Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE IMPLEMENTATION OF STATE SUPPORT MECHANISMS FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

Dyatlova I.I. 1 Vyalykh Е.А. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
Small and medium-sized businesses play an increasingly important role in the economy of the state, and their development directly affects the socio-economic sphere of society. Digital technologies are currently an urgent and necessary direction in improving the effectiveness of state support for small and medium-sized businesses, ensuring the accessibility and transparency of public services for businesses. The purpose of the article is to form proposals regarding digital technologies in the field of implementation of state support mechanisms for small and medium-sized businesses, which will increase the effectiveness of state support provided to businesses. More digitally accessible information on government support measures, online consultations, and open training materials contribute not only to raising business awareness of existing support measures and the level of competence of entrepreneurs, but also to transparency of interaction between business and the state. The study identifies the problems of existing digital technologies within the framework of state support for small and medium-sized businesses. Based on the results of the study, promising directions for the development and implementation of digital systems to increase the volume and quality of state support for small and medium-sized businesses in the Russian Federation are formulated.
small and medium-sized businesses
entrepreneurship
digital platform
government support
digital technologies

Введение

Развитие цифровых технологий в современном мире становится все более значимым инструментом для реализации механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Онлайн-сервисы и цифровые порталы обеспечивают предпринимателей необходимой информацией о существующих мерах государственной поддержки бизнеса, консультационными услугами по ключевым вопросам ведения бизнеса и другими видами поддержки со стороны государства. Цифровая трансформация процессов государственной поддержки способствует повышению прозрачности и доступности услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также увеличению эффективности программ поддержки бизнеса. В настоящее время при наличии сформированных основных аспектов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, как на федеральном, так и на региональном уровне, недостаточно внимания уделяется применению цифровых технологий в реализации механизмов данной поддержки, что не может не отражаться на качестве и эффективности предоставления мер поддержки.

На данный момент существует ряд цифровых технологий, которые используются для реализации государственной поддержки малого и среднего бизнеса, включающих цифровые платформы для подачи заявок на финансовую поддержку, онлайн-сервисы для консультаций и обучения предпринимателей. Цель исследования состоит в анализе текущих цифровых технологий, используемых в рамках государственной поддержки малого и среднего бизнеса, выявлении проблем в существующих системах, а также предложении новых цифровых систем и инновационных подходов для улучшения возможностей предоставления государственной поддержки бизнесу.

Материалы и методы исследования

В процессе проведения исследования рассматривались различные информационные источники, включающие в себя данные статистической отчетности и труды отечественных экономистов. Для решения поставленной задачи были подробно изучены научные статьи под авторством А.К. Беляковой, И.С. Бессонова, М.А. Петровой, Н.С. Фроловой.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время в каждом регионе России создана инфраструктура для поддержки малого и среднего бизнеса, включающая центры поддержки бизнеса. Сервисные центры «Мой бизнес» служат координационными центрами для предпринимателей, ищущих рекомендации и ресурсы для начала и развития своего бизнеса. Поддержка, оказываемая этими центрами, охватывает широкий спектр областей, имеющих решающее значение для успеха малых и средних предприятий. Динамика роста количества новых центров «Мой бизнес», согласно национальному проекту России «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» представлена на рис.1.

missing image file

Динамика количества новых центров «Мой бизнес» (ед.) и субъектов МСП, охваченных услугами Центров (%), [1]

Ежегодно с 2022 по 2024 гг., согласно Национальному проекту, планируется увеличение количества центров на 100 единиц. Помимо количества вновь созданных центров, ежегодный рост планируется и процентной доли субъектов МСП, охваченных услугами «Мой бизнес». К концу 2024 года ежегодный рост данного показателя достигнет 10%, что говорит о постепенном внедрении в рамках государственной поддержки субъектов МСП цифровых сервисов, благодаря которым упрощается деятельность малого и среднего бизнеса и оказывается различная помощь со стороны государства.

Портал поддержки малого и среднего бизнеса «мойбизнес.рф» предлагает предпринимателям консультационные услуги по вопросам существующих мер поддержки малого и среднего бизнеса, а также помощь с поиском адреса центров «Мой бизнес» в том или ином регионе. Предприниматель может обратиться в Центр в случае возникновения вопросов по собственным налоговым обязательствам, с целью оптимизировать свои финансовые стратегии и обеспечить соблюдение постоянно меняющегося налогового законодательства [2]. От базового бухгалтерского учета до более сложного финансового менеджмента центры предоставляют предпринимателям инструменты, необходимые им для ведения точной и упорядоченной финансовой отчетности. Признавая важность непрерывного обучения в предпринимательстве, Центры бизнес-обслуживания также предлагают учебные программы [3].

Помимо Центров бизнес-обслуживания, инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса в России включает центры поддержки экспорта, микрофинансовые организации, бизнес-инкубаторы и технопарки. В совокупности эти компоненты способствуют созданию целостной экосистемы, которая питает и поддерживает рост малого и среднего бизнеса.

Не менее важным цифровым инструментом государственной поддержки бизнеса является Цифровая платформа «МСП.РФ», которая создана для точного подбора и удаленного предоставления поддержки предпринимателям. Цифровая платформа позволяет получить информацию о государственной поддержке, пройти диагностику своего бизнеса, выявить слабые места, заполнить необходимые документы, получить услуги и подать заявку на кредит одновременно в несколько банков через одно онлайн-окно. Цифровая платформа предлагает информационную поддержку предпринимателей, возможности поиска финансового обеспечения бизнеса, обучения и курсы, которые можно изучить в режиме «онлайн», а также предлагает партнеров и клиентов для субъектов малого и среднего предпринимательства [4]. Эта платформа разработана для экономии времени предпринимателей, обеспечивая им удобный доступ к государственным и коммерческим услугам.

В сумме за 2022 и 2023 гг. более 4 миллионов раз предприниматели воспользовались различными услугами и продуктами на платформе МСП.РФ. В 2023 году этот показатель составил 2,9 миллиона предпринимателей, а частота использования сервисов одним пользователем выросла на 30% по сравнению с предыдущим годом. За два года функционирования цифровая платформа МСП.РФ стала популярным инструментом взаимодействия малого и среднего бизнеса с государством, а также получения поддержки и обратной связи по различным вопросам. К концу 2023 года на платформе зарегистрировано уже более 670 тысяч пользователей, что в два раза превышает показатель предыдущего года в 320 тысяч пользователей [5].

Создание такой комплексной инфраструктуры цифровой государственной поддержки бизнеса подчеркивает приверженность Российской Федерации стимулированию экономического развития предпринимательства. Предоставляя доступные ресурсы и экспертные знания, инициативы такой поддержки направлены не только на оказание помощи предпринимателям в преодолении трудностей, но и на стимулирование инноваций, создание рабочих мест и общую экономическую жизнеспособность в каждом регионе страны.

Совместные усилия с регионами, осуществляемые при содействии цифровой платформы «МСП. РФ», сыграли важную роль в создании единой экосистемы мер поддержки во всех 89 регионах. Четкие правила работы и процедуры подключения были сформулированы в координации с А.А. Алихановым. По итогам первой половины 2023 года 31 регион успешно интегрировал свои цифровые ресурсы, а для остальных 58 субъектов, не имеющих информационных систем, CRM-система была предоставлена бесплатно [6]. Эта система позволяет эффективно управлять мерами поддержки и быстро внедрять лучшие региональные практики.

Интеграция с регионами и агрегирование данных из государственных источников позволяют оказывать адресную поддержку предпринимателям. Этот подход предполагает информирование их о потенциальных проблемах, оказание помощи в решении вопросов и предоставление четких объяснений в случае отказов. Примечательно, что всего за полгода более 50 тысяч предпринимателей воспользовались региональными мерами на платформе, причем две трети из них впервые получили государственную поддержку [6].

Для дальнейшего совершенствования этого рационализированного подхода предпринимаются усилия по стандартизации процессов в регионах. Цель состоит в том, чтобы предприниматели, независимо от местонахождения, могли получить доступ к поддержке в соответствии с едиными правилами и требованиями. Такая стандартизация не только приносит пользу предприятиям, но и позволяет правительству и регионам анализировать эффективность и спрос на различные меры, позволяя принимать основанные на данных решения о будущей политике.

Однако следует отметить, что действующие цифровые технологии в рамках государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса имеют ряд проблем, решение которых необходимо для создания качественной цифровой инфраструктуры поддержки бизнеса. Субъекты МСП на данный момент могут получить консультацию в центре «Мой бизнес» или изучить действующие меры поддержки на Цифровом портале «МСП.РФ», однако не имеют возможности в текущий момент времени в онлайн формате получить точную информацию обо всех выгодах от получения той или иной меры государственной поддержки касаемо именно данного субъекта предпринимательства. Помимо этого, отсутствие цифровой системы, отражающей количество предоставленных мер поддержки бизнесу в режиме «онлайн», не позволяет субъектам предпринимательства оценить популярность той или иной меры государственной поддержки. Центры «Мой бизнес» предоставляют информацию по изменения в законодательстве в сфере малого и среднего предпринимательства в рамках консультаций по запросу субъекта бизнеса, в связи с чем отсутствует возможность в онлайн-формате отслеживать данные изменения без необходимости консультационных услуг. Все эти проблемы требуют совершенствования цифровых технологий в сфере поддержки малого и среднего бизнеса.

Исходя из рассмотрения действующих цифровых технологий организации государственной поддержки субъектов МСП и выделенных проблем, авторами предлагаются новые цифровые системы, которые будут способствовать упрощению получения государственной финансовой поддержки субъектами МСП.

Во-первых, для получения информации о потенциальных выгодах, которые доступны субъектам МСП при получении государственной финансовой поддержки, предлагается разработать интерактивный портал с калькуляторами и инструментами для расчета потенциальной выгоды от участия в различных государственных программах поддержки. Данный портал может быть реализован как в виде интернет-ресурса, так и в виде мобильного приложения, что позволит предпринимателям принимать информированные решения о выборе программ поддержки со стороны государства.

Во-вторых, авторы предлагают разработать и внедрить цифровую систему мониторинга и анализа эффективности государственных мер поддержки для малого и среднего предпринимательства. Данная система с учетом собираемой базы данных о предоставленных мерах государственной поддержки субъектам МСП (количество субъектов МСП, воспользовавшихся поддержкой в виде субсидирования, грантовой поддержкой и т. д.) позволит собирать и анализировать статистические данные, публиковать отчеты по результатам использования тех или иных мер государственной поддержки субъектами малого и среднего бизнеса. Такая цифровая система будет способствовать как оптимизации средств бюджетов бюджетной системы страны, так и грамотному, основанному на анализе статистики, подходу к получению мер поддержки субъектами МСП.

В-третьих, одним из предложений является разработка цифровой платформы для мониторинга изменений в законодательстве, связанных с малым и средним предпринимательством, в том числе в рамках оказываемых со стороны государства мер поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Данная цифровая платформа позволит субъектам МСП получать в текущий момент актуальную информацию о возможностях получения государственной поддержки, в том числе налоговых льгот, субсидий и других форм поддержки.

Помимо вышеперечисленных предложений, авторы предлагают разработку и внедрение новой платформы для нетворкинга «Бизнес тендер», которая будет систематизировать контакты по интересам и профессиональной сфере для решения задач бизнеса и повседневной жизни. Для повышения инвестиционной активности населения предлагается создать аналоговую краудфандинговую платформу, которая соединяет инвесторов, которые хотят инвестировать в малый и средний бизнес с регулярным рентным доходом, с субъектами предпринимательства. Зарегистрироваться на платформе смогут предприятия с чистой налоговой историей и кредитной историей, то есть, как только вводится критерий чистого прозрачного бизнеса для регистрации, создается экологичная платформа, на которой функционируют только проверенные предприятия, что помогает обезопасить инвесторов от недобросовестных предпринимателей и, соответственно, сохранить их финансовые ресурсы. Следовательно, у предпринимателей появляется стимул вести дела в соответствии законодательством, а помимо этого появляется дополнительный источник средств, у которого нет таких жёстких ограничений как, к примеру, ограничения и условия у кредитных организаций при получении субъектом МСП кредита. Затем предлагается модернизировать платформу в формат сервиса бизнес-знакомств для поиска контрагентов, в которой заказчик может искать себе клиентов или подрядчиков (зарегистрироваться на платформе можно только по этим критериям), следовательно, у субъектов МСП появляется база инвесторов, поставщиков, подрядчиков и клиентов.

Заключение

В настоящее время цифровые технологии во многом способствуют оказанию поддержки субъектам МСП со стороны государства. Цифровая платформа «МСП.РФ» и сервисные центры «Мой бизнес» созданы напрямую для субъектов малого и среднего бизнеса и признаны облегчить их деятельность, предоставляя возможность онлайн-консультаций по финансовым и иным вопросам со стороны бизнеса, а также различные меры поддержки, реализуемые в регионах. Однако в виду необходимости совершенствования цифровых технологий поддержки, авторами предлагаются такие цифровые решения, как разработка интерактивного портала с калькуляторами и инструментами для расчета потенциальной выгоды от получения мер государственной поддержки, создание цифровой системы мониторинга и анализа эффективности государственных мер поддержки субъектов МСП, а также разработка цифровой платформы для мониторинга изменений в законодательстве о малом и среднем предпринимательстве и оказываемых мерах государственной поддержки. Благодаря выработанным предложениям авторов, в совокупности с действующими сервисами цифровой трансформации, меры государственной поддержки будут более доступными для огромного количества предприятий, что стимулирует бизнес успешно и эффективно развиваться.

Авторы благодарят за помощь при подготовке статьи научного руководителя Ю.Г. Тюрину, доктора экономических наук, доцента, профессора кафедры общественных финансов Финансового факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации