Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE ISSUE OF EUROBONDS AS A METHOD OF ACHIEVING A BALANCED BUDGET OF THE OMSK REGION

Savrasova D.V. 1 Kovalev A.I. 1
1 Omsk Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation
2378 KB
The relevance of the research topic lies in the fact that a stable and balanced budget of a constituent entity of the Russian Federation ensures that the state performs its functions and maintains the stability of the economy as a whole. The article examines the experience of subjects in public debt management. It has been revealed that the demand in the government bond market is not fully satisfied. Moreover, there is a demand for securities of the Omsk region, while the Ministry of Finance of the region has only one bond issue in circulation. The possibilities of the Eurobond market for the Omsk region are considered. Currently, investments in yuan are gaining more and more popularity against the background of strengthening Russian-Chinese relations. It is proposed to issue it in this currency.
budget balance
public debt
eurobond issue
omsk region

Введение

Сбалансированность бюджета – один из принципов формирования и исполнения бюджета, указанный в ст. 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ). Он состоит в равновесии бюджетных расходов и источников их финансирования [1].

Проблема достижения сбалансированного государственного и региональных бюджетов освещалась в работах известных теоретиков А. Смита, Д. Рикардо и Дж. Кейнса. Современные исследования в области эффективного управления бюджетом проводились многими отечественными учеными, среди которых Лисачкина Ю.С. [11], Алексеева А.Г., Бурцева Т.С., Элякова И.Д. [9], Баранова С.В., Лямчева Е.С. [10] и др.

Цель исследования – провести анализ состояния регионального бюджета Омской области и рассмотреть возможность обеспечения его сбалансированности через выпуск еврооблигаций.

Информационной базой для анализа служит российское бюджетное законодательство, статистические данные Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики, Центрального банка и финансовых органов субъектов Российской Федерации, внутренние документы Министерства финансов Омской области, учебная литература по государственным финансам, а также научные публикации по данной теме.

Материалы и методы исследования

В процессе исследования проблемы сбалансированности регионального бюджета использовались методы логического, статистического анализа.

Для Омской области наиболее интересен опыт управления госдолгом пограничных регионов: Тюменская, Томская, Новосибирская область. Но также следует отметить, что Омская область является частью Западно-Сибирского экономического района, то есть можно рассмотреть и такие субъекты, как Алтайский край, Республика Алтай, Кемеровская область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.

Одним из способов сравнения субъектов является расчет валового регионального продукта (далее – ВРП), который учитывает совокупный доход, полученный экономическими субъектами в регионе. Данный метод позволяет оценить налоговый потенциал региона, однако очень условно, так как игнорирует особенности налоговых баз и ставок. Уровень ВРП указанных выше регионов разнится. Наименьший показатель имеет Республика Алтай – максимальный ВРП составил 73,5 млрд руб. в 2022 г. По сравнению с Омской областью, чей ВРП превышает 650 млрд руб. на всем периоде, это слишком малое значение. Показатели в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, напротив, очень высокие – в 2022 г. они практически достигают 6 трлн руб. Ближе всего к Омской области по уровню ВРП находятся Тюменская, Томская, Новосибирская области и Алтайский край.

Результаты исследования и их обсуждение

Кривая динамики сальдо бюджета регионов (рис. 1) позволяет говорить о том, что Тюменская область имеет наиболее неустойчивый бюджет; некоторая стабилизация наблюдается только в последние три года, однако в отрицательной зоне. Данный субъект Федерации нежелателен к дальнейшему анализу. Также значительны колебания в Алтайском крае, однако бюджет по большей части профицитный, что является положительным фактом. Наиболее устойчив бюджет Омской, Томской и Новосибирской областей.

Примечательно, что в структуре государственного долга Тюменской области (рис. 2) в период 2017-2022 гг. преобладают государственные гарантии (до 91% в 2018 г.).

missing image file

Рис. 1. Динамика сальдо региональных бюджетов отдельных субъектов Российской Федерации, млрд руб.

missing image file

Рис. 2. Структура и динамика государственного долга Тюменской области за 2017-2022 гг., млрд руб.

missing image file

Рис. 3. Структура и динамика государственного долга Алтайского края за 2017-2022 гг., млрд руб.

То есть субъект часто выступает гарантом в реализации проектов, при этом неся связанные с этим высокие риски неплатежеспособности бенефициара, а также его неспособности в таком случае реализовать инвестиционный проект.

Вероятнее всего, с этим связано постепенное снижение суммы выпуска госгарантий и финансирование дефицита бюджета за счет бюджетных кредитов (в 2022 г. удельный вес бюджетных кредитов составил 82%). Тем не менее, проводимая в Тюменской области политика позволяет поддерживать уровень долговой нагрузки на низком уровне – в пределах 3%.

Определенную долю, пусть и совсем незначительную, государственных гарантий в госдолге имеет Алтайский край, при этом дефицит бюджета практически полностью финансируется за счет бюджетных кредитов (рис. 3). По итогу 2021-2022 гг. госдолг на 100% составляет бюджетное кредитование. Это отражается на состоянии краевого бюджета: регион также имеет низкую долговую нагрузку – в пределах 7%, что говорит в пользу эффективности проводимой долговой политики.

Относительно невысокую долговую нагрузку имеет Новосибирская область: показатель постепенно снижался с 44% (в 2017 г.) до 24% (в 2022 г.). При этом субъект постепенно выплатил коммерческие кредиты, наращивая бюджетное кредитование и осуществляя выпуск облигаций (рис. 4). Удельный вес бюджетного кредитования повысился с 41% (в 2017 г.) до 73% (в 2022 г.); доля ценных бумаг стала меньше, снизившись с 34% до 27% за период. Таким образом, бюджет Новосибирской области становится все устойчивее.

missing image file

Рис. 4. Структура и динамика государственного долга Новосибирской области за 2017-2022 гг., млрд руб.

missing image file

Рис. 5. Структура и динамика государственного долга Томской области за 2017-2022 гг., млрд руб.

Высокая долговая нагрузка, близкая к показателю Омской области, наблюдается в Томской области – свыше 50% на всем промежутке; показатель в 2020 г. достиг 93%. Тем не менее, в структуре госдолга Томской области прослеживается тенденция, наблюдаемая в Новосибирской (рис. 5). Регион выплатил банковские кредиты за счет бюджетного кредитования (его доля возросла с 31% до 73% за период) и эмиссии ценных бумаг, обеспечив большую устойчивость бюджету области.

В структуре государственного долга Омской области, аналогично Томской и Новосибирской, тенденция на погашение коммерческих кредитов, при этом используется в основном инструмент реструктуризации за счет льготных бюджетных кредитов и практически не используются ценные бумаги. С учетом рискованности государственных гарантий и высоких процентов по коммерческим кредитам, наиболее выгодный и надежный вариант – это бюджетное кредитование и выпуск облигаций. Последний инструмент используется Министерством финансов Омской области не в полной мере.

Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области в настоящее время имеют в обращении на Московской бирже четыре выпуска облигаций в рублях, причем выпуск государственных ценных бумаг происходит ежегодно. В 2018, 2019 и 2020 гг. это были среднесрочные пятилетние облигации на сумму 5 млрд руб., в 2021 г. Новосибирск решился на сумму вдвое больше (10 млрд руб.) и разместил долгосрочные облигации на 7 лет. Ценные бумаги пользуются спросом, отчасти по причине привлекательной ставки купона, которая не ниже ключевой, а также высокого рейтинга. По данным «Эксперт РА», Новосибирская область имеет умеренно высокий уровень кредитоспособности и финансовой устойчивости.

Рейтинг Томской области в одной категории с рейтингом Омской, но на два уровня ниже; его кредитоспособность и финансовая надежность оценивается как умеренная, при этом присутствует более высокая чувствительность к воздействию негативных изменений экономической конъюнктуры, чем у Новосибирской и Омской области. Томская область имеет в обращении три выпуска гособлигаций, причем размещает их на долгосрочную перспективу: в 2015 г. срок составлял 7,5 лет; в 2017 и 2020 гг. – 7 лет. Департамент финансов региона держал ставку ниже ключевой в 2015 и 2017 гг., при этом успешно размещая сумму в 7 млн руб. В 2020 г. он повысил ставку, и сумма выпуска оказалась гораздо больше – 20 млн руб.

Министерство финансов Омской области в обращении имеет всего один выпуск облигаций на сумму 5 млрд руб. и сроком на 5 лет, их погашение планируется в ноябре 2025 г. Предыдущий выпуск 2016 г., погашенный в ноябре 2021 г., совпадал по сумме и сроку с действующим. Можно заметить, что политика выпуска ценных бумаг в большей степени схожа по значениям суммы займа, сроков обращения, ставки купона, количеству купонных выплат с политикой, проводимой финансовыми органами Новосибирской области. А их положительный опыт показывает, что выпуск облигаций вполне возможно производить намного чаще, чем раз в четыре года.

Нужно заметить, что спрос на ценные бумаги Омской области существует и удовлетворен не в полной мере. По словам министра финансов региона, при последнем выпуске «инвесторами было подано заявок на приобретение облигаций на общую сумму около 14,9 млрд рублей. Таким образом, спрос в три раза превысил предложение» [6]. Учитывая, что Министерство финансов исправно исполняет обязательства по облигационному займу, можно ожидать повышенный интерес инвесторов к очередному выпуску ценных бумаг.

Недооцененным инструментом в управлении государственным долгом субъектов Российской Федерации являются еврооблигации – долговые ценные бумаги, выпускаемые в иностранной валюте. Стоит, конечно, учитывать, что к прочим рискам, сопровождающим выпуск и погашение облигаций в рублях, добавляется валютный риск. Снизить этот риск позволит выбор надежной валюты, имеющей низкую волатильность и положительный прогноз на среднесрочную перспективу.

Главный аналитик Совкомбанка М. Васильев в своей статье сентября 2022 г. отмечает, что «основной тенденцией на российском валютном рынке в настоящее время является быстрое снижение роли доллара и евро во всех аспектах экономической деятельности при возрастающей роли рубля и валют дружественных стран, в первую очередь юаня» [3]. Для инвесторов это выгодный способ снизить санкционные риски, а для госорганов – возможность привлечения внешнего финансирования в условиях закрытых западных рынков.

На Московской бирже наблюдается рост популярности торговли в юанях. Объемы торгов валютной парой «юань/рубль» еще в начале 2023 г. составляли 1,3 млрд руб., за полгода показатель достиг уже 42,2 млрд руб. Вместе с тем торги валютной парой «доллар/рубль» сократились в 2,5 раза за аналогичный период.

Начало в 2022 г. санкционного давления на Российскую Федерацию со стороны западных стран, а также политика ограничения торговли с Китаем со стороны американского правительства привели к укреплению экономических отношений между Россией и Китаем. По данным китайского главного таможенного управления, товарооборот между странами в первом квартале 2023 г. составил 73,2 млрд долл., что на 41% выше показателя за тот же период 2023 г. Вырос китайский импорт – на 67% по сравнению с первым кварталом прошлого года, составив 33,7 млрд долл. Экспорт в Китай в тот же период составил 39,5 млрд руб. – почти на 25% больше, чем в первом квартале 2023 г. При этом «рост товарооборота с Россией был самым значительным среди всех основных торговых партнеров Китая: оборот с Сингапуром вырос на 32,1%, с Южной Африкой — на 18,8%» [8].

Российский рынок привлекателен для китайских производителей тем, что уход крупных западных компаний снизил конкуренцию и освободил много пространства для развития другого бизнеса. Для России Китай стал главным партнером в сбыте энергетических ресурсов. Важно отметить, что Россия «готова переходить на расчеты в юанях в торговле со странами Азии, Африки и Латинской Америки. По данным Центрального банка, за 2023 год доля юаня в расчетах за экспорт в России выросла с 0,5 до 16%» [8].

Стоит добавить, что выплата госдолга в юанях дешевле, так как на инвестиционном рынке в юанях сформировались более низкие ставки по сравнению со ставками в долларах. Это объясняется тем, что Федеральная резервная система «проводит политику ужесточения ДКП [денежно-кредитной политики] для борьбы с рекордной за 40 лет инфляцией в США [Соединенных Штатах Америки] (в июле 8,5%). Напротив, в Китае инфляция находится под контролем (в июле 2,7%) и ЦБ КНР [Центральный банк Китайской народной республики] смягчает монетарную политику для поддержки замедляющейся экономики. В результате ставка по 2-летним гособлигациям Китая в юанях находится на уровне 2,06% против 3,30% по 2-летним гособлигациям США в долларах» [3].

Необходимо оценить реальную доходность государственных облигаций западных стран и Китая (табл. 1). С учетом инфляции, по состоянию за 2023 г., облигации в долларах и евро дают отрицательную доходность. Юань в этом плане выигрывает, поскольку доходность облигаций превышает официальный уровень инфляции в стране.

С учетом имеющейся позитивной ситуации в отношениях России и Китая, а также все большим осложнением отношений с западными странами, в долгосрочном периоде ожидается переход средств инвесторов в инструменты фондового рынка в юанях.

При этом можно отметить большую привлекательность еврооблигаций по сравнению с депозитами в валюте – такая тенденция сложилась исторически. Максимальная ставка по трехлетним банковским вкладам в юанях в г. Омске равняется 3,65% («Альфа-Банк»), по краткосрочным вкладам – в пределах 2,1% годовых (табл. 2).

Купонный доход по среднесрочным облигациям в юанях крупных отечественных компаний превышает 3% (табл. 3), максимальное значение составляет 3,9% («РУСАЛ»). При этом в обеих ситуациях инвестор обязан заплатить налог на полученный доход – в виде процента и в виде положительной курсовой разницы.

Говоря о государственных облигациях в юанях, отмечается, что данный инструмент может быть более привлекательным в сравнении с облигациями коммерческих организаций по причине более высокой финансовой устойчивости государства в целом или отдельных регионов.

Таблица 1

Реальная доходность пятилетних государственных облигаций зарубежных стран, % [5]

Государство

Доходность облигаций

Инфляция (2023)

Реальная доходность

Соединенные Штаты Америки

3,5

5

-1,5

Германия

2,2

7,4

-5,2

Китай

2,64

0,7

1,94

Таблица 2

Данные о процентных ставках по банковским вкладам в юанях в г. Омске, % годовых [7]

Банк

Альфа-Банк

Сбербанк

ВТБ

Росбанк

Промсвязьбанк

Газпромбанк

Уралсиб

Ставка

3,65

3,20

2,72

2,50

2,10

2,02

1,40

Срок

до 3 лет

до года

Таблица 3

Данные о ставках купонного дохода по облигациям в юанях российских компаний, % годовых [4]

Компания

ОК «РУСАЛ»

ПАО «Полюс»

АО «Металлоинвест»

ПАО «НК «Роснефть»

Ставка

3,90

3,80

3,70

3,05

Срок

до 5 лет

Государственные органы с высокой степенью вероятности погасят облигационный долг, в то время как коммерческие структуры имеют больше рисков, связанных с их деятельностью. Таким образом, облигационный заем в юанях привлекателен для Омской области. Еврооблигации в китайской валюте пользуются спросом, при этом в настоящее время этот спрос удовлетворен в малой степени. Учитывая спрос в целом на ценные бумаги Министерства финансов региона, целесообразно воспользоваться данным инструментом.

Министерство финансов Омской области при эмиссии руководствуется «Генеральными условиями эмиссии и обращения государственных облигаций», утвержденными Постановлением Правительства Омской области от 15.05.2013 г. N 104-п. В данном документе указаны обязательные условия – документарная форма облигаций с централизованным хранением глобального сертификата, а также расчеты в рублях. При этом преимуществом является доступ облигаций широкому кругу инвесторов: как юридическим, так и физическим лицам. Сроки обращения ценных бумаг могут быть различны: от года до тридцати лет. Остальные условия эмиссии определяются эмитентом, то есть Министерством финансов Омской области [2].

При определении прочих условий эмиссии и обращения облигаций следует ориентироваться на более ранние выпуски 2016 и 2020 гг. Так, сумма составляет 5 млрд руб., а срок обращения – 5 лет; 20 купонных периодов; амортизация долга по принципу 30/30/40, начиная с 16-го купонного периода; ставка купона фиксированная. Размещение осуществляется в формате букбилдинга.

Для определения купона следует руководствоваться средней ставкой по банковским вкладам в юанях – 2,51% в мае 2023 г. (в г. Омске), а также доходность китайских гособлигаций – 2,64% в марте 2023 г.; ставка купона должна быть выше. Нужно учитывать, что она будет ниже, чем ставки по еврооблигациям корпоративного сектора. Таким образом, перед открытием книги заявок предлагается установить купон на уровне 2,7%.

Датой выпуска облигаций условно определим декабрь 2024 г., тогда их погашение планируется в декабре 2029 г. Курс юаня на дату эмиссии составляет 10,99 руб. Минимальная номинальная стоимость одной ценной бумаги устанавливается на уровне 1 000 юаней. Тогда цена покупки составит 10 990 руб. В пределах установленного лимита в 5 млрд руб. можно разместить 450 тыс. штук на сумму 4 945,5 млн руб.

Для осуществления эмиссии и обращения ценных бумаг Министерству финансов области необходимо заключить ряд государственных контрактов:

1. на оказание услуг по размещению облигаций. Организаторами эмиссии в 2020 г. выступали «ВТБ Капитал», «Газпромбанк», «Сбербанк КИБ» и «Совкомбанк». Но существует целый перечень финансовых организаций, которые осуществляют услуги по размещению облигационных займов на российском фондовом рынке;

2. на оказание депозитарных услуг. Центром хранения глобального сертификата является Национальный расчетный депозитарий;

3. на оказание услуг по поддержанию облигаций в списке ценных бумаг, допущенных к торгам на бирже. Эмиссия и обращение облигаций осуществляется на Московской бирже.

Исходя из установленных условий и с учетом прогноза стабилизации и постепенного укрепления курса юаня по отношению к рублю, ожидается, что инвестор не только получит купонный доход, но и выиграет от разницы курсов. Прогнозируемая сумма купонных выплат по одной ценной бумаге за пять лет составит 1 355,27 руб. На дату погашения стоимость облигации будет равняться 11 015 руб. (цена покупки при выпуске – 10 990 руб.), то есть это еще 25 руб. выручки. Итого, доход по каждой облигации составит 1 380,27 руб. Таким образом, годовая доходность в расчете на рубли равна 2,51% годовых. Следует помнить, что эта доходность не учитывает инфляцию в России, а инфляции в Китае находится на уровне 0,7%.

Омская область должна будет выплатить купоны по облигациям на сумму 609,87 млн руб. Также будет переплата по основной сумме долга за счет укрепления юаня относительно рубля в размере 11,25 млн руб. Итого, цена пользования привлеченными средствами составит 621,12 млн руб. без учета оплаты услуг по вспомогательным контрактам. Таким образом, стоимость облигационного займа для областного бюджета составит 2,51% годовых.

Бонусом для бюджета будет также поступление налогов, взимаемых с дохода физических лиц (85% налога на доходы физических лиц поступает в региональный бюджет) и прибыли коммерческих организаций от владения ценными бумагами (взимается по ставке 17% в пользу регионального бюджет). Бюджет Омской области может получить от 68,63 до 105,59 млн руб. налоговых доходов дополнительно, что в том числе является преимуществом в сравнении с банковским кредитованием.

Для реализации данного мероприятия Министерству финансов области необходимо погасить долгосрочные займы банковских организаций в сумме 9,3 млрд руб., снизив тем самым сумму госдолга и сократив долговую нагрузку регионального бюджета до установленной границы в 56%. На погашение коммерческих кредитов в 2023 г., в частности, предлагается использовать 3,5 млрд руб., которые оказались доступны в результате реструктуризации бюджетных кредитов. Кроме того, в текущем году увеличилась нецелевая поддержка федерального бюджета – это дополнительно 2 млрд руб., которые можно расходовать. Также предполагается сэкономить более 3 млрд руб., отказавшись от планируемых бюджетных кредитов в дорожный фонд Омской области.

Таким образом, необходимо отказаться от инвестиционных проектов в ближайшее время, в частности от масштабного и затратного строительства объектов инфраструктуры, и перенести их на более поздние сроки, отдав в настоящем предпочтение погашению задолженности перед банками. В дальнейшем предлагается переход на более выгодное бюджетное кредитование (инфраструктурные кредиты на 15 лет под 3% – но их объем ограничен) и облигационные займы, то есть длинные деньги по более низким ставкам.

Реализация предложенных мероприятий в совокупности обеспечит повышение качества управления бюджетным процессом и достижение сбалансированности в долгосрочной перспективе.

Заключение

Предложенные меры позволят повысить доходную часть бюджета, а также эффективность расходования бюджетных средств и использования долговых инструментов на пути к достижению сбалансированности бюджета Омской области. Это может послужить основой для формирования устойчивого регионального бюджета в долгосрочной перспективе.

Реализация предложенных мероприятий в совокупности обеспечит повышение качества управления бюджетным процессом и достижение сбалансированности в долгосрочной перспективе.