Введение
Усиление степени конкуренции между хозяйствующими субъектами в экономике в большей мере обусловлены необходимостью улучшать свои рыночные позиции и финансовые результаты, что в свою очередь определяет целесообразность проведения комплексной и всесторонней оценки уровня их конкурентоспособности. По своей сути, понятие «конкурентоспособность» представляет собой возможность и способность хозяйствующего субъекта приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям рыночной среды. В данном аспекте стоит отметить тот факт, что конкуренция как экономическое явление ведет к повышению уровня эффективности финансово-экономической и производственной деятельности хозяйствующих субъектов. Несмотря на то, что тема оценки конкурентоспособности является актуальной в темах работ ученых и исследователей, на данный момент не существует общепринятой и единой методики ее оценки. По уровню оценки можно выделить следующие: экономика государства в целом, экономика региона, отрасль экономики, отдельный хозяйствующий субъект, продукты/услуги. На данный момент оценка конкурентоспособности и разработка соответствующей методологии представляют собой важную задачу в научной и прикладной практике, что позволило бы проводить исследование данной экономической категории на качественном и достоверном уровне.
Цель исследования – рассмотрение теоретических и методологических аспектов проведения оценки конкурентоспособности на основе анализа и обобщения научно-исследовательской и прикладной практик.
Материал и методы исследования
Проведение данного исследования основывается на использовании результатов исследований ученых и экспертов в области экономической безопасности государства, регионов, хозяйствующих субъектов, конкурентоспособности, а также изучения методик оценки таких рейтинговых и аналитических агентств и компаний как «Эксперт РА». Авторами исследования для достижения поставленных целей и задач был предложен алгоритм, проведен анализ методов, а также рассмотрены уровни оценки конкурентоспособности, предложены, сформулированы и обобщены рекомендации по их дальнейшему применению. В данной статье авторы применяют общенаучные способы исследования, анализ, индукция, дедукция, синтез, сравнение, интеллектуальный анализ.
Результаты исследования и их обсуждение
Для оценки уровня конкурентоспособности применяются подходы и методики, которые основываются на характерных им особенностям и свойствам, выбираемые в зависимости от отличительных черт и характеристик объекта оценки. Следует отметить тот факт, что необходимо учитывать ряд факторов при выполнении оценки уровня конкурентоспособности: область (сфера) функционирования объекта, источники данных, используемые в целях исследования, возможности для применения инструментов прогнозирования, стратегического управления, угрозы, риски и т.д. Концептуально схему и модель оценки конкурентоспособности на том или ином уровне можно представить в виде алгоритма (рисунок 1).
Рис. 1. Алгоритм проведения оценки конкурентоспособности Источник: составлено авторами
Суть представленного на рисунке 1 алгоритма проведения оценки конкурентоспособности заключается определении объекта исследования и анализа, а также формулировании целевых ориентиров. В рамках поставленных целей и задач исследования проводится сбор, обработка и анализ исходной информации исходя из методологии исследования и проведения оценки с учетом особенностей функционирования и развития объекта под влиянием различного рода факторов, наличия угроз и рисков. По результатам проведенного исследования и оценки конкурентоспособности объекта определяется его тип, что в дальнейшем используется в целях обеспечения и повышения уровня его конкурентоспособности.
При существующем многообразии конкурентных и экономических отношений условно можно выделить следующие уровни оценки конкурентоспособности в рамках экономической системы: макроуровень, на котором оцениваются отдельные виды товаров, работ и услуг, а также хозяйствующие субъекты, которые их производят, оказывают, мезоуровень, представленный отраслями, а также группами хозяйствующих субъектов, макроуровень – экономики регионов, государства. На текущем уровне развития экономических отношений также целесообразно выделить кластерный уровень, представленный группами взаимосвязанных между собой хозяйствующих субъектов и экономических систем.
При этом конкурентоспособность как экономическая категория является относительной характеристикой, поскольку с методологической точки зрения представляет собой результат сопоставления объекта оценки с конкурирующими с ним по определенному набору характеристик и свойств с привязкой к конкретным условиям и времени. Согласно известной в экономической практике методическому подходу М. Портера, представленному в виде «ромба» конкурентных факторов необходимо выделять и учитывать следующие взаимосвязанные и основополагающие факторы как: условия, связанные и поддерживающие отрасли, условия, а также такие категории как стратегия, структура и соперничество.
Наравне с этим в ходе оценки конкурентоспособности того или иного объекта целесообразным является учет отраслевых и специфических особенностей. Например, если происходит оценка конкурентоспособности региона, то необходимо учитывать такие факторы как: географическое положение, ресурсно-материальная база, конъюнктура рынка труда, специализация экономики, уровень интеграции в внешнеэкономическую деятельность, демография и т.д. Именно в силу наличия такого рода особенностей и специфических черт объектов оценки конкурентоспособности в экономической и научно-исследовательской практике не может быть полностью универсальной и всеобъемлющей методики, которая с одинаково высокой эффективностью могла быть использована на макроуровне, мезоуровне, микроуровне, кластерном уровне. Иными словами, одним из ключевых вопросов в оценке конкурентоспособности того или иного объекта с учетом специфических и отраслевых особенностей является выбор оптимальных показателей конкурентоспособности, которые объективно отражали бы условия и форму конкуренции в той или иной сфере.
Оценка конкурентоспособности предприятия (хозяйствующего субъекта) является одним из важнейших элементов обеспечения его экономической безопасности, его проведение целесообразно проводить с учетом имеющегося деления на уровни. На рисунке 2 представлены уровни оценки конкурентоспособности предприятия.
Все факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятия, условно можно подразделить на внешние и внутренние. К главным внутренним факторам относят характеристики эффективного применения таких ресурсов организации как: материальных, трудовых, финансовых. При этом внешними факторами являются социально-экономические и организационные связи, позволяющие создать более востребованную и конкурентоспособную продукцию по количественным и качественным характеристикам и свойствам. В рамках проведения оценки конкурентоспособности хозяйствующего субъекта в целях повышения достоверности и качества полученных результатов необходимо определять характер и степень влияния такого рода факторов как на объект исследования, так и на его конкурентов. В совокупности конкурентоспособность предприятий образуют конкурентоспособность отрасли, которые в свою очередь формируют положение экономической системы в целом.
В целях осуществления эффективного управления конкурентоспособностью хозяйствующего субъекта необходимо использовать такие методы и инструменты, которые позволяют адаптировать используемую методологию к условиям проведения исследования и специфике объекта. Так, С.О. Медведев, М.О. Позднякова, М.А. Зырянов, Ю.А. Безруков в своем исследовании рассматривают три метода оценки: дифференциальный, комплексный, смешанный. Первый предполагает использование определенных показателей, значения которых будут сравнены с базовыми. Второй предусматривает применение интегральных показателей. Третий представляет собой комбинацию из первых двух подходов [2].
Рис. 2. Уровни и методы оценки конкурентоспособности предприятия Источник: составлено авторами
Сандитов М.Д. и Шабыкова Н.Э. более детально рассматривают матричный метод оценки конкурентоспособности, заключающийся в построении матрицы с учетом жизненного цикла продукции по двум системам координат: темпы роста объемов продаж и доли компании на рынке [3]. С точки зрения матричного метода оценки выделяют следующие конкурентные позиции объекта оценки с точки зрения конкурентоспособности: доминирующая, сильная, благоприятная, неустойчивая, слабая, нежизнеспособная [4]. К числу матричных методов оценки конкурентоспособности относят также матрицу Портера, модель GE/Mc Kinsey, модель Shell/DPM, модель Hofer/Schendel и т.д. [5].
Подход к оценке конкурентоспособности, рассматриваемый Максимовым И. в своем исследовании, предполагает расчет интегрального показателя за счет использования четырех групп индикаторов, отражающих происходящие производственные процессы, управленческие аспекты, связанные с оборотными средствами, сбытом, положением товара на рынке, а также предоставляемых работ и услуг [6].
Другим направлением проведения оценки конкурентоспособности является использование метода рейтинговой оценки, суть которого заключается в проведении оценки объектов, с их последующим упорядочиванием по полученным результатам, ранжированием. В рамках данного подхода возможна различная комбинация и набор применяемых инструментов: нормирование значений, расчет среднего значения по выборке, статических показателей, характеризующих исходные параметры для расчета индикаторов. Так, Круг Э.А в своем исследовании предлагает следующий алгоритм проведения сравнительной рейтинговой оценки, предполагающий использование метода расстояний (рисунок 3).
Рис. 3. Алгоритм проведения сравнительной рейтинговой оценки конкурентоспособности по методу расстояний Источник: составлено авторами по данным [7]
Метод рейтинговой оценки в экономической практике является одним из наиболее универсальных, популярных и эффективных, поскольку применяемый в его рамках набор инструментов может быть сформирован в зависимости от выбранного объекта исследования и предполагать расчет интегрального показателя. В целях оценки конкурентоспособности на макроэкономическом уровне целесообразным является использование интегрального показателя, отражающего состояние объекта оценки по его структурным составляющим. Так, рейтинговым агентством «Эксперт РА» в целях осуществления оценки инвестиционной привлекательности региона используется набор более чем из 60 показателей, которые сгруппированы в пять блоков (инфраструктурные, экономические, социальные, финансовые ресурсы, состояние окружающей среды) с делением их по степени значимости [8].
Оценку конкурентоспособности того или иного объекта по сути понятия «конкурентоспособность» необходимо осуществлять в сравнении с его конкурентами, находящимися с ним на одном уровне в рамках экономической системы по заранее сформированному набору показателей (индикаторов). С нашей точки зрения, наибольшей эффективностью характеризуется интегральный подход к проведению оценки конкурентоспособности, поскольку в его рамках возможно выделение групп (категорий показателей), осуществление нормирования их значений с заданием весов каждому из них.
Заключение
Усиление степени конкуренции между хозяйствующими субъектами в экономике в большей мере обусловлены необходимостью улучшать свои рыночные позиции и финансовые результаты, что в свою очередь определяет целесообразность проведения комплексной и всесторонней оценки уровня их конкурентоспособности. Методика оценки конкурентоспособности того или иного объекта должна соответствовать ряду требований, в частности специфики условий его функционирования, рыночной среды, а также характера влияния факторов внешнего и внутреннего характера. Так, устойчивость хозяйствующих субъектов и экономических систем можно рассматривать по следующим направлениям: производственная (технологическая), экономическая, факторная, цифровая, финансовая.
С нашей точки зрения, процесс оценки конкурентоспособности объекта можно условно разделить на три этапа: подготовительный (определение текущего и желаемого положения объекта оценки, анализ с точки зрения ее устойчивости, отраслевых особенностей и характеристик, выбор и группировка показателей и индикаторов оценки, а также выбор информационной базы и периода анализа), расчетный этап (проведение качественного и количественного анализов), анализ значения интегрального показателя конкурентоспособности объекта оценки.