Введение
Изменения, происходящие в условиях функционирования современных компаний, повлияли на рост значимости нематериальных ресурсов. Наряду со значительной ролью, приписываемой человеческому капиталу, возрастает, важность социальных отношений, то есть роль социального капитала [10]. Социальный капитал проявляется во взаимном доверии, общих нормах, ценностях и в сетевой работе. Первоначально теория социального капитала развивалась в отношении общества, однако постепенно развилась и перешла на уровень компании. Таким образом, идея социального капитала, заимствованная из социологии, приобретает значение в мире экономики. Исследователями, сыгравшими первостепенную роль в понимании социального капитала, являются следующие ученые. Так, П. Бурдье представлял социальный капитал как одну из форм капитала, наряду с экономическим и культурным капиталами; для Р. Патнэма социальный капитал – это фактор повышения эффективности общества; Дж. Коулман формулировал социальный капитал как попытку соединить социологическую и экономическую точки зрения; Ф. Фукуяма считает социальный капитал культурным ресурсом [6, с. 20]. На общенародном уровне социальный капитал приводит к взаимовыгодному взаимодействую между странами и нациями и способствует решению глобальных проблем (потепление климата, угроза ядерной войны, голод и т. д.); на уровне государства – способствует укреплению демократических институтов; на уровне предприятия – способствует развитию доверия между коллегами; на уровне личности – укрепляет психологическое здоровье человека (убирает чувство одиночества, повышает самооценки и удовлетворенность жизнью).
Целью статьи является попытка концептуализировать понятие социального капитала в компании, его сущность и выгоды от использования.
Материал и методы исследования
Предметом исследования выступили механизмы формирования и развития социального капитала на предприятии. Фундаментом исследования послужили научные работы зарубежных и отечественных авторов по вопросам эффективности его использования. В ходе обработки, изучения и анализа накопленных материалов были использованы методы категоризации и детализации, анализа и синтеза.
Результаты исследования и их обсуждение
К стратегическому ресурсу любой компании, помимо лучших показателей первоклассной работы и знаний, можно отнести способность строить и развивать отношения. Сегодня важно не только то, что вы умеете, но также то, кого вы знаете [17]. Растущий информационный поток и все более сложные рабочие отношения требуют новых форм координации [16]. С точки зрения сотрудников умение стоить отношения оказывается важным фактором успеха, который влияет на возможности продвижения по службе и на доходы. Для молодых руководителей социальные связи полезны по пяти причинам. Во-первых, новички-руководители, особенно зависят от ценных недокументированных знаний опытных менеджеров для устранения неопределенности в управленческой работе и обучения адекватному поведению. Во-вторых, неформальные связи подразумевают доступ к знаниям других членов компании, которые необходимы для создания человеческого капитала. В-третьих, отличные отношения с ключевыми лицами становятся катализаторами карьерного роста. В-четвертых, компании целенаправленно внедряют программы наставничества, которые дают возможность создать «ценные» и «устойчивые контакты», а также способствуют быстрому внедрению новых управленческих навыков. Кроме того, сам наставник испытывает удовлетворение от передачи своих знаний, а также от признания со стороны сверстников и начальства. В-пятых, привлечение и обучение в компании квалифицированных молодых руководителей является важным фактором, влияющим на ее конкурентоспособность в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Социальный капитал – это явление гражданского общества с рыночной экономикой. Эффективность его функционирования проявляется только тогда, когда существует сеть формальных и неформальных институтов в форме культурных норм и ценностей. Накопление социального капитала влияет на инновации, предпринимательскую активность и конкурентоспособность и ведет к созданию динамичных сетей взаимоотношений [9]. Сетевые организационные формы определяют качество организационных коммуникаций. Исследования социального капитала проводятся представителями экономики, социологии, менеджмента и политики, что является основной причиной отсутствия единого определения данного феномена (таблица 1).
Из представленной выше таблицы видно, что ученые охватывают одним термином явления с разными типами социальных связей. В ряде случает концепция социального капитала оправдывает социальное неравенство, так как у некоторых людей в силу происхождения могут быть более развитые социальные связи. Поэтому широкий спектр значений и потенциальные негативные последствия требуют более критического осмысления этого явления. Авторы считают, что социальный капитал интеллектуальной компании – это сеть социальных отношений и норм, существующих внутри компании и позволяющих активизировать использование нематериальных ресурсов (эмоциональная поддержка, вовлеченность, влияние, мотивация и т.д.).
Таблица 1
Дефиниции «социальный капитал»
Понятие |
Источник |
«…это ресурс, основанный на совокупности социальных норм, связей и отношений, чья работа по облегчению доступа индивидов и социальных групп к прочим ресурсам обеспечена доверием, работой социальных сетей и деятельностью различных неформальных и формальных объединений» |
[1, с. 87] |
«…это ресурсы, содержащиеся в социальных сетях» |
[2, с. 23] |
«…это сумма выгод субъектов от информационного обмена в рамках определенной социальной группы» |
[3, с. 6] |
«…это совокупность коммуникативных связей и ресурсов, которые создают основу для коллективных действий в организации» |
[5, с. 48] |
«…это социальный ресурс индивидов, возникающий и увеличивающийся посредством взаимодействия участников социальных связей» |
[6, с. 26] |
«…это капитал, включающий членство, нормы, деятельность и структуру сети управления» |
[7, с. 86] |
«…это доверие, рациональное поведение, социальные связи» |
[8, с. 283] |
«…это способность и возможность социальных систем предоставлять своим члена доступ к разнообразным ресурсам и повышать эффективность их совместной деятельности» |
[11, с. 66] |
«…это единое смысловое социальное пространство, в котором консолидация людей определяется взаимным доверием, приверженностью целям и ценностям организации» |
[12, с. 280] |
«…это совокупность структурно оформленных социальных отношений, использование которых позволяет получать доступ к разнообразным благам и повышать эффективность коллективной деятельности индивидов» |
[13, с. 10] |
«…это свойство больших общностей с позиции доверия граждан друг другу, их готовности участвовать в деятельности различных добровольных ассоциаций» |
[14, с. 74] |
«…это связи и отношения между людьми, основанные на взаимном ожидании определенного поведения, взаимных обязательствах и доверии» |
[15, с. 122] |
Источник: составлено авторами на основании [1-3, 5-8, 11-15].
Основной причиной интереса экономистов к социальному капиталу являются преимущества, которые компания может получить через него и повысить свою эффективность. Первое преимущество – это снижение транзакционных издержек из-за самого факта существования компаний. Второе – это наличие внутренней мотивации у работников, побуждающих к сотрудничеству из-за социальных норм. Третье – это возможность получить устойчивое конкурентное преимущество, которое невозможно скопировать другим участникам рынка. Социальный капитал, создавая групповую солидарность и способствуя обмену знаниями, повышает эффективность работы сотрудников [4]. Благодаря ему сотрудники хорошо общаются друг с другом, идентифицируют себя с группой и чувствуют поддержку. В результате формируются социальные нормы (например, уровень взаимности), а также связанные с ними социальные санкции (например, групповое давление или угроза отторжения). Прочные групповые связи снижают вероятность оппортунистического поведения и обеспечивают сотрудникам взаимную эмоциональную поддержку, особенно в кризисные моменты. Среди различных косвенных преимуществ социального капитала можно также выделить сокращение числа сотрудников и связанную с этим экономию на затратах на набор, отбор и обучение. Когда «группа» – это «часть компании», а не ее противоположность, тогда происходит извлечение выгоды из социального капитала. Чтобы поддерживать положительную групповую динамику, формальный руководитель должен быть одновременно и неформальным лидером. В этом случае возникают по-настоящему доверительные отношения. Социальный капитал, связанный с социальными нормами и взаимными ожиданиями объединяет работников разных отделов, занимающих одинаковые или разные должности в иерархии и поддерживает создание нового интеллектуального капитала. Он позволяет сотрудникам выходить за пределы своей группы в поисках новых ресурсов (советы, информация, помощь), которые при должной мотивации могут использоваться в интересах компании. Такая мотивация может сходит из трех источников. Во-первых, это соответствующий контракт между работником и работодателем, во-вторых, это индивидуальные особенности личности, в-третьих, это чувства принадлежности к группе и социальное давление.
Большое влияние на эффективность использования социального капитала оказывает контекст. Там, где производственный процесс не является рутинным, нельзя стандартизировать экспертизу и советы, а внутренние транзакционные издержки – это большая часть общих затрат, индивидуальные социальные связи являются наиболее значимыми для компании. В условиях же неопределенности более выгодны плотные и замкнутые межличностные отношения, способствующие обмену некодифицированными знаниями. Для задач с низкой обоснованностью более выгодны разреженные сети с множеством «структурных дыр», дающих доступ к более разнообразным источникам информации.
Таблица 2
Потенциальные выгоды от создания и формирования социального капитала в компании
Связи, необходимые для сбора информации |
Связи, необходимые для создания организационной культуры |
Связи, необходимые для повышения надежности бизнес-процессов |
- поиск работы; - создание новых предпринимательских «ячеек»; - разумное восприятие реальности; - профессиональный успех; - чувство принадлежности к коллективу; - межличностные контакты. |
- распространение знаний внутри коллектива; - развитие института наставничества; - доступ к прежде «закрытым» ресурсам других отделов; - совместное использование терминов; - формирование сотрудничества; - повышение согласованности и качества действий. |
- создание сети партнерских отношений и внутриорганизационное обучение; - создание интеллектуального капитала и управление знаниями; - обмен ресурсами с внешними компаниями; - развитие лидерства; - выход на новые рынки и производство инновационной продукции; - снижение транзакционных издержек и повышение стабильности работы. |
Значение социального капитала в компании обусловлена его влиянием на материальные ресурсы. Сущность и размер социальных отношений – это ключ к пониманию перспектив развития. Социальная структура формируется за счет новых связей или расширения уже существующих. Новые социальные связи дают компании возможности для более эффективного использования ресурсов и обмена информацией между внутриорганизационными подразделениями, клиентами, поставщиками и стратегическими партнерами. Эти отношения влияют на улучшение рабочей атмосферы, передачу знаний и сотрудничество, а также позволяют адаптироваться к новым требованиям динамично изменяющейся внешней среды. Все это может принести компании ряд выгод с точки зрения отдельных личностей, подразделений и всего предприятия (таблица 2).
Однако воспринимать однозначно положительно социальный капитал не стоит, так как это может привести к негативным последствиям, например, слишком сильные внутригрупповые взаимодействия мешают отношениям вне группы или не дают группе увидеть новые тенденции.
Заключение
В заключение следует сказать, что несмотря на трудности, связанные с понятийным моделированием социального капитала, сущность его вытекает из способа взаимной связи отдельных элементов социальной системы компании под влиянием социальных отношений. Основа создания и развития социального капитала – это симбиоз человеческого и реляционного капиталов. В цифровом мире с его динамизмом и неопределенностью, социальный капитал является обязательным в функционировании компании, его нематериальным активом, который означает способность сотрудников взаимодействовать между собой внутри данного предприятия и во вне. Личные сети основателей положительно влияют на шансы их стартапов на выживание и успех, так как сила дружеских отношений оказывает благоприятное влияние на интеграцию и приверженность.