Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

METHODOLOGICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF COMPETITIVENESS ASSESSMENT

Zyukin D.A. 1 Vlasova O.V. 2 Bushina N.S. 2 Sedykh T.A. 3
1 Kursk state agrarian university
2 Kursk state medical university
3 Kursk academy of state and municipal service
In the presented article, the authors consider the methodological and practical aspects of assessing competitiveness. The purpose of the study is to consider the theoretical and methodological aspects of assessing competitiveness based on the analysis and generalization of research and applied practices. The increased degree of competition between business entities in the economy is largely due to the need to improve their market positions and financial results, which in turn determines the expediency of conducting a comprehensive and comprehensive assessment of their competitiveness. Given the presence of industry-specific features and peculiarities, as well as the location of objects at different levels in the hierarchy of the economic system, there is no single generally accepted methodology that provides with the same degree of effectiveness the results of assessing their competitiveness. It is established that competitiveness as an economic category is a relative characteristic, since from a methodological point of view it is the result of comparing the object of assessment with those competing with it in a certain set of characteristics and properties with reference to specific conditions and time. The methodology for assessing the competitiveness of an object must meet a number of requirements, in particular the specifics of its functioning conditions, the market environment, as well as the nature of the influence of external and internal factors. From our point of view, the most effective approach is characterized by an integrated approach to assessing competitiveness, since within its framework it is possible to identify groups (categories of indicators), normalize their values with setting weights for each of them.
competitiveness
competition
competitive advantages
business entity
economy

Введение

Усиление степени конкуренции между хозяйствующими субъектами в экономике в большей мере обусловлены необходимостью улучшать свои рыночные позиции и финансовые результаты, что в свою очередь определяет целесообразность проведения комплексной и всесторонней оценки уровня их конкурентоспособности. По своей сути, понятие «конкурентоспособность» представляет собой возможность и способность хозяйствующего субъекта приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям рыночной среды. В данном аспекте стоит отметить тот факт, что конкуренция как экономическое явление ведет к повышению уровня эффективности финансово-экономической и производственной деятельности хозяйствующих субъектов. Несмотря на то, что тема оценки конкурентоспособности является актуальной в темах работ ученых и исследователей, на данный момент не существует общепринятой и единой методики ее оценки. По уровню оценки можно выделить следующие: экономика государства в целом, экономика региона, отрасль экономики, отдельный хозяйствующий субъект, продукты/услуги. На данный момент оценка конкурентоспособности и разработка соответствующей методологии представляют собой важную задачу в научной и прикладной практике, что позволило бы проводить исследование данной экономической категории на качественном и достоверном уровне.

Цель исследования – рассмотрение теоретических и методологических аспектов проведения оценки конкурентоспособности на основе анализа и обобщения научно-исследовательской и прикладной практик.

Материал и методы исследования

Проведение данного исследования основывается на использовании результатов исследований ученых и экспертов в области экономической безопасности государства, регионов, хозяйствующих субъектов, конкурентоспособности, а также изучения методик оценки таких рейтинговых и аналитических агентств и компаний как «Эксперт РА». Авторами исследования для достижения поставленных целей и задач был предложен алгоритм, проведен анализ методов, а также рассмотрены уровни оценки конкурентоспособности, предложены, сформулированы и обобщены рекомендации по их дальнейшему применению. В данной статье авторы применяют общенаучные способы исследования, анализ, индукция, дедукция, синтез, сравнение, интеллектуальный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

Для оценки уровня конкурентоспособности применяются подходы и методики, которые основываются на характерных им особенностям и свойствам, выбираемые в зависимости от отличительных черт и характеристик объекта оценки. Следует отметить тот факт, что необходимо учитывать ряд факторов при выполнении оценки уровня конкурентоспособности: область (сфера) функционирования объекта, источники данных, используемые в целях исследования, возможности для применения инструментов прогнозирования, стратегического управления, угрозы, риски и т.д. Концептуально схему и модель оценки конкурентоспособности на том или ином уровне можно представить в виде алгоритма (рисунок 1).

missing image file

Рис. 1. Алгоритм проведения оценки конкурентоспособности Источник: составлено авторами

Суть представленного на рисунке 1 алгоритма проведения оценки конкурентоспособности заключается определении объекта исследования и анализа, а также формулировании целевых ориентиров. В рамках поставленных целей и задач исследования проводится сбор, обработка и анализ исходной информации исходя из методологии исследования и проведения оценки с учетом особенностей функционирования и развития объекта под влиянием различного рода факторов, наличия угроз и рисков. По результатам проведенного исследования и оценки конкурентоспособности объекта определяется его тип, что в дальнейшем используется в целях обеспечения и повышения уровня его конкурентоспособности.

При существующем многообразии конкурентных и экономических отношений условно можно выделить следующие уровни оценки конкурентоспособности в рамках экономической системы: макроуровень, на котором оцениваются отдельные виды товаров, работ и услуг, а также хозяйствующие субъекты, которые их производят, оказывают, мезоуровень, представленный отраслями, а также группами хозяйствующих субъектов, макроуровень – экономики регионов, государства. На текущем уровне развития экономических отношений также целесообразно выделить кластерный уровень, представленный группами взаимосвязанных между собой хозяйствующих субъектов и экономических систем.

При этом конкурентоспособность как экономическая категория является относительной характеристикой, поскольку с методологической точки зрения представляет собой результат сопоставления объекта оценки с конкурирующими с ним по определенному набору характеристик и свойств с привязкой к конкретным условиям и времени. Согласно известной в экономической практике методическому подходу М. Портера, представленному в виде «ромба» конкурентных факторов необходимо выделять и учитывать следующие взаимосвязанные и основополагающие факторы как: условия, связанные и поддерживающие отрасли, условия, а также такие категории как стратегия, структура и соперничество.

Наравне с этим в ходе оценки конкурентоспособности того или иного объекта целесообразным является учет отраслевых и специфических особенностей. Например, если происходит оценка конкурентоспособности региона, то необходимо учитывать такие факторы как: географическое положение, ресурсно-материальная база, конъюнктура рынка труда, специализация экономики, уровень интеграции в внешнеэкономическую деятельность, демография и т.д. Именно в силу наличия такого рода особенностей и специфических черт объектов оценки конкурентоспособности в экономической и научно-исследовательской практике не может быть полностью универсальной и всеобъемлющей методики, которая с одинаково высокой эффективностью могла быть использована на макроуровне, мезоуровне, микроуровне, кластерном уровне. Иными словами, одним из ключевых вопросов в оценке конкурентоспособности того или иного объекта с учетом специфических и отраслевых особенностей является выбор оптимальных показателей конкурентоспособности, которые объективно отражали бы условия и форму конкуренции в той или иной сфере.

Оценка конкурентоспособности предприятия (хозяйствующего субъекта) является одним из важнейших элементов обеспечения его экономической безопасности, его проведение целесообразно проводить с учетом имеющегося деления на уровни. На рисунке 2 представлены уровни оценки конкурентоспособности предприятия.

Все факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятия, условно можно подразделить на внешние и внутренние. К главным внутренним факторам относят характеристики эффективного применения таких ресурсов организации как: материальных, трудовых, финансовых. При этом внешними факторами являются социально-экономические и организационные связи, позволяющие создать более востребованную и конкурентоспособную продукцию по количественным и качественным характеристикам и свойствам. В рамках проведения оценки конкурентоспособности хозяйствующего субъекта в целях повышения достоверности и качества полученных результатов необходимо определять характер и степень влияния такого рода факторов как на объект исследования, так и на его конкурентов. В совокупности конкурентоспособность предприятий образуют конкурентоспособность отрасли, которые в свою очередь формируют положение экономической системы в целом.

В целях осуществления эффективного управления конкурентоспособностью хозяйствующего субъекта необходимо использовать такие методы и инструменты, которые позволяют адаптировать используемую методологию к условиям проведения исследования и специфике объекта. Так, С.О. Медведев, М.О. Позднякова, М.А. Зырянов, Ю.А. Безруков в своем исследовании рассматривают три метода оценки: дифференциальный, комплексный, смешанный. Первый предполагает использование определенных показателей, значения которых будут сравнены с базовыми. Второй предусматривает применение интегральных показателей. Третий представляет собой комбинацию из первых двух подходов [2].

missing image file

Рис. 2. Уровни и методы оценки конкурентоспособности предприятия Источник: составлено авторами

Сандитов М.Д. и Шабыкова Н.Э. более детально рассматривают матричный метод оценки конкурентоспособности, заключающийся в построении матрицы с учетом жизненного цикла продукции по двум системам координат: темпы роста объемов продаж и доли компании на рынке [3]. С точки зрения матричного метода оценки выделяют следующие конкурентные позиции объекта оценки с точки зрения конкурентоспособности: доминирующая, сильная, благоприятная, неустойчивая, слабая, нежизнеспособная [4]. К числу матричных методов оценки конкурентоспособности относят также матрицу Портера, модель GE/Mc Kinsey, модель Shell/DPM, модель Hofer/Schendel и т.д. [5].

Подход к оценке конкурентоспособности, рассматриваемый Максимовым И. в своем исследовании, предполагает расчет интегрального показателя за счет использования четырех групп индикаторов, отражающих происходящие производственные процессы, управленческие аспекты, связанные с оборотными средствами, сбытом, положением товара на рынке, а также предоставляемых работ и услуг [6].

Другим направлением проведения оценки конкурентоспособности является использование метода рейтинговой оценки, суть которого заключается в проведении оценки объектов, с их последующим упорядочиванием по полученным результатам, ранжированием. В рамках данного подхода возможна различная комбинация и набор применяемых инструментов: нормирование значений, расчет среднего значения по выборке, статических показателей, характеризующих исходные параметры для расчета индикаторов. Так, Круг Э.А в своем исследовании предлагает следующий алгоритм проведения сравнительной рейтинговой оценки, предполагающий использование метода расстояний (рисунок 3).

missing image file

Рис. 3. Алгоритм проведения сравнительной рейтинговой оценки конкурентоспособности по методу расстояний Источник: составлено авторами по данным [7]

Метод рейтинговой оценки в экономической практике является одним из наиболее универсальных, популярных и эффективных, поскольку применяемый в его рамках набор инструментов может быть сформирован в зависимости от выбранного объекта исследования и предполагать расчет интегрального показателя. В целях оценки конкурентоспособности на макроэкономическом уровне целесообразным является использование интегрального показателя, отражающего состояние объекта оценки по его структурным составляющим. Так, рейтинговым агентством «Эксперт РА» в целях осуществления оценки инвестиционной привлекательности региона используется набор более чем из 60 показателей, которые сгруппированы в пять блоков (инфраструктурные, экономические, социальные, финансовые ресурсы, состояние окружающей среды) с делением их по степени значимости [8].

Оценку конкурентоспособности того или иного объекта по сути понятия «конкурентоспособность» необходимо осуществлять в сравнении с его конкурентами, находящимися с ним на одном уровне в рамках экономической системы по заранее сформированному набору показателей (индикаторов). С нашей точки зрения, наибольшей эффективностью характеризуется интегральный подход к проведению оценки конкурентоспособности, поскольку в его рамках возможно выделение групп (категорий показателей), осуществление нормирования их значений с заданием весов каждому из них.

Заключение

Усиление степени конкуренции между хозяйствующими субъектами в экономике в большей мере обусловлены необходимостью улучшать свои рыночные позиции и финансовые результаты, что в свою очередь определяет целесообразность проведения комплексной и всесторонней оценки уровня их конкурентоспособности. Методика оценки конкурентоспособности того или иного объекта должна соответствовать ряду требований, в частности специфики условий его функционирования, рыночной среды, а также характера влияния факторов внешнего и внутреннего характера. Так, устойчивость хозяйствующих субъектов и экономических систем можно рассматривать по следующим направлениям: производственная (технологическая), экономическая, факторная, цифровая, финансовая.

С нашей точки зрения, процесс оценки конкурентоспособности объекта можно условно разделить на три этапа: подготовительный (определение текущего и желаемого положения объекта оценки, анализ с точки зрения ее устойчивости, отраслевых особенностей и характеристик, выбор и группировка показателей и индикаторов оценки, а также выбор информационной базы и периода анализа), расчетный этап (проведение качественного и количественного анализов), анализ значения интегрального показателя конкурентоспособности объекта оценки.