Введение
В настоящее время для экономики РФ, вследствие динамичного изменения конъюнктуры мировых рынков и других факторов, характерна структурная диверсификация, выражающаяся, cреди прочего, в изменении удельного веса различных видов экономической деятельности в создании добавленной стоимости на муниципальном, региональном, общероссийском уровнях, корректировке межотраслевых, межрегиональных балансов трудовых, финансовых и иных видов ресурсов. Малые и средние хозяйствующие субъекты отличают такие признаки, как организационная гибкость, способность к быстрой реакции на изменения внутренней и внешней среды, восприимчивость к технологическим, управленческим, маркетинговым инновациям, активное участие в создании новых направлений деловой активности и рынков. Одним из признаков современного этапа развития РФ является наличие значительных диспропорций социально-экономического развития регионов РФ. При создании соответствующих условий, деятельность субъектов МСП способна стать одним их ключевых факторов выравнивания регионов РФ по уровню жизни граждан. С учётом вышеизложенных обстоятельств, не подлежит сомнению актуальность научных исследований, осуществляющих сравнительный анализ показателей деятельности малого и среднего бизнеса, аналитику созданного субъектами РФ инструментария господдержки деловой активности, обоснование приоритетных направлений развития малого и среднего предпринимательства, идентификацию региональных конкурентных преимуществ в различных сферах деятельности субъектов МСП. Цель исследования заключается в уточнении вклада малого и среднего бизнеса в экономическое развитие РФ, Южного федерального округа (ЮФО) РФ, Ростовской области, выявлении перспективных направлений развития субъектов МСП и их конкурентных преимуществ.
Материалы и методы исследования
При подготовке статьи нами использовалась статистическая информация, отражающая основные показатели развития малого и среднего бизнеса РФ, ЮФО РФ, РФ, Ростовской области, методы анализа, синтеза, расчётно-аналитический инструментарий обработки массивов данных.
Результаты исследования и их обсуждение
Вопросы развития региональной экономики, в целом, среднего и малого бизнеса, в частности, рассматриваются в трудах российских учёных-экономистов. Батталова Л.М., Еникеев Р.Н. [1] анализируют механизмы государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства. В работах Мурзина А.Д., Ревунова Р.В., Ревунова С.В. [4] интерпретированы основные экономические показатели субъектов Южного макрорегиона РФ, в том числе с учётом вклада хозяйствующих субъектов малого бизнеса. Евхута Н.А., Евхута О.Н., Жарикова О.С., Зильбербранд Н.Ю. [2, 3] исследуют взаимосвязь результатов деятельности субъектов МСП, государственной политики в сфере развития человеческого капитала, индикаторов конкурентоспособности социально-экономической системы на региональном уровне. В трудах Селиверстова Ю.И., Дмитриевой Ю.А. [9], Эльдиевой Т.М. [11] исследованы различные аспекты развития малого и среднего бизнеса в современных условиях РФ.
В исследуемом регионе создана инфраструктура развития малого и среднего бизнеса. Одним из её важнейших элементов является созданное Правительством Ростовской области «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» (РРАП) [7]. Указанная организация имеет организационно-правовую форму автономной некоммерческой организации, при этом обладает лицензией, позволяющей осуществлять деятельность микрофинансовой организации. РРАП активно взаимодействует с «Российским агентством поддержки малого и среднего бизнеса» [8], государственными ведомствами, осуществляющими поддержку деловой активности, Рострудом. Основными направлениями развития малого и среднего предпринимательства РРАП являются следующие:
- инфраструктурное (представление хозяйствующим субъектам МСП офисных и производственных помещений бизнес-инкубаторов, технопарков,);
- финансовое (предоставление заёмных денежных средств для финансирования расходов, осуществляемых в связи с предпринимательской деятельностью на сумму до 5 млн руб., по ставке от 1,0 % до 9,0 % годовых, на срок до 36 месяцев);
- консалтинговое (содействие в осуществлении бухгалтерского учёта, юридическое консультирование, информирование о мерах господдержки, содействие в привлечении деловых партнёров и контрагентов, проведение обучающих семинаров и т. п.).
Основная деятельность РРАП сосредоточена в административном центре Ростовской области, крупнейшем городе региона Ростове-на-Дону. В 14-ти административных единицах региона функционируют муниципальные агентства поддержки предпринимательства, созданные в организационно-правовом формате некоммерческих партнёрств.
В тоже время, необходимо отметить ряд ограничительных факторов, затрудняющих развитие малого и среднего бизнеса как в Ростовской области, так и в РФ, в целом, а именно: высокие административные издержки, связанные с доступом для субъектов МСП к государственному и муниципальному заказу; низкий уровень привлечения субъектов МСП к выполнению работ и оказанию услуг для предприятий с государственным участием; неравномерность доступа к инфраструктуре поддержки развития бизнеса в разных районах. Влияние указанных ограничителей различается в регионах РФ; подобная тенденция способствует усилению межрегиональных социально-экономических диспропорций.
С учётом тематики статьи, осуществим сравнительный анализ показателей развития организаций малого и среднего предпринимательства. Динамика валовой добавленной стоимости (ВДС), создаваемой субъектами малого и среднего бизнеса РФ, Южного федерального округа, Ростовской области за период 2019-2022 гг. представлена на рисунках 1 и 2 [6].
Представленная на рисунках 1 и 2 информация показывает, что за период с 2019 по 2023 г. наблюдается положительная динамика валовой добавленной стоимости, создаваемой субъектами малого и среднего предпринимательства суммарно по субъектам Российской Федерации и Южного федерального округа на 10060,4 млрд руб. и 856,1 млрд руб. соответственно, по Ростовской области на 240,6 млрд руб. Темп рост данных показателей составил, соответственно, 46,4 %, 45,1 %, 43,0 %. С учётом накопленной за 2019-2023 гг. инфляции, составившей, согласно информации Банка России 34,2 % [5], рост ВДС в реальном выражении составил: для РФ 12,2 %, для ЮФО 10,9 %, для Ростовской области 8,8 %. Рассмотрим изменение долей субъектов МСП в структуре валового регионального продукта (рисунок 3).
Согласно представленной на рисунке 3 информации, за период наблюдения имеют место разнонаправленные тенденции: доля малого бизнеса в суммарном ВРП по РФ, в целом, несколько сократилась с 22,8 % до 22,6 % (-0,2 %), аналогичный показатель для Южного федерального округа также снизился с 29,0 % до 28,0 % (-1,0%), в Ростовской области зафиксировано незначительное увеличение с 34,2 % до 34,4 % (+0,2 %).
Рис. 1. Динамика ВДС, создаваемой субъектами МСП РФ, Южного федерального округа за период 2019-2022 гг., млрд руб. (в основных ценах)
Рис. 2. Динамика ВДС, создаваемой субъектами МСП Ростовской области за период 2019-2022 гг., млрд руб. (в основных ценах)
Рис. 3. Динамика удельного веса субъектов МСП в ВРП суммарно по Российской Федерации, Южному федеральному округу и Ростовской области за период за период 2019-2022 гг., %.
Важной особенностью региональной экономики Ростовской области является высокий уровень деловой активности малого и среднего бизнеса, их доля в ВРП стабильно составляет более 30 %, что значительно превосходит как среднеокружные, так и общероссийские показатели. Данная тенденция свидетельствует об эффективности реализуемых на региональном уровне мероприятий государственного стимулирования развития малого и среднего предпринимательства.
Выводы
В завершение сформулируем следующие основные выводы:
1. Как показывают результаты исследования, регионы Российской Федерации отличаются уровнем развития малого и среднего предпринимательства. С учётом сказанного, необходим дифференцированный подход к формированию основных направлений государственной политики и инструментария поддержки хозяйствующих субъектов, относимых к категориям малого и среднего бизнеса, зависящий от сочетания институциональных, административных, социально-экономических факторов, присущих каждой конкретной территории РФ. Правовой и организационной основной подобного подхода является закреплённое в Конституции РФ федеративное государственное устройство, подразумевающее возможность делегирования некоторых государственных полномочий между уровнями госвласти.
2. Немаловажное значение для развития малого и среднего предпринимательства имеем муниципальная политика, формируемая местными органами власти. В данном контексте представляется целесообразным ввести в предусмотренную законодательством РФ [10] систему оценки эффективности деятельности публичных органов власти муниципальных образований критерии, отражающие уровень развития малого (среднего) бизнеса в юрисдикции данного муниципалитета. Подобными критериями, по нашему мнению, могут быть: количество занятых в хозяйствующих субъектах МСП; отношение среднего уровня оплаты труда работников данной категории организаций к среднерегиональной; динамика валовой доходности данных организаций.
3. Согласно результатов исследования, удельный вес малого и среднего предпринимательства в ВРП суммарно по РФ остаётся сравнительно невысоким и на протяжении 2019-2022 гг. колеблется в диапазоне 22-23 %. При этом, в РФ имеются регионы-лидеры, в частности, Ростовская область, в структуре ВРП которой доля малых и средних хозяйствующих субъектов превышает 30 %. В связи со сказанным, представляется необходимым создание на федеральном уровне координационного центра, обеспечивающего систематизацию успешного регионального опыта развития МСП, распространение между субъектов РФ и муниципальными образованиями наиболее эффективных практик, инструментов, типовых решений в данной области. По нашему мнению, подобные аналитическо-координационные функции целесообразно реализовывать федеральному Министерству экономического развития.
4. Среди приоритетных направлений интенсификации социально-экономического развития регионов РФ необходимо отметить формирование предпосылок участия хозяйствующих субъектов МСП в развитии человеческого капитала по таким направлениям деятельности, как предоставление физкультурно-оздоровительных, образовательных, научных услуг. С учётом динамичного развития коммуникационных технологий и средств связи, российские университеты, научные центры и функционирующие с их участием (на их базе) субъекты малого/среднего предпринимательства могут стать поставщиками расчётных, аналитических, информационных и других видов услуг на мировой рынок. В данном контексте Ростовская область имеет конкурентные преимущества, заключающиеся в наличии образовательных центров, научной инфраструктуры (в том числе суперкомпьютеров) в таких городах региона, как Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Таганрог, а также кадров высокой квалификации.