Введение
Подвергшаяся беспрецедентным международным санкциям российская экономика в последнее время продолжает сталкиваться с значительной зависимостью от импорта иностранных технологий и оборудования. По данным 2023 г. 65% отечественных предприятий зависят от импортного оборудования. При этом 18% отечественных предприятий оценивают данную зависимость как крайне высокую, 47% как высокую [1].
Нарастает кадровая и демографическая проблема. Если в январе 2022 г. о нехватке сотрудников сообщало 26% опрошенных предприятий, то в 2023 г. о нехватке персонала говорили уже 42% предприятий. [2].
Финансовая система Российской Федерации в определенной степени остается зависимой от динамики цен на углеводороды и объема их реализации. Эта зависимость выражается в объеме валютной выручки, поступающей в страну, соотношении объемов экспорта и импорта. Широкие массы могут оценить эту зависимость, исходя из динамики курса рубля, вносящей свой вклад в инфляцию.
Все вышеуказанное является лишь небольшой частью примеров, свидетельствующих о нарастающей необходимости структурной модернизации российской экономики. При этом «под экономической модернизацией понимаются структурные, технологические и институциональные изменения в национальной экономике, направленные на повышение ее глобальной конкурентоспособности» [3].
Цель настоящего исследования – на основе анализа текстов документов стратегического планирования Российской Федерации сформировать карту целей структурной модернизации российской экономики за счет упорядочивания данных целей и определения взаимосвязей между ними. Дополнить полученную карту целями, возникшими в результате санкционного давления.
Материалы и методы исследования
Структурная модернизация – стратегический процесс, реализация которого является непрерывной с учетом непрерывности мирового научно-технического развития [4]. Следовательно, формирование целей структурной модернизации российской экономики невозможно без учета целей и задач, сформированных в существующих документах стратегического планирования. При этом имеющиеся в большинстве таких документов цели и задачи формировались до событий 24 февраля 2022 г. и последовавших за ними санкций. Вследствие чего, они должны быть переосмыслены, структурированы и модернизированы применительно к условиям существующих и ужесточающихся санкционных ограничений.
Для формирования целей структурной модернизации российской экономики без санкционного давления (первоначально) проанализированы следующие документы:
1. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.
3. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
4. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года.
5. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации.
Перечень определенных в данных документах целей стал основой разработки представленной ниже карты целей структурной модернизации российской экономики.
Результаты исследования и их обсуждение
Множественность целей структурной модернизации может не дать как участникам процесса модернизации, так и гражданам России краткий ответ на чрезвычайно важный вопрос: зачем тратить усилия и средства на модернизацию? Для ответа необходимо формирование миссии структурной модернизации российской экономики. Она представляется нам следующей: обеспечение прогрессивного и безопасного развития Российской Федерации на благо всех граждан страны.
Рис. 1. Карта целей структурной модернизации российской экономики без учета санкционного давления Источник: составлено авторами
Сформированная миссия, наряду с анализом текста основных нормативных правовых документов стратегического планирования, позволяет создать иерархическую карту целей структурной модернизации российской экономики, первоначально не учитывающую санкционное давление (рисунок 1). При ее формировании многие дублирующие цели разных документов стратегического планирования объединены, часть целей, не принадлежащих непосредственно к структурной модернизации экономики России не включена в схему. Связи на схеме являются двусторонними, что не показано более выраженно для того, чтобы избежать визуальной перегрузки схемы.
Цели структурной модернизации собираются в блоки целей, исходя из их смысловой общности. Рассмотрим из снизу вверх. Один из таких важнейших блоков связан с научно-технологическим потенциалом развития экономики России и, как следствие – обеспечением ее конкурентоспособности. Условием реализации этой цели является достижение цели перевода российской экономики на новую научно-технологическую основу. Так как старая основа во многом исчерпала себя. Отметим, что достижение цели перехода на новую научно-технологическую основу во многом и является базисом структурной модернизации российской экономики.
Отдельной по своей важности целью является цифровая трансформация экономики России, без которой достижение ее конкурентоспособности как в технологической, так и в экономической сферах представляется сомнительным.
В свою очередь достижение цели формирования научно-технологического потенциала развития страны является необходимым условием обеспечения требуемой экологической составляющей структурной модернизации экономики России. Это необходимо, в том числе, для повышения конкурентоспособности отечественной экономики. С 1 октября 2023 г. в Европе и Великобритании заработал механизм взимания «карбонового налога». Россия может стать крупнейшим его плательщиком [5].
Масштабной целью структурной модернизации российской экономики является сбалансированное региональное развитие России, для которого необходимо достижение целей по развитию региональной инфраструктуры, что также отчасти невозможно без структурной модернизации экономики и сбалансированного регионального развития. Совокупное достижение этих целей позволит реализовать цель географического расширения и ускорения экономического роста на территориях регионов страны.
Чрезвычайно важной целью структурной модернизации российской экономики является ее положительное воздействие на динамику численности населения страны, повышение качества человеческого капитала, повышение качества жизни и уровня благосостояния граждан России. Достижение этой цели невозможно без формирования современных рабочих мест, обеспечивающих россиянам достойный доход и стимулирующих их к повышению своего профессионального уровня (цель «достойный эффективный труд и успешное предпринимательство»). Отметим, что текущий кадровый дефицит не сопровождается значительным ростом доходов занятого в экономике российского населения.
Достижение в ходе структурной модернизации российской экономики описанных выше целей позволит достичь чрезвычайно важную цель более высокого уровня – обеспечение роста экономики России. Достижение цели научно-технического развития и создания наукоемкого производства необходимо для достижения цели поддержания потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на уровне, требуемом как для обороны страны, так и для (совместно с развитой экономикой) занятия Россией достойного места в перспективных макросоюзах.
Экономический рост, снижение зависимости экономики от экспорта сырья и импорта материалов и оборудования как цель, достигнутая в результате структурной модернизации российской экономики, позволит достичь цели еще более высокого уровня – укрепления экономического суверенитета Российской Федерации. Что, в совокупности с достижением цели развития потенциала оборонно-промышленного комплекса позволит достичь цель структурной модернизации российской экономики, находящуюся на следующем уровне: «Защита конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности страны».
Как указано выше, представленные на рисунке 1 цели структурной модернизации российской экономики следует модернизировать с учетом санкционного давления на Россию, беспрецедентно выросшего в 2022 г. и реализующегося через следующие направления:
1. Частичная изоляция российского частного и государственного секторов экономики от поставок современного оборудования и материалов.
2. Усиливающийся отказ недружественных стран от приобретения сырьевых товаров, произведенных в России. В результате Россия вынуждена реализовывать свое сырье через посредников, которые значительно нарастили прибыли от перепродажи российского сырья – фактически, это деньги, которые в иной ситуации поступили бы в экономику России.
3. Недостаточная пропускная способность существующей инфраструктуры в восточном направлении. В частности – нехватка танкеров и газовозов, недостаточно развитая трубопроводная и железнодорожная сеть [6].
4. Масштабное влияние санкций на российскую экономику стало возможным в результате ее недостаточной диверсификации – зависимости от узкого набора наиболее развитых отраслей.
5. Проблема использования Россией доллара США в международных расчетах. Использование национальных валют (например – Пакистана и Индии) осложнено их ограниченной конвертацией.
Рис. 2. Карта целей структурной модернизации российской экономики с учетом санкционного давления Источник: составлено авторами
6. Проблема использования Россией доллара США в международных расчетах порождает проблему формирования ликвидных и слабоподверженных инфляции международных резервов, которые, в том числе, являются основой для инвестиций в проведение структурной модернизации российской экономики [7].
7. Санкционное давление стало одной из причин масштабного оттока высококвалифицированных специалистов за границу Российской Федерации, что породило нехватку персонала у отечественных организаций.
Направления влияния санкций на российскую экономику позволяют дополнить схему, представленную на рисунке 1 целями структурной модернизации экономики, направленными на купирование санкционного давления – рисунок 2 (выделены утолщенными рамками).
Выводы
Анализ карты целей структурной модернизации российской экономики, представленной на рис. 2, позволяет сделать выводы.
Для противодействия частичной изоляции российского частного и государственного секторов экономики от поставок современного оборудования и материалов, целью структурной модернизации российской экономики является замещение критических важных для экономики страны импортных технологий российскими разработками с соответствующим будущим сокращением данного импорта. Очевидно, что процесс этого замещения столкнется со значительными технологическими трудностями. Но их наличие не означает что от этого процесса необходимо отказаться.
Для противодействия усиливающемуся отказу недружественных стран от приобретения сырьевых товаров, произведенных в России, целью структурной модернизации российской экономики является расширение экспорта российских высокотехнологичных товаров.
В совокупности достижение двух вышеуказанных целей (импортозамещение, изменение структуры экспорта и импорта) позволит достигнуть цели диверсификации российской экономики, что через решение задачи ее экономического роста, повысит устойчивость российской экономики. Отметим, что для достижения цели по изменению структуры экспорта и импорта (в том числе территориальной) необходимо достижение цели по ускорению восточного направления развития российской инфраструктуры и также – достижение цели по созданию и использованию цифровых валют для противодействия санкциям в сфере международных платежей.
Достижение цели структурной модернизации по развитию восточного направления российской инфраструктуры позволит эффективно противодействовать ее текущей недостаточной пропускной способности для полноценного поворота российской экономики на Восток, что придаст мощный дополнительный импульс развитию восточных регионов России. Это позволит более эффективно достичь цели сокращения уровня межрегиональной дифференциации социально-экономического развития российских регионов.
При этом проблема международных платежей и накопления резерва в условиях дедолларизации отчасти может быть решена при достижении цели формирования российской цифровой валюты (пула валют), что в совокупности с достижением цели формирования пула валют дружественных государств позволяет не только заложить устойчивую финансовую основу экспортно-импортных операций, но и заложить основу будущего финансово-экономического союза дружественных России государств.
По нашему мнению, для достижения комплекса определенных на рисунке 2 целей структурной модернизации российской экономики следует разработать Стратегию структурной модернизации российской экономики, которая станет, в том числе, своего рода объединяющим документом для существующих документов стратегического планирования федерального уровня.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету.