Введение
Россия занимает ведущее место в мире по уровню обеспеченности природными ресурсами. На ее долю приходится около 20 % земельных, лесных и водных ресурсов и мировых запасов газа. Эти ресурсы представляют собой значительные конкурентные преимущества, образовавшиеся благодаря географическому положению и природно-климатическим особенностям России. Реализация этих конкурентных преимуществ во многом зависит от эффективности государственной экономической политики, направленной на рациональное распределение ресурсов между участниками рыночных отношений и целесообразное их использование для производства и удовлетворения потребностей общества.
Результаты исследования и их обсуждение
По обеспеченности земельными и лесными ресурсами Россия занимает первое место в мире, а по обеспеченности водными ресурсами – второе. Несмотря на наличие таких значительных преимуществ, объемы импорта продовольствия в Россию значительно выше объемов его экспорта (табл. 1).
Неэффективное распределение и использование природно-экономических ресурсов в России приводят к снижению уровня доходов и качества жизни населения, усиливают социальное расслоение общества, способствуют увеличению коррупции в органах государственной власти и управления.
Одним из ключевых показателей макроэкономического развития страны является ВВП (внутренний валовой продукт). Анализ изменения ВВП России в динамике (накопительным эффектом) позволяет выявить снижение показателя на 1,669 %. При этом среднемировой показатель за тот же период увеличился на 17,2 % (табл. 2).
Таблица 1
Экспорт и импорт продовольственных товаров и сырья для их производства в Российской Федерации в 2000–2018 гг., млрд долл. США [1]
Направления внешней торговли |
Годы |
||||||||||
2000 |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
Экспорт |
1,6 |
4,5 |
8,8 |
13,3 |
16,8 |
16,3 |
19,0 |
16,2 |
17,6 |
20,7 |
24.86 |
Импорт |
7,4 |
17,4 |
36,4 |
42,5 |
40,7 |
43,3 |
39,9 |
26,5 |
25,2 |
26,28 |
28,82 |
Таблица 2
Динамика ВВП Российской Федерации в 2013–2018 гг., % [2]
Годы |
Фактически |
Накопленным эффектом |
||
Россия |
Мир |
Россия |
Мир |
|
2013 |
1,279 |
2,62 |
1,279 |
2,62 |
2014 |
0,747 |
2,86 |
2,026 |
5,48 |
2015 |
–3,746 |
2,86 |
–1,72 |
8,34 |
2016 |
–1,849 |
2,51 |
–3,569 |
10,85 |
2017 |
0,4 |
3,15 |
–3,169 |
14 |
2018 |
1,5 |
3,2 |
–1,669 |
17,2 |
По данным МВФ в 2018 году Россия по-прежнему находилась за пределами десятки экономически развитых стран мира и занимала 12 место, уступая таким странам, как Бразилия, Франция, Индия. За прошедший год доля РФ в мировом ВВП составляла всего 1,85 %. Для сравнения, самая крупная экономика мира – США – превышает российскую в 13 раз, а экономика Китая – в 9 раз. Международный Валютный Фонд для оценки благосостояния той или ной страны использует параметр – ВВП на душу населения. По данному показателю Россия в общем списке стран мира в 2018 году заняла 73 позицию, что на одну ступеньку выше, чем в предыдущем году. Отставание от лидирующих развитых государств остается, по-прежнему, очень значительным.
Заслуживает внимания показатель качества жизни населения, одна из методик определения которого базируется на данных крупнейшей в мире базы пользовательского контента Numbeo. Индекс качества жизни оценивался по нескольким критериям при помощи онлайн-исследований [3].
Индекс качества жизни (чем выше, тем лучше) является оценкой качества жизни в целом. При расчете данного показателя используется эмпирическая формула, которая учитывает индекс покупательной способности (чем выше, тем лучше), индекс загрязненности (чем ниже, тем лучше), индекс соотношения цен на недвижимость и доходов населения (чем ниже, тем лучше), индекс стоимости жизни (чем ниже, тем лучше), индекс безопасности (чем выше, тем лучше), индекс здравоохранения (чем выше, тем лучше), индекс учитывающий время в пробках (чем ниже, тем лучше) и индекс климата (чем выше, тем лучше).
В табл. 3 представлены основные показатели объема ВВП и качества жизни населения в ведущих странах мира за 2018 год.
Как видим, по объему ВВП Россия занимает 12-е место в мире, по объему ВВП на душу населения – 73-е место, а по качеству жизни населения – 56-е место в мире. Эти показатели свидетельствуют о неэффективности распределения и использования экономических ресурсов общества.
Россия обладает огромным объемом экономических ресурсов, которые могут быть использованы для построения эффективной экономической системы, но, к сожалению, эти ресурсы используются нерационально. Известно, что Япония почти не обладает полезными ископаемыми, но эффективное использование других экономических ресурсов позволило ей занять ведущее место в мировом промышленном производстве.
Таблица 3
Основные показатели производства ВВП и качества жизни населения в 15-ти ведущих странах мира за 2018 год [2, 3]
№ п/п |
Страны |
Объем ВВП |
Рейтинг стран (место в рейтинге) |
||
всего, млрд долл. |
на душу населения, долл. на 1 чел. |
по объему ВВП на душу населения |
по индексу качества жизни населения |
||
1. |
США |
20 513,32 |
61053,67 |
6 |
10 |
2. |
Китай |
13 457,26 |
9559,92 |
70 |
62 |
3. |
Япония |
5070,62 |
36317,74 |
26 |
9 |
4. |
Германия |
4029,14 |
44408,.42 |
19 |
7 |
5. |
Великобритания |
2808,89 |
45111,11 |
17 |
18 |
6. |
Франция |
2794,69 |
40039,74 |
22 |
23 |
7. |
Индия |
2689,94 |
2026,74 |
141 |
49 |
8. |
Италия |
2086,67 |
31570,04 |
27 |
35 |
9. |
Бразилия |
1909,44 |
7690,46 |
81 |
61 |
10. |
Канада |
1733,70 |
43306,2 |
20 |
19 |
11. |
Южная Корея |
1655,32 |
27999,24 |
31 |
31 |
12. |
Россия |
1576,55 |
9264,27 |
73 |
56 |
13. |
Испания |
1437,36 |
28841,1 |
29 |
17 |
14. |
Австралия |
1427,34 |
52643,48 |
13 |
4 |
15. |
Мексика |
1199,69 |
9321,69 |
71 |
47 |
Трудовые и инвестиционные ресурсы (капитал), как известно, являются мобильными факторами производства. Если условия для использования этих ресурсов в других странах лучше, (зарплата выше, процентные ставки лучше, рисков меньше и т. д.), то эти ресурсы всегда будут перемещаться в те страны, где им созданы такие условия. Повышению эффективности отечественной экономики, в первую очередь, способствует улучшение делового климата. На счетах российских организаций, согласно данным Центробанка, лежит больше 20 трлн рублей. Следовательно, необходимы условия для обеспечения инвестиционной активности. Улучшение делового климата – это, прежде всего, реализация предпринимательских способностей и деловой активности, которые реализуются квалифицированным персоналом. Основной задачей государства в данном случае является создание более благоприятных условий для привлечения квалифицированных специалистов и инвестиций. Чрезмерная бюрократизация на различных уровнях власти является существенной проблемой, которая влияет на эффективность использования экономических ресурсов. На федеральном уровне принимаются решения об устранении излишних барьеров для ведения бизнеса, а на местах фактически наблюдается обратный процесс [4].
В условиях глобальной конкуренции за рынки сбыта очень важно своевременно выявлять факторы, влияющие на развитие отраслевых рынков, с тем, чтобы оперативно реагировать на их изменения, разрабатывая и принимая эффективные решения для сохранения и укрепления своих позиций на внутреннем и международном рынках.
Во многих странах принимаемые законы и программы способствуют более эффективному использованию трудовых, финансовых и природных ресурсов. К сожалению, в России из-за непрофессионализма многих чиновников, принимающих участие в подготовке и принятии законов, программ и других управленческих решений, напротив, создаются дополнительные барьеры для бизнеса и населения. Невозможно добиться лидерства в глобальной экономике с недостаточно эффективным государственным управлением. В информационном обществе определяющее значение для повышения эффективности экономики приобретают правовые средства. Согласно результатам социологических исследований, по мнению граждан около 30 % норм права неэффективны. Каждая третья норма права, регулирующая предпринимательские отношения в обществе, снижает эффективность государственного управления, конкурентоспособность экономики страны и должна быть изменена. Качество государственного управления и конкурентоспособность экономики могут быть улучшены за счет повышения эффективности правовых средств. Кардинально повысить эффективность отечественной экономики можно, совершенствуя государственную политику и государственное регулирование экономикой. Основу экономики современного государства образуют три сектора: сектор государственной экономики, коммерческий сектор, некоммерческий сектор. Изменение государственной политики и государственного регулирования каждого из этих трех секторов позволит создать качественно новую модель экономического развития. Характерной особенностью экономической модели развития в развитых странах является использование инструментов индикативного планирования на микро- и макроэкономическом уровнях [4]. В то же время Россия полностью отказалась от принципов государственного планирования экономики и не создала эффективного механизма функционирования рыночной модели экономического развития [4].
Зарубежный опыт показывает, что наиболее эффективно используются трудовые ресурсы в китайской модели экономического развития, основанной на тесном взаимодействии власти, бизнеса и науки. В отличие от России, природные ресурсы здесь ограничены, но грамотная экономическая политика позволяет Китаю обеспечить высокие темпы экономического развития и значительно повысить уровень доходов и качество жизни населения.
Выводы
Развитие экономики должно быть ориентировано на человека, обеспечение его безопасности, защиту его жизни и здоровья, охрану окружающей среды, создание благоприятных условий для жизни и деятельности человека, создание устойчивых социальных структур. Эффективность государственного управления может быть повышена путем совершенствования регулирования предпринимательской деятельности, реализацией конституционных основ социального государства, норм гражданского законодательства. Эффективное взаимодействие органов власти, бизнеса и науки с учетом региональных особенностей и тенденций развития глобализации и интеграции на мировых товарных рынках представляется важнейшим направлением рационального использования природно- экономических ресурсов общества для повышения уровня доходов и качества жизни населения России.