Введение
Развитие сельского хозяйства зависит от ряда экономических, социальных, институциональных и экологических факторов. Каждая из подсистем факторов важна и значима в процессе построения эффективной системы принятия управленческих решений и реализации аграрной политики на разных иерархических уровнях. Однако, принимая во внимание, с одной стороны, тот факт, что сельскохозяйственное производство может оказать значительное деструктивное влияние на окружающую природную среду, а, с другой стороны, обеспечить вероятность риска ухудшения состояния продовольственной безопасности под влиянием действия разнообразных экологических факторов, особенно актуализируется проблема совершенствования концепции организационно-экономического обеспечения развития сельского хозяйства именно через экологические ориентиры.
Цель исследования состоит в обосновании организационно-экономического обеспечения развития экологизации сельскохозяйственной отрасли региона.
Материал и методы исследования
В процессе исследования использован комплекс общенаучных и специальных методов и приемов, в частности: критический и аксиоматический методы, метод анализа и синтеза, дедукции и индукции, методы семантического анализа для формирования научных выводов и результатов исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Экологическая компонента развития сельского хозяйства предполагает использование земельных, водных ресурсов и биоразнообразия таким образом, чтобы не создавать разрушительного антропогенного воздействия на окружающую среду. Следовательно, экологическое развитие отрасли включает оптимальное использование земельных ресурсов, умеренное использование водных ресурсов, сохранение флоры и фауны, воспроизводство природно-ресурсного потенциала, а также рациональное производство экологически безопасных продовольственных продуктов и их потребление.
Оценивая экологические условия сельскохозяйственного производства в Луганской Народной Республики (далее – ЛНР) [1-3], современные предпосылки экологизации отрасли сельского хозяйства региона можно обобщить в виде структурных элементов SWOT-анализа:
– сильные стороны (достаточный уровень качественного и количественного потенциала земельных ресурсов, многофункциональная роль сельского хозяйства в развитии экономики региона);
– слабые стороны (низкий уровень технического и технологического оснащения земледелия, финансовая ограниченность землепользователей в обеспечении выполнения агротехнологий, экологически несовершенные технологии обработки земли, недостаточная государственная поддержка сельхозпроизводителей, масштабные почвенные деградации в системе земледелия в форме эрозий почв, дегумификации, несбалансированность в растениеводстве при выращивании отдельных видов сельскохозяйственных культур);
– угрозы (активизация военных действий, зависимость производства от природно-климатических условий, недостаточная экологическая осведомленность и мотивация, низкая социальная ответственность и экологическая культура в среде землепользователей);
– возможности (совершенствование условий государственной поддержки сельскохозяйственного производства экологической направленности в связи с вхождением ЛНР как субъекта в экономическое пространство РФ, развитие природоохранного инвестирования, совершенствование инструментов экономического стимулирования природоохранных мероприятий).
Как показывают результаты SWOT-анализа, реализация предпосылок экологизации сельского хозяйства возможна на основе государственной поддержки всех направлений производственной деятельности, которая позволит нивелировать действие угроз и реализовать сильные стороны и потенциальные возможности сельскохозяйственного производства в соответствии с целевыми перспективами развития отрасли.
Целевые перспективы экологического развития сельского хозяйства (таблица) предполагают формирование системы экологически ориентированных общественных, организационно-производственных и коммерческих отношений в сельскохозяйственном производстве, которые должны базироваться на воспроизводстве и рациональном использовании земельных ресурсов, а также совершенствовании системы организационно-экономического обеспечения этих отношений в форме государственного регулирования и проведения соответствующей аграрной политики.
Методической основой реализации региональной аграрной политики, на наш взгляд, должен стать агроэкологический подход, предусматривающий обоснование наиболее действенных экологических мотиваций в сельскохозяйственном развитии в форме стратегических задач и конкретизации отдельных тактических решений к их практической реализации, эффективное последовательное определение экологических предпосылок, экологических требований, экологических решений и экологических последствий в системе развития отрасли (рис. 1).
Экологические предпосылки экологизации сельского хозяйства ЛНР определяются благоприятными природно-климатическими условиями и состоянием земельных ресурсов, которыми располагает регион, а также потенциальными возможностями совершенствования условий государственной поддержки сельскохозяйственного производства экологической направленности в связи с вхождением ЛНР как субъекта в экономическое пространство РФ, развития природоохранного инвестирования, совершенствования инструментов экономического стимулирования природоохранных мероприятий и т. д.
В соответствии с указанным, авторская позиция предполагает формирование универсальных организационно-экономических ориентиров экологизации сельского хозяйства, предусматривающих взаимозависимость экологических требований и экологических решений, сбалансированность государственного регулирования и саморегулирования на уровне государства, региона и предприятия (рис. 2).
Целевые перспективы экологизации сельского хозяйства на основе формирования экологически ориентированных взаимоотношений на уровне общества, рынка, бизнеса и государственного регулирования
Сферы реализации целевых перспектив |
Целевая направленность экологически зависимых процессов в отрасли |
Общественные отношения |
– понимание общественностью, в частности сельским населением, необходимости и важности перехода сельскохозяйственного производства на экологические основы (формирование осведомленности и экологоориентированной профессиональной этики на основе распространения соответствующей информации); – эволюционное развитие (длительное во времени) экологически направленной культуры сельского хозяйства, перспектив развития сельских территорий на социально и экологически ориентированных принципах реализации |
Государственное регулирование |
– совершенствование методических подходов, действенных механизмов и инструментов управления процессами экологизации сельского хозяйства на основе экологически ориентированной аграрной политики; – развитие перспектив сбалансированности интенсивного и экстенсивного (по отдельным сельскохозяйственным культурам) агроэкологического развития; совершенствование форм земельных отношений, сформированных преимущественно на основе аренды, с обязательными условиями соблюдения экологических норм хозяйствования и ответственности; – активное использование инвестиционно-инновационных средств в сфере сельскохозяйственного производства, экологически ориентированных методов хозяйствования |
Рыночное регулирование |
– внедрение в практику управления эффективного сочетания рыночных механизмов самоуправления и государственного регулирования агроэкологических процессов, спроса и предложения на качественные, экологически чистые сельскохозяйственное сырье, продукцию растениеводства и животноводства; – установление в рамках региональной аграрной политики соотношений совокупных затрат производственных процессов и их конечных финансовых результатов как наиболее конкурентоспособных условий современного аграрного рынка |
Аграрный бизнес |
– установление зависимости эффективности реализации социально-экономической политики государства в сфере производства и потребления экологически безопасного продовольствия от качества результатов экологически ориентированного сельскохозяйственного производства; – достижение экономически обоснованного уровня продуктивности растениеводства, животноводства и других подотраслей как основы повышения прибыльности экологически ориентированного сельскохозяйственного производства как самостоятельной подотрасли |
Общественные инициативы |
– внедрение результатов общественного экологического «движения» в практику сельского хозяйства как наиболее приемлемой стратегической природоохранной государственной концепции; – активизация экологического «движения» сельских территорий как ресурсозависимого сообщества |
Примечание: систематизировано авторами.
Рис. 1. Агроэкологический подход к формированию региональной аграрной политики развития сельского хозяйства Источник: разработано авторами
Рис. 2. Организационно-экономические ориентиры экологического развития сельского хозяйства ЛНР Источник: разработано авторами
Учитывая то, что сельское хозяйство является системой, управляемой одновременно природными и социальными процессами, тесно связанными с экономикой, предлагается процесс экологизации рассматривать как систему взаимосвязанных организационно-экономических процессов.
Эффективность предложенных организационно-экономических ориентиров экологизации сельского хозяйства может быть достигнута на основе синергетического эффекта от практической реализации всех указанных мер, что позволит улучшить качество продукции сельского хозяйства, сохранить и обеспечить воспроизводство природных (в первую очередь, земельных) ресурсов, сформировать рынок экологически чистой и безопасной (органической) продукции, повысить конкурентоспособность продукции сельского хозяйства, обеспечить продовольственную безопасности региона.
Заключение
Таким образом, концептуальные ориентиры экологизации сельского хозяйства предполагают строгое соблюдение условий и правил рационального землепользования, повышения культуры земледелия, роста роли биотехнологий и постепенное снижение уровня химизации производственных процессов. Экологизация сельскохозяйственного производства должна быть направлена на получение безопасных для здоровья, качественных продуктов питания, поддержание окружающей среды в состоянии эколого-экономического равновесия и обеспечение продовольственной безопасности региона. Доминирующая роль в переходе сельского хозяйства на принципы экологизации принадлежит аграрной политике, в основу которой должен быть положен агроэкологический подход, предусматривающий обоснование наиболее действенных экологических мотиваций в сельскохозяйственном развитии в форме стратегических задач и конкретизации отдельных тактических решений к их практической реализации, эффективное последовательное определение экологических предпосылок, экологических требований, экологических решений и экологических последствий в системе развития отрасли.