Введение
В настоящее время в Государственной Думе находится на рассмотрении законопроект № 512729-8 «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую НК РФ» (в части отдельных вопросов налогообложения акцизами и НДПИ). Законопроект предусматривает временное увеличение НДПИ на золото. С 1 июня по 31 декабря 2024 года включительно вводится твердый коэффициент к НДПИ, который предлагается определить по следующей формуле:
КДРМ = VДРМ х 78 000,
где VДРМ – количество драгоценного металла (золота), содержащегося в полезном ископаемом, указанном в подпункте 13 пункта 2 статьи 337 НК РФ, добытом на участке недр.
Исходя из этого, нужно определить объект налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых, разработать дифференцированный подход к налогообложению аффинированного золота и концентратов, содержащих драгоценные металлы.
Цель исследования – анализ законодательства в целях совершенствования регулирующей функции налогообложения в России в существующих условиях.
Материалы и методы исследования
Увеличение налоговой нагрузки для недропользователей в силу истощенности минеральных ресурсов и наличия месторождений на стадии окончания жизненного цикла может привести к снижению уровня инновационной активности недропользователей.
Изменение мер и инструментов государственной поддержки недропользователей, создание дифференцированных подходов в сфере налогообложения позволит стимулировать развитие отрасли, в частности новых технологий извлечения драгоценных металлов на территории РФ.
В настоящей статье рассматриваются проблемы, сложившиеся в сфере налогообложения драгоценных металлов, в частности при реализации на экспорт минерального сырья – золотосодержащего концентрата и определения цены на этот концентрат при экспорте и для исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ).
Анализируются условия налогообложения, проводится комплексное исследование функционирования организаций – недропользователей.
Исследование базируется на диалектическом подходе. При проведении исследования были использованы системный, институциональный подходы.
Результаты исследования и их обсуждение
Применение твердого коэффициента возможно только при реализации золота в слитках в России (не на экспорт), а концентрат необходимо освободить от применения твердого коэффициента по НДПИ в силу того, недропользователь оплачивает экспортную пошлину при экспорте концентрата. 1) при введении твердого коэффициента исключить экспортную пошлину при экспорте концентратов; 2) не применять твердый коэффициент к налогообложению концентратов в силу того, что на основании ст. 21 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», для целей налогообложения по НДПИ в отношении концентратов (ТН ВЭД 2616 90 000 0) цены регулируются государством.
Основные направления развития налоговой системы для недропользователей изложены в работе [1], где рассмотрена концепция налогообложения твердых полезных ископаемых.
При подсчете прямого эффекта от изменения цен необходимо учитывать нелинейность формулы расчета рентных налогов, связанную с повышенной степенью их прогрессивности в отношении уровня цен [2]. Особенность функционирования организаций в существующих реалиях связана с высоким уровнем неопределенности в экономической и деятельности организаций, что требует сбалансированного подхода к широте охвата мерами государственной поддержки организаций и адресного подхода к их налогообложению [3]. В работе [4] отмечается, что высокая стоимость кредитных ресурсов приводит к снижению инвестиций и производительности.
Состояние золотодобывающей отрасли в текущей ситуации следующее. Для всех экспортеров драгоценных металлов согласно Постановлению Правительства России №1538 от 21.09.02023 были введены экспортные пошлины, привязанные к курсу доллара. Ставка экспортной пошлины на апрель 2024 года составляет 5,5%.
С 1 июня по 31 декабря 2024 года включительно вводится твердый коэффициент к НДПИ, который предлагается определить по следующей формуле:
КДРМ = VДРМ х 78 000,
где VДРМ – количество драгоценного металла (золота), содержащегося в полезном ископаемом, указанном в подпункте 13 пункта 2 статьи 337 НК РФ, добытом на участке недр. Справочно текст законопроекта: статью 343 дополнить пунктом 21 следующего содержания: «21. Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком при добыче полезного ископаемого, указанного в подпункте 13 пункта 2 статьи 337 (см. его содержание ниже) настоящего Кодекса, на участке недр, лицензия на пользование которым выдана в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах, за налоговый период, начало которого приходится на период с 1 июня по 31 декабря 2024 года включительно, увеличивается на величину значения показателя КДРМ, определяемого по следующей формуле:
КДРМ = VДРМ х 78 000,
где VДРМ – количество драгоценного металла (золота), содержащегося в полезном ископаемом, указанном в подпункте 13 пункта 2 статьи 337 настоящего Кодекса, добытом на участке недр, указанном в абзаце первом настоящего пункта, выраженное в килограммах. Рассчитанное значение показателя КДРМ округляется до целого значения в соответствии с действующим порядком округления».
Подпункт 13 пункта 2 статьи 337: полупродукты, содержащие в себе один или несколько драгоценных металлов (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые по завершении комплекса операций по добыче драгоценных металлов, в том числе: 1) лигатурное золото; – концентраты.
Вопросы для обсуждения:
1. Будет ли отменена экспортная пошлина?
2. Будет ли освобожден от уплаты твердого коэффициента НДПИ золото в концентрате, реализуемое на экспорт и облагаемое экспортной таможенной пошлиной?
3. Проект закона не разделяет налогообложение лигатурного золота и концентратов. Как платить НДПИ? Что является объектом налогообложения? Аффинированные слитки золота? Или золото в любом свободном его состоянии?
4. В настоящее время – НДПИ не привязан к реализации, уплата НДПИ происходит при добыче полезных ископаемых, при реализации продукции подается уточненная декларация, учитывающая количество пересчета на химически чистый металл на основании паспортов расчета аффинажных заводов и волатильность цены. Применение твердого коэффициента к 1 грамму золота будет в момент реализации? Или в момент добычи и определения объекта налогообложения по НДПИ для вида полезного ископаемого?
5. Как будет работать ст. 21 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», для целей налогообложения по НДПИ, если будут заключены экспортные контракты?
6. Суммируется ли количество добытого полезного ископаемого, подлежащее налогообложению при одинаковом виде добытого полезного ископаемого, в частности золото и концентрат золотосодержащий?
7. Доля содержания химически чистого металла в золотосодержащем концентрате определяется в соответствии с пунктом 7 Правил. Согласно пункту 7 Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности (утв. постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2000 г. N 731) учет драгоценных металлов, входящих в состав продуктов переработки минерального и вторичного сырья, при передаче их на аффинаж осуществляется в пересчете на массовые доли химически чистых драгоценных металлов. После проведения аффинажа учет указанных драгоценных металлов осуществляется по результатам аффинажа. В нашем случае аффинаж золотосодержащего концентрата не предусмотрен и не проводится. Каким образом и на основании каких документов определять долю содержания химически чистого металла в золотосодержащем концентрате?
8. Согласно Приказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 30.10.2012 № 1598 Об утверждении перечня кодов товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, сделки, в отношении которых признаются контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 НК РФ, концентрат (ТН ВЭД 2616 90 000 0) не является биржевым товаром, необходимо ли недропользователю предоставлять уведомление о контролируемых сделках по п. 3 ст. 105.14 НК РФ?
Заключение
Согласно НК РФ видами добытого полезного ископаемого являются концентраты и золото лигатурное (пп. 13 п. 2 ст. 337 НК РФ).
Налоговая база исчисляется в отношении каждого вида полезного ископаемого (ст. 338 НК РФ). Количество полезного ископаемого определяется исходя из ст. 339 НК РФ.
Цена определяется на основании п. 5 ст. 340 НК РФ.
НК РФ не приводит к единой учетной единице виды полезного ископаемого, таким образом, недропользователь исчисляет НДПИ в отношении к каждому виду полезного ископаемого и уплачивает НДПИ, как только полезное ископаемое добыто, не в привязке к его реализации. Тем не менее трактовка в отношении реализации продукции п. 5 ст. 340 НК РФ предусматривает, что когда недропользователь реализовал продукцию и цена, количество добытого полезного ископаемого изменилось, то подается корректировочная уточненная декларация по НДПИ.
Согласно Приказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 30.10.2012 № 1598 Об утверждении перечня кодов товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, сделки в отношении которых признаются контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 НК РФ золото (ТН ВЭД 7108 12 000 1) является биржевым товаром, а концентрат (ТН ВЭД 2616 90 000 0) не является биржевым товаром. В силу отсутствия технологий, на территории России аффинажные организации не могут перерабатывать концентрат до аффинированного золота.
Применение твердого коэффициента возможно только при реализации золота в слитках в России (не на экспорт), а концентрат необходимо освободить от применения твердого коэффициента по НДПИ в силу того, недропользователь оплачивает экспортную пошлину при экспорте концентрата. 1) при введении твердого коэффициента исключить экспортную пошлину при экспорте концентратов; 2) не применять твердый коэффициент к налогообложению концентратов в силу того, что на основании ст. 21 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», для целей налогообложения по НДПИ в отношении концентратов (ТН ВЭД 2616 90 000 0) цены регулируются государством.
Уведомление о контролируемых сделках по п. 3 ст. 105.14 НК РФ не подается, так как концентрат не является биржевым товаром.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета.