Введение
Залогом успеха в развитии любого государства является эффективная система управления, что особенно актуально в условиях риска и неопределенности. Государственная система должна стремиться к порядку, прозрачности, исключению коррупционного фактора, экономичности в части использования средств государственного бюджета, соблюдению сроков выполнения государственных программ и стратегических задач, что в свою очередь, определяется политическим курсом страны. Важнейшей составляющей государственной системы являются закупки для государственных и муниципальных нужд, в том числе и закупки государственных корпораций, субъектов естественных монополий и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых на долю государства или субъекта страны приходится более 50% в совокупности.
Такие закупки жестко регулируются законодательством и подлежат аудиту, финансовому мониторингу и контролю со стороны надзорных органов.
В основе закупочной деятельности для государственных и муниципальных нужд лежит Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее № 44-ФЗ), который направлен на обеспечение государственных и муниципальных нужд и действует в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок [1]. Вторым законодательным актом, касающимся защиты государственных средств от неэффективного и нецелевого использования является Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее № 223-ФЗ), который направлен на обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах и услугах, относящихся к категории государственных корпораций, субъектов естественных монополий и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых на долю государства, субъекта страны приходится более 50% и иных субъектов, предусмотренных законом, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений [2]. Еще один законодательный акт, напрямую связанный с регулированием закупочной деятельности за счет государственных средств – федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ [3], но, в отличие от двух предыдущих законодательных актов, охватывает правовые отношения не только в части закупок и имеет более закрытую структуру в отношении распространения информации, поэтому процесс и финансовые показатели закупок в рамках данного законодательного акта на открытых информационных площадках не освещаются.
В целях развития добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, обеспечения гласности и прозрачности закупок для государственных и муниципальных нужд была создана цифровая экосистема Единая информационная система в сфере закупок «ГИС ЕИС ЗАКУПКИ», позволяющая на безвозмездной и свободной основе получить информацию о торгах, государственных контрактах, планах государственных закупок, средних ценах на товары и услуги, сведениях о недобросовестных поставщиках, гарантиях банков и другую информацию [4].
В то же время несовершенство нормативно-правовой базы порождает различные проблемы при осуществлении закупочной деятельности, начиная с отсутствия единой системы аттестации и подготовки кадров для организации закупок в рамках № 44-ФЗ и № 223-ФЗ и заканчивая ошибками и сбоями в Единой информационной системе в сфере закупок «ГИС ЕИС ЗАКУПКИ», которые могут привести к недостоверному обмену информацией между заказчиками о поставщиками, что чревато негативными последствиями для обеих сторон [5].
Закупочная деятельность для обеспечения государственных и муниципальных нужд подвергается постоянному контролю как со стороны общественности, так и со стороны надзорных органов [6]. В частности, процедуры аудита и финансового мониторинга позволяют выявлять и вовремя предотвращать правовые и финансовые нарушения, которые наносят ущерб государству [7, 8], что в условиях кризиса и дефицита бюджета приобретает крайне острый характер. К сожалению, несмотря на всю строгость закона и внимание надзорных органов и контролирующих структур к закупочной деятельности в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, продолжают вскрываться коррупционные схемы и скандалы, что свидетельствует о недостаточной эффективности существующей системы организации и контроля закупок в рамках № 44-ФЗ и № 223-ФЗ [9].
Российская Федерация с 2014 находится в череде кризисов, начавшейся с ослабления курса российского рубля по отношению к иностранным валютам с момента стремительного снижения цен на нефть, продажа которой является одной из ключевых доходных статей российского бюджета, и продолжающейся по настоящее время, поскольку внутри периода произошло внушительное количество внешнеполитических и экономических, в том числе и на мировом уровне, потрясений. Снижение доходности ключевых статей формирования бюджета Российской Федерации, отягощенное антироссийскими санкциями, количество и тяжесть которых являются в мировой практике беспрецедентными, обуславливают необходимость усиления контроля за использованием и эффективностью освоения бюджетных средств, что определяет актуальность исследования изменений показателей закупочной деятельности в рамках обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Цель исследования – провести оценку показателей закупочной деятельности в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ и Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, осуществляемой посредством Единой информационной системы в сфере закупок, и выявить основные тенденции ее развития.
Материал и методы исследования
В исследовании были использованы данные Единой информационной системы в сфере закупок (далее ГИС ЕИС) по сумме размещенных планов закупки, извещений на закупку, количеству и стоимости заключенных контрактов, а также о способах закупок [10]. На основе данных был проведен анализ динамики развития закупок в рамках № 44-ФЗ и № 223-ФЗ посредством ГИС ЕИС в период с 2014 по 2023 годы. В работе был использован обширный перечень методов и подходов к исследованию, среди которых: обобщение и интеллектуальный анализ данных, общенаучные инструменты анализа, методы статистики.
Результаты исследования и их обсуждение
Динамика закупок через систему ГИС ЕИС в рамках № 44-ФЗ и № 223-ФЗ в исследуемом периоде имеет различия в развитии количественных и стоимостных показателей.
Так, изменение количества заключенных контрактов в рамках № 44-ФЗ находилось в диапазоне от 2,7 до 3,65 млн контрактов (рисунок 1), что в 2-3 раза меньше количества заключенных контрактов в рамках № 223-ФЗ (рисунок 2).

Рис. 1. Динамика заключенных контрактов в рамках закупок по нормам № 44-ФЗ в 2014-2023 гг. (по состоянию на март 2024), млн шт.

Рис. 2. Динамика заключенных контрактов в рамках закупок по нормам №223-ФЗ в 2014-2023 гг. (по состоянию на март 2024), тыс. шт.
В системе ГИС ЕИС обеспечивается связь закупочной деятельности с планированием и исполнением бюджетов, а также бухгалтерским учетом. Процедура закупок через ГИС ЕИС проходит в несколько этапов, основными из которых являются размещение планов закупов (план-графиков), размещение извещений о проведении конкурса, рассмотрение заявок, проведение торгов, подведение итогов торгов, формирование электронного контракта и заключение контракта с победителем закупки, исполнение контракта. В 2023 г. относительно 2014 г. общая сумма размещенных план-графиков в рамках закупок по № 44-ФЗ возросла на 71,7%. В период с 2016 г. по 2018 г., когда российская экономика находилась в процессе спада, стоимость размещенных план-графиков снижалась, что является очевидным примером экономии средств государственного бюджета в период кризиса, проявляющееся в сокращении планирования его трат, что наглядно представлено в табл. 1.
Таблица 1
Динамика экономических показателей в рамках закупок по нормам №44-ФЗ в 2014-2023 гг. (по состоянию на март 2024), млрд руб.
| Годы | Общая сумма размещенных план-графиков, млрд руб. | Общая сумма размещенных извещений, млрд руб. | Общая сумма заключенных контрактов, млрд руб. | 
| 2014 | 9185,92 | 6551,85 | 5478,45 | 
| 2015 | 12574,15 | 7074,59 | 5521,44 | 
| 2016 | 11217,69 | 6937,9 | 5412,71 | 
| 2017 | 10841,9 | 7506,67 | 6367,99 | 
| 2018 | 9485,36 | 8381,72 | 6995,67 | 
| 2019 | 11133,99 | 9806,3 | 8422,94 | 
| 2020 | 13376,21 | 9578,2 | 9294,1 | 
| 2021 | 14305,52 | 10560,97 | 9922,62 | 
| 2022 | 15830,88 | 10986,75 | 11487,91 | 
| 2023 | 15772,74 | 10646,51 | 10181,8 | 
| Изменение 2023 г. к 2014 г., % | 71,71 | 62,50 | 85,85 | 
| Изменение 2023 г. к 2018 г., % | 66,29 | 27,02 | 45,54 | 
Таблица 2
Динамика закупок в рамках №44-ФЗ в 2014-2023 гг. в разрезе способов закупки (по состоянию на март 2024), млрд руб.
| Годы | Электронный аукцион | Закупка у единственного поставщика | Открытый конкурс | Конкурс с ограниченным участием* | Запрос предложений в электронной форме | Иные способы | 
| 2014 | 2840,00 | 944,23 | 1330,00 | 247,24 | 65,34 | 38,07 | 
| 2015 | 2790,00 | 1260,00 | 974,85 | 356,66 | 56,32 | 74,81 | 
| 2016 | 3040,00 | 1300,00 | 695,35 | 221,34 | 71,92 | 73,50 | 
| 2017 | 3760,00 | 1700,00 | 446,04 | 280,36 | 77,21 | 87,27 | 
| 2018 | 4430,00 | 1560,00 | 553,31 | 267,27 | 52,88 | 116,92 | 
| 2019 | 5550,00 | 1730,00 | 476,76 | 364,30 | 154,06 | 136,04 | 
| 2020 | 5530,00 | 2290,00 | 830,51 | 512,21 | 105,87 | 20,18 | 
| 2021 | 4940,00 | 2010,00 | 2190,00 | 591,48 | 148,57 | 36,69 | 
| 2022 | 4940,00 | 2750,00 | 3610,00 | 32,90 | 103,94 | 37,13 | 
| 2023 | 4770,00 | 1840,00 | 3310,00 | 14,28 | 213,39 | 12,92 | 
| Изменение 2023 г. к 2014 г., % | 67,96 | 94,87 | 148,87 | -94,22 | > в 3,3 раза | -66,06 | 
| Изменение 2023 г. к 2018 г., % | 7,67 | 17,95 | > в 5 раз | -94,66 | > в 4 раза | -88,95 | 
Примечание: *в 2023 г. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленный Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 111 Федерального закона № 44-ФЗ.
Вместе с тем общая сумма размещенных извещений и заключенных контрактов развивалась до 2022 г. по возрастающей, снижение показателей в 2023 г. может быть обусловлено тем, что по завершении первого квартала 2024 г. не все контракты по итогам торгов 2023 г. оказались оформленными и к концу первого полугодия 2024 г. следует ожидать формирование более очевидной картины. Касаясь стоимости заключенных контрактов, следует отметить, что в исследуемом периоде относительно 2014 г. произошел рост на 85,8%, а по отношению к 2018 г. – на 45,5%, при том, что еще не все контракты могут быть оформлены, поэтому в перспективе разница увеличится. Столь значительное увеличение стоимости на фоне относительно стабильного развития количества заключенных контрактов косвенно отражает уровень инфляции в стране.
Проведение закупок в системе ГИС ЕИС в разрезе способов их осуществления в рамках № 44-ФЗ имеет перевес в сторону трех категорий – электронный аукцион, закупка у единственного поставщика и открытый конкурс (таблица 2).
В динамике на долю электронного аукциона приходится в отдельные годы от 43% до 67% стоимости заключенных контрактов по системе ГИС ЕИС, а доля закупок у единственного поставщика и открытым конкурсом год от года перераспределяется, оставляя вторую позицию то за одним, то за другим способом. Иные способы закупок в рамках №44-ФЗ менее популярны. Электронный аукцион в динамике за десять лет получил прирост стоимости заключенных контрактов на 67,9%, за последние пять лет рост оказался незначительным, что свидетельствует об окончательном формировании устойчивого положения данного способа закупки в структуре доступных способов. Закупки у единственного поставщика за десятилетний период возросли почти вдвое, а закупки открытым способом увеличились практически в 2,5 раза. Значительно сократились закупки с помощью конкурса с ограниченным участием и иными способами, что более других видов закупки могло провоцировать формирование коррупционных прецедентов и других злоупотреблений. Также отмечается огромный рост запросов предложений в электронной форме, но в абсолютном выражении он не сопоставим со стоимостью заключенных контрактов в рамках трех лидирующих способов.
Закупки по нормам № 223-ФЗ в количественном выражении значительно скромнее закупок по нормам № 44-ФЗ, но в стоимостном выражении стоимость заключенных контрактов в рамках закупок по нормам № 223-ФЗ в разы объемнее закупок по нормам № 44-ФЗ.
Количество заключенных контрактов в рамках закупок по нормам № 223-ФЗ посредством ГИС ЕИС в динамике росло, и как видно на рисунке в активную фазу вступило на год позже закупок по нормам № 44-ФЗ (рисунок 2).
В 2014-2015 гг. размещение планов закупок по нормам № 223-ФЗ были несопоставимы с показателями, образовавшимися в 2016 г., в то время как стоимость размещенных извещений была огромной и в динамике за десять лет снизилась более чем на 50%, меняясь скачкообразно (таблица 3).
Таблица 3
Динамика экономических показателей в рамках закупок по нормам №223-ФЗ в 2014-2023 гг. (по состоянию на март 2024), млрд руб.
| Годы | Общая сумма размещенных планов закупки, млрд руб. | Общая сумма размещенных извещений, млрд руб. | Общая сумма заключенных контрактов, млрд руб. | 
| 2014 | 3,16 | 16616,06 | 2342,67 | 
| 2015 | 197,69 | 20973,08 | 18528,99 | 
| 2016 | 22840,23 | 24359,10 | 23491,28 | 
| 2017 | 26235,34 | 25885,23 | 19734,04 | 
| 2018 | 28154,54 | 16893,76 | 19408,86 | 
| 2019 | 19160,38 | 14014,59 | 21720,64 | 
| 2020 | 19436,38 | 11426,39 | 20618,66 | 
| 2021 | 27529,72 | 18225,93 | 23050,43 | 
| 2022 | 25017,91 | 9566,05 | 11571,47 | 
| 2023 | 14346,71 | 7729,59 | 9242,14 | 
| Изменение 2023 г. к 2014 г., % | х | -53,48 | >в 4 раза | 
| Изменение 2023 г. к 2018 г., % | -49,04 | -54,25 | -52,38 | 
Таблица 4
Динамика закупок в рамках №223-ФЗ в 2014-2023 гг. в разрезе способов закупки (по состоянию на март 2024), млрд руб.
| Годы | Закупка у единственного поставщика | Конкурс | Аукцион | Запрос котировок | Запрос предложений | Иные способы | 
| 2014 | 220,00 | 31,92 | 4,31 | 0,86 | 0,094 | 2080,00 | 
| 2015 | 7980,00 | 572,26 | 193,90 | 116,28 | 38,24 | 9620,00 | 
| 2016 | 10500,00 | 595,50 | 473,05 | 151,23 | 36,33 | 11720,00 | 
| 2017 | 9430,00 | 756,77 | 422,10 | 127,57 | 40,69 | 8950,00 | 
| 2018 | 10810,00 | 669,33 | 365,13 | 146,47 | 76,29 | 7340,00 | 
| 2019 | 12910,00 | 1430,00 | 733,16 | 375,04 | 298,95 | 5960,00 | 
| 2020 | 12810,00 | 1910,00 | 795,47 | 259,62 | 268,3 | 4550,00 | 
| 2021 | 9020,00 | 6370,00 | 921,89 | 314,53 | 346,75 | 6060,00 | 
| 2022 | 5230,00 | 1720,00 | 781,44 | 253,23 | 250,91 | 3320,00 | 
| 2023 | 3880,00 | 1500,00 | 767,50 | 204,14 | 282,86 | 2600,00 | 
| Изменение 2023 г. к 2018 г., % | -64,11 | 124,10 | 110,20 | 39,37 | 270,77 | -64,58 | 
Относительно 2014 г. стоимость заключенных контрактов возросла более чем в 4 раза, но, если сравнивать с пиком 2016 г., то наоборот, наблюдается сокращение стоимости на 60%. Второй пиковый период пришелся на 2019-2021 гг., кода стоимость заключенных контрактов по итогам года перевалила за 20 трлн руб.
Закупки по нормам № 223-ФЗ в разрезе способов проведения процедур отличаются от структуры закупок по нормам № 44-ФЗ. Здесь стоит отметить, что провести сопоставление с 2014 г. возможности нет, так как разница в величинах составляет сотни раз, поэтому сравнение производится только в 2018 г. (таблица 4).
В закупках по нормам № 223-ФЗ преобладают закупка у единственного поставщика, конкурс и иные способы. Поскольку данный законодательный акт регулирует отношения не полностью принадлежащих государственной собственности структур, процесс закупки менее строг с точки зрения взаимодействий между заказчиком и поставщиком. Что касается динамики структуры закупок в разрезе способов, то стоимость заключенных контрактов посредством закупок у единственного поставщика и иными способами сократилась относительно 2018 г. на 64%, в то время как по закупкам другими способами наблюдается рост, хотя в стоимостном выражении они значительно скромнее трех лидирующих способов.
Таким образом, было установлено, что закупки по нормам №44-ФЗ и №223-ФЗ через систему ГИС ЕИС развиваются активно, а тенденции изменения стоимости заключаемых контрактов коррелируют с тенденциями развития национальной экономики.
Заключение
Оценка показателей закупочной деятельности в рамках № 44-ФЗ и № 223-ФЗ посредством системы ГИС ЕИС позволила выявить взаимосвязь изменения плановых показателей закупок с состоянием национальной экономики, что проявилось в снижении стоимости размещаемых планов (план-графиков) закупок в период фаз спада экономики, а также проследить влияние инфляции на сферу закупок, что проявляется в существенном увеличении стоимости заключаемых контактов в части закупок, например, по № 44-ФЗ при более узком диапазоне изменения количества заключаемых контрактов. В то же время связь между в количеством и стоимостью закупок в рамках № 223-ФЗ наблюдается в меньшей степени, что, возможно, связано с изначально более справедливом формировании цены контрактов в рамках закупок по №223-ФЗ, так как в составе собственности субъектов, чья деятельность регулируется данной нормой закупок, есть частная составляющая, в то время как в рамках закупок для государственных и муниципальных нужд всегда наблюдалось отставание от реальной рыночной ситуации и зависимость от официальных индексов и норм, не в полной мере соответствующих реальному положению в экономике.
В сложившихся экономических условиях проблема эффективности и прозрачности закупочной деятельности за счет и с участием средств государственного бюджета имеет высокую актуальность, что требует особого внимания со стороны контролирующих органов и ответственности со стороны всех участников процесса закупки, следовательно, со стороны государства должен быть организован процесс не только контроля, но и подготовки, обучения и поддержки сторон закупочной деятельности, отвечающий последним требованиям законодательства и рынка.

