Введение
В современных условиях беспрецедентного санкционного давления на экономику РФ, имеющего своей целью ограничить социально-экономическое развитие нашей страны, не вызывает сомнений своевременность, актуальность, научно-практическая значимость научных исследований, направленных на выявление основных тенденций внешнеэкономической деятельности РФ, факторов, оказывающих наибольшее влияние на её результаты, выявление точек роста, поиск и обоснование векторов, механизмов, организационно-экономического инструментария усиления конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов РФ на мировом рынке.
Материалы и методы исследования
Информационно-эмпирическую основу статьи составили материалы Федеральной таможенной службы РФ и Росстата, отражающие основные результаты внешнеэкономической деятельности РФ за период 2021-2023 годов. Применение в ходе исследования методов анализа, синтеза, расчётно-аналитического инструментария обработки массивов цифровых данных позволили установить основных закономерности, что обеспечило высокий уровень достоверности итоговых результатов и выводов.
Результаты исследования и их обсуждение
Представители российского научного сообщества рассматривают различные аспекты внешнеэкономической деятельности РФ. Губачев В.А., Губачева Е.В., Безденежный А.С. [1], Чумакова В.Н., Тамазов М.В., Королёва С.Ф. [2] исследуют различные форматы государственного стимулирования сельскохозяйственного производства, в том числе в части, касающейся увеличения экспорта продукции АПК. Влияние иностранных санкций на показатели внешнеэкономической деятельности анализируют Груднева А.А. [3], Кулов А.Р. [5]. Научная интерпретация направлений и факторов усиления конкурентоспособности региональной экономики представлена в работах Ревунова Р.В., Дальченко Е.А., Решетнякова Д.А. [10]. Необходимо отметить, что вопросы интенсификации российского экспорта на современном этапе нуждаются в дополнительной научной интерпретации.
Целевые ориентиры государственной политики РФ по регулированию внешнеэкономической деятельности обозначены в паспорте национального проекта «Международная кооперация и экспорт» [9]. С основными направлениями стратегического развития агропромышленного комплекса РФ коррелируют целевые ориентиры Доктрины продовольственной безопасности РФ [4]. Систематизируя положения указанных документов, касающиеся госрегулирования внешнеэкономической деятельности РФ в сфере сельскохозяйственного производства и переработки, выделим приоритетные направления развития, в частности:
- увеличение объёма производства и экспорта продукции АПК РФ на мировой рынок;
- усиление конкурентоспособности отраслей российского сельскохозяйственного производства и переработки в глобальных сопоставлениях;
- стимулирование формирования цепочек создания добавленной стоимости в АПК с участием партнёров из дружественных стран, координация межгосударственных усилий по продвижению продукции АПК на рынки третьих стран.
На современном этапе мировой рынок сельскохозяйственного сырья и продовольствия является одним из наиболее динамично растущих. Согласно Продовольственного прогноза Продовольственной и сельскохозяйственной организации объединённых наций (ФАО), «В 2023 году глобальные расходы на импорт продовольствия достигнут нового рекордного уровня» [8]. Указанные обстоятельства формируют благоприятные предпосылки для повышения эффективности внешнеэкономической деятельности РФ за счёт расширения присутствия российских сельхозтоваропроизводителей на региональных рынках дружественных и нейтральных стран и глобальном рынке аграрной продукции.
С учётом вышеизложенных направлений, рассмотрим анализ показателей внешнеэкономической деятельности РФ в целом, и АПК в частности, который представлен на рисунке 1 [6, 7].
Научная интерпретация представленной на рисунке 1 информации, позволяет установить тенденцию сокращения экспорта РФ за 2021-2023 гг. на 68,0 млрд долл. США (-13,8 %), а также снижение импорта в аналогичном периоде на 8,5 млрд долл. США (-2,9 %). При этом необходимо отметить, что в 2021-2022 гг. показатель импорта снизился, однако в 2022-2023 гг. указанная тенденция смерилась ростом объёма закупок за рубежом с 259,1 млрд долл. США до 285,1 млрд долл. США.
Показатели сальдо внешнеэкономической деятельности РФ за период 2021-2023 гг. представлены на рисунке 2.
Рис. 1. Показатели внешнеэкономической деятельности РФ за период 2021-2023 гг., млрд долл. США
Рис. 2. Показатели сальдо внешнеэкономической деятельности РФ за период 2021-2023 гг., млрд долл. США Примечание: здесь и далее сальдо рассчитывается нами как разница между стоимостным эквивалентом экспорта и импорта за соответствующий год анализируемого периода
Рис. 3. Показатели внешнеэкономической деятельности РФ, касающейся продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья за период 2021-2023 гг., млрд долл. США
Рис. 4. Показатели сальдо внешнеэкономической деятельности РФ, касающейся продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья за период 2021-2023 гг., млрд долл. США
Выявленное нами ранее сокращение российского экспорта более высоким темпом по сравнению с импортом способствовало снижению представленного на рисунке 2 сальдо внешнеэкономической деятельности РФ с 199,6 млрд долл. США в 2021 г. до 140,0 млрд долл. США в 2023 г. (-59,5 %, 29,8 %). С учётом тематики статьи, рассмотрим основные тенденции, связанные с экспортом и импортом РФ сельскохозяйственной продукции, продовольствия (рисунок 3) [6, 7].
Как показывают данные рисунка 3, стоимостной эквивалент поставок за пределы РФ сельскохозяйственной продукции и продовольствия увеличился с 36,0 млрд долл. США в 2021 г. до 43,1 млрд долл. США в 2023 гг. (+7,1 млрд долл. США, +19,8 %). В тоже время, импорт аналогичной товарной номенклатуры увеличился за период наблюдения лишь на 1,1 млрд долл. США, что в относительном выражении составило 3,1 %. Подобные тенденции обусловили изменения сальдо внешнеэкономической деятельности РФ, касающейся продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, графическая интерпретация которой представлена на рисунке 4 [6, 7].
Рис. 5. Показатели удельного веса продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в структуре экспорта и импорта РФ за период 2021-2023 гг., %
Установленный нами ранее более высокий темп роста показателей экспорта аграрной продукции и продовольственных товаров по сравнению с их импортом, обусловил ярко выраженную положительную динамику сальдо внешнеторговой деятельности РФ по данной товарной номенклатуре. Указанный показатель увеличился с 1,9 млрд долл. США до 8,0 млрд долл США за период наблюдения (+6,1 млрд долл. США, +315,9 %). Изменение сальдо оказало влияние на динамику структуры экспорта и импорта РФ за период 2021-2023 гг. (рисунок 5) [6, 7].
Представленная на рисунке 5 информация позволяет установить следующие тенденции, развивающиеся в течение периода наблюдения: постепенное увеличение долей сельхозсырья и продовольствия в структуре экспорта РФ с 7,3 % до 10,1 % (+2,8 %), импорта РФ с 11,6 % до 12,3 % (+0,7 %).
В силу естественных географических, природно-климатических причин, регионы и макрорегионы РФ в различной степени вовлечены во внешнеэкономическую деятельность, связанную с сельскохозяйственным производством и переработкой. По нашему мнению, на современном этапе Южный макрорегион РФ, понимаемый нами как совокупность субъектов Южного, Северо-Кавказского федеральных округов, Астраханской области обладает максимальным набором факторов, способствующих интенсивному развитию аграрного производства и экспорта, а также развитию межгосударственных экономических взаимосвязей с дружественными странами. Среди подобных факторов отметим следующие основные: наличие выходов к тёплым морям (Азовское, Чёрное, Каспийское), судоходных рек (Волга, Дон), портовой инфраструктуры, что позволяет использовать суда класса «река-море» для доставки сельскохозяйственного сырья и готовой продукции агропромышленного комплекса потребителям наиболее дешёвым, морским, видом транспорта; участие РФ в межгосударственных объединениях (в частности, Евразийском экономическом союзе) вместе с Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Армения, Кыргызской Республикой, что позволяет осуществлять координацию государственной политики, связанной с развитием сельскохозяйственного производства и переработки, унифицировать фитосанитарные стандарты, финансировать реализацию совместных инвестиционных проектов в сфере развития аграрного производства и экспорта сельхозпродукции на рынки третьих стран.
Выводы
В завершение сформулируем следующие основные выводы:
1. Беспрецедентное санкционное давление со стороны ряда иностранных государств в отношении РФ используется зарубежными компаниями вытеснение российских хозяйствующих субъектов с мирового рынка. При этом, на протяжении нескольких десятилетий, углеводородное сырьё является доминирующим товаром, поставляемым РФ на экспорт. Сформировалась устойчивая структура товарной номенклатуры отечественного экспорта, значительную долю в котором занимали сырьевые товары углеводородной группы, каковые, в сочетании с другими природными ресурсами и товарами низкого уровня передела, составляли большинство в структуре поставок.
2. Как показывают результаты исследования, в последние годы обозначился устойчивый тренд, связанный со структурной трансформацией российского экспорта. Наблюдается устойчивая тенденция увеличения поставок экономическими агентами РФ сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров на мировой рынок. Указанная тенденция свидетельствует об эффективности мер государственного стимулирования экспорта продукции агропромышленного комплекса РФ, росте мирового спроса на продовольствие и сельхозпродукцию, рациональных действиях российских компаний на глобальном рынке, выражающихся в переориентации товарных потоков на рынки дружественных и/или нейтральных стран.
3. Также необходимо отметить позитивную тенденцию, связанную с превышением темпов роста российского аграрного экспорта по сравнению с аналогичным показателем импорта. Сохранение подобной тенденции в средне- и долгосрочной перспективах способствует усилению позиций РФ на глобальном продовольственном рынке, как одного из ключевых поставщиков широкой номенклатуры сельскохозяйственного сырья и основных видов продовольственных товаров. Указанные обстоятельства актуализируют задачу интенсификации взаимодействия РФ и дружественных стран в части формирования организационно-экономических предпосылок реализации совместных инвестиционных проектов в сфере сельскохозяйственного товаропроизводства, переработки, развития взаимодействия по проникновению на рынки третьих стран.