельность цифровые технологии, характеризуются растущим значением инвестиций в нематериальные активы, что предполагает положительное влияние на стоимость фирмы и рост производства. Это приведет к увеличению аккумулирования имущественных налогов, и, следовательно, росту налоговых доходов бюджета государства.

Заключение

В целях повышения собираемости налогов и предупреждения противоправных действий в сфере налогообложения УФНС РФ по Республике Мордовия выступает в качестве составной части существующей в стране единой системы налоговых органов – одного из региональных органов ФНС России, которому оно подконтрольно и непосредственно подчиняется. Важнейшим направлением является анализ качества налогового администрирования и эффективной работы налоговых органов республики в части показателя собираемости налогов и сборов. В результате налоговый контроль позволяет государству эффективно управлять финансами и обеспечивать выполнение бюджетных обязательств.

Налоговая система должна адаптироваться к таким проявлениям цифровизации экономики, как появление новых бизнес-моделей, в том числе базирующихся на нематериальных активах, росту электронной коммерции, в том числе в процессе налогового администрирования.

Важнейшим направлением деятельности является анализ качества налогового администрирования и эффективной работы налоговых органов республики в части показателя собираемости налогов и сборов.

В рамках совершенствования налогового контроля в условиях цифровой трансформации рекомендуются следующие меры:

- повышение культурного уровня в области информационного обеспечения для решения задач, стоящих перед системой ФНС России;

- экономия ресурсов и времени в деятельности ФНС России;

- выявление организаций, не уплачивающих или неполно уплачивающих налоги;

- отсутствие задолженности по налогам (или полная задолженность по налогам) в соответствующих налоговых декларациях;

- внесение изменений в законодательство, разрешающих раскрытие несформированных деклараций по НДС и доле источников чистой прибыли, скрытых активов, величины скрытой налоговой базы по НДФЛ, а также возможность представления налогоплательщиками информации ограниченному кругу лиц.

Эффект от запрета представления документов по окончанию проверки и уточнения налоговых деклараций может быть довольно значительным. Этот запрет может означать, что после проведения контрольного мероприятия вы больше не сможете представить новые документы или данные для уменьшения доначислений, за исключением случаев, когда налоговые органы наложили штрафы.

Предложенные рекомендации позволят повысить качество контрольной деятельности налоговых органов и создадут возможность обеспечения своевременного поступления налоговых платежей в доходную часть бюджетов различных уровней в условиях цифровых изменений налоговых отношений.