Введение
Современная экономическая обстановка требует новых походов к объединению государства и бизнеса на основе проектной деятельности. При чем указанное взаимодействие должно быть выстроено на взаимовыгодных условиях для каждого участника. Толчком данного объединения послужило – серьезные ограничения бюджетного финансирования и не ограниченные инвестиционные возможности бизнеса. Можно согласиться с мнением коллектива авторов: М.С. Сыров, Д.Д. Дымов, Л.В. Дайнеко, что объединение государства и бизнеса должно быть сформировано на добровольной основе, при этом каждая сторона в полней мере удовлетворит свои потребности. Бизнес получит возможность получения дивидендов, а государство реализует свой национальный проект, который благоприятно скажется на регионе, в котором реализуется данный проект [4, с. 964].
В настоящее время государственным органам власти необходимо искать дополнительные финансовые возможности для реализации некоторых проектов. И поэтому наиболее походящим инструментом объединения государства и бизнеса может стать реализация совместных крупных проектов на основе экономической интеграции.
Цель исследования: анализ перспективных направлений развития экономической интеграции государства и бизнеса и оценка потенциальных и фактических эффектов от организации проектной деятельности.
Материалы и методы исследования
Информационно-эмпирической базой исследования послужили материалы монографических исследований, статистические данные Росстата и его территориальных подразделений, комитета по финансам, налоговой и кредитной политике города, Министерства экономического развития Алтайского края, региональные и муниципальные программы социально-экономического развития, инвестиционные паспорта муниципальных образований Алтайского края, отражающие процессы формирования локально-производственной специализации приграничных территорий.
В процессе работы применялись методы общенаучных и экономических исследований: монографического обследования, абстрактно-логический, статистический, анализ и синтез; при обработке исходной информации: экономико-статистический, сравнительный анализ; при обосновании результатов исследования: системный анализ, прогнозирования.
Результаты исследования и их обсуждение
Начальная стадия интеграционного процесса осуществлялась в советский период посредством формирования крупных промышленных и научно-производственных объединений. Процессы интеграции в этот период позволили освоить новые территорий и более рациональному размещению производительных сил, что оказало положительной воздействие на экономической рост.
Стадия спада в 1 пол. 1990-х гг. характеризовалась снижением количества интеграции предприятий. Это было связано, прежде всего, с массовой приватизацией в России, которая породила результаты:
– ограниченность финансирования не дало возможность к развитию научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;
– возникли сложности с формированием класса эффективных собственников;
– были нарушены технологические, кооперационные и экономические связи.
Стадия роста приходилась на середину 1990-х гг. и связана с активизацией интеграционных процессов. На это оказали следующие факторы: реализация программы приватизации, снижение к 1997 г. гиперинфляции, стратегическое реформирование, направленное на создание интегрированных структур, адаптированных под мировые рынки, снижение уровня прибыли и прочее.
Следующая стадия приходится на настоящее и будущее время. Специфика данного периода заключается в увеличении роли государства в интеграционном процессе. Это присуще не только российской экономике, но и экономике развитых западных стран. Здесь сразу стоит отметить, что цель государственной политики в данном направлении направлена на формирование крупных интегрированных (корпоративных) структур с участием государства и бизнеса. Указанный процесс интеграции направлен в первую очередь на промышленные предприятия, вследствие концентрации в них научно-технического и производственного потенциалов, а также в области разработки и финансирования научно-технических проектов и стратегических программ развития.
Можно согласиться с мнением Н.В. Городновой, что понятие «интеграция» субъектов (агентов) экономической деятельности необходимо рассматривать с двух позиций. К первой позиции можно отнести статику результатов взаимодействия агентов экономической деятельности. К их числу можно отнести – компании, фирмы, учреждения, физические лица и государство. Противоположной позицией является динамический процесс, который формирует новый хозяйствующий субъект, обладающий функциональной и управленческой структурой со своей спецификой и неформальной деятельностью.
Также процесс интеграции экономических субъектов (агентов) характеризуется объединением финансовых, производственных, маркетинговых и интеллектуальных потенциалов организаций, позволяющий повысить технологический, инвестиционный и научно-технический уровень, а также создать целостность и управляемость бизнес-единицами новой структуры [1, с. 20].
Объектами в интеграционном процессе выступает деятельность, которая подразделяется на межфункциональные и межорганизационные взаимодействия. Эту деятельности можно условно разделить на финансовую, маркетинговую, интеллектуальную, инвестиционную и производственную составляющие, которые входят в состав экономической интеграции. Она в свою очередь подразделяется на уровни: операционный, функциональный, межфункциональный и межорганизационном (рис. 1).
Первые три уровня (операционный, функциональный и межфункциональный) можно условно определить, как внутреннюю интеграцию деятельности организации. Принято полагать, что внутренняя интеграционная деятельность должна ориентироваться на процессы внутри, конкретной организации т. е. изолированно. Однако все операции в организации не могут формироваться без учета и воздействия на них внешних факторов, в том числе от поставщиков и покупателей. Они образуют межорганизационный уровень интеграции, который можно обозначить как внешнюю интеграцию (рис. 2).
Изначально интеграционная деятельности формируется на отдельных стадиях производственного процесса, которые могут находится не во взаимосвязи между собой.
Рис. 1. Уровни интеграции деятельности Источник: составлено автором
Рис. 2. Взаимосвязь уровней интеграции деятельности организации [1, с. 21]
Можно сказать, что каждое структурное подразделение существует изолированно от всего предприятия (организации) имеет свои цели, задачи, показатели. Здесь на первый план выходят разработка пооперационных карт, графиков Ганта, описание бизнес-процессов. Далее в процессе интеграции образуются финансовая, маркетинговая, интеллектуальная, инвестиционная и производственная составляющие, которые образуют экономическую интеграцию.
Некоторые ученые экономическую интеграцию трактуют как частичное или полное объединения организаций, отраслей, регионов, стран, основанное на кооперировании финансового, маркетингового, интеллектуального, инвестиционного и производственного потенциалов.
В нашем понимании под экономической интеграцией следует понимать, как объединение организаций, отраслей, регионов, стран с частичным или полным кооперированием финансовых, производственных и интеллектуальных, маркетинговых и инвестиционных потенциалов, позволяющий сформировать целостность и управляемость новой структуры.
Таблица 1
Виды проектов
Проект |
Краткое описание |
национальный проект |
проект (программа), который (ая) направлен (а) на достижение национальных целей развития РФ и их целевых показателей, который направлен на достижение критериев, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ до 2024 года», а также других общественно значимых задач и их показателей по поручению Правительства РФ, Председателя Правительства РФ решению Совета, президиума Совета, |
федеральный проект, входящий в состав национального проекта |
проект, который реализуется с целью обеспечения задач национального проекта и их показателей, направленных на общественно значимые результаты, а также направлен на реализацию дополнительных показателей по решению Совета, президиума Совета, проектного комитета или куратора |
федеральный проект, не входящий в состав национального проекта |
проект, который реализуется для обеспечения государственной программы РФ (если этот проект является структурным элементом государственной программы РФ), а также по поручению Президента РФ, поручению Правительства РФ, Председателя Правительства РФ, по решению проектного комитета, куратора, ответственного исполнителя государственной программы РФ |
ведомственный проект |
проект, который направлен на достижение результатов государственной программы РФ (если этот ведомственный проект является структурным элементом государственной программы РФ), а также учитываются другие цели и результаты, относящиеся к соответствующему федеральному органу исполнительной власти и иного государственного органа, организации |
региональный проект |
проект, который реализуется для обеспечения результатов федерального проекта, входящего в состав национального проекта, и (или) структурных элементов государственной программы РФ, и (или) государственной программы субъекта РФ |
внутренний (локальный) проект |
проект, который направлен на достижение результатов в деятельности федерального органа исполнительной власти, иного государственного органа, организации, не предусматривающий финансового обеспечения на его реализацию и не являющийся структурным элементом государственной программы РФ |
На наш взгляд, экономическая интеграция государства и бизнеса в современных условиях возможна при реализации проектной деятельности. Государству и бюджетам разных уровней необходимо выживать и осуществлять реализацию национальных и региональных проектов в условиях нестабильной экономики и при отсутствии масштабной поддержки. Значимость обозначенных выше проектов не вызывает сомнения и не нуждается в подробном описании. Мотивы в реализации этих проекторов со стороны государства очевидны – финансирование перспективных национальных и региональных проектов через создание интегрированной структуры, способной противостоять колебаниям рынка. Главной задачей в этом направлении со стороны государства станет поиск способов стимулирования заинтересованных коммерческих организаций для участия в проектной деятельности.
Организация проектной деятельности на государственном уровне осуществляется на основании постановления Правительства РФ «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» [2].
В п. 4. данного постановления выделяются следующие направления деятельности:
− предоставление инвестиций из бюджета в основные средства, которые принадлежат государству РФ;
− реализация субсидий в основные средства, которые принадлежат государству РФ;
− реализация субсидий (иных межбюджетных трансфертов) из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ;
− осуществление инвестиций из бюджета и субсидий юридическим лицам;
− разработка рекомендаций по совершенствованию политики в области реализации государственной программы РФ с сопряженным с ней нормативным регулированием;
− предоставление стимулирующих налоговых расходов;
− выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области реализации государственной программы РФ;
− формирование информационных систем;
− реализация целевых субсидий государственным учреждениям, необходимых для вложений в основные средства, недвижимое имущество, нефинансовых активов, а также реализации иных мероприятий, отвечающих критериям проектной деятельности;
− другие направления, которые подходят под параметры проектной деятельности.
Согласно постановлению Правительства РФ "Об организации проектной деятельности в Правительстве РФ" выделяют следующие виды проектов, обозначенные в таблице 1 [2].
В настоящее время финансирование проектов происходит за счет федерального, краевого и городского бюджетов (таблица 2).
Проанализировав данные, представленные в таблице 2 можно сказать, что динамика освоения денежных средств на реализацию национальных, региональных проектов и программ неоднозначная. В сравнении 2022 г. к 2021 г. наблюдается повышение на 3600567 тыс. руб. в освоении денежных средств. Несмотря на то, что в 2023 г. произошло снижение обозначенного показателя на 2617233 тыс. руб., по итогу наблюдается рост на 983334 тыс. руб. Наибольшее значение по финансированию проектов занимает федеральный бюджет в 2021 г., 2022 г. Однако в 2023 г. преобладал краевой бюджет в предоставлении денежных средств на реализацию национальных, региональных проектов и программ. Также с 2022 г. наблюдаются дотационные денежных средства на реализацию обозначенных выше проектов. Обозначенная неоднозначная тенденция нашла свое отражение в освоение денежных средств на реализацию национальных проектов (таблица 3).
Данные представленные в таблице 3 говорят о неоднородном распределении денежных средств. Можно заметить, что наибольшая доля финансовых ресурсов приходится на национальный проект «Жилье и городская среда». Наименьшие вложения приходятся на национальный проект «Культура». Наибольшее значение по финансированию проектов занимает федеральный бюджет в 2021 г., 2022 г. Национальный проект «Образование» и национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» с 2021–2023 гг. имеет тенденцию к росту. Остальные проекты в сравнении 2022 г. с 2021 г. имеют тенденцию к снижению, а в 2023 г. – роста. Исключение составляет национальный проект «Демография» – он в 2023 г. имел тенденцию к снижению.
Представленные в таблице 4 данные так же, как и в национальных проектах свидетельствуют о том, что происходит неоднородное распределением денежных средств. Можно заметить, что наибольшая доля финансовых ресурсов приходится на региональный проект «Дорожная сеть». Наименьшие вложения приходятся региональный проект «Цифровая культура». Стоить обратить внимание на инфраструктурные проекты за счет бюджетных кредитов и индивидуальная программа социально-экономического развития Алтайского края, которые являются локальными проектами Алтайского края. Положительным аспектом является то, что все региональные проекты и программы имеют тенденцию к росту на протяжении 3 лет. Региональный проект «Дорожная сеть», региональный проект «Пассажирский транспорт», региональный проект «Спорт – норма жизни», региональный проект «Цифровая культура» и инфраструктурные проекты за счет бюджетных кредитов финансируются только за счет средств краевого и городского бюджетов.
Таблица 2
Освоение денежных средств на реализацию национальных, региональных проектов и программ [3, 5]
Показатели |
2021 |
2022 |
2023 |
2022/2021 |
2023/2022 |
2023/2021 |
тыс. рублей |
||||||
Всего денежных средств на реализацию проектов в т.ч.: |
3514278,8 |
7114845,5 |
4497612,5 |
3600567 |
-2617233 |
983334 |
ФБ |
1644015,0 |
3067435,9 |
1246776,1 |
1423421 |
-1820660 |
-397239 |
КБ |
1035818,7 |
2833072,4 |
2418158,7 |
1797254 |
-414914 |
1382340 |
ГБ |
834445,1 |
864337,2 |
705577,7 |
29892 |
-158760 |
-128867 |
Дотация |
- |
350000,0 |
127100 |
350000 |
-222900 |
127100 |
Таблица 3
Освоение денежных средств на реализацию национальных проектов [3]
Показатели |
2021 |
2022 |
2023 |
2022/2021 |
2023/2022 |
2023/2021 |
тыс. рублей |
тыс. рублей |
|||||
Национальный проект «Демография» Всего в т.ч.: |
235441,4 |
250873,2 |
141448,9 |
15432 |
-109424 |
-93993 |
ФБ |
140000,0 |
69983,0 |
-70017 |
-69983 |
-140000 |
|
КБ |
72558,8 |
114539,7 |
100000,0 |
41981 |
-14540 |
27441 |
ГБ |
22882,6 |
66350,5 |
41448,9 |
43468 |
-24902 |
18566 |
Национальный проект «Образование» Всего в т.ч.: |
141022,9 |
235414,2 |
141023 |
94391 |
235414 |
|
ФБ |
72007,1 |
46530,0 |
72007 |
-25477 |
46530 |
|
КБ |
55212,6 |
127571,4 |
55213 |
72359 |
127571 |
|
ГБ |
13803,2 |
61312,8 |
13803 |
47510 |
61313 |
|
Национальный проект «Жилье и городская среда» Всего в т.ч.: |
1710521,7 |
2653619,3 |
1368473,0 |
943098 |
-1285146 |
-342049 |
ФБ |
1067919,1 |
1748621,6 |
700600,6 |
680703 |
-1048021 |
-367319 |
КБ |
132781,1 |
233138,6 |
193002,3 |
100358 |
-40136 |
60221 |
ГБ |
509821,5 |
321859,2 |
347770,1 |
-187962 |
25911 |
-162051 |
Дотация |
350000,0 |
127100,0 |
350000 |
-222900 |
127100 |
|
Национальный проект «Культура» Всего в т.ч.: |
4828,2 |
4828 |
-4828 |
0 |
||
ФБ |
4779,9 |
4780 |
-4780 |
0 |
||
КБ |
48,3 |
48 |
-48 |
0 |
||
Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Всего в т.ч.: |
50000,0 |
73455,6 |
50000 |
23456 |
73456 |
|
ФБ |
50000,0 |
73455,6 |
50000 |
23456 |
73456 |
А региональный проект «Содействие занятости» финансируется только из городского бюджета. Региональный проект «Пассажирский транспорт» и инфраструктурные проекты за счет бюджетных кредитов запустили в работу с 2022 г. В 2023 г. начал действовать новый для Алтайского края региональный проект «Содействие занятости». Что касается регионального проекта «Цифровая культура», то финансирование было в 2021 г., а начиная с 2022 г. денежных средств на реализацию указанного проекта не осуществлялись.
Выделение межбюджетных трансфертов муниципалитетам позволяет формировать бюджет Развития, который положительно влияет на социально-экономические показатели Алтайского края: индекс промышленного производства – 105,8% к 2022 г. По предварительной оценке ВРП рост к 2022 г на 5,1%; инвестиции в основной капитал рост на 7,5% (bud_book-2024.pdf). Предполагается сохранение высоких темпов роста отечественной экономики в 2,3-2,2% ежегодно в 2024-2026 годах.
В соответствии с Посланием Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию поручено расширить программу мастер-планов развития городов. Программа должна охватить более 2 тысяч населенных пунктов.
Муниципалитетам Алтайского края необходимо принять участие в разработке мастер-планов, что позволит дополнительно получить средства из бюджета РФ.
Таблица 4
Освоение денежных средств на реализацию региональных проектов и программ [3]
Показатели |
2021 |
2022 |
2023 |
2022/2021 |
2023/2022 |
2023/2021 |
тыс. рублей |
||||||
Региональный проект «Дорожная сеть» Всего в т.ч.: |
909462,9 |
1009010,6 |
720511,2 |
909462,9 |
1009010,6 |
720511,2 |
КБ |
681714,0 |
807117,7 |
601888,0 |
681714 |
807117,7 |
601888 |
ГБ |
227748,9 |
201829,9 |
118623,0 |
227748,9 |
201829,9 |
118623 |
Региональный проект «Пассажирский транспорт» Всего в т.ч.: |
46068,7 |
11745,2 |
46068,7 |
11745,2 |
||
КБ |
27835,0 |
27835 |
||||
ГБ |
18233,7 |
11745,2 |
18233,7 |
11745,2 |
||
Региональный проект «Современная школа» Всего в т.ч.: |
42838,7 |
611141,6 |
495278,2 |
42838,7 |
611141,6 |
495278,2 |
ФБ |
388816,8 |
192693,3 |
388816,8 |
192693,3 |
||
КБ |
32800,0 |
152797,2 |
283046,9 |
32800 |
152797,2 |
283046,9 |
ГБ |
10038,7 |
69527,6 |
19538,0 |
10038,7 |
69527,6 |
19538 |
Региональный проект «Содействие занятости» Всего в т.ч.: |
4368,6 |
4368,6 |
||||
ГБ |
4368,6 |
4368,6 |
||||
Региональный проект «Жилье» Всего в т.ч.: |
255056,5 |
352618,6 |
276607,0 |
255056,5 |
352618,6 |
276607 |
ФБ |
159395,9 |
181227,5 |
118404,3 |
159395,9 |
181227,5 |
118404,3 |
КБ |
45719,0 |
81576,9 |
77215,6 |
45719 |
81576,9 |
77215,6 |
ГБ |
49941,6 |
89814,2 |
80987,1 |
49941,6 |
89814,2 |
80987,1 |
Региональный проект «Спорт – норма жизни» Всего в т.ч.: |
36959,8 |
28004,7 |
28040,0 |
36959,8 |
28004,7 |
28040 |
КБ |
35200,0 |
16916,2 |
21781,7 |
35200 |
16916,2 |
21781,7 |
ГБ |
1759,8 |
11088,5 |
6258,3 |
1759,8 |
11088,5 |
6258,3 |
Региональный проект «Цифровая культура» Всего в т.ч.: |
264,1 |
264,1 |
||||
КБ |
250,9 |
250,9 |
||||
ГБ |
13,2 |
13,2 |
||||
Инфраструктурные проекты за счет бюджетных кредитов |
1127316,4 |
1018916,4 |
1127316,4 |
1018916,4 |
||
КБ |
1117726,9 |
1012490,3 |
1117726,9 |
1012490,3 |
||
ГБ |
9589,5 |
6426,1 |
9589,5 |
6426,1 |
||
Индивидуальная программа социально-экономического развития Алтайского края Всего в т.ч.: |
323733,6 |
840341,3 |
123354,4 |
323733,6 |
840341,3 |
123354,4 |
ФБ |
276700,0 |
552000,0 |
115092,3 |
276700 |
552000 |
115092,3 |
КБ |
34794,9 |
226163,3 |
1162,5 |
34794,9 |
226163,3 |
1162,5 |
ГБ |
12238,7 |
62178,0 |
7099,6 |
12238,7 |
62178 |
7099,6 |
В свою очередь среди одной из основных проблем бизнеса является поиск эффективных вложений. На наш взгляд, эффективным инструментом в финансировании национальных, региональных проектов и программ станет объединение государства и бизнеса через проектную деятельность. Бизнес от данного вида взаимодействия тоже может получить дополнительные выгоды в виде инвестиционных вложений в проекты.
Проектная деятельность государства и бизнеса – это процесс формирования и установления правил при взаимодействии различных видов институтов, которые вводят ограничения и обосновывают выбор для создания или корректирования соответствующего экономического поведения, позволяющие обеспечить функционирование вновь создаваемой интеграционной структуры.
На наш взгляд, организация проектной деятельности государства и бизнеса должна быть выстроена на основе экономической интеграции через создание новой структуры. Основными элементами объедения могут стать финансовая составляющая и локальные комплексы внутри организации, включающие маркетинговую интеллектуальную, инвестиционную и производственную составляющие.
При оценке качества проектной деятельности государства и бизнеса на основе экономической интеграции необходимо выявить основные требования, предъявляемые к ней. К ним можно отнести:
1. достоверность, т.е. создание новой интеграционной структуры должно базироваться на убеждении, исключающее сомнение;
Рис. 3. Основные составляющие проектной деятельности государства и бизнеса на основе экономической интеграции Источник: составлено автором
2. мобильность интеграционной структуры характеризует возможность и способность перемещения указанного института;
3. своевременность формирования интеграционной структуры т.е. способность данного института совершать действия в нужное время;
4. документальность. При создании интеграционной структуры государства и бизнеса предоставляемая информация должна быть подтверждена юридически обоснованными документами;
5. полнота данных о планируемом изменении в государстве и бизнесе, а также в создании интеграционной структуры характеризуется количеством и качеством собранной информации;
6. актуальность, т.е. при формировании интеграционной структуры должен быть сделан акцент на важности, значительности для настоящего времени;
7. оптимальность интеграционной структуры государства и бизнеса базируется на установление оптимальных связей;
8. надежность интеграционной структуры заключается в свойствах данного института сохранять во времени в установленных пределах все нормы и правила вне зависимости от влияния факторов в процессе применения;
9. адаптивность интеграционной структуры проявляется как способность приспосабливаться к переменам во внешней среде;
10. динамизм, гибкость интеграционной структуры государства и бизнеса предполагает способность данного института чутко реагировать на изменения;
11. адекватность интеграционной структуры – соответствие указанного института определенному состоянию и развитию общества, экономики, государства, идеологии;
12. специализация интеграционной структуры направлена на ограничение и конкретизацию сферы деятельности и функционирования данного института;
13. безопасность вновь создаваемой интеграционной структуры государства и бизнеса основана на гарантии достоверности информации о планируемом институте;
14. экономичность интеграционной структуры – соответствие затрат по формированию указанного института с возможностями общества, государства, экономики, в том числе анализ инвестиционной составляющей конкретной организации;
15. простота в формировании интеграционной структуры означает легкость в приспособлении, понимании данного института.
Рис. 4. Создание экономической интеграционной структуры на основе проектной деятельности государства и бизнеса Источник: составлено автором
Проектная деятельность государства и бизнеса на основе экономической интеграции требует необходимости создания стабильной интеграционной структуры (рисунок 4). Она будет представлять собой закрепление вновь приобретенных или импортированных неформальных и формальных правил и норм в устойчивых формах институтах и организаций, которые могут принимать как легальную, так и нелегальную форму, обеспечивающих систему экзогенных ограничений для хозяйствующих субъектов. В целом создание новой интеграционной структуры будет способствовать развитию участников проектной деятельности.
Представленная экономическая интеграционная структура на основе проектной деятельности государства и бизнеса имеет множество положительных аспектов, представленных в работе ранее. Однако на первоначальном этапе формирования структуры следует обратить внимание на важные аспекты:
- в финансовой составляющей следует учесть, что могут возникнуть дополнительных расходов в результате интеграционной деятельности;
- в производственной и маркетинговой составляющих могут быть корректировки из-за участия в новой экономической интеграционной структуре;
- в интеллектуальной составляющей возможно будут изменения в части использования трудовых ресурсов и их потенциала в реализации проектов;
- в инвестиционной составляющей могут произойти изменения в инфраструктурной и деловой привлекательности, как с положительной, так и отрицательной стороны.
Заключение
Таким образом, организация проектной деятельности на основе экономической интеграции государства и бизнеса позволяет констатировать наличие существенного потенциала ее развития. Обозначенные внешние и внутренние факторы оказывают значительное влияние на постановку стратегических задач коммерческих организаций и государства, что в свою очередь отражается на содержательной стороне их проектной деятельности. При постановке, поддержке и развитии проектной деятельности на основе экономической интеграции государства и бизнеса необходимо сделать акценты на финансовую составляющую и локальные комплексы, включающие маркетинговую интеллектуальную, инвестиционную и производственную составляющие. При реализации обозначенного выше взаимодействия государства и бизнеса будет возможность получения дополнительного финансирования национальных, региональных проектов и программ.