Введение
Залогом успеха в развитии любого государства является эффективная система управления, что особенно актуально в условиях риска и неопределенности. Государственная система должна стремиться к порядку, прозрачности, исключению коррупционного фактора, экономичности в части использования средств государственного бюджета, соблюдению сроков выполнения государственных программ и стратегических задач, что в свою очередь, определяется политическим курсом страны. Важнейшей составляющей государственной системы являются закупки для государственных и муниципальных нужд, в том числе и закупки государственных корпораций, субъектов естественных монополий и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых на долю государства или субъекта страны приходится более 50% в совокупности.
Такие закупки жестко регулируются законодательством и подлежат аудиту, финансовому мониторингу и контролю со стороны надзорных органов.
В основе закупочной деятельности для государственных и муниципальных нужд лежит Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее № 44-ФЗ), который направлен на обеспечение государственных и муниципальных нужд и действует в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок [1]. Вторым законодательным актом, касающимся защиты государственных средств от неэффективного и нецелевого использования является Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее № 223-ФЗ), который направлен на обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах и услугах, относящихся к категории государственных корпораций, субъектов естественных монополий и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых на долю государства, субъекта страны приходится более 50% и иных субъектов, предусмотренных законом, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений [2]. Еще один законодательный акт, напрямую связанный с регулированием закупочной деятельности за счет государственных средств – федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ [3], но, в отличие от двух предыдущих законодательных актов, охватывает правовые отношения не только в части закупок и имеет более закрытую структуру в отношении распространения информации, поэтому процесс и финансовые показатели закупок в рамках данного законодательного акта на открытых информационных площадках не освещаются.
В целях развития добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, обеспечения гласности и прозрачности закупок для государственных и муниципальных нужд была создана цифровая экосистема Единая информационная система в сфере закупок «ГИС ЕИС ЗАКУПКИ», позволяющая на безвозмездной и свободной основе получить информацию о торгах, государственных контрактах, планах государственных закупок, средних ценах на товары и услуги, сведениях о недобросовестных поставщиках, гарантиях банков и другую информацию [4].
В то же время несовершенство нормативно-правовой базы порождает различные проблемы при осуществлении закупочной деятельности, начиная с отсутствия единой системы аттестации и подготовки кадров для организации закупок в рамках № 44-ФЗ и № 223-ФЗ и заканчивая ошибками и сбоями в Единой информационной системе в сфере закупок «ГИС ЕИС ЗАКУПКИ», которые могут привести к недостоверному обмену информацией между заказчиками о поставщиками, что чревато негативными последствиями для обеих сторон [5].
Закупочная деятельность для обеспечения государственных и муниципальных нужд подвергается постоянному контролю как со стороны общественности, так и со стороны надзорных органов [6]. В частности, процедуры аудита и финансового мониторинга позволяют выявлять и вовремя предотвращать правовые и финансовые нарушения, которые наносят ущерб государству [7, 8], что в условиях кризиса и дефицита бюджета приобретает крайне острый характер. К сожалению, несмотря на всю строгость закона и внимание надзорных органов и контролирующих структур к закупочной деятельности в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, продолжают вскрываться коррупционные схемы и скандалы, что свидетельствует о недостаточной эффективности существующей системы организации и контроля закупок в рамках № 44-ФЗ и № 223-ФЗ [9].
Российская Федерация с 2014 находится в череде кризисов, начавшейся с ослабления курса российского рубля по отношению к иностранным валютам с момента стремительного снижения цен на нефть, продажа которой является одной из ключевых доходных статей российского бюджета, и продолжающейся по настоящее время, поскольку внутри периода произошло внушительное количество внешнеполитических и экономических, в том числе и на мировом уровне, потрясений. Снижение доходности ключевых статей формирования бюджета Российской Федерации, отягощенное антироссийскими санкциями, количество и тяжесть которых являются в мировой практике беспрецедентными, обуславливают необходимость усиления контроля за использованием и эффективностью освоения бюджетных средств, что определяет актуальность исследования изменений показателей закупочной деятельности в рамках обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Цель исследования – провести оценку показателей закупочной деятельности в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ и Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, осуществляемой посредством Единой информационной системы в сфере закупок, и выявить основные тенденции ее развития.
Материал и методы исследования
В исследовании были использованы данные Единой информационной системы в сфере закупок (далее ГИС ЕИС) по сумме размещенных планов закупки, извещений на закупку, количеству и стоимости заключенных контрактов, а также о способах закупок [10]. На основе данных был проведен анализ динамики развития закупок в рамках № 44-ФЗ и № 223-ФЗ посредством ГИС ЕИС в период с 2014 по 2023 годы. В работе был использован обширный перечень методов и подходов к исследованию, среди которых: обобщение и интеллектуальный анализ данных, общенаучные инструменты анализа, методы статистики.
Результаты исследования и их обсуждение
Динамика закупок через систему ГИС ЕИС в рамках № 44-ФЗ и № 223-ФЗ в исследуемом периоде имеет различия в развитии количественных и стоимостных показателей.
Так, изменение количества заключенных контрактов в рамках № 44-ФЗ находилось в диапазоне от 2,7 до 3,65 млн контрактов (рисунок 1), что в 2-3 раза меньше количества заключенных контрактов в рамках № 223-ФЗ (рисунок 2).
Рис. 1. Динамика заключенных контрактов в рамках закупок по нормам № 44-ФЗ в 2014-2023 гг. (по состоянию на март 2024), млн шт.
Рис. 2. Динамика заключенных контрактов в рамках закупок по нормам №223-ФЗ в 2014-2023 гг. (по состоянию на март 2024), тыс. шт.
В системе ГИС ЕИС обеспечивается связь закупочной деятельности с планированием и исполнением бюджетов, а также бухгалтерским учетом. Процедура закупок через ГИС ЕИС проходит в несколько этапов, основными из которых являются размещение планов закупов (план-графиков), размещение извещений о проведении конкурса, рассмотрение заявок, проведение торгов, подведение итогов торгов, формирование электронного контракта и заключение контракта с победителем закупки, исполнение контракта. В 2023 г. относительно 2014 г. общая сумма размещенных план-графиков в рамках закупок по № 44-ФЗ возросла на 71,7%. В период с 2016 г. по 2018 г., когда российская экономика находилась в процессе спада, стоимость размещенных план-графиков снижалась, что является очевидным примером экономии средств государственного бюджета в период кризиса, проявляющееся в сокращении планирования его трат, что наглядно представлено в табл. 1.
Таблица 1
Динамика экономических показателей в рамках закупок по нормам №44-ФЗ в 2014-2023 гг. (по состоянию на март 2024), млрд руб.
Годы |
Общая сумма размещенных план-графиков, млрд руб. |
Общая сумма размещенных извещений, млрд руб. |
Общая сумма заключенных контрактов, млрд руб. |
2014 |
9185,92 |
6551,85 |
5478,45 |
2015 |
12574,15 |
7074,59 |
5521,44 |
2016 |
11217,69 |
6937,9 |
5412,71 |
2017 |
10841,9 |
7506,67 |
6367,99 |
2018 |
9485,36 |
8381,72 |
6995,67 |
2019 |
11133,99 |
9806,3 |
8422,94 |
2020 |
13376,21 |
9578,2 |
9294,1 |
2021 |
14305,52 |
10560,97 |
9922,62 |
2022 |
15830,88 |
10986,75 |
11487,91 |
2023 |
15772,74 |
10646,51 |
10181,8 |
Изменение 2023 г. к 2014 г., % |
71,71 |
62,50 |
85,85 |
Изменение 2023 г. к 2018 г., % |
66,29 |
27,02 |
45,54 |
Таблица 2
Динамика закупок в рамках №44-ФЗ в 2014-2023 гг. в разрезе способов закупки (по состоянию на март 2024), млрд руб.
Годы |
Электронный аукцион |
Закупка у единственного поставщика |
Открытый конкурс |
Конкурс с ограниченным участием* |
Запрос предложений в электронной форме |
Иные способы |
2014 |
2840,00 |
944,23 |
1330,00 |
247,24 |
65,34 |
38,07 |
2015 |
2790,00 |
1260,00 |
974,85 |
356,66 |
56,32 |
74,81 |
2016 |
3040,00 |
1300,00 |
695,35 |
221,34 |
71,92 |
73,50 |
2017 |
3760,00 |
1700,00 |
446,04 |
280,36 |
77,21 |
87,27 |
2018 |
4430,00 |
1560,00 |
553,31 |
267,27 |
52,88 |
116,92 |
2019 |
5550,00 |
1730,00 |
476,76 |
364,30 |
154,06 |
136,04 |
2020 |
5530,00 |
2290,00 |
830,51 |
512,21 |
105,87 |
20,18 |
2021 |
4940,00 |
2010,00 |
2190,00 |
591,48 |
148,57 |
36,69 |
2022 |
4940,00 |
2750,00 |
3610,00 |
32,90 |
103,94 |
37,13 |
2023 |
4770,00 |
1840,00 |
3310,00 |
14,28 |
213,39 |
12,92 |
Изменение 2023 г. к 2014 г., % |
67,96 |
94,87 |
148,87 |
-94,22 |
> в 3,3 раза |
-66,06 |
Изменение 2023 г. к 2018 г., % |
7,67 |
17,95 |
> в 5 раз |
-94,66 |
> в 4 раза |
-88,95 |
Примечание: *в 2023 г. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленный Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 111 Федерального закона № 44-ФЗ.
Вместе с тем общая сумма размещенных извещений и заключенных контрактов развивалась до 2022 г. по возрастающей, снижение показателей в 2023 г. может быть обусловлено тем, что по завершении первого квартала 2024 г. не все контракты по итогам торгов 2023 г. оказались оформленными и к концу первого полугодия 2024 г. следует ожидать формирование более очевидной картины. Касаясь стоимости заключенных контрактов, следует отметить, что в исследуемом периоде относительно 2014 г. произошел рост на 85,8%, а по отношению к 2018 г. – на 45,5%, при том, что еще не все контракты могут быть оформлены, поэтому в перспективе разница увеличится. Столь значительное увеличение стоимости на фоне относительно стабильного развития количества заключенных контрактов косвенно отражает уровень инфляции в стране.
Проведение закупок в системе ГИС ЕИС в разрезе способов их осуществления в рамках № 44-ФЗ имеет перевес в сторону трех категорий – электронный аукцион, закупка у единственного поставщика и открытый конкурс (таблица 2).
В динамике на долю электронного аукциона приходится в отдельные годы от 43% до 67% стоимости заключенных контрактов по системе ГИС ЕИС, а доля закупок у единственного поставщика и открытым конкурсом год от года перераспределяется, оставляя вторую позицию то за одним, то за другим способом. Иные способы закупок в рамках №44-ФЗ менее популярны. Электронный аукцион в динамике за десять лет получил прирост стоимости заключенных контрактов на 67,9%, за последние пять лет рост оказался незначительным, что свидетельствует об окончательном формировании устойчивого положения данного способа закупки в структуре доступных способов. Закупки у единственного поставщика за десятилетний период возросли почти вдвое, а закупки открытым способом увеличились практически в 2,5 раза. Значительно сократились закупки с помощью конкурса с ограниченным участием и иными способами, что более других видов закупки могло провоцировать формирование коррупционных прецедентов и других злоупотреблений. Также отмечается огромный рост запросов предложений в электронной форме, но в абсолютном выражении он не сопоставим со стоимостью заключенных контрактов в рамках трех лидирующих способов.
Закупки по нормам № 223-ФЗ в количественном выражении значительно скромнее закупок по нормам № 44-ФЗ, но в стоимостном выражении стоимость заключенных контрактов в рамках закупок по нормам № 223-ФЗ в разы объемнее закупок по нормам № 44-ФЗ.
Количество заключенных контрактов в рамках закупок по нормам № 223-ФЗ посредством ГИС ЕИС в динамике росло, и как видно на рисунке в активную фазу вступило на год позже закупок по нормам № 44-ФЗ (рисунок 2).
В 2014-2015 гг. размещение планов закупок по нормам № 223-ФЗ были несопоставимы с показателями, образовавшимися в 2016 г., в то время как стоимость размещенных извещений была огромной и в динамике за десять лет снизилась более чем на 50%, меняясь скачкообразно (таблица 3).
Таблица 3
Динамика экономических показателей в рамках закупок по нормам №223-ФЗ в 2014-2023 гг. (по состоянию на март 2024), млрд руб.
Годы |
Общая сумма размещенных планов закупки, млрд руб. |
Общая сумма размещенных извещений, млрд руб. |
Общая сумма заключенных контрактов, млрд руб. |
2014 |
3,16 |
16616,06 |
2342,67 |
2015 |
197,69 |
20973,08 |
18528,99 |
2016 |
22840,23 |
24359,10 |
23491,28 |
2017 |
26235,34 |
25885,23 |
19734,04 |
2018 |
28154,54 |
16893,76 |
19408,86 |
2019 |
19160,38 |
14014,59 |
21720,64 |
2020 |
19436,38 |
11426,39 |
20618,66 |
2021 |
27529,72 |
18225,93 |
23050,43 |
2022 |
25017,91 |
9566,05 |
11571,47 |
2023 |
14346,71 |
7729,59 |
9242,14 |
Изменение 2023 г. к 2014 г., % |
х |
-53,48 |
>в 4 раза |
Изменение 2023 г. к 2018 г., % |
-49,04 |
-54,25 |
-52,38 |
Таблица 4
Динамика закупок в рамках №223-ФЗ в 2014-2023 гг. в разрезе способов закупки (по состоянию на март 2024), млрд руб.
Годы |
Закупка у единственного поставщика |
Конкурс |
Аукцион |
Запрос котировок |
Запрос предложений |
Иные способы |
2014 |
220,00 |
31,92 |
4,31 |
0,86 |
0,094 |
2080,00 |
2015 |
7980,00 |
572,26 |
193,90 |
116,28 |
38,24 |
9620,00 |
2016 |
10500,00 |
595,50 |
473,05 |
151,23 |
36,33 |
11720,00 |
2017 |
9430,00 |
756,77 |
422,10 |
127,57 |
40,69 |
8950,00 |
2018 |
10810,00 |
669,33 |
365,13 |
146,47 |
76,29 |
7340,00 |
2019 |
12910,00 |
1430,00 |
733,16 |
375,04 |
298,95 |
5960,00 |
2020 |
12810,00 |
1910,00 |
795,47 |
259,62 |
268,3 |
4550,00 |
2021 |
9020,00 |
6370,00 |
921,89 |
314,53 |
346,75 |
6060,00 |
2022 |
5230,00 |
1720,00 |
781,44 |
253,23 |
250,91 |
3320,00 |
2023 |
3880,00 |
1500,00 |
767,50 |
204,14 |
282,86 |
2600,00 |
Изменение 2023 г. к 2018 г., % |
-64,11 |
124,10 |
110,20 |
39,37 |
270,77 |
-64,58 |
Относительно 2014 г. стоимость заключенных контрактов возросла более чем в 4 раза, но, если сравнивать с пиком 2016 г., то наоборот, наблюдается сокращение стоимости на 60%. Второй пиковый период пришелся на 2019-2021 гг., кода стоимость заключенных контрактов по итогам года перевалила за 20 трлн руб.
Закупки по нормам № 223-ФЗ в разрезе способов проведения процедур отличаются от структуры закупок по нормам № 44-ФЗ. Здесь стоит отметить, что провести сопоставление с 2014 г. возможности нет, так как разница в величинах составляет сотни раз, поэтому сравнение производится только в 2018 г. (таблица 4).
В закупках по нормам № 223-ФЗ преобладают закупка у единственного поставщика, конкурс и иные способы. Поскольку данный законодательный акт регулирует отношения не полностью принадлежащих государственной собственности структур, процесс закупки менее строг с точки зрения взаимодействий между заказчиком и поставщиком. Что касается динамики структуры закупок в разрезе способов, то стоимость заключенных контрактов посредством закупок у единственного поставщика и иными способами сократилась относительно 2018 г. на 64%, в то время как по закупкам другими способами наблюдается рост, хотя в стоимостном выражении они значительно скромнее трех лидирующих способов.
Таким образом, было установлено, что закупки по нормам №44-ФЗ и №223-ФЗ через систему ГИС ЕИС развиваются активно, а тенденции изменения стоимости заключаемых контрактов коррелируют с тенденциями развития национальной экономики.
Заключение
Оценка показателей закупочной деятельности в рамках № 44-ФЗ и № 223-ФЗ посредством системы ГИС ЕИС позволила выявить взаимосвязь изменения плановых показателей закупок с состоянием национальной экономики, что проявилось в снижении стоимости размещаемых планов (план-графиков) закупок в период фаз спада экономики, а также проследить влияние инфляции на сферу закупок, что проявляется в существенном увеличении стоимости заключаемых контактов в части закупок, например, по № 44-ФЗ при более узком диапазоне изменения количества заключаемых контрактов. В то же время связь между в количеством и стоимостью закупок в рамках № 223-ФЗ наблюдается в меньшей степени, что, возможно, связано с изначально более справедливом формировании цены контрактов в рамках закупок по №223-ФЗ, так как в составе собственности субъектов, чья деятельность регулируется данной нормой закупок, есть частная составляющая, в то время как в рамках закупок для государственных и муниципальных нужд всегда наблюдалось отставание от реальной рыночной ситуации и зависимость от официальных индексов и норм, не в полной мере соответствующих реальному положению в экономике.
В сложившихся экономических условиях проблема эффективности и прозрачности закупочной деятельности за счет и с участием средств государственного бюджета имеет высокую актуальность, что требует особого внимания со стороны контролирующих органов и ответственности со стороны всех участников процесса закупки, следовательно, со стороны государства должен быть организован процесс не только контроля, но и подготовки, обучения и поддержки сторон закупочной деятельности, отвечающий последним требованиям законодательства и рынка.