Введение
Проблемы, сложившиеся в здравоохранении, решаются на различных уровнях управления, с использованием всесторонних мер государственной поддержки, учитывая важность отрасли для устойчивого социально-экономического развития. Многое делается в последнее время для решения кадровых проблем в том числе с развитием инструментов цифрового здравоохранения, повышая доступность и качество медицинской помощи населению. Многочисленные программы и проекты реализуемые в отрасли с целью повышения эффективности её функционирования способствуют инвестиционной привлекательности и в результате мультипликационного эффекта за счет использования цифровых трансформаций ещё в большей степени улучшают ключевые индикаторы. Это непрерывный процесс: «проблемы – регулирование – инвестиции – цифровые трансформации – ключевые индикаторы».
Цель исследования: определить актуальные инвестиционные особенности развития здравоохранения России в условиях цифровой трансформации.
Материал и методы исследования
В качестве методов исследования были использованы: аналитический метод (например, при проведении сравнительного анализа в динамике венчурного инвестирования), исторический (например, рассмотрение реформирования здравоохранения России через реализацию программ и проектов), моделирования (например, определение структуры инвестиций в российское цифровое здравоохранение) и статистический метод (использовалась выборка материалов по примерам инвестиционных сделок).
В качестве основных материалов при проведении исследования была использована нормативно-правовая база Министерства здравоохранения Российской Федерации и статистические данные Росстата.
Результаты исследования и их обсуждение
Здравоохранение регулируется различными структурами законодательной и исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровне, поскольку связано с реализацией важного права человека и общества в целом – охраной здоровья.
Государственная политика Российской Федерации затрагивает широкий спектр вопросов: создание условий, профилактику, координацию, контроль, доступность, приоритетность и др. Отрасль финансируется из различных источников при выполнении текущих функций и реализации различных программ развития [1].
В современном российском здравоохранении эксперты выделяют большое количество проблем, которые поэтапно решаются на государственном уровне. Наиболее сложной задачей в рассматриваемой отрасли является кадровый дефицит, это отмечается как официальными представителями, так и в целом общественностью. Высокая нагрузка на медицинский персонал в государственных и муниципальных учреждениях, постоянно растущий коэффициент совместительства в динамике негативно отражается на качестве и объеме медицинской помощи. Персонал в медицинских организациях подразделяется на различные категории: высшая – это преимущественно врачи, люди с высшим медицинским образованием, средняя – фельдшера, медицинские сестры, т.е. лица, получившие среднее медицинское образование, а также младшая – санитарки и др. На официальном сайте Росстата представлены следующие данные о численности медицинского персонала, приведенные в таблице 1 [12].
В среднем в рассматриваемый период 2018-2023 гг. численность сотрудников российских медицинских учреждений составляет – 3,6 миллиона человек.
Таблица 1
Численность персонала в российских медицинских учреждениях с 2018 по 2023 год (тыс. человек), Росстат
Параметр |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Численность персонала в медицинских учреждениях (тыс. чел.) |
3589 |
3955 |
3571 |
3603 |
3501 |
3210 |
Темп прироста, в% к предыдущему периоду |
- |
10,2 |
-9,7 |
0,9 |
-2,8 |
-8,3 |
О нехватке медицинского персонала всех категорий неоднократно упоминали СМИ, в частности руководители различных уровней управления и непосредственно сотрудники администраций медицинских организаций. Большой отток специалистов из отрасли связан с несоответствием между уровнем заработной платы и рабочей нагрузкой, несмотря на постоянные индексации заработной платы в государственных и муниципальных учреждениях и участие в государственной программе «Развитие здравоохранения». Как следствие изменение структуры оказываемой медицинской помощи и существенный рост объемов медицинских услуг частных клиник. Повышение оплаты труда, высокая загруженность персонала медицинских организаций стала одной из центральных тем на заседании с членами Правительства в 2019 г. с участием Президента России. В.В. Путин отметил, как провал ситуацию в первичном звене отечественного здравоохранения, а также обратил особое внимание на кадровые вопросы сегмента, а именно на отсутствие или нехватку узких специалистов, высокую загружённость и некачественную организацию начислений заработной платы. Поставленные задачи нашли отражение в дальнейших мероприятиях по реформированию и модернизации отрасли [9].
Кадровые проблемы решаются уже длительный период времени, и модернизация первичного звена реализуется на постоянной основе с момента разработки и реализации национальных проектов. Наиболее «остро» проблема дефицита кадров сказалась в 2020 г. в связи обострением пандемии COVID-19 [2]. Из-за высокой заболеваемости коронавирусной инфекцией медперсонал столкнулся с сокращением штатов, рисками для здоровья, повышенной нагрузкой и ответственностью. Негативные тенденции 2020 г. имели место и в 2022-2023 гг., согласно таблице 1 происходит сокращение на 2,8% и на 8,3% соответственно.
Для ликвидации кадрового дефицита в отрасли одним из направлений государственной политики стала программа привлечения врачей на работу в сельскую местность – «Земский доктор» [8]. В рамках этой программы предусмотрено предоставление субсидий и жилья при условии работы по специальности в этом населенном пункте в течение 5 лет.
Параллельно с проектом «Земский доктор» в целях более эффективного решения проблемы кадрового дефицита реализуется проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами», данный проект входит в состав нацпроекта «Здравоохранение», включая мероприятия, направленные на [8]:
- увеличение общего числа специалистов-врачей и среднего медперсонала;
- повышение качества профессиональной подготовки медицинских кадров;
- проведение ежегодного анализа потребностей медицинских кадров с учетом специальностей и медучреждений в отдельных регионах;
- регулярное обучение специалистов;
- дополнительное оснащение учреждений современным оборудованием и т.д.;
Реализация государственной программы «Развитие здравоохранения» в последние годы предусматривает решение всех основных проблем отрасли, способствуя профилактике заболеваний, формированию здорового образа жизни и развитию первичной медико-санитарной помощи; совершенствованию системы оказания специализированной (включая высокотехнологичной) медицинской помощи и эвакуации; охране здоровья матери и ребенка; развитию медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения детей; кадровому обеспечению системы здравоохранения; совершенствованию системы льготного лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях; совершенствованию системы территориального планирования и информатизации здравоохранения.
В результате реализации всего комплекса мероприятий планируются индикаторы по укомплектованности амбулаторных медучреждений страны примерно на 90%, в соответствии с прогнозом Министерства здравоохранения Российской Федерации [12]. Все реализуемое и планируемые результаты положительно отражаются на инвестиционной привлекательности в целом всей отрасли.
Процессы инвестирования в отрасль во многом определяются скопившимися проблемами, оказывая негативное влияние и мерами государственного регулирования и поддержки, играя положительную роль. Но нельзя не учитывать общие тенденции развития современной экономики с ориентацией на цифровую трансформацию. Цифровое здравоохранение снижает неопределенности и риски в этом сегменте и способствует увеличению объемов и повышению качества медицинской помощи. Сегмент медицинских информационных систем и других программных продуктов для базовой автоматизации – является неким инвестиционным фундаментом в нашей стране [14]. На данный момент активно развиваются такие направления как: мобильные приложения для пациентов и системы искусственного интеллекта, телемедицина и усовершенствованные патентованные гаджеты.
Анализ ключевых трендов рынка, одним из которых безусловно является динамика венчурного инвестирования на примерах российских инвестиций в MedTech показал следующие суммарные данные в долларовом выражении, представленные в рисунке 1 [12].
Как видно из рисунка 1, больший поток инвестиций пришелся на 2021 г, показатели которого равны 147, 3 млн долл., далее имеет место отрицательная динамика, в связи с изменением политической и экономической обстановки в стране. Рассматривая суммы инвестиций в разрезе секторов рынка (групп продуктов), можно обозначить и представить основные направления инвестиций в российское цифровое здравоохранение (рис. 2) [12].
Сервисы для пациентов более привлекательная ниша в связи с взаимосвязанными разработками IT – технологий и продуктов, которые облегчают работу не только сотрудникам здравоохранения, но и гражданам ввиду новизны и упрощения использования тех или иных девайсов. Рост интереса к искусственному интеллекту обусловлен: изобретением мощных графических процессоров, ростом вычислительной техники, расширением облачных данных, что позволяет автоматизировать процессы цифровой трансформации с возможностью сокращения затрат на здравоохранение [15].
Рис. 1. Инвестиции в российское цифровое здравоохранение 2017-2023 гг.
Рис. 2. Инвестиции в российское цифровое здравоохранение в 2017-2023 по секторам рынка
Таблица 2
Примеры инвестиционных сделок в России за период 2017-2023 гг.
№ |
Проект |
Сектор |
Сумма сделки |
Год |
1. |
В компанию Genotek работающей в области анализа генетических данных вложился Фармстандарт [6] |
Генетика |
Более 1 млн долл. |
2017 г. |
2. |
BestDoctor (является корпоративным медицинским обслуживанием, при котором работодатель оплачивает фактические услуги произведенным сотрудникам) привлек инвестиции от фонда AddVenture и так же группы частных инвесторов [4] |
Медицинское страхование |
Около 500 тыс. долл. |
2017 г. |
3. |
В компанию «Медицинские информационные решения», разработчика «Справочник врача» и «Моё здоровье» вложился сингапурский фонд Atlas Ventures, направление инвестиций связано с разработкой новых и масштабированием готовых продуктов, развитие продаж [5] |
СППВР (Система поддержки принятия врачебных решений) |
Примерно 65 млн долл. |
2018 г. |
4. |
РФПИ вложился в компанию Oncobox. Данная компания занимается платформой, которая позволяет осуществлять молекулярную диагностику онкологии на разных стадиях. Помимо этого, обрабатывает большие объемы данных о пациенте и подбирает оптимальные лекарственные препараты, которые служат эффективному методу лечения [7] |
Цифровая диагностика |
Более 100 млн долл. |
2019 г. |
5. |
Target Global и Palta и S16 Angel Fund вложились в российский стартап Simple, продвигающий приложение, помогающее перейти к здоровой и осознанной диете с помощью постепенного изменения привычек и привития пищевой дисциплины [3] |
Сервисы для пациентов |
4,1 млн евро |
2020 г. |
6. |
В компанию дистанционной доставки лекарств «Еаптека» вложились Сбербанк и ГК «Р-Фарм» [10] |
Сервисы для пациентов |
5,7 млрд руб. |
2021 г. |
7. |
Долю в стартапе цифровой онкодиагностики OneCell приобрела Лаборатория «Гемотест» [5] |
Искусственный интеллект |
7,5 млрд руб. |
2022 г. |
8. |
Инвестиции Kama Flow и венчурного клуба «Синдикат» привлек разработчик онлайн-платформы для людей с хроническими заболеваниями «Здоровье.ру» [11] |
Сервисы для пациентов |
307 млн руб. |
2023 г. |
В последнее время мы можем наблюдать постоянный рост венчурного инвестирования в медицинские стартап проекты, которые используют те или иные технологии искусственного интеллекта, примеры отдельных проектов приведены в таблице 2.
Финансирование цифрового здравоохранения эффективно развивается, объемы крупных сделок увеличиваются несмотря на санкции, которые извне пытаются внести коррективы с 2022 г. Большая часть компаний уже успела адаптироваться к разрушению логистических цепочек, сделать запасы нужных компонентов или найти им замену [13]. Государство поддерживает развитие малого предпринимательства и вводит новые законопроекты на улучшение и поддержание благоприятной среды в экономике в целом, и в здравоохранении в частности. Указ Президента РФ №490 от 10.10.2019 г. «Развитие национальной стратегии искусственного интеллекта в Российской Федерации» на период до 2030 г.» направлен на то, чтобы на территории России области искусственного интеллекта занимали лидирующие позиции, к одному из ключевых направлений относится развитие и оснащение рынка программными продуктами, лежащими в основе искусственного интеллекта [1].
Заключение
Таким образом, в социально-экономическом развитии страны здравоохранение занимает одно из центральных мест при реализации государственной политики, поскольку данная отрасль призвана обеспечивать охрану здоровья населения. Результативность её развития во многом зависит от объемов финансирования, «национального благополучия», государственной поддержки и на прямую отражается на объеме и качестве медицинской помощи. Государство всесторонне систематизирует и обновляет нормативно-правовую базу, для обеспечения гарантированной поддержки процессов реформирования и модернизации здравоохранения. При этом важная роль отводится именно цифровым трансформациям в форме новых IT-разработок и продуктов.