Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ANALYSIS OF ECONOMIC SANCTIONS RESTRICTIONS AGAINST THE RUSSIAN FEDERATION AND IMPOSED COUNTERSANCTIONS

Porshneva I.I. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
1404 KB
This study addresses such topical issues as economic sanctions imposed against the Russian Federation, as well as countersanctions. The paper presents a retrospective analysis of restrictions, considering the restrictions approved since the beginning of 2014 in terms of the number of individuals and legal entities affected by them. The author notes that the financial sector, the fuel and energy complex, and trade have come under significant influence of sanctions. The analysis of the systematized information is aimed at highlighting the key areas of functioning and development of the Russian economy in conditions of instability due to the impact of sanctions on all spheres of society. In response to the restrictions, countersanctions were introduced, which were primarily aimed at increasing the stability of the financial and economic system, as well as protecting national interests of Russia. Together with these measures, the Government has adopted programs to support priority sectors of the economy. Based on the results obtained, the author identified key “ideological” directions for the further development of the Russian economy, which, in the current geopolitical and geo-economic conditions, it is advisable for the country’s leadership to place special emphasis on.
economic sanctions
global crisis
countersanctions
economic security
public sector
foreign economic activity

Введение

Современный мир характеризуется своей нестабильностью, которая обостряет скрытые проблемы всех сфер общественной жизни – от социальной до экономической. Санкции же усиливают эту нестабильность, будучи инструментом давления. Финансовые санкции значительно ограничивают деловую активность хозяйствующих субъектов, против которых и были введены рестрикции.

Актуальность данной темы обуславливается нынешней внешнеполитической ситуацией, когда постоянно водятся новые пакеты санкций против Российской Федерации. Подобная тенденция сформировалась еще в 2014 году, что вызвало кратковременный экономический кризис. Но важно понимать, что давление, которое оказывается в настоящее время на Россию, стало гораздо сильнее в сравнении с санкциями десятилетней давности. Именно поэтому необходимо оценить влияние рестрикций – как в ретроспективе, сравнивая с ситуацией 2014 года, так и с учетом нынешних обстоятельств. Таким образом, цель настоящего исследования заключается в систематизации текущих экономических санкционных ограничений против Российской Федерации и введенных контрсанкций.

Материал и методы исследования

Основным инструментарием в рамках представленного исследования выступает ретроспективный анализ, позволяющий рассмотреть события недавнего прошлого с пониманием ситуации в настоящем. Также автором были применены общенаучные методы, в частности метод систематизации, классификации, а также системного анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведем ретроспективный анализ введенных против нашей страны «раундов» санкций начиная с 2014 года. Присоединение Крыма и участие России в конфликте на Донбассе в 2014 году спровоцировали серию международных санкций против России, инициированных преимущественно Соединенных Штатов Америки (далее – США) и Европейским Союзом (далее – ЕС). В той или иной степени Канада, Австралия, Норвегия, Исландия, Швейцария, Япония, некоторые страны-члены ЕС и международные организации (такие как Европейский банк реконструкции и развития) присоединились к антироссийским санкциям. Данные санкции были введены в 2014 году и действуют до сих пор, при условии регулярного продления (в случае Евросоюза) и обновления (в отношении списка лиц и компаний, подпадающих под санкции) [1].

Санкции первого уровня исключили Россию из «Большой восьмерки» (G8). Они приостановили переговоры о вступлении России в Организацию экономического сотрудничества и развития и Международное энергетическое агентство, а также переговоры о новом договоре между ЕС и Россией (который мог бы включать соглашение о свободной торговле) и либерализации визового режима между ЕС и Россией. Они также приостановили проведение полугодовых саммитов «Россия-ЕС», сотрудничество по направлению «Россия-НАТО», и право голоса российской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы [2].

Санкции второго уровня были направлены против физических лиц и компаний (к примеру, тех, кто был связан с бизнесом в Крыму). Меры включали визовые запреты и замораживание активов. Органы государственной власти Российской Федерации постарались оказать финансовую поддержку некоторым пострадавшим компаниям, чтобы компенсировать убытки, связанные с санкциями. В экономической сфере (на 3 уровне) санкции были сконцентрированы преимущественно на:

1. Ограничениях на долгосрочные инвестиции в государственные банки и компании.

2. Запрете на торговлю оборудованием двойного назначения, а также ограничения на торговлю в сфере военно-промышленного комплекса (далее – ВПК).

3. Территориальных и экономических ограничениях, связанных с Крымом [3].

Говоря об ответных мерах нашей страны в тот период времени, подчеркнем, что в августе 2014 года Правительство Российской Федерации отреагировало на западные санкции запретом на импорт большинства продовольственных товаров из стран, которые ввели санкции против России. Больше всего пострадал импорт мяса, молочных продуктов (особенно сыра), фруктов и овощей. Географически импорт продовольствия из Европы (и особенно из стран Восточной Европы и Балтии) резко сократился. В 2014 году Россия ввела ряд контрсанкций против Украины, куда, помимо прочего, вошла отмена двустороннего соглашения о свободной торговле.

Российское правительство также расширило запреты на реализацию нерезидентами деятельности в некоторых секторах (например, в секторе информационных технологий и иных отраслях промышленности), которые могут иметь важное значение для национальной обороны и безопасности. Эти ограничения дополняли те, что действовали до 2014 года, и касались, в частности, инвестиций в природные ресурсы и финансовый сектор, поставок газа и транспортировки по трубопроводам, медицинского оборудования и телекоммуникаций. Правительство также ужесточило правила для осуществления иностранных инвестиций и ряд ограничительных мер в таких сферах как государственные закупки, международное сотрудничество неправительственных исследовательских институтов и организаций гражданского общества.

Цели экономической политики были смещены с диверсификации экономической структуры, улучшения инвестиционного климата и интеграции в мировую экономику на поддержку дезинтеграции, дальнейшее стимулирование традиционного экспорта полезных ископаемых и импортозамещение. Также была осуществлена попытка поддержки отечественных производителей в обрабатывающей промышленности и сырьевых отраслях с помощью налоговых льгот, государственных субсидий, инвестиционной поддержки, экспортных налогов и квот (для снижения внутренних цен на многие сырьевые товары) и преференций для отечественных поставщиков в рамках государственных закупок [4].

Политика импортозамещения и связанная с ней экономическая, финансовая и правовая поддержка отечественных производителей способствовали созданию и укреплению различных отраслевых и промышленных лобби, а также помогли им определять государственную политику. Программы импортозамещения также привели к дополнительным налоговым и квазифискальным издержкам и искажениям в торговле. Ряд политических мер был направлен на то, чтобы избежать (или, по крайней мере, уменьшить) критическую зависимость российской экономики от решений, принимаемых за рубежом, и потенциальных новых санкций, стремясь повысить самодостаточность России.

Одним из ключевых действий по повышению экономической безопасности страны было реформирование системы безналичных платежей. В 2015 году национальная система платежных карт, находящаяся под контролем Центрального банка Российской Федерации, начала обрабатывать все безналичные транзакции в России. Была введена платежная система «Мир», которая быстро расширила масштабы своих операций, в частности, благодаря ее использованию для платежей за счет государственных средств. До марта 2022 года основную долю на рынке занимали карты международных платежных систем (для сравнения: по итогам 2021 года на карты «Мир» приходилось 25,7% в общем объеме карточных операций и 32,5% в числе эмитированных карт). По итогам девяти месяцев 2023 года на «Мир» приходилось 52,5% объема всех операций по картам в России и 51,6% от всех выпущенных карт (в конце первого полугодия 2023 года эти показатели составляли 49,4 и 48,2% соответственно). Таким образом, централизованный национальный процессинг системы «Мир» позволил снизить угрозы сбоев, связанных с работой глобальных платежных систем.

Правительство Российской Федерации также попыталось достичь цифровой независимости, поддерживая цифровые платформы российского производства на внутренних рынках. С 2014 по 2021 год было введено несколько мер защиты в отношении Google, чтобы поддержать российский «Яндекс» в продвижении собственных цифровых сервисов. С 2021 года вступило в силу правило об обязательной предварительной установке российских приложений на все устройства, продаваемые в России. Также в 2019 году Федеральное собрание Российской Федерации приняло закон о создании отдельного «Российского интернета» («Рунета») [5].

Начало специальной военной операции на Украине в 2022 году ожидаемо вызвало беспрецедентную волну санкций против России, инициированных США, Евросоюзом, Великобританией, Канадой, Японией, Австралией и рядом других стран. Как и в случае с санкциями 2014 года, они затрагивают различные секторы и сферы и нацелены на разных субъектов (среди прочего, на частных лиц, институты российского государства, предприятия и банки). Однако, они имеют гораздо более широкий охват по сравнению с теми санкционными мерами, которые были приняты восемью годами ранее.

В таблице 1 отражены ключевые категории санкций, введённых против Российской Федерации с начала 2022 года, и представлена их общая характеристика.

Помимо «официальных» санкций, наша страна (как и все ее граждане) стала объектом спонтанных международных бойкотов в различных сферах, включая спорт, культуру, научное сотрудничество и различные формы предпринимательской деятельности [9]. Например, к середине мая 2022 года более 1000 международных компаний либо приостановили, либо полностью прекратили свою деятельность в России.

Таблица 1

Категории введенных санкций против Российской Федерации и их характеристика

Категория санкций

Общая характеристика санкций

1. Индивидуальные санкции

− США, Евросоюз, Великобритания и другие страны ввели санкции против более чем 1000 российских физических и юридических лиц, включая высших правительственных чиновников и их семьи, членов Государственной Думы и Совета Федерации, высокопоставленных военных, ключевых бизнесменов и ряда других лиц.

− Индивидуальные санкции в большинстве случаев включают визовый запрет и замораживание личных активов.

2. Финансовые санкции

− Финансовые санкции предполагают запрет на операции с ЦБ РФ и замораживание его активов (это затронуло примерно половину международных резервов России).

− Крупнейшие российские банки отключены от Общества всемирной межбанковской финансовой телекоммуникации (SWIFT).

− Введен запрет на поставки в Россию банкнот, деноминированных в евро, и депозиты на крипто-кошельки.

− Ограничен доступ российских банков, предприятий и частных лиц к капиталу и финансовым рынкам США, ЕС и Великобритании.

− Правительство США запретило российским компаниям использовать свои активы, хранящиеся в банках США, для погашения своих долгов.

− ЕС ограничил финансовую и нефинансовую поддержку российских государственных или контролируемых компаний в рамках программ ЕС, Евратома и государств-членов.

3. Энергетические санкции

− США запретили весь импорт нефти и природного газа из России, а Великобритания и ЕС обсуждают прекращение импорт нефти из России к концу 2022 года.

− В августе 2022 года ЕС прекратил импорт угля из России. Ведутся дебаты по поводу существенного сокращения импорта природного газа из России.

− Германия приостановила открытие газопровода «Северный поток-2» из России. Этот инвестиционный проект вызвал много политических противоречий внутри ЕС и в его отношениях с США.

− Запрет на экспорт в Россию товаров и технологий в секторе нефтепереработки и новые инвестиции в российский энергетический сектор.

4. Торговые

санкции

− Помимо санкций, связанных с торговлей энергоносителями, ЕС ввел эмбарго на импорт чугуна, стали, древесины, цемента, резиновой продукции, морепродуктов, крепких спиртных напитков из России.

− США, ЕС и Великобритания запретили продажу товаров двойного назначения (которые могут служить как гражданским, так и военным целям) в Россию. Соответствующий список включает, среди прочего, беспилотные летательные аппараты и программное обеспечение для дронов, программное обеспечение для устройств шифрования, полупроводники и передовую электронику.

− ЕС и Великобритания запретили экспорт некоторых предметов роскоши в Россию.

− ЕС запретил всем российским гражданам и организациям участвовать в контрактах на закупки.

− 15 марта 2022 года ЕС перестал относиться к России как к стране наибольшего благоприятствования в соответствии с правилами ВТО. Таким образом, Россия потеряла значительную часть своих членских прав и привилегий в этой организации.

5. Транспортные санкции

− Закрытие воздушного пространства ЕС, США, Великобритании и Канады для всех принадлежащих России, зарегистрированных или контролируемых воздушных судов.

− Аналогичные запреты касаются экспорта товаров, технологий и услуг в морском и космическом секторах.

− Упомянутые выше страны также закрыли свои морские порты для российских судов.

6. Дипломатические санкции

− Приостановление действия соглашения об упрощении визового режима между ЕС и Россией в отношении российских дипломатов и других российских должностных лиц.

− Сокращение численности дипломатического персонала в российских посольствах и консульствах.

− Россия отстранена от участия в Совете ООН по правам человека и исключена из Совета Европы.

Источник: составлено автором по данным [6-8].

missing image file

Динамика числа физических лиц, попавших в санкционные списки Источник: составлено автором по данным [8, 10]

Решения отдельных компаний обосновывались различными соображениями:

− трудностями продолжения ведения бизнеса в условиях санкций и контрсанкций,

− частичной неконвертируемости рубля,

− риском возникновения экономического спада в России,

− политическими аргументами и мотивами, связанными с общественными настроениями и др.

Что касается введенных санкций в разрезе количества попавших под них физических и юридических лиц, то по состоянию на апрель 2023 года в список адресных (персональных) санкций физических лиц попало 8234 человека. Большая часть из них является государственными служащими и крупнейшими бизнесменами. Динамика числа физических лиц, попавших в санкционные списки за период с марта 2022 года по апрель 2023 года, представлена на рисунке 1.

Ограничения против юридических лиц, в свою очередь, затронули 3806 компаний (по состоянию на апрель 2023 года). В разбивке по десяти крупнейшим отраслям количество юридических лиц, попавших под санкции, может быть представлено в следующем виде (таблица 2).

Более детально рассмотрим содержание введённых американских и европейских санкций. Так, на сегодняшний день американским финансовым институтам запрещены любые сделки (на первичном и вторичном рынках) с российскими рублевыми облигациями федерального займа (далее – ОФЗ) или валютными суверенными евробондами, выпущенными после 1 марта 2022 года. Любые операции, предоставление финансирования и другие сделки с новыми долговыми обязательствами со сроком погашения более 14 дней и новыми акциями.

Таблица 2

Количество российских юридических лиц под санкциями в разбивке по отраслям

Наименование отрасли

Количество компаний, попавших под санкции

Научные исследования

и разработки

327

Торговля оптовая

201

Банковская сфера

152

Образование

241

Производство компьютеров

86

Производство транспортных средств

82

Консалтинг

77

Добыча полезных ископаемых

76

Воздушный транспорт

74

Сектор информационных

технологий

68

Источник: составлено автором по данным открытых источников [8, 10].

Кроме того, одним из наиболее значимых запретов является ограничение на новые инвестиции в энергетический сектор Российской Федерации: теперь европейским компаниям приходится создавать дополнительные «компании-прокладки» для работы с энергетическим сектором России. Также были введены ограничения в части поставок новых долларовых банкнот. Что касается технологической блокады, то здесь США ввели тотальный запрет на импортно-экспортные операции в сфере высоких технологий. На сегодняшний день под запрет попадает любая продукция в сфере оборонной, аэрокосмической и морской отраслей. С марта 2022 года действует тотальный запрет на экспорт чипов и компьютеров. Ограничения распространяются и на третьи страны, если они в том или ином виде взаимодействуют с Россией по линии высоких технологий американского происхождения.

В сфере топливно-энергетического комплекса США полностью ограничили поставки нефтепродуктов, сырой нефти бензина и синтетических масел. Ограничения также затрагивают сжиженный природный газ (далее – СПГ) и уголь. В 2023 году были также введены ограничения на работу с долговыми инструментами на рынке ценных бумаг России. Теперь инвесторам-резидентам США запрещается работать с долговыми и бумагами российского происхождения, независимо от того, государственные они или частные [11]. Управление по контролю за иностранными активами в особом порядке выписало запрет на предоставление консультационных и юридических услуг лицам, находящимся на территории России.

Большая часть американских санкций в том или ином виде ограничивает работу американских компаний с отечественными товарами и продуктами. К примеру, с мая 2022 года США расширили перечень запрещенных к экспорту товаров. Под ограничения попали изделия из дерева, двигатели, радиоактивные материалы и дейтерий. Уже с ноября 2022 года они запретили экспорт, реэкспорт, продажу или поставку, прямо или косвенно, услуг квантовых вычислений любому лицу, находящемуся в Российской Федерации.

Что касается ограничений, наложенных Европейским союзом, то их перечень существенно шире. Ограничения Европейского союза в большинстве своем направлены на финансовый сектор. Так, сразу после начала специальной военной операции европейские страны ввели совместные ограничения против крупных банковских структур России и представителей органов государственной власти. Ограничения включают в себя заморозку активов банков ВТБ, «Открытие», Новикомбанка, Совкомбанка и Промсвязьбанка. Параллельно были введены запреты на любые операции с Банком России, ВТБ, Банком «Открытие», Новикомбанком, Совкомбанком. Сразу после введения первичных санкций было принято решение ограничить доступ российских структур к платежной системе SWIFT [12].

В авиационной отрасли был введен полный запрет на экспорт готовых самолетов и обслуживание существующего авиационного парка. Помимо этого, были отменены все обязательства в сфере авиационного страхования. Одними из последних введённых мер стали ограничения в сфере судоходства и телекоммуникаций: запрещены не только прямые, но и косвенные поставки навигационного оборудования. Кроме этого, за последние 6 месяцев 2023 года был введен полный запрет на любые сделки с некоторыми российскими государственными предприятиями.

Под полный запрет попал практически весь военно-промышленный комплекс нашей страны. Существенные проблемы в этой связи появились и в сфере станкостроения. Если раньше покупка комплексного оборудования совершалась напрямую, то теперь для приобретения станков требуется создание комплексных цепочек поставок через третьи страны. Среди «летних санкций» 2023 года оказался запрет на взаимодействие с российскими компаниями и органами государственной власти в сфере концессионных соглашений. Кроме этого, запрещается продавать, поставлять, передавать или экспортировать (прямо или косвенно) товары, которые могут способствовать, в частности, укреплению российских промышленных мощностей, перечисленных в Приложении XXIII в Решении 2022/578, любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в России.

Самыми большими по своему содержанию оказались 10 и 11 пакет санкций. Среди наиболее значимых ограничений стоит отметить: запрет транзита через Российскую Федерацию товаров двойного назначения; запрет на импорт из Российской Федерации асфальта, битума и синтетической резины; введены экспортные ограничения, в том числе на электронные компоненты и строительную технику; запрет гражданам Российскую Федерацию руководить организациями – операторами критической инфраструктуры ЕС, а также использовать газохранилища (за исключением СПГ); государства-члены ЕС обязаны докладывать о замороженных активах Банка России обязательства по отчетности по замороженным активам (в том числе по сделкам до листинга) и активам, которые должны быть заморожены; вторичные санкции – запрет на продажу подпадающих под санкции товаров и технологий третьим странам, если эти третьи страны реэкспортируют эти товары или технологии в Российскую Федерацию и другие.

Проведем анализ контрмер (ответных мер), введенных нашей страной в ответ на западные санкции. Большинство ответных мер (за исключением тех, которые были приняты ранее для повышения самообеспеченности в таких областях, как платежная система и цифровая сфера) были приняты в ответ на конкретные решения о введении санкций [13]. Эти меры можно условно разделить на четыре группы: инструменты краткосрочной стабилизации; поддержка совокупного спроса и предложения; ответные меры (контрсанкции); секторальные меры для компенсации сокращения импорта и вывода прямых иностранных инвестиций. Рассмотрим кратко каждую из представленных категорий мер.

В первый месяц проведения специальной военной операции в марте 2022 года наиболее заметные попытки российских властей были сосредоточены на предотвращении банковского и валютного кризиса. С конца февраля по середину марта Россия ввела ограничительные инструменты денежно-кредитной политики и ограничения на конвертируемость рубля. Банк России повысил свою учетную ставку более чем в два раза: с 9,5 до 20%. Экспортеры должны были перевести 80% своей экспортной выручки в рубли (требования о сдаче).

Согласно новым правилам, резидентам России было запрещено заключать кредитные договоры с нерезидентами (для новых контрактов требовалось специальное одобрение). Их также обязали регистрировать счета в банках за пределами России. Российские должники были обязаны погашать долговые обязательства на сумму свыше 10 миллионов рублей ежемесячно (по текущему курсу Банка России) в рублях, независимо от валюты контрактов (исключения могут быть разрешены Министерством финансов).

В розничных банковских операциях снятие средств с валютных депозитов физических лиц и переводы за границу были ограничены суммой в 10 тысяч долларов США. В апреле и мае 2022 года некоторые из вышеуказанных ограничений (сроки конвертации экспортной выручки и правила покупки валюты наличными, среди прочего) были частично смягчены, а ключевая ставка Банка России была снижена до 14% [13].

До конца 2022 года российским резидентам было запрещено покупать акции любой компании-нерезидента или производить платежи любому нерезиденту по соглашениям о совместном предприятии, если они не получат специального разрешения от Банка России. По конкретным контрактам с нерезидентами резидентам России запрещено вносить авансовые платежи, превышающие 30% от суммы их обязательств по контракту.

Профессиональным брокерам в России запрещено продавать ценные бумаги от имени нероссийских компаний или физических лиц. Выпуск депозитарных расписок, представляющих акции российских компаний, и торговля ими за пределами России запрещены (что означает автоматическое исключение из списка иностранных фондовых бирж). Российские корпорации обязаны расторгнуть свои соответствующие соглашения, чтобы депозитарные расписки были конвертированы в базовые акции, которыми можно торговать только в России. Все эти меры смягчили отток капитала из России: отток капитала за первый квартал 2022 года составил 64 миллиарда долларов, что немногим меньше, чем за весь 2021 год (72 миллиарда долларов).

Подчеркнем, что реакция российского правительства на западные санкции, принятые в феврале 2022 года, была в большей степени аналогична реакции 2014 года. Прослеживалась традиция симметричного ответа путем принятия ответных мер против «недружественных» государств, то есть стран, которые присоединились к антироссийским санкциям. Наиболее влиятельной контрмерой является решение, обязывающее покупателей российского природного газа из «недружественных» стран платить в рублях. «Правило оплаты в рублях» обязывает покупателей зарегистрировать специальный счет в Газпромбанке и внести платеж в валюте контракта (евро или доллар), которая будет конвертирована этим банком в рубли.

Ожидается, что покупка рублей поддержит обменный курс и обеспечит средства для дополнительных бюджетных расходов в связи с изменениями в бюджетных правилах. Однако расчеты в рублях как стратегический инструмент российской торговой политики обсуждались и разрабатывались задолго до 2022 года. Одной из целей было воспрепятствовать использованию долларов США в торговых операциях. И последнее, но не менее важное: ожидается, что платежи в рублях будут способствовать сегментации рынка поставок газа и, возможно, других сырьевых товаров.

Также Правительство Российской Федерации также ввело запрет на экспорт более 200 товаров до конца 2022 года, включая телекоммуникации, медицинское, транспортное, сельскохозяйственное и электрическое оборудование, а также древесину. Была заблокирована выплата процентов иностранным инвесторам, владеющим государственными облигациями, и запрет российским фирмам выплачивать дивиденды иностранным акционерам. «Зеркальные» меры были также были приняты и в транспортном секторе [5]. Так, Россия закрыла свое воздушное пространство и морские порты для перевозчиков и судов из «недружественных» стран.

Выводы

Резюмируя, в настоящем исследовании был проведен ретроспективный анализ введенных против нашей страны «раундов» санкций начиная с 2014 года. Отражены ключевые категории санкций, введённых против Российской Федерации с начала 2022 года, и представлена их общая характеристика. Представлен анализ введенных санкций в разрезе количества попавших под них физических и юридических лиц. Также автором рассмотрено содержание введённых американских и европейских санкций начиная с февраля 2022 года, проведен анализ контрмер (ответных мер), введенных нашей страной в ответ на западные санкции.

Проведенный анализ позволил выделить ключевые «идеологические» направления функционирования и развития российской экономики, на которые в текущих геополитических и геоэкономических условиях, по мнению автора, должен быть сделан наибольший акцент, а именно:

− повышение устойчивости финансово-экономической системы и противодействие негативным последствиям введения санкций в экономической сфере;

− обеспечение доступа к критически важным технологиям в условиях санкций в экономической сфере и содействие внешнеэкономической кооперации российских организаций, подпавших под санкции;

− поддержка приоритетных отраслей экономики;

− защита внутреннего рынка (в том числе, путем применения инструментов таможенно-тарифного и ценового регулирования);

− предотвращение возможных кризисных ситуаций на рынке труда и устранение их последствий.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.