Введение
Экономические процессы можно условно разделить на потоковые и непотоковые (дискретные). Поскольку поток как направленное движение объектов существует только во времени, потоковые экономические процессы, в отличие от дискретных, имеют временную протяженность.
На системном уровне понятие поток рассматривается как обобщающая интегральная характеристика Категорию «поток» чаще всего связывают с материальными потоками
Организация экономических потоковых процессов требует вовлечения в них различных ресурсов. Затраты ресурсов, участвующих в потоковых процессах, отражаются в логистических издержках. Под логистическими издержками понимают затраты трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов, обусловленные осуществлением разнообразных логистических функций, необходимыми для выполнения заказов потребителей.
Учет и анализ логистических издержек все больше становится предметом активного интереса специалистов [1, 2], разрабатываются подходы к выявлению возможностей логистики в потоковых процессах [3]. Издержки логистики рассматриваются как важный фактор конкурентоспособности организаций [4], а их оптимизация – как способ повышения эффективности предприятий [5, 6].
Высокий уровень конкуренции, динамичность рыночной конъюнктуры заставляет участников потоковых процессов повышать качественные характеристики обслуживания потребителей, в том числе скорость и надежность поставок, а также предоставлять различные логистические услуги [7] Все это ведет к росту логистических издержек, а, следовательно, к повышению себестоимости товаров и услуг и снижению прибыли [8]. Поэтому одна из основных задач логистики – минимизация совокупных логистических издержек должна решаться при обеспечении необходимого уровня как обслуживания потребителей, так и получаемой прибыли. В противном случае минимизация таких издержек или даже отказ от некоторых из их видов может привести к потере конкурентоспособности фирмы и прекращению ее деятельности.
Целью исследования является представление модели формирования издержек при осуществлении логистических процессов, позволяющей определять варианты их параметров для обеспечения бесперебойного производства и сбыта продукции.
Материал и методы исследования
При выполнении исследования использованы методы анализа и дедукции, обобщения полученных данных, экономико-математического моделирования, прогнозирования.
Результаты исследования и их обсуждение
На системном уровне понятие поток рассматривается как обобщающая интегральная характеристика движения и изменения множества элементов. В экономике поток выступает как интегральная характеристика процесса прохождения общего числа единиц потока через среды локальных рынков. Использование в исследованиях такого понятия как «поток» дает возможность абстрагироваться от реальной природы потока и изучать различные по природе потоки – материальные, информационные, человеческие, энергетические, денежные и др. – с единых, в том числе и математических позиций. При этом все процессы на интегрированном рынке – снабжение, транспортировка, производство, купля-продажа и т.п. – «при рассмотрении их на уровне возникновения, движения и изменения качественно представимы на языке воздействий, реакций на воздействия, условий наступления и сохранения реакции в системе» [9].
В исследованиях экономических потоков категорию «поток» чаще всего связывают с материальными потоками и рассматривают соответствующие процессы на основе системного или логистического подхода. При этом, как правило, делается акцент на неразрывной связи материальных потоков с соответствующими информационными и финансовыми потоками.
Ритмичное и бесперебойное осуществление потокового производственного процесса требует своевременной поставки всех необходимых ресурсов. Создание крупных запасов гарантирует отсутствие дефицита, однако связано со значительными затратами и часто является экономически нецелесообразным. В то же время снижение запасов повышает зависимость от поставщиков и создает дополнительные риски [10]. Тем самым возрастает значимость надежных связей с поставщиками ресурсов, особенно когда предприятие стремится сосредоточиться лишь на наиболее эффективных для него производственных операциях, передавая остальные другим предприятиям, например, изготовление комплектующих.
Как правило, у производственных предприятий имеется возможность делать выбор, как между несколькими поставщиками, так и между различными вариантами условий поставок, предлагаемыми отдельным поставщиком. Важнейшим стратегическим критерием при таком выборе является цена, а тактическим – надежность и качество поставки, на оперативном уровне могут рассматриваться различные имеющиеся варианты маршрутов перевозок грузов и видов транспорта, перевозящих ресурсы и готовые товары [11, 12].
В условиях рынка важными становятся не только объемы поставок, но и параметры, характеризующие уровень их обслуживания: своевременность, ритмичность, скорость, соответствие заказу, возможность для потребителей варьирования условий поставок и т.п. Поэтому необходимым становится определение экономически обоснованного уровня обслуживания поставок.
С одной стороны, предлагаемый поставщиками высокий уровень обслуживания, выражающийся, прежде всего, в более надежных поставках, повышает стоимость поставляемых ресурсов, однако дает возможность потребителю снижать затраты на создание и поддержание запасов. С другой стороны, поставки с меньшей надежностью могут быть связаны с более низкими ценами на ресурсы и соответствующей экономией. Но такие поставки обычно приводят к повышению логистических издержек, поскольку требуют создания дополнительных страховых запасов, гарантирующих бесперебойность производства в случае срыва и задержек поставок или поставок с ненадлежащими характеристиками.
Таким образом, при снижении надежности поставок наблюдается рост логистических издержек потребителя, что снижает привлекательность поставщика. Однако обеспечение высокого уровня надежности, как правило, связано с ростом затрат поставщика, например, за счет повышения транспортных расходов, что неизбежно приводит к росту устанавливаемых им цен на поставляемые ресурсы.
В результате такое повышение уровня сервиса не всегда экономически оправдано для потребителя. Особенно это касается ресурсов, не являющихся критическими для основных процессов, поскольку снижение риска дефицита ресурсов, и связанных с ним логистических издержек может оказаться недостаточным для компенсирования повышенной оплаты за поступающие ресурсы, сопровождаемые обслуживанием высокого уровня.
Задача определения оптимальных значений параметров потоковых процессов, которые обеспечивали бы бесперебойное производство и сбыт с минимальными затратами, может решаться путем моделирования логистических издержек и проведения на основе моделей вариантных расчетов. В качестве первоначальной основы может быть рассмотрена известная в литературе модель логистических издержек – LCM, которая была разработана для изучения влияния на грузоотправителей изменения уровня надежности обслуживания грузовых перевозок.
При использовании положений теории управления запасами и введении дополнительных переменных, модель позволяет определять общие логистические издержки, связанные с потоковыми процессами. Введение в модель коэффициентов, отражающих характеристики обслуживания потребителей и уровень надежности поставок, в том числе вероятность дефицита ресурсов, и связь дефицита с возможными потерями производителя, дает возможность анализировать различные варианты управленческих решений по организации движения потоков с учетом последствий изменения уровня обслуживания.
Модель в общем виде представляет собой сумму разнообразных логистических издержек:
LΣ = L1 + L2 + L3 + L4 + L5 + L6,
где L1 – издержки хранения запасов; L2 –издержки транспортировки ресурсов и готовой продукции; L3 – издержки выполнения заказа; L4 – издержки, связанные со штрафами за опоздание выполнения заказа; L5 – издержки, связанные с упущенной выгодой в результате дефицита ресурсов; L6 – издержки предоставления логистических услуг.
Если, предположить, как принято в классических моделях управления запасами, что спрос на необходимые ресурсы является непрерывным, а интенсивность спроса постоянна, то
L1 = (q / 2 + QЗ – XЗ) × c × dC ,
где q – размер заказа; QЗ – точка заказа (уровень запаса, при достижении которого заказчик подает заявку на следующую поставку); XЗ – среднее значение величины спроса на ресурс в течение цикла заказа τЗ (времени между подачей заявки на поставку и датой фактической поставки); с – цена единицы товара; dC – доля издержек, требуемых для поддержания необходимого уровня запасов на складе товара в общей цене единицы товара.
Величина издержек транспортировки ресурсов и готовой продукции зависит от общего годового объема перевозок V и тарифа за перевозку соответствующего груза в размере заказа f:
L2 = V / q × f.
Выполнение заказов также требует значительных затрат, не относящихся к запасам и транспортированию. Эти затраты, связанные с поиском клиентов, проведением переговоров, оформлением документов, контролем поставок и т.п., возрастают по мере снижения размера заказа и, наоборот, снижаются с его ростом:
L3 = V / q × a,
где a – издержки, связанные с выполнением заказа.
Неопределенность спроса может вызвать явление дефицита, когда средний спрос на время цикла поставки превысит величину точки заказа. такая ситуация вызывает издержки, связанные со штрафными санкциями:
L4 = ρ(XЗ > QЗ) × V / q × E,
где ρ(XЗ > QЗ) – вероятность возникновения дефицита; E – размер штрафа за срыв одной поставки. Введение такого элемента в модель позволяет устанавливать баланс между стоимостью содержания страховых запасов и потерь, связанных со штрафными затратами.
Превышение объема спроса над имеющимися и ожидаемыми запасами может привести к «упущенным» доходам, когда потребитель с дополнительным спросом отказывается от заказа, выполнение которого нельзя обеспечить в данный момент времени:
L5 = ρД × МД × s,
где ρД – вероятность возникновения дополнительного непредвиденного спроса; МД – дополнительный неудовлетворенный спрос на продукцию; s – доход, получаемый от единицы продукции.
Необходимость поддержания и повышения спроса требует предоставления потребителям логистических услуг. Такие услуги увеличивают привлекательность поставщика и укрепляют его конкурентные позиции, но требуют дополнительных издержек:
где Wi – количество логистических услуг i-го вида, оказанных за год; ci – издержки, связанные с осуществлением логистической услуги i-го вида.
Моделирование издержек логистики важно для определения целесообразного уровня кооперации между субъектами в экономической деятельности. По мнению специалистов, в современных производственных системах стратегия взаимовыгодной кооперации приходит на смену традиционной стратегии поиска «узких мест» и последующей их «расшивки» собственными усилиями [13]. Использование модели полезно для осуществления экономически обоснованного выбора между самостоятельным выполнением различных логистических операций и их экстернализацией, используя экономическое окружение [14]. Моделирование и прогнозирование различных составляющих издержек логистики может быть полезным для процессов ценообразования и для разработки ключевых показателей конкурентоспособности торгово-логистических компаний и других организаций близких сфер деятельности, в том числе в условиях нечетких входных данных [15].
Заключение
Таким образом, моделирование логистических издержек позволяет проводить различные сценарные расчеты по каждому виду необходимых ресурсов и каждому поставщику с учетом вариации цен, маршрутов, потерь от остановки или сокращения производства, вызванных недопоставкой и т.п. При этом необходимые для производства ресурсы могут быть проранжированы по степени чувствительности к ненадежности поставок, выявлены критические их виды, т.е. те, которые в наибольшей степени подвержены влиянию уровня обслуживания. В результате появляется возможность принимать обоснованные управленческие решения относительно взаимоотношений с поставщиками и целесообразного уровня обслуживания поставок производственных ресурсов.