Введение
Главная задача государственной политики Российской Федерации состоит в развитии инновационной деятельности высокотехнологичных предприятий. Согласно Стратегии научно-технологического развития РФ до 2035 года, основанной на прогнозах социально-экономического развития до 2036 года, одним из основных направлений инновационного развития является поддержка инноваций в государственном секторе. Поскольку существуют различия в социально-экономическом развитии российских регионах, то рассматриваемая задача сложно решается в этих регионах. Чтобы решить данную задачу, необходимо перейти от государственных к рыночным условиям развития, для чего необходима поддержка инновационной деятельности [3, 6].
Главная цель исследования – разработка рекомендаций для перспектив экономического развития Московского региона. Для выполнения этой цели необходимо решить следующие задачи:
• провести анализ ситуации в России и определить роль ее влияния на развитие региона;
• определить, какие существуют особенности системного подхода к социально-экономическому развитию региона;
• выработать методические аспекты для управления социально-экономическим развитием Московской области;
• предоставить комплекс мер по планированию социально-экономического развития региона.
Объект исследования – Московская область, а также, входящие в состав регионы, города и районы.
Материалы и методы исследования
Теоретической и методологической основной исследования являются фундаментальные научные труды российских и зарубежных авторов в области теории управления, опубликованные в виде монографий, учебников, статей, а также аналитических материалов, размещенных в сети Интернет.
Федеральная служба государственной статистики, Министерство экономического развития и стратегии предоставляют информацию, которая является основой данного исследования.
Экспертные выводы и оценки, экономико-статистические методы легли в основу данного исследования.
Научная новизна. Наиболее важные результаты исследования, характеризующиеся научной новизной, состоят в следующем:
• исследована Стратегия развития Московской области,
• выявлены факторы для развития малого и среднего бизнеса,
• поддержка инновационных проектов, которые необходимы для стимулирования экономического развития Московской области,
• достижение высокого качества жизни, развитие социальной сферы,
• создание сбалансированного пространственного развития Москвы.
Понятие «инновации» и «новатор» впервые ввел австрийский экономист Шумпетер Й.А. (1883-1950). В трудах Шумпетера Й.А. инновации подразумевают новые методы производства, технологий и подходов к рыночной стратегии для достижения коммерческих целей, которые являются движущей силой развития экономической системы. Он выделяет пять основных изменений, которые способствуют развитию экономических субъектов [8]:
1. применение новой техники, технологических процессов и новой рыночной стратегии в производстве;
2. необходимо создать производство продукции, которое использует новые характеристики;
3. необходимо создать производство, которое будет выпускать новые виды сырья;
4. необходимо внедрять новое техническое обеспечение в производственные процессы;
5. необходимо создавать новые рынки сбыта продукции.
Эти изменения способствуют стимулированию роста и развития экономических субъектов, а также обеспечивают конкурентные преимущества на рынке. Огромный вклад в развитие теории и практики этого важного научного направления внесли такие известные российские экономисты, как Абалкин Л.И., Бурак П.И., Волгин Н.А., Глазьев С.Ю., Гранберг А.Г., Клейнер Г.Б., Котилко В.В., Лексин В.Н., Львов Д.С., Мильнер Д.З., Рождественская Н.Я., Степанов М.В. и др.
В отчете о НИР [1] Абалкин Л.И. обосновал изменение курса реформ для возрождения экономики России. Автор дал анализ перспектив экономики России. Анализируя эти исследования, стоит отметить авторские предложения по изменению курса реформ.
Большой вклад в исследование эффективных управленческих решений для развития современной экономики России внесли такие ученые, как: Чуев С.В., Афанасьев В.Я., Белоконев С.Ю., Зотов В.Б., Коновалова В.Г., Митрофанова Е.А., Поляков М.Б., Тихонов А.И. В монографии [2] представлены результаты исследования, которые были проведены в условиях санкционного давления западных стран. Эти исследования были получены, используя советский опыт развития промышленного потенциала. Данные рекомендации можно использовать в настоящее время. Коллектив ученых Государственного университета управления провел исследование, в котором были найдены новые решения для развития экономики России в условиях санкций со стороны западных стран, что определяет актуальность темы исследования. Разработанная система рекомендаций будет способствовать преодолению санкционного давления со стороны Запада и даст возможности определить новые перспективные рынки.
Результаты исследований и их обсуждение
Московская область расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины, охватывая бассейны рек Волги, Оки, Клязьмы и Москвы. Площадь территории составляет 44 329 квадратных километров. В область входят 11 муниципальных районов и 56 городских округов. Она является частью Центрального федерального округа и граничит с Москвой, Тверской, Владимирской, Рязанской, Тульской, Калужской, Смоленской, Ярославской областями [7].
Конкурентные преимущества Московской области состоят в выгодном территориально-географическом положении, близости к столице; к железнодорожному и автомобильным узлам, соединяющим магистральные направления Запад-Восток и Север-Юг, наличие на территории области крупных международных аэропортов; развитой инфраструктуры; научно-производственных комплексов.
Перспективы развития Московской области связаны с высокой инвестиционной привлекательностью таких отраслей, как: промышленное производство и строительство.
Территория Московского столичного региона имеет самую высокую плотность населения в стране. Суммарная численность населения Москвы и Московской области составляет 20 363 549 человек. Там производится треть ВВП России.
В то же время, Москва и Московская область – два самостоятельных субъекта Российской Федерации, в которых имеются разные администрации и существуют разные задачи. Москва – столица России, в её задачи входит координация единой стратегии всех регионов страны. Московская область обслуживает столицу и поставляет трудовые и материальные ресурсы.
В настоящее время Московская область является вторым по численности населения регионом в Российской Федерации, где проживают 7,5 миллионов жителей. Она также занимает четвертое место по плотности населения (169,3 человек на квадратный километр) и первое по числу городов – 73 города, 67 поселков городского типа, и 5,8 тысячи сельских населенных пунктов. Экономически Московская область лидирует по объемам жилищного строительства, занимает второе место по объему розничной торговли
Человеческий капитал, то есть квалифицированные специалисты и работники, играет ключевую роль в формировании и развитии инновационной экономики региона, что поддерживает его конкурентоспособность. Опережающие темпы экономического роста в Московской области свидетельствуют о успешном развитии региона и его потенциале для дальнейшего процветания.
Основополагающими видами экономической деятельности в структуре ВРП Московской области являются оптовая и розничная торговля, которая, обрабатывающие производства, операции с недвижимостью.
Московская область занимает лидирующие позиции в области науки и инноваций, благодаря своему высокому научно-техническому потенциалу. Экономика региона активно принимает инновации, что способствует развитию инновационной активности. Крупнейшие научно-внедренческие центры, расположенные на территории области, являются основой для этого развития. Московская область состоит из 8 муниципальных образований со статусом наукограда РФ.
В Стратегии развития рассматриваются три варианта: консервативный, базовый, целевой [7].
1. Для консервативного сценария характерен экономический рост умеренными темпами. В федеральных и областных документах указано, что область будет развиваться согласно существующим инвестиционным проектам. Отмечено, что все социальные обязательства будут выполняться путем распределения бюджетных ресурсов. При этом могут возникнуть социально-экономические неравенства между территориями, в результате чего возникнут негативные процессы в области территориального развития. Анализируя вышесказанное, стоит отметить, что консервативный подход не решает стратегические задачи Московской области.
2. Для базового сценария характерно увеличение инвестиций, в результате этого произойдет экономический рост Московской области. Главными элементами этого сценария является развитие малого и среднего бизнеса и транспортной инфраструктуры. Но используя вышеперечисленные сценарии, стоит отметить, что данные сценарии не являются достаточными для достижения целей, которые были прописаны в Указах Президента РФ.
3. Для базового сценария характерно максимальное использование всех факторов экономического роста. В целевом сценарии предусматривается улучшение бизнес-климата Московской области за счет привлечения внутренних и иностранных инвестиций. В этом сценарии указано на необходимость поддержки инновационных проектов, которые будут способствовать стимулированию экономического развития Московской области.
Используя вышеописанный подход, можно создать во всех районах Подмосковья экономические центры. Реализация стратегии по целевому плану способствует достижению поставленных целей и результатов. В стратегии подчеркивается, что необходимо улучшить качество жизни населения, развивать социальную сферу и создавать эффективную экономику.
Такой подход обеспечит равномерное развитие всей территории области, сократив различия между регионами и создав благоприятные условия для инвесторов. Претворение в жизнь данной Стратегии должно привести к росту реальных доходов населения к 2030 году и увеличению численности населения.
Основные целевые показатели Стратегии предусматривают:
1) рост ВРП на душу населения в 2024 г. составит 108,7% и в 2030 году на 110,3%;
2) увеличение продолжительности жизни до 78,2 года в 2024 г., до 80,2 года в 2030 г.;
3) увеличение доли населения Московской области.
Приоритетные направления социально-экономического развития [2]:
1. развитие социальной сферы Московской области;
2. экономическое развитие Московской области;
3. создание сбалансированного пространственного развития Москвы.
Основным фактором успеха становится развитие человеческого капитала – способностей, знаний и навыков людей, которые способствуют личному и общественному благосостоянию.
Важно, чтобы область не только стремилась к увеличению ВРП, но и к улучшению качества жизни населения, развитию образования и здравоохранения, а также созданию условий для профессионального и личностного роста всех жителей. Распределение ресурсов и инвестиций должно быть направлено на укрепление человеческого капитала и содействие его успешному развитию. В Стратегии развития Московской области акцентируется внимание на естественный прирост населения и рост продолжительности жизни населения.
Экономика Московской области стремится к современному несырьевому типу, основанному на инновациях, цифровизации и развитии традиционных отраслей. Для этого создана специализированная инфраструктура, включающая в себя индустриальные и технологические парки, а также технико-внедренческие площадки.
При реализации стратегии развития экономики Московской области будет уделено особое внимание бюджетному планированию, при этом учитывая возможные риски, связанные с изменением макроэкономической ситуации.
По сути, Московская область стремится создать устойчивую и разнообразную экономику, способную адаптироваться к изменяющимся условиям, внедрять новейшие технологии и развивать традиционные отрасли.
В Московской области необходимо увеличить инвестиции для развития малых и средних предприятий, а также привлечь иностранные компании для создания производственных объектов. Для этого необходимо развивать международные и межрегиональные связи Московской области. Необходимо создавать новые предприятия и модернизировать те, которые уже устарели.
Таблица 1
Плановые значения целевых показателей реализации Стратегии социально-экономического развития Московской области на период до 2030 года
№ |
Показатель |
Ед. изм |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
(план) |
|||||||||
1. |
Темп роста ВРП на душу населения |
% к предыдущему году |
108,7 |
108,8 |
109,2 |
109,5 |
109,8 |
110,1 |
110,3 |
2. |
Ожидаемая продолжительность жизни |
год |
78,2 |
78,5 |
78,9 |
79,1 |
79,5 |
79,9 |
80,2 |
3 |
Индекс промышленного производства |
% к предыдущему году |
109,2 |
109,1 |
109,1 |
109,1 |
109,1 |
109,1 |
109,1 |
4 |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал |
% к предыдущему году |
109,5 |
108,6 |
108,3 |
107,9 |
107,5 |
107,2 |
107,0 |
Таблица 2
Оценка средств консолидированного бюджета Московской области, необходимых для реализации Стратегии социально-экономического развития на период до 2030 года
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
|
Расходы консолидированного бюджета Московской области, (млн руб.) |
1091383,8 |
1222853,1 |
1324984,2 |
1451234,5 |
1593137,6 |
* |
* |
Примечание: *данные будут внесены после актуализации Бюджетного прогноза Московской области на долгосрочный период.
Москва – это одновременно город и отдельный субъект РФ, поэтому у столицы внушительный бюджет.
Плановые значения целевых показателей реализации Стратегии социально-экономического развития Московской области на период до 2030 года представлены в таблице 1.
В таблице 2 представлена оценка средств консолидированного бюджета Московской области, необходимых для реализации Стратегии социально-экономического развития Московской области на период до 2030 года.
Основные экономические показатели Москвы в 2023 г. продемонстрировали рост [5]. Вопреки трудностям, с которыми столкнулась российская экономика из-за санкционного давления, Москва в 2023 году продолжила реализацию своих ключевых проектов, включая развитие транспортной инфраструктуры и промышленности, обновление учебных и медицинских учреждений, улучшение городской среды, программу реновации и многое другое.
Было отмечено, что объем инвестиций в экономику Москвы увеличился на 6,6% по сравнению с тем же периодом 2022 года и составил около 4 трлн рублей. Более 42% этих инвестиций были направлены на производство машин и оборудования, что свидетельствует о том, что Москва является крупным промышленным и высокотехнологичным кластером. В тоже время объем производства на московских предприятиях увеличился на более чем 15%, а выручка за последние три года выросла на 37%.
В настоящее время в «Технополисе Москва» действует более 200 высокотехнологичных предприятий, из которых 93 имеют статус резидента и обладают налоговыми преимуществами, что позволяет им направлять сэкономленные средства на развитие производства.
Еще одним важным показателем устойчивости столичной экономики является рекордно низкий уровень безработицы, который на конец 2023 года составил всего 0,34%. В таблице 3 представлено распределение доходов бюджета Москвы [4].
В таблице 4 представлена сводная таблица по бюджету – планы на 2024-2025 годы.
На рисунке представлена информация (в цифрах) по проекту бюджета Москвы. Данные приведены в млрд руб. [1].
Таблица 3
Распределение доходов бюджета г. Москвы
Год |
2024 |
2025 |
Всего налоговых доходов, млрд руб. |
3792,5 |
4128,3 |
Налог на прибыль организаций, млрд руб. |
1322 |
1448,7 |
НДФЛ, млрд руб. |
1881,8 |
2055,8 |
Специальные налоговые режимы, млрд руб. |
255,1 |
282,1 |
Неналоговые доходы, млрд руб. |
254,6 |
247,6 |
Всего доходов, млрд руб. |
4047,1 |
4375,9 |
Таблица 4
Сводная таблица по бюджету г. Москвы
Год |
2024 |
2025 |
Доходы, млрд руб. |
4047 |
4375 |
Расходы, млрд руб. |
4265 |
4393 |
Дефицит бюджета, млрд руб. |
218 |
18 |
Изменение бюджета г. Москвы в 2024-2025 гг., млрд руб.
Выводы
В Московском регионе осуществляется полный цикл воспроизводственного процесса, поскольку в нем осуществляется жизнедеятельность проживающего населения, и там же создается производство. Московский регион может рассматриваться как целое и как часть: как государство и как самостоятельный объект. Это двойственное положение приводит к тому, что ему необходимо осуществлять свой воспроизводственный цикл, а также принимать участие в общем воспроизводственном цикле страны.
Стоит отметить, что главным направлением системного подхода – это создание стимулирующих условий экономической среды. Важный компонент системного социально-экономического развития региона – это инвестиции, которые позволяют поддерживать инновационные проекты и сформировать рынки данных проектов.
Таким образом, исходя из вышесказанного, важно отметить следующие выводы:
1. Регион отличается от других территорий своей спецификой, где проживает население и осуществляются различные виды деятельности, включая производство, распределение, обмен, накопление и потребление разнообразных материальных и духовных благ.
2. Важной задачей является увеличение конкурентоспособности региона, причем инновационная активность играет ключевую роль в социально-экономическом развитии этого региона.
3. Повышение трудовой активности можно описать как увеличение числа занятых в экономике региона. Это достигается при создании новых рабочих мест и развития социальной защиты населения:
- необходимо улучшить медицинское обслуживание и образование, доступное для всех категорий населения.
- необходимо сдерживать массовую безработицу, для чего необходимо принять меры по стимулированию экономического роста, предоставить возможность для переквалификации населения.
- необходимо создать комфортное и доступное жилье для населения.
- необходимо создать и совершенствовать медицинские, культурные и спортивные учреждения.
- необходимо установить защиту прав работников и контроль за соблюдением законодательства о труде.
- чтобы достигнуть эффективные результаты и адаптации мероприятий к конкретным условиям, необходимо учитывать региональные особенности.
4. Успешное развитие регионов предполагает:
• наличие благоприятного инвестиционного климата,
• необходимость создания инновационной экономики,
• необходимость обновления инфраструктуры,
• необходимость улучшения условий жизни населения.
• необходимость увеличения доходов региональных бюджетов.
Важно обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие региона через повышение эффективности управления, обеспечение достойной жизни для населения и повышение общего уровня благосостояния.