Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

REGULATION OF THE STANDARD OF LIVING OF THE POPULATION IN CONDITIONS OF A SOCIALLY ORIENTED ECONOMY

Dubrovsky A.V. 1, 2
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
2 Moscow International University
The article discusses the possibility of universalizing the approach to assessing the standard of living, which would include a standardized set of indicators due to the fact that existing assessment criteria differ in the characteristics used. Some of them are based solely on objective data, others on subjective assessments. The need to improve the assessment of living standards is determined by the relationship with the state development strategy, where the problem of increasing living standards occupies a central place, and to achieve significant results in this area, such key tools as the legislative framework and the use of a program-targeted approach are used. Theoretical and methodological provisions for managing the welfare of citizens are revealed mainly through legislative measures and strategic planning. Regional problems of living standards were studied using the example of the Republic of Tyva: a lag from the Russian average indicators was revealed, especially in the sectors of demography, income, health and safety. Directions are proposed that can contribute to positive changes in the socio-economic sphere of the region and the emergence of trends to improve relevant indicators.
standard of living
quality of life
welfare
standard of living indicators
social standards
target programs
per capita income

Введение

Качество и уровень жизни населения является достаточно серьезной составляющей социально-экономической политики последних десятилетий. Результативность решения проблемы повышения уровня жизни населения, определяет уровень трудового потенциала страны, возможности создавать новые знания и новые технологии, рост экономического потенциала, что особенно значимо при переходе к новому технологическому укладу [1]. В настоящее время государство может развиваться благодаря тому, что его социально-экономическая политика будет направлена на повышение качества и уровня жизни населения.

Современные условия характеризуются необходимостью усиления роли государства в регулировании социально-экономической сферы, поскольку рыночные отношения сохраняют проблему бедности, увеличивается разница денежных доходов богатых и бедных, остается многочисленной категория населения, неудовлетворенная качеством медицинских услуг, образования и других важных аспектов повседневной жизни человека. В этой связи, с целью повышения качества и уровня жизни населения необходима выработка эффективной государственной политики, которая способствовала бы решению социально значимых вопросов на основе активного участия в этом процессе органов государственной, так и региональной власти.

Цель исследования заключается во всестороннем анализе уровня жизни как индикатора, отражающего экономическое благополучие общества, фокусируясь на анализе доходов населения, удовлетворении их основных нужд с точки зрения регулирующего влияния государства. Гипотеза исследования заключается в возможности установления взаимосвязей между широким спектром показателей, включающим в себя множество факторов, существенных для удовлетворения различных потребностей, таких как социальная поддержка, здравоохранение, доступность транспорта, культурных учреждений, связи и т.д. и реализацией государственно-региональной стратегии повышения качества и уровня жизни.

Материалы и методы исследования

Информационной базой в статье послужили данные Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва, информация об итогах социально-экономического развития Республики Тыва. В работе использовались специфические и общенаучные методы анализа; метод сравнения и аналогии; метод экспертных оценок в аспектах раскрытия направлений использования ресурсного потенциала предприятия. При анализе информации использовались современные программные продукты и информационно-коммуникационные технологии.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрение проблемы повышения уровня жизни населения невозможно вне анализа сущностной и методологической стороны вопроса. Наука располагает различными способами оценивания жизненных условий и благополучия общества. Однако большинство этих подходов требуют обновления и более четкого определения сущности таких понятий, как благосостояние, уровень и качество жизни, и введении ясных критериев их разделения.

Исследования отмечают тот факт, что качество жизни как понятие охватывает обширное понимание того, как человек удовлетворяет свои разнообразные жизненные нужды, в то время как уровень жизни больше связан с экономическим и социальным аспектами его существования [2]. Подобное разночтение в подходах может проистекать из сложности установления единой нормы для измерения жизненных стандартов, учитывая как объективные, так и субъективные факторы. Отмеченное разнообразие в подходах к оценке качества и уровня жизни населения между различными странами и регионами осложняет исследования в этой области.

Рассмотрение сущностной стороны «уровень жизни», «качество жизни» и «благосостояние» позволяет сделать следующие выводы:

- уровень жизни представляет собой более узкое понятие, описывающее насколько удовлетворяются нужды населения на основе определенных социально-экономических параметров.

- качество жизни охватывает более обширный спектр параметров по сравнению с уровнем жизни, включая не только стандартные критерии для оценки благосостояния населения, но и принимая во внимание таким элементы как общественное настроение, политические условия и состояние окружающей среды [3].

- благосостояние является еще более комплексным, охватывая социально-экономические аспекты, которые отражают как уровень, так и качество жизни, в том числе доступность материальных и социальных благ для населения, наличие духовных ценностей, а также создание условий для гармоничного развития индивида.

Различие между этими понятиями заключается в объеме охватываемых аспектов. Под уровнем жизни понимается индикатор, который отражает экономическое благополучие общества, фокусируясь на анализе доходов населения и насколько хорошо удовлетворены их основные нужды. В отличие от этого, понятие качества жизни обладает более широким спектром, включающим в себя оценку общего благополучия среди других критериев, а также принимает во внимание множество факторов, существенных для удовлетворения различных потребностей, таких как социальная поддержка, здравоохранение, доступность транспорта, культурных учреждений, связи и т.д. [4]. Общепринято, что «уровень жизни» преимущественно отражает материальное благосостояние индивида, в то время как оценка «качества жизни» охватывает более обширное поле, включая удовлетворенность культурными и социальными аспектами общества.

В России разработан комплекс индикаторов, которые отображают разнообразные сферы благосостояния общества. При этом оценки индикаторов сталкиваются с определенными трудностями из-за огромных размеров страны, охватывающей 11 часовых поясов, а также из-за разнообразия национального, культурного и социально-экономического характера. Следует констатировать отсутствие полного перечня критериев, которые бы позволили реализовать непредвзятую оценку благосостояния [5]. Обычно, в список этих критериев включают следующие составляющие: доходы граждан; степень бедности и социального разделения; показатели безработицы и активности на рынке труда; изменения в демографической ситуации.

Элементы, влияющие на общественное благополучие, предполагают оценку доступности и качества образовательных услуг, а также их стоимости; уровня здоровья населения, качества и доступности продуктов питания; условий жизни в городах и селах, состояние общественной инфраструктуры и связи; доступ к природным ресурсам и состояние окружающей среды; развитие культурных и социальных взаимодействий, поддержание семейных традиций; степень обеспечения безопасности, политическая и социальная стабильность; прогресс в развитии политических и гражданских институтов, включая демократию и участие граждан в управлении обществом, среди прочего.

Однако эксперты выражают сомнения в возможности разработки универсального композитного индекса для оценки благосостояния граждан, аргументируя это тем, что основные области жизни человека, такие как пища, здоровье, образование, жилье и культура, слишком разнообразны для объединения в одну метрику. В то же время, всесторонний анализ и определение уровня благосостояния являются ключевыми в статистических исследованиях, где для синтеза общей оценки используются комплексные индикаторы, объединяющие различные аспекты жизни.

Анализ качества жизни граждан в России осуществляется через специально разработанную систему статистических индикаторов, созданную Минэкономразвития РФ и Госкомстатом в 1993 году и включает в себя семь категорий, покрывающих 39 индикаторов.

Важно подчеркнуть, что улучшение качества жизни населения достигается путем внедрения государственных инициатив, зафиксированных в официальных документах. Для того чтобы реализовать ключевые задачи и достичь целей, заданных в планах социально-экономического развития и улучшения географического распределения ресурсов в России, создаются специализированные программы [6]. Эти программы, являясь частью стратегического планирования в различных отраслях, служат основой для составления бюджетов и определения направлений экономического роста, тем самым способствуя повышению результативности государственного регулирования.

Задача, направленная на прогресс в социальной и экономической сферах в России, заключается в повышении реального благосостояния и стандартов бытия её граждан. Для достижения этого требуется разработка всеобъемлющей системы, которая будет заниматься вопросами жизненно необходимых потребностей жителей: от защиты личного имущества, прав и свобод до создания условий для достойной жизни и работы, включая материальное процветание [7]. Это требует введения на законодательном уровне комплекса мероприятий, направленных на всесторонний контроль качества жизни населения в стране.

В России существует обширная система законодательства, которая занимается данными аспектами. Важнейшим документом, определяющим правовые основы в стране, является Конституция Российской Федерации, где также находят отражение положения, касающиеся стандартов жизни населения.

В Конституции РФ закреплен статус социального государства, стремящегося к тому, чтобы каждый гражданин имел возможность для достойной жизни и неограниченного личностного роста.

Федеральный закон 134-ФЗ, «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», служит законодательной базой для определения прожиточного минимума на территории страны. Данный нормативный акт устанавливает критерии для двух ключевых экономических индикаторов: базового набора необходимостей и минимального уровня дохода, необходимого для поддержания жизни.

Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 намечает стратегические ориентиры и ключевые задачи для прогресса России до 2024 года. В числе приоритетов – увеличение населения страны, сокращение бедности вдвое, повышение средней продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году и до 80 лет к 2030 году, значительное улучшение условий проживания для более чем 5 миллионов семей в год, рост доходов населения и уровня пенсионного обеспечения, активизация технологического прогресса и расширение использования цифровых технологий, а также стремление войти в пятерку ведущих мировых экономик, поддерживая уровень инфляции ниже 4% [8].

На основании распоряжения Правительства РФ от 11.11.2010 № 1950-р «О подтверждении списка государственных инициатив России», был составлен список ключевых государственных программ, направленных на улучшение стандартов жизни граждан.

Что же касается региональных инициатив, то они как правило охватывают улучшение социальной области, включая такие сектора как безопасность, образовательные услуги, медицинское обслуживание, трудоустройство граждан, коммунальное хозяйство, культурные мероприятия, а также развитие физкультуры и спортивных дисциплин.

Рассмотрим основные показатели уровня жизни на примере Респ.Тыва за последние годы.

Среднедушевые денежные доходы (в месяц) в 2021 г. составили 24311 рублей. Если посмотреть на структуру использования денежных доходов в процентах, то можно увидеть преобладание доли на покупку товаров и услуг – 86,4 %. На оплату обязательных взносов и платежей направлялось 12,5 %, остальная доля приходится на прочие расходы [9].

Структура потребительских расходов показывает, что население Респ.Тыва расходует свои денежные средства следующим образом: 38,5 % на непродовольственные товары, 34,9 % на продукты питания, 25 % на оплату услуг и 1,6 % на алкогольные продукты.

Демографическая ситуация в Респ.Тыва остается достаточно сложной, так как характеризуется затяжной тенденцией сокращения численности населения. При этом в 2014 г. убыль населения составила 5,4 тыс. человек, в 2021 г. уже 10,0 тыс. человек [10].

Анализ показателей качества и уровня жизни дает возможность сделать вывод, что Респ.Тыва за последние годы устойчиво отстает от среднероссийских значений, занимая в рейтинге 2021 г. 42 место. Как показывает анализ, наиболее низкие показатели в области имеют такие сектора как здравоохранение, демография, доходы населения, безопасность, уровень потребления.

Реализация основных социально-экономических приоритетов, включая повышение уровня жизни населения, прослеживается в большинстве стратегических федеральных документов. В Респ.Тыва также механизм стратегического планирования направлен на повышение исследуемых показателей и на развитие социальной и экономической сферы жизни населения региона.

Анализируя целевые программы можно сделать вывод, что большинство из них включает в себя мероприятия, которые направлены на повышение благосостояния, качества и уровня жизни населения, проживающего на территории Респ.Тыва [11]. Конкретными документами реализации социально-экономической политики субъекта, которые мы проанализировали, выступают «Стратегия социально-экономического развития Респ.Тыва на период до 2025 года», государственные программы региона, которые детализируют положения стратегии и региональные проекты, которые формируются в соответствии с национальными проектами РФ. Приоритетными направлениями рассмотренных выше документов являются демография, образование, здравоохранение, экология, культура, жилье и городская среда.

В настоящее время перед органами государственной власти Респ.Тыва стоит задача сохранения текущих показателей и принятия мер, направленных на стабильное и устойчивое развитие региональных социально-экономических факторов жизни населения.

Заключение

Подводя итоги можно отметить, что на данный момент еще не сформирована унифицированная система критериев, которая позволила бы объективно оценивать уровень жизни. Существующие методы анализа качества и уровня жизни отличаются по своему содержанию, что осложняет проведение целостного и глубокого анализа проблемы. В контексте же государственной стратегии РФ проблема повышение качества и уровня жизни занимает центральное место, и для достижения значимых результатов в этой области применяются ключевые инструменты, в том числе разработка и улучшение законодательной базы, а также применение программно-целевого подхода.

Рассмотрение в качестве примера проблем уровня жизни населения Респ.Тыва показало, что регион отстает от среднероссийского уровня и имеет динамику ухудшения показателей в сфере демографии. В настоящее время важно сосредоточить усилия органов власти на повышении качества и уровня жизни населения в Респ.Тыва. Меры поддержки качества и уровня жизни в регионе осуществляются с помощью механизма стратегического планирования, который направлен на развитие социально-экономической сферы жизни, а, следовательно, на повышение благосостояния населения.