Введение
В последние годы российское правительство реализовало ряд инновационных мер по поддержке малых и средних предприятий (МСП) в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», однако некоторые из них имеют проблемы. Меры направлены на устранение административных барьеров, поощрение предпринимательства и повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий в различных секторах экономики. В статье подробно рассматриваются инновационные меры и их проблемы, уделяется особое внимание критериям их приемлемости, механизмам финансирования и влиянию на малые и средние предприятия. А также предлагаются новые инновационные меры финансовой поддержки для разрешения существующих проблем.
Цель исследования – анализ и оценка инновационных мер и проблем государственной финансовой поддержки, направленных на стимулирование роста малого и среднего бизнеса в России.
Материалы и методы исследования
В данном исследовании используется комплексный подход, который включает сбор данных из официальных документов, отчетов и статистического анализа, предоставленных Министерством экономического развития и региональными властями.
Результаты исследования и их обсуждение
В рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» региональные власти предоставляют гранты молодым предпринимателям в возрасте от 14 до 25 лет для поддержки их предпринимательской деятельности [4]. Чтобы претендовать на получение этих грантов, предприниматели должны соответствовать определенным требованиям, включая владение не менее чем 50% уставного капитала юридического лица, прохождение обучения предпринимательству и отсутствие просроченных налогов. На денежный объем гранта до 1 000 000 рублей могут рассчитывать молодые предприниматели, работающие в Мурманской и Архангельской областях, Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, на Чукотке, в Карелии, Коми, Якутии и Красноярском крае.
В приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.03.2022 № 149 приводится перечень расходов, которые могут быть покрыты за счет грантовой поддержки [3]. Для поддержки разработки и маркетинга отечественных цифровых решений российским компаниям, занятым в ИТ-секторе, предоставляются гранты на разработку отечественных ИТ-решений. Гранты направлены на стимулирование инноваций в цифровой экономике и повышение конкурентоспособности российских ИТ-компаний. Чтобы претендовать на участие, компании должны соответствовать определенным критериям, включая непричастность к процедурам банкротства и отсутствие просроченной задолженности. Размер грантовой поддержки варьируется от 20 до 500 миллионов рублей, при этом на значимые проекты может быть выделено до 6 миллиардов рублей [8].
Существует необходимость в укреплении корректирующего механизма взаимодействия между государством, частным сектором и институтами для повышения эффективности мер поддержки. Необходимо внедрить механизмы, способствующие улучшению взаимодействия между правительством, частным сектором и учреждениями. Это могло бы включать регулярные консультации, циклы обратной связи и совместные процессы принятия решений для обеспечения соответствия мер поддержки потребностям бизнеса.
Что касается сельскохозяйственного сектора, гранты Агростартап предоставляются крестьянским хозяйствам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся сельскохозяйственной деятельностью. Эти гранты поддерживают проекты, связанные с разведением крупного рогатого скота, развитием фермерских хозяйств и созданием сельскохозяйственных кооперативов. Для разведения крупного рогатого скота мясного или молочного направления продуктивности предоставляется до 5 млн рублей, но не более 90% затрат, по иным направлениям проекта создания и развития крестьянского хозяйства – до 3 млн рублей.
Одним из главных кураторов программы предоставления мер государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является Министерство экономического развития Российской Федерации, которое в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», разработало подробные механизмы поддержки импорта в целях на снижения издержек бизнеса и облегчения доступа к основным импортным товарам.
Таможенное декларирование с указанием одной товарной позиции вместо нескольких комплектующих целого способствует снижению затрат у предприятия, так как отпадает необходимость приобретать готовые станки и оборудование для производства по завышенной цене и появляется возможность закупать отдельные части на рынках различных стран мира, опираясь на их ценовые и качественные показатели [7].
Помимо перечисленных выше инновационных мер государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, существует механизм льготного кредитования импорта и страхования импортных кредитов. Для предприятия данная мера дает возможность привлечь дополнительные денежные средства на замену устаревшего оборудования/станков под льготную ставку 5,25% на период до 3 лет [6].
Венчурные инвестиции, имеющие решающее значение для финансирования инновационных проектов, по мнению авторов, являются проблемным инструментом из-за высокого риска и неопределенности в отношении доходности. Стартапам часто не хватает залогового обеспечения и надежных бизнес-планов, что делает их непривлекательными для консервативных инвесторов. Российские стартапы могут не соответствовать критериям, установленным венчурными инвесторами, таким как высокий прогнозируемый IRR, темпы роста рынка и ожидаемый рост капитализации. Это ограничивает возможности финансирования инновационных предприятий, что создает проблему применения данной меры поддержки бизнеса.
В качестве решения данной проблемы предлагается разработать стратегии снижения рисков для поощрения инвестиций венчурного капитала в инновационные проекты. Это может включать создание фондов венчурного капитала с государственными гарантиями, предоставление частичных гарантий по кредитам или создание механизмов страхования для защиты инвесторов от убытков.
Еще одной эффективной и достаточно молодой мерой поддержки является «зонтичное» финансирование, которое было внедрено в 2021 году после внесения изменений в Постановление Правительства Российской Федерации №1820 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу» в целях исполнения обязательств по гарантиям и поручительствам, предоставленным в целях обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства по кредитным договорам. К концу 2022 года общий объем заключенных кредитных соглашений составил 215,5 млрд рублей. Эта форма финансирования получила широкое распространение в 85 из 89 регионов России, было заключено более 29 тысяч контрактов [7].
Применение этих инновационных мер финансовой поддержки дало результаты в стимулировании роста и развития малого и среднего бизнеса в России. К 2022 году общий объем заключенных кредитных соглашений составил 215,5 млрд рублей, с планами дальнейшего увеличения в последующие годы. Более того, эти меры были реализованы в 85 из 89 регионов России, заключено более 29 тысяч контрактов, что свидетельствует об их широком внедрении и воздействии на бизнес (рисунок 1) [7].
Однако финансирование указанных выше мер поддержки зависит от государственных средств, отсутствует разнообразие источников финансирования, что может препятствовать инновациям в долгосрочной перспективе.
Говоря о государственной финансовой поддержке МСП, среди субъектов, ее предоставляющих, следует упомянуть и Центральный банк, который разработал «Дорожную карту» поддержки малого и среднего бизнеса на 2023–2024 годы. В первую очередь, цель данной «Карты» – обеспечить доступность кредитов для субъектов МСП; особенно Банком России делается акцент на инвестиционных кредитах, способствующие «структурной трансформации экономики» [10].
Льготные кредиты – одна из самых распространенных мер поддержки малого и среднего бизнеса, однако в настоящий момент не самая эффективная с точки зрения государственного сектора. В первую очередь, это связано с тем, что повышенный спрос на льготные кредиты и развитие рынка льготного кредитования способствует росту инфляции.
Рис. 1. Объем заключенных кредитных договоров, млрд рублей
Рис. 2. Средние ставки на рынке эквайринга за период 2017–2023 гг., %
Помимо обеспечения льготного кредитования, Банк России предлагает меры поддержки, ориентированные в основном на механизмы оплаты и их совершенствование. В частности, развитие Системы быстрых платежей (далее – СБП) позволило снизить издержки малого и среднего бизнеса на комиссию за эквайринг – платы за пользование безналичными система расчета при оплате. Так, на рисунке 2 представлены средние ставки на рынке эквайринга за период с 2017 по 2023 годы. Отмечается следующая динамика: рынке торгового эквайринга средняя ставка комиссии в феврале 2023 года составила в среднем 2,4% [13].
Как видно из динамики средних ставок, за последние годы комиссия в сфере торгового эквайринга растет. Зимой 2023 года данные комиссии по некоторым участникам рынка (Газпромбанк, Банк Россия) достигали 5%, что привело к ускоренному развитию SoftPOS-решений и переходу многих хозяйствующих субъектов на СБП в обход предлагаемых высоких комиссий.
Рис. 3. Динамика ключевой ставки за период с декабря 2022 г. по декабрь 2023 г., %.
В 2022 году в Москве впервые была запущена программа льготного факторинга, по который за данный год было заключено более 800 контрактов на факторинговое обслуживание, а также на каждый рубль бюджетных средств привлечено 58 рублей заемного финансирования субъектами МСП [11].
Предоставление возможности малому и среднему бизнесу использовать небанковские источники финансирования отдельно выделяет Банк России в «Дорожной карте» поддержки малого и среднего бизнеса на 2023–2024 годы [10]. Так, на рисунке 3 представлена динамика ключевой ставки за анализируемый период, из которого виден возрастающий тренд ключевой ставки, начавшийся с августа 2023 года [12].
Говоря о небанковских источниках финансирования, необходимо отметить субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства при размещении бумаг на бирже. Программа субсидирования покрывает расходы на выпуск акций и облигаций, а также купонные выплаты в размере до 70% от общей суммы [13].
Субсидирование по облигациям для МСП означает участие государства в процессе выплаты купонов. Данный механизм представлен следующей формулой:
, (1)
где C – сумма купонных выплат, c – ставка купона, N – номинал облигации, K – ключевая ставка ЦБ [5].
В первую очередь, купонная ставка сравнивается с ключевой ставкой Центрального банка, купонная ставка не должна превышать ⅔ ключевой ставки. В дальнейшем предоставляется субсидия для выплаты купонного дохода до 70% от суммы выплат. Данная мера с точки зрения государства поспособствует как поддержке инвестиционных проектов субъектов МСП, так и развитию финансового рынка страны.
Чтобы учесть уникальные проблемы, с которыми сталкиваются стартапы, особенно на развивающихся рынках, таких как Россия, необходимо изменить критерии привлекательности. Это может включать смягчение жестких требований к первоначальным инвестиционным раундам, предоставление программ наставничества и создание благоприятной экосистемы для процветания стартапов.
Важно диверсифицировать источники финансирования фундаментальных исследований помимо государственных средств. Поощрять университеты вкладывать свои собственные средства в исследования, устанавливать партнерские отношения с некоммерческими фондами, корпорациями и другими инвесторами для обеспечения устойчивого финансирования инноваций.
В качестве еще одной инновационной мер поддержки необходимо выделить необходимость внедрения инициативы по наращиванию потенциала, чтобы снабдить предпринимателей навыками и знаниями, необходимыми для привлечения инвестиций и эффективного управления инновационной экосистемой. Это может включать программы обучения предпринимательству, схемы наставничества и доступ к сетевым возможностям. Создание надежных механизмов оценки и обратной связи для оценки эффективности мер поддержки и определения областей для улучшения. Регулярный мониторинг и оценка могут помочь скорректировать политику и обеспечить эффективное распределение ресурсов для эффективной поддержки инноваций.
Заключение
Инновационные меры государственной финансовой поддержки играют решающую роль в развитии предпринимательства, стимулировании инноваций и повышении конкурентоспособности малых и средних предприятий, меры устраняют административные барьеры, поощряют предпринимательство и повышают конкурентоспособность, чем способствуют экономическому росту и стабильности страны.
Дальнейшее развитие данной системы обусловлено постановкой такой Национальной цели, как «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство», установленной Указом Президента о национальных целях развития России до 2030 года от 21 июля 2020 г. N 474. Однако существуют некоторые проблемы внедрения тех или иных предложенных инновационных мер, решение которых позволит укрепить инновационную экосистему, способствуя развитию предпринимательства, экономическому росту и конкурентоспособности в России.
Авторы благодарят за помощь при подготовке статьи научного руководителя Ю.Г. Тюрину, доктора экономических наук, доцента, профессора кафедры общественных финансов Финансового факультета Финансового университета при Правительстве РФ.