Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

POSITIONING OF THE FEDERAL DISTRICTS OF THE RUSSIAN FEDERATION ACCORDING TO THE LEVEL OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT IN ORDER TO DEVELOP A STRATEGY FOR ADAPTING THE NATIONAL ECONOMY TO EXTERNAL CHALLENGES

Delyatitskaya A.V. 1
1 Russian State University of Justice
The article assesses the level and dynamics of territorial asymmetry in the Russian Federation based on calculating the range of variation indicator for the period 2010-2020. Based on a group of indicators of economic and social development, as well as the level of digital development of organizations, it is concluded that there is a significant difference in the levels of socio-economic development of federal districts. Using official statistical data, the federal districts of the Russian Federation are ranked using the sum of places and the distance method. Positioning of federal districts by level of socio-economic development can be used in strategic planning to develop a strategy for adapting the national economy to external challenges, since such ranking makes it possible to assess the position of each federal district, highlight its strong and weak indicators in order to further eliminate imbalances and attract attention authorities to develop management decisions that contribute to the balanced development of the country.
socio-economic development
positioning
federal districts
territorial imbalances
strategic planning

Введение

Изменение внешнеполитической ситуации, беспрецедентные санкции, введенные западом против Российской Федерации в 2022 г., приводят к необходимости разработки стратегии развития национальной экономики с «…опорой на внутренние ресурсы и хозяйственные связи, минимизируя зависимость от внешнего воздействия» [1]. Помимо внешних вызовов, новая стратегия развития должна учитывать и проблемы, которые давно сформировались в экономике РФ. Одной из таких проблем является неравномерность территориального развития или территориальная асимметрия.

«Территориальная асимметрия – это отсутствие соразмерности между территориальными социально-экономическими системами, выражающееся в разбалансированности экономических, социальных показателей и уровнях цифровизации, отражающееся на структуре и эффективности функционирования национальной экономики» [1].

«Негативными последствиями существования данной проблемы является социально-экономическое неравенство, не позволяющее обеспечивать равное качество жизни населения на всей территории РФ, усиливающее внутреннюю и внешнюю миграцию; неполное использование экономического потенциала федеральных округов, что препятствует их сбалансированному развитию; падение уровня жизни и рост социального и политического напряжения, что может привести к разрушению единого экономического пространства страны» [1].

Целью данной статьи является не только оценка территориальной асимметрии и ее динамики, но и позиционирование федеральных округов РФ по уровню социально-экономического развития в целях дальнейшей разработки стратегии адаптации национальной экономики к внешним вызовам.

Материал и методы исследования

Важнейшим показателем, позволяющим оценить разницу в уровнях социально-экономического развития является размах вариации. Это показатель, представляющий собой отношение между максимальным и минимальным значениями, измеряемый в разах:

W = max Xi / min Xi, (1)

где Xi – значение показателя в i-й территории, I = 1, 2, 3…, n

n – число федеральных округов.

Базой исследования для оценки наличия и динамики территориальной асимметрии были федеральные округа РФ за период 2010 – 2020 гг. [1]: Центральный федеральный округ (ЦФО), Северо-Западный федеральный округ (СЗФО), Южный федеральный округ (ЮФО), Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО), Приволжский федеральный округ (ПФО), Уральский федеральный округ (УФО), Сибирский федеральный округ (СФО), Дальневосточный федеральный округ (ДФО) [2].

Оценка проводилась по трем блокам показателей: экономическому, социальному и уровню цифрового развития.

К показателям экономического блока были отнесены следующие показатели:

- ВРП;

- ВРП на душу населения;

- объем промышленного производства;

- объем сельскохозяйственного производства;

- удельный вес инновационных товаров.

К показателям уровня социального развития были отнесены:

- денежные доходы в среднем на душу населения;

- количество введенных квартир в расчете на 1000 человек населения;

- динамика ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин.

К блоку, позволяющему проанализировать уровни цифрового развития организаций относились:

- динамика интенсивности использования цифровых технологий в организациях;

- широкополосный интернет;

- облачный сервис;

- RFID – технологии.

Уровень цифрового развития организаций анализировался, поскольку «цифровизация, как универсальный процесс, который сегодня проникает во все сферы жизни человека, влияет на развитие национальной экономики следующим образом: ускоряет процесс принятия управленческих решений, который осуществляется путем накопления большого массива необходимой информации; содействует развитию конкуренции на мировых рынках; способствует возникновению новых отраслей национальной экономики; позволяет повысить эффективность использования ресурсов, которая базируется на анализе значительного числа производственных процессов и создании оптимальных моделей для производства различных видов изделий; формирует репутацию субъекта предпринимательской деятельности» [3, с. 52].

Результаты анализа за период с 2010 по 2020 гг. представлены в таблице 1.

Согласно данным, приведенным в табл. 1, наглядно видно, что уже в 2010 г. существовали серьезные территориальные диспропорции.

По группе экономических показателей следует выделить такие показатели, как ВРП, который по федеральным округам различался в 15 раз, объем промышленного производства различался более чем в 10 раз, по удельному весу инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных услуг различия составляли более чем в 7 раз.

Таблица1

Динамика размаха вариации по федеральным округам РФ по группе показателей за период 2010-2020 гг. [1]

Показатели

Размах вариации, раз

2010 г.

2020 г.

Экономические показатели

ВРП, млн руб.

15,1

13,9

ВРП на душу населения, руб.

3,7

3,5

Объем промышленного производства, млн, руб.

10,1

33,5

Объем сельскохозяйственного производства, млн руб.

4,9

8,4

Уд. вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг по федеральным округам, %

7,3

3,7

Показатели социального развития

Денежные доходы населения (в среднем на душу населения), руб.

1,86

2,24

Количество введенных жилых помещений (квартир) в расчете

на 1000 человек населения

1,9

2,8

Динамика ожидаемой продолжительности жизни при рождении, годы

- женщины

- мужчины

1,05

1,12

1,05

1,10

Показатели уровня цифрового развития организаций

Динамика интенсивности использования цифровых технологий

в организациях:

- широкополосный интернет

- облачный сервис

- RFID – технологии

1,15

1,25

1,51

1,19

1,30

1, 97

Источник: рассчитано автором по данным [4].

Показатели социального развития также демонстрируют существенную разницу, например, денежные доходы населения различались почти в 2 раза, как и количество введенных квартир в расчете на 1000 человек населения.

По группе исследуемых показателей уровня цифрового развития организаций наблюдается меньшая дифференциация, однако она тоже присутствует.

В 2020 г. пространственная неоднородность сохранилась. Причем по некоторым экономическим показателям она увеличилась в разы, например, по объему промышленного производства диспропорции увеличились в 3 раза, по объему сельскохозяйственного производства почти в 2 раза. Необходимо отметить рост диспропорций по уровню денежных доходов населения и по количеству введенных квартир. Демонстрируют рост показатели уровня цифрового развития организаций в разных федеральных округах.

Все это позволяет сделать вывод не только о наличии существенной территориальной асимметрии, но и о дальнейшем ее развитии в РФ.

«Сложившийся уровень территориальных разрывов формирует диспаритет возможностей для реализации социальных прав граждан России, поэтому смещение внимания государственной власти от простой риторики о необходимости нивелирования межрегиональных неравенств к фиксации системы смыслообразующих намерений государства в виде соответствующих стратегических и программных документов нельзя не рассматривать как определённый трансформационный сдвиг» [5, с. 157].

Проведенный анализ позволяет оценить наличие и динамику территориальных диспропорций в РФ для разработки рекомендаций в целях их сокращения и нейтрализации проблем, к которым они приводят. Однако подобный анализ не дает возможности выявить наиболее и наименее проблемные федеральные округа, так как используется достаточное количество показателей, по одним наблюдается положительная динамика, по другим отрицательная. Рассмотренные показатели не сводятся в комплексный показатель, так как используются разные единицы измерения.

Таблица 2

Рейтинговая оценка федеральных округов РФ на основе метода суммы мест за 2020 г.

ФО

Показатели

ЦФО

Место

СЗФО

Место

ЮФО

Место

СКФО

Место

ПФО

Место

УФО

Место

СФО

Место

ДФО

Место

ВРП, млн руб.

33636785,5

1

10644005,4

4

6709653.9

6

2404328Ф,2

8

13669381,0

2

11674931,2

3

9026904,3

5

6044295,0

7

ВРП /на душу населения, руб.

854978.5

2

762356,7

3

407280,4

7

241662,5

8

468462,3

6

945711,8

1

7997449,0

5

3827604,0

4

Объем промышленного

производства, млн руб.

20763466,0

1

8224634,0

4

3594107,0

7

619582,0

8

12427971,0

2

11466800,0

3

529091,0

5

741938,3

6

Объем с/х производства,

млн руб.

1810427,0

1

284322,0

7

1113253,0

2

513041,0

5

1518948.0

3

339748,0

6

673000,0

4

216095,0

8

Уд. вес инновационных

товаров, работ, услуг, %

5,2

3

6,3

2

3,3

7

5,1

4

11,3

1

3,8

5

3,7

6

3,1

8

Денежные доходы населения (в среднем на душу руб.)

48566,0

1

39486,0

2

30910,0

5

24625,0

8

28555,0

6

37351,0

4

27999,0

7

39086,0

3

Количество введенных

жилых помещений

в расчете на 1000 чел.

8,5

3

11,0

1

9,3

2

3,9

8

6,8

5

8,0

4

6,4

6

4,6

7

Уровень инновационной активности организаций, %

12,6

2

11,0

5

11,9

3

4,6

8

16,7

1

11,1

4

9,3

6

7,7

7

Рейтинговое число Рj

14

28

39

52

26

30

44

50

Место в рейтинге

I

III

V

VIII

II

IV

VI

VII

Источник: составлено автором по данным [3].

Таблица 3

Рейтинговая оценка федеральных округов РФ на основе метода расстояний за 2020 г.

ФО

Показатели

ЦФО

СЗФО

ЮФО

СКФО

ПФО

УФО

СФО

ДФО

Эталон

ВРП, млн руб.

33636785,5

10644005,4

6709653.9

2404328Ф,2

13669381,0

11674931,2

9026904,3

6044295,0

33636785,5

ВРП /на душу населения, руб.

854978.5

762356,7

407280,4

241662,5

468462,3

945711,8

7997449,0

3827604,0

945711,8

Объем промышленного производства, млн руб.

20763466,0

8224634,0

3594107,0

619582,0

12427971,0

11466800,0

529091,0

741938,3

20763466,0

Объем с/х производства, млн руб.

1810427,0

284322,0

1113253,0

513041,0

1518948.0

339748,0

673000,0

216095,0

1810427,0

Уд. вес инновационных товаров, работ, услуг, %

5,2

6,3

3,3

5,1

11,3

3,8

3,7

3,1

11,3

Денежные доходы населения (в среднем

на душу руб.)

48566,0

39486,0

30910,0

24625,0

28555,0

37351,0

27999,0

39086,0

48566,0

Количество введенных жилых помещений

в расчете на 1000 чел.

8,5

11,0

9,3

3,9

6,8

8,0

6,4

4,6

11,0

Уровень инновационной активности организаций, %

12,6

11,0

11,9

4,6

16,7

11,1

9,3

7,7

16,7

Источник: составлено автором по данным [3].

Таблица 4

Матрица стандартизированных показателей для расчета комплексной рейтинговой оценки федеральных округов РФ за 2020 г.

ФО

Показатели

ЦФО

СЗФО

ЮФО

СКФО

ПФО

УФО

СФО

ДФО

ВРП, млн руб.

1,00

0,32

0,20

0,07

0,41

0,34

0,27

0,18

ВРП /на душу населения, руб.

0,90

0,81

0,43

0,26

0,50

1,00

0,56

0,79

Объем промышленного производства, млн руб.

1,00

0,40

0,17

0.03

0,60

0,55

0,39

0,18

Объем с/х производства, млн руб.

1,00

0,16

0,62

0.28

0,84

0,19

0,37

0,12

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг, %

0,46

0,56

0,29

0,45

1,00

0,34

0,33

0,27

Денежные доходы населения (в среднем на душу руб.)

1,00

0.81

0,64

0,51

0.59

0,77

0,58

0,81

Количество введенных жилых помещений в расчете на 1000 чел.

0,77

1,00

0,85

0,36

0,62

0,73

0,58

0,42

Уровень инновационной активности организаций, %

0,76

0,66

0,71

0,28

1,00

0,67

0,56

0,46

Rj

0,20

1,38

1,59

2,08

1,05

1,40

1,58

1,87

Место в рейтинге

I

III

VI

VIII

II

IV

V

VII

Источник: рассчитано автором по данным [3]

Необходимость разработки государственной политики требует более подробной информации по выявлению наиболее и наименее проблемных федеральных округов, что делает возможным проведение дальнейшего их анализа с целью рейтингования для использования в целях разработки стратегии адаптации национальной экономики к внешним вызовам.

Результаты исследования и их обсуждение

Проранжируем федеральные округа РФ применив методы рейтингования, в частности метод суммы мест и метод расстояний по данным за 2020 г., используя официальные статистические данные [6].

Напомним, что метод суммы мест заключается в измерении позиции каждого федерального округа в рядах, ранжированных по значению показателей социально-экономического развития. Полученные суммы распределяются по убыванию, то есть чем меньше сумма, тем выше уровень социально-экономического развития федерального округа (табл. 2). Для каждого федерального округа рассчитывается значение комплексной оценки по формуле:

missing image file (2)

Обобщает рейтинговые оценки показатель суммы мест – рейтинговое число, по величине которого ранжированы федеральные округа. По итогам оценки уровня социально-экономического развития федеральных округов по методу суммы мест можно выделить четыре группы:

1-я группа – высокий уровень социально-экономического развития – ЦФО – рейтинговое число – 14;

2-я группа – средний уровень социально-экономического развития – ПФО, СЗФО, УФО – рейтинговое число от 26 до 30;

3-я группа – пониженный уровень социально-экономического развития – ЮФО, СФО – рейтинговое число 39-44;

4-я группа – низкий уровень социально-экономического развития – СКФО, ДФО – рейтинговое число 50-52.

Метод суммы мест позволяет получить комплексную оценку социально-экономического развития федеральных округов РФ, он прост в использовании, но обладает некоторыми недостатками, которые ограничивают его использование. Основной недостаток – значительная разница в показателях суммы мест по выделенным уровням социально-экономического развития. Так, например, между показателями первой и второй группы разница почти в два раза, в то время, как между показателями второй третьей и третьей и четвертой группами значительно меньше. Таким образом этот метод дает приблизительную оценку различий в уровне социально-экономического развития федеральных округов РФ.

Проведем рейтинговую оценку уровней социально-экономического развития федеральных округов РФ с помощью метода расстояний (табл. 3). По каждому показателю находят максимальное значение и записывают в столбец условного эталонного предприятия m+1. Находят стандартизированный показатель по отношению к соответствующему эталонному показателю по формуле:

Xij = aij / ai maxj , (3)

Строят новую матрицу стандартизированных показателей (табл. 4). Определяют для каждого федерального округа значение его комплексной оценки по формуле:

missing image file, (4)

Федеральные округа ранжируются по степени возрастания итогового показателя (табл. 4).

Таким образом на основе метода расстояний федеральные округа могут быть проранжированы в следующем порядке: ЦФО, ПФО, СЗФО, УФО, СФО, ЮФО, ДФО, СКФО. То есть два федеральных округа поменялись местами, это ЮФО (6 место) и СФО (5 место). В целом, можно выделить те же четыре группы по уровню социально-экономического развития федеральных округов.

Заключение

Позиционирование федеральных округов по уровню социально-экономического развития может использоваться при стратегическом планировании для разработки стратегии адаптации национальной экономики к внешним вызовам, так как такое ранжирование дает возможность оценить позиции каждого федерального округа, выделить его сильные и слабые показатели в целях дальнейшего устранения диспропорций и привлечения внимания органов власти для разработки управленческих решений, способствующих сбалансированному развитию страны.