Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

SMALL AND MEDIUM BUSINESS AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMY (BASED ON MATERIALS OF THE ROSTOV REGION)

Zharikova O.S. 1 Zilberbrand N.Yu. 1
1 Platov South-Russian State Polytechnic University
The article examines the dynamics of gross added value created by small and medium-sized enterprises (SMEs) of the Russian Federation, the Southern Federal District (SFD), and the Rostov region for the period 2019-2022, establishes the main trends in its development and impact on the indicators of gross regional product (GRP) . A significant excess of the contribution of SMEs in the Rostov region to the formation of GRP was revealed in comparison with similar indicators in the RF and the SFD RF. It seems necessary to create a coordination center at the federal level to ensure the systematization of successful regional experience in the development of SMEs and the dissemination of the most effective practices, tools, and standard solutions in this area between the constituent entities of the RF and municipalities. The authors substantiate the priority directions for intensifying the socio-economic development of the regions of the RF through the implementation of state support measures for SMEs, and also identify the competitive advantages of small businesses in the Rostov region regarding the implementation of its innovative export potential (in particular, the presence of universities, scientific infrastructure (including supercomputers), qualified personnel, which allows you to export educational, information, analytical, consulting, settlement services). The results of the study can be used by government authorities of the constituent entities of the RF in the preparation and implementation of programs for socio-economic development and structural diversification of the regional economy.
economy
state
regulation
dynamics
factors
region
small and medium-sized businesses
rostov region

Введение

В настоящее время для экономики РФ, вследствие динамичного изменения конъюнктуры мировых рынков и других факторов, характерна структурная диверсификация, выражающаяся, cреди прочего, в изменении удельного веса различных видов экономической деятельности в создании добавленной стоимости на муниципальном, региональном, общероссийском уровнях, корректировке межотраслевых, межрегиональных балансов трудовых, финансовых и иных видов ресурсов. Малые и средние хозяйствующие субъекты отличают такие признаки, как организационная гибкость, способность к быстрой реакции на изменения внутренней и внешней среды, восприимчивость к технологическим, управленческим, маркетинговым инновациям, активное участие в создании новых направлений деловой активности и рынков. Одним из признаков современного этапа развития РФ является наличие значительных диспропорций социально-экономического развития регионов РФ. При создании соответствующих условий, деятельность субъектов МСП способна стать одним их ключевых факторов выравнивания регионов РФ по уровню жизни граждан. С учётом вышеизложенных обстоятельств, не подлежит сомнению актуальность научных исследований, осуществляющих сравнительный анализ показателей деятельности малого и среднего бизнеса, аналитику созданного субъектами РФ инструментария господдержки деловой активности, обоснование приоритетных направлений развития малого и среднего предпринимательства, идентификацию региональных конкурентных преимуществ в различных сферах деятельности субъектов МСП. Цель исследования заключается в уточнении вклада малого и среднего бизнеса в экономическое развитие РФ, Южного федерального округа (ЮФО) РФ, Ростовской области, выявлении перспективных направлений развития субъектов МСП и их конкурентных преимуществ.

Материалы и методы исследования

При подготовке статьи нами использовалась статистическая информация, отражающая основные показатели развития малого и среднего бизнеса РФ, ЮФО РФ, РФ, Ростовской области, методы анализа, синтеза, расчётно-аналитический инструментарий обработки массивов данных.

Результаты исследования и их обсуждение

Вопросы развития региональной экономики, в целом, среднего и малого бизнеса, в частности, рассматриваются в трудах российских учёных-экономистов. Батталова Л.М., Еникеев Р.Н. [1] анализируют механизмы государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства. В работах Мурзина А.Д., Ревунова Р.В., Ревунова С.В. [4] интерпретированы основные экономические показатели субъектов Южного макрорегиона РФ, в том числе с учётом вклада хозяйствующих субъектов малого бизнеса. Евхута Н.А., Евхута О.Н., Жарикова О.С., Зильбербранд Н.Ю. [2, 3] исследуют взаимосвязь результатов деятельности субъектов МСП, государственной политики в сфере развития человеческого капитала, индикаторов конкурентоспособности социально-экономической системы на региональном уровне. В трудах Селиверстова Ю.И., Дмитриевой Ю.А. [9], Эльдиевой Т.М. [11] исследованы различные аспекты развития малого и среднего бизнеса в современных условиях РФ.

В исследуемом регионе создана инфраструктура развития малого и среднего бизнеса. Одним из её важнейших элементов является созданное Правительством Ростовской области «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» (РРАП) [7]. Указанная организация имеет организационно-правовую форму автономной некоммерческой организации, при этом обладает лицензией, позволяющей осуществлять деятельность микрофинансовой организации. РРАП активно взаимодействует с «Российским агентством поддержки малого и среднего бизнеса» [8], государственными ведомствами, осуществляющими поддержку деловой активности, Рострудом. Основными направлениями развития малого и среднего предпринимательства РРАП являются следующие:

- инфраструктурное (представление хозяйствующим субъектам МСП офисных и производственных помещений бизнес-инкубаторов, технопарков,);

- финансовое (предоставление заёмных денежных средств для финансирования расходов, осуществляемых в связи с предпринимательской деятельностью на сумму до 5 млн руб., по ставке от 1,0 % до 9,0 % годовых, на срок до 36 месяцев);

- консалтинговое (содействие в осуществлении бухгалтерского учёта, юридическое консультирование, информирование о мерах господдержки, содействие в привлечении деловых партнёров и контрагентов, проведение обучающих семинаров и т. п.).

Основная деятельность РРАП сосредоточена в административном центре Ростовской области, крупнейшем городе региона Ростове-на-Дону. В 14-ти административных единицах региона функционируют муниципальные агентства поддержки предпринимательства, созданные в организационно-правовом формате некоммерческих партнёрств.

В тоже время, необходимо отметить ряд ограничительных факторов, затрудняющих развитие малого и среднего бизнеса как в Ростовской области, так и в РФ, в целом, а именно: высокие административные издержки, связанные с доступом для субъектов МСП к государственному и муниципальному заказу; низкий уровень привлечения субъектов МСП к выполнению работ и оказанию услуг для предприятий с государственным участием; неравномерность доступа к инфраструктуре поддержки развития бизнеса в разных районах. Влияние указанных ограничителей различается в регионах РФ; подобная тенденция способствует усилению межрегиональных социально-экономических диспропорций.

С учётом тематики статьи, осуществим сравнительный анализ показателей развития организаций малого и среднего предпринимательства. Динамика валовой добавленной стоимости (ВДС), создаваемой субъектами малого и среднего бизнеса РФ, Южного федерального округа, Ростовской области за период 2019-2022 гг. представлена на рисунках 1 и 2 [6].

Представленная на рисунках 1 и 2 информация показывает, что за период с 2019 по 2023 г. наблюдается положительная динамика валовой добавленной стоимости, создаваемой субъектами малого и среднего предпринимательства суммарно по субъектам Российской Федерации и Южного федерального округа на 10060,4 млрд руб. и 856,1 млрд руб. соответственно, по Ростовской области на 240,6 млрд руб. Темп рост данных показателей составил, соответственно, 46,4 %, 45,1 %, 43,0 %. С учётом накопленной за 2019-2023 гг. инфляции, составившей, согласно информации Банка России 34,2 % [5], рост ВДС в реальном выражении составил: для РФ 12,2 %, для ЮФО 10,9 %, для Ростовской области 8,8 %. Рассмотрим изменение долей субъектов МСП в структуре валового регионального продукта (рисунок 3).

Согласно представленной на рисунке 3 информации, за период наблюдения имеют место разнонаправленные тенденции: доля малого бизнеса в суммарном ВРП по РФ, в целом, несколько сократилась с 22,8 % до 22,6 % (-0,2 %), аналогичный показатель для Южного федерального округа также снизился с 29,0 % до 28,0 % (-1,0%), в Ростовской области зафиксировано незначительное увеличение с 34,2 % до 34,4 % (+0,2 %).

missing image file

Рис. 1. Динамика ВДС, создаваемой субъектами МСП РФ, Южного федерального округа за период 2019-2022 гг., млрд руб. (в основных ценах)

missing image file

Рис. 2. Динамика ВДС, создаваемой субъектами МСП Ростовской области за период 2019-2022 гг., млрд руб. (в основных ценах)

missing image file

Рис. 3. Динамика удельного веса субъектов МСП в ВРП суммарно по Российской Федерации, Южному федеральному округу и Ростовской области за период за период 2019-2022 гг., %.

Важной особенностью региональной экономики Ростовской области является высокий уровень деловой активности малого и среднего бизнеса, их доля в ВРП стабильно составляет более 30 %, что значительно превосходит как среднеокружные, так и общероссийские показатели. Данная тенденция свидетельствует об эффективности реализуемых на региональном уровне мероприятий государственного стимулирования развития малого и среднего предпринимательства.

Выводы

В завершение сформулируем следующие основные выводы:

1. Как показывают результаты исследования, регионы Российской Федерации отличаются уровнем развития малого и среднего предпринимательства. С учётом сказанного, необходим дифференцированный подход к формированию основных направлений государственной политики и инструментария поддержки хозяйствующих субъектов, относимых к категориям малого и среднего бизнеса, зависящий от сочетания институциональных, административных, социально-экономических факторов, присущих каждой конкретной территории РФ. Правовой и организационной основной подобного подхода является закреплённое в Конституции РФ федеративное государственное устройство, подразумевающее возможность делегирования некоторых государственных полномочий между уровнями госвласти.

2. Немаловажное значение для развития малого и среднего предпринимательства имеем муниципальная политика, формируемая местными органами власти. В данном контексте представляется целесообразным ввести в предусмотренную законодательством РФ [10] систему оценки эффективности деятельности публичных органов власти муниципальных образований критерии, отражающие уровень развития малого (среднего) бизнеса в юрисдикции данного муниципалитета. Подобными критериями, по нашему мнению, могут быть: количество занятых в хозяйствующих субъектах МСП; отношение среднего уровня оплаты труда работников данной категории организаций к среднерегиональной; динамика валовой доходности данных организаций.

3. Согласно результатов исследования, удельный вес малого и среднего предпринимательства в ВРП суммарно по РФ остаётся сравнительно невысоким и на протяжении 2019-2022 гг. колеблется в диапазоне 22-23 %. При этом, в РФ имеются регионы-лидеры, в частности, Ростовская область, в структуре ВРП которой доля малых и средних хозяйствующих субъектов превышает 30 %. В связи со сказанным, представляется необходимым создание на федеральном уровне координационного центра, обеспечивающего систематизацию успешного регионального опыта развития МСП, распространение между субъектов РФ и муниципальными образованиями наиболее эффективных практик, инструментов, типовых решений в данной области. По нашему мнению, подобные аналитическо-координационные функции целесообразно реализовывать федеральному Министерству экономического развития.

4. Среди приоритетных направлений интенсификации социально-экономического развития регионов РФ необходимо отметить формирование предпосылок участия хозяйствующих субъектов МСП в развитии человеческого капитала по таким направлениям деятельности, как предоставление физкультурно-оздоровительных, образовательных, научных услуг. С учётом динамичного развития коммуникационных технологий и средств связи, российские университеты, научные центры и функционирующие с их участием (на их базе) субъекты малого/среднего предпринимательства могут стать поставщиками расчётных, аналитических, информационных и других видов услуг на мировой рынок. В данном контексте Ростовская область имеет конкурентные преимущества, заключающиеся в наличии образовательных центров, научной инфраструктуры (в том числе суперкомпьютеров) в таких городах региона, как Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Таганрог, а также кадров высокой квалификации.