Предпринимательство в трансграничных торговле и бизнесе имеет свои преимущества, но сопряжено с изрядной долей рисков, которые мешают предпринимателям развивать свой бизнес и поддерживать доходность.
Источниками предпринимательских рисков являются множество факторов, например, межстрановые конфликты, непредсказуемо меняющаяся политическая, экономическая и нормативная среда в каждой стране и во всем мире.
Уровень предпринимательского риска зависит от той или иной ситуации, как в отдельных странах, регионах, так и в мировом пространстве, но основные риски связаны с недополучением или вовсе потерей доходов, либо с сокращением эффективности бизнеса и торговых операций [7].
Стремительно расширяющаяся глобализация коренным образом изменила среду предпринимательства, нивелировала границы государств, расширила ресурсные и клиентские возможности для трансграничных экономических отношений. Трансграничное предпринимательство, став более доступным, столкнулось с большим числом рисков в нестабильной и непредсказуемо изменчивой среде, основные виды которых представлены на рисунке 1.
Валютный риск (рисунок 1) связан с изменениями курсов валют, что влияет на цену инвестиций [9], экспортируемых или импортируемых товаров тогда, когда контрагенты находятся в странах с различными национальными денежными системами. Колебания валютных курсов – это волатильный процесс, в силу чего он напрямую влияет на денежный поток международных транзакций. Приемов защиты от волатильности курса валют не так много.
Рис. 1. Основные виды предпринимательских рисков в трансграничной торговле и бизнесе
Регуляторный риск связан с внезапным изменением законодательной, нормативно-правовой или налоговой базы страны, в которой предприниматель должен учитывать и придерживаться при совершении торговых операций, или ведении бизнеса. Те или иные институциональные изменения в странах влияют на перспективность и успешность иностранных инвестиций, увеличивают издержки бизнеса или торговли, меняют характер и уровень конкуренции, не редко приводят к банкротству. Их невозможно нивелировать и невозможно уклониться от них, на них невозможно повлиять.
Риск кибербезопасности в последние годы занял чуть ли не ведущее место в списке рисков, т.к. для успешного трансграничного предпринимательства необходим устойчивый и надежный интернет. Безопасный интернет с иммунитетом высокой степени к кибератакам теперь являются первостепенной заботой предпринимателей для устойчивого бизнеса или торговли за рубежом. Согласно отчету о глобальных рисках 2024 г., опубликованному Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), в 2023 году количество программ-вымогателей увеличилось на 435%, при этом 95% проблем кибербезопасности связаны с человеческими ошибками. Киберпреступники используют все более сложные инструменты в поисках уязвимых целей, их угрозы протоколам безопасности предпринимателей, выходящих на глобальные экономические рынки, становятся все более изощренными.
Риск утраты интеллектуальной собственности связан с потерей авторских прав, патентов или нелегально используемого бренда, товарного знака и их использования третьими лицами без разрешения владельца. По сути – это кража чужой собственности. Последствия этой кражи либо совсем не разрешаются, т.к. в большинстве своем не могут быть юридически обоснованы иностранными предпринимателями, что требует от предпринимателей страхования от угроз утраты авторских прав, патентов, брендов и т.п.
Коммерческий риск возникает в случае не просчитанного подхода в выборе стратегий бизнеса и процедур или в торговле [15]. Это, как правило, приводит к неминуемому банкротству, либо утрате торгового партнера и даже сворачиванию предпринимательской деятельности. В список причин коммерческого риска можно внести и неумение выбирать деловых партнеров, несерьезное отношение к толкованию смысла деловых соглашений из-за национальных различий между партнерами в зарубежной экономической среде.
Межкультурный риск стал серьезным вызовом трансграничному предпринимательству. В международном экономическом сотрудничестве участвуют представители различных стран с различными укладами жизни, нравами, мышлением, разными языками. И если сегодня языковый барьер преодолевается относительно просто с помощью современных интернет-технологий и искусственного интеллекта, то все прочие особенности разных народов требуют особого внимания и принятия: каждый предприниматель обязан учитывать страновую специфику, принимать и следовать им в целях снижения рисков, которые могут стать неодолимым барьером в развитии бизнеса или торговли в других странах.
Стихийные бедствия. Землетрясения, ураганы или наводнения нарушают логистику, повреждают инфраструктуру и влияют на транспортные сети, что задерживает доставку товаров, увеличивает издержки на транспортировку [15].
Просрочка счетов. Выставленные с опозданием счета-фактуры не только нарушают движение денежных средств [9], но и способствуют более опасным рискам, т.к. в разных странах разные платежные практики и нормативно-правовые рамки.
Дебиторские риски связаны с несвоевременным с большими задержками или полным отсутствием перечислений средств от покупателя за поставленные товары, что ухудшает платежеспособность [9], приводит к риску потери части денежных средств.
Логистические риски возникают при нарушении цепочек поставок или движения ресурсов. Логистика сопряжена со всеми выше названными рисками.
Не все трансграничные предпринимательские риски подвержены влиянию в целях их минимизации, исключения или уклонения от них (рисунок 2).
Не чувствительные к влиянию предпринимательские риски (рисунок 2) не зависят от воли предпринимателей, не продуцируются ими или их деятельностью. Однако их можно с той или иной степенью вероятности предвидеть или прогнозировать, чтобы использовать доступные инструменты по нивелированию отрицательного влияния на бизнес или торговлю.
Рис. 2. Чувствительность к влиянию предпринимательских рисков в трансграничной торговле и бизнесе
Для минимизации отрицательного влияния неуправляемых рисков предпринимателям следует вести постоянный мониторинг глобальных экономических и политических тенденций, обменных курсов, цен на сырьевые товары [15], изменений в законодательстве или в политической сфере на ключевых рынках, чтобы своевременно выявлять потенциальные риски и корректировать свою деятельность.
Например, минимизировать риски потерь от курсов валюты или цен на сырьевые товары можно с помощью операций хеджирования (страхования) путем приобретения валютных или товарных опционов, которые обеспечат требуемую выплату или поставку товаров, если стоимость валюты или товара упадет ниже определенного уровня.
Чтобы минимизировать риски, связанные со стихийными событиями или сменной политической парадигмы в той или иной стране, регионе, предпринимателями необходимо закладывать в свои планы несколько вариантов поставок, логистический цепочек поставок [15] или применять страховые инструменты (полисы, например).
Логистические риски можно страховать путем диверсификации цепочки поставок и клиентской базы. Предприниматели в этом случае распределяют свои риски по нескольким рынкам и снижают зависимость от отдельного поставщика или клиента, что позволяет смягчать последствия сбоев на конкретных рынках или в цепочках поставок.
Минимизировать или полностью нивелировать риски неполучения платежей от дебиторов, которые зачастую приводит к каскаду финансовых проблем [9], можно с помощью факторинга и страхования. Можно использовать факторинг счетов и оборотных средств, применять страхование торговых кредитов, что позволит сохранить стабильность в поступлении денежных средств в случае возникновения просроченных платежей и поддерживать стабильную операционную эффективность.
В последние двадцать лет настоящим вызовом для трансграничного предпринимательства стал стремительный рост глобализации всех мировых процессов. В условиях глобализации и развития интернет-технологий утратило смысл понятие «граница страны», открылись новые возможности: расширился выбор ресурсов и клиентов, контрагентов, новых рынков, упростилось общение на мировой экономической арене.
Совершенствование интернет-технологий привело к развитию электронной коммерции [15], что стало настоящей прорывной революцией в деловом и экономическом сотруднические между предпринимателями и бизнес-системами, расширились возможности роста и развития.
Появились и стремительно развиваются новые интернет-технологии: искусственный интеллект, облачные технологии, голосовые переводчики, программы видеосвязи и т.п., которые стали привычными помощниками предпринимательству в автоматизации рутинных операций, общения с контрагентами во всем мире.
Но глобализация и интернет-технологии принесли новые вызовы, изменившие характер предпринимательских рисков, борьба с которыми усложняется по мере развития современных интернет-технологий. Например, риски кражи данных, взлома аккаунтов и т.п., которые вызваны «расцветом» киберпреступности, а также риски потери трудовых ресурсов в связи с оттоком работников в IT – сферу.
Глобализация и интернет-технологии послужили усилению конкуренцию, привели к перенасыщению рынков, из-за чего возрос риск не найти своего места на мировом рынке и остаться без доходов, понеся организационные и вступительные издержки [9].
Но более всего уязвимыми оказались малые предпринимательские структуры в эпоху расцвета глобализации и мировой нестабильности [6].
Малые предпринимательские структуры более всех страдают от изменения курсов валют или торговой политики, т.е. от волатильности курсов и налоговой, акцизной и т.п. нестабильности.
Также малым предпринимательским единицам сложно конкурировать с более крупными транснациональными компаниями [6], что, естественно, повышает градус предпринимательских рисков для них.
Еще одна проблема глобализации международного бизнеса – взаимодействие с сотрудниками, которые живут по всему миру. При работе с зарубежными партнерами, сложно учитывать барьеры, вызванные национальными традициями, способами мышления и особенностями восприятия деловых отношений, разницу в часовых поясах, а также степень обеспеченности устойчивыми новыми интернет-технологиями [15].
Всемирный экономический форум в феврале 2024 г. представил исследование по восприятию глобальных рисков (GRPS) на основе опыта обширной сети Форума, состоящей из ученых, представителей бизнеса, правительства, гражданского общества и лидеров мнений, где опубликовал семь новых рисков: цензура и надзор; планетарные климатические кризисы; ущемление граждански прав и свобод; экономическое неравенство стран и континентов; усиление давления политических структур на волеизлияние население; нарастающий дефицит рабочих и специалистов.
Будущее трансграничного предпринимательства также носит вероятностный характер. Так, Всемирным экономическим форумом (ВЭФ) были проведены исследования восприятия учеными, представителями бизнеса, правительствами и гражданским обществом глобальных рисков (GRPS), по которым был составлен прогноз.
Рисунок 3 показывает, ответы позволили составить неутешительный прогноз, как на два года (2024-2025 гг.), так и на десять лет (2024-2034 гг.).
Как следует из рисунка 3, если в последующие два года с 2024 г. по 2026 г. только 3% респондентов ожидают значительный рост глобальных рисков, то на 10-летку сторонников этого мнения возрастает до 17%, т.е. более чем в пять раз. 27% респондентов уверены, что в предстоящие два года глобальные вызовы и риски будут регулярными и непредсказуемыми, а в предстоящие десять лет сторонников этого мнения увеличивается до 46%. В целом на рисунке 3 видно, что мнения о глобальных рисках и вызовах в первые два года более оптимистические, но на десятилетку уровень оптимизма решительно сократился.
Рис. 3. Прогноз по глобальным рисками на период 2024-2026 гг. и на период 2024-2034 гг.
Глобализация и информатизация мировых процессов открыли для предпринимателей новые возможности: расширился выбор ресурсов и клиентов, контрагентов, новых рынков, упростилось общение на мировой экономической арене. Искусственный интеллект, облачные технологии, голосовые переводчики, программы видеосвязи и т.п., стали привычными помощниками предпринимательству в автоматизации операций, общения с контрагентами. Интернет-технологии породили новый вид предпринимательства: электронная коммерция.
Но именно глобализация и интернет-технологии принесли новые вызовы предпринимательству: усилилась конкуренция, из-за чего возрос риск не найти своего места [15], появился риск потерь от киберпреступности, а также риски потери трудовых ресурсов в связи с оттоком работников в IT – сферу.
Исследования, проведенные в рамках Всемирного экономического форума в конце 2023 г., показали, что условия предпринимательской деятельности в мировой экономике будут только усложняться.