Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE ROLE OF RUSSIAN BANKS IN GREEN FINANCE PROMOTION

Rumyantseva A.Yu. 1 Bezgacheva O.L. 1, 2 Tserkasevich L.V. 1
1 St. Petersburg University of Management Technologies and Economics
2 Puchkin Leningrad State University
1370 KB
The article is devoted to determining the role of banks’ participation in promoting green finance in the Russian Federation. The article discusses the concept of “green financing”; the features of green banking are revealed; sources of green financing are grouped; the level of participation of banks in the development of green banking in the Russian Federation is analyzed. A green financing system is being formed in the country. The Central Bank is actively promoting the green agenda in the banking sector. Banks are currently at the stage of “offensive green banking”. Problems remain in the sufficiency of banks’ resources and their readiness to transition to the principles of sustainable development. The main role of banks in promoting green finance in the Russian Federation is to participate in working groups to promote the green economy within the framework of international initiatives, introduce various types of green financing instruments, as well as develop the capital market, which helps expand business opportunities to obtain financial resources for investing in “green” projects and the formation of a regulatory and prudential regulation framework in this area. Further development of the green financing system is necessary; the system should be focused on expanding business opportunities to obtain financial resources for investing in “green” projects, which implies further development of the capital market that facilitates the implementation of these opportunities, and, in particular, green banking.
green finance
sustainable development instruments
green banking
banks
financing instruments

Введение

В России в рамках реализации национальных целей по развитию национальной экономики поступательно идет ее структурная перестройка и преобразование. Реализуемая модель развития экономики по достижению финансового, технологического суверенитета предполагает формирование в стране системы зеленого финансирования. Начиная с в 2019–2020 годов идет активное формирование рынка зеленых финансов.

Вопросы зеленого финансирования и усиления влияния устойчивого развития затрагивают все сферы, упоминания о данных понятиях встречаются в трудах исследователей из различных стран. До сих пор отсутствует устоявшийся термин (определение) зеленого финансирования, в современной литературе даются отличные друг от друга определения и трактовки зеленого финансирования.

Например, в [1] отмечено, что роль зеленого финансирования заключается в развитии механизмов зеленой промышленности в различных областях, в [2] раскрыта значимость финансирования устойчивого развития как фактора обеспечения эффективности деятельности компании, а в [3] указано, что призвание зеленого финансирования состоит в повышении уровня финансовых потоков, направляемых на реализацию приоритетов устойчивого развития.

В концепции организации в России методологической системы по развитию зеленых финансовых инструментов и проектов ответственного инвестирования [4] отмечено, что зеленое финансирование, объединяя элементы различных сфер и целевых аудиторий, осуществляет свое развитие на стыке нескольких сфер, а именно экологии и финансового рынка.

«Зеленый» банкинг можно определить по-разному, однако в широкой перспективе именно экологически чистые банковские практики способны стимулировать клиентов сокращать выбросы углекислого газа посредством своей банковской деятельности [5]. Часто зеленое инвестирование объединяют в группы по критериям экологического, социального и управленческого менеджмента (ESG), оценивая деятельность компаний по их вкладу в сохранение природных ресурсов, снижение загрязнения окружающей среды и другие экологически ответственные методы ведения бизнеса. В своем исследовании будем рассматривать финансирование в проекты зеленого инвестирования с позиций ESG – стандартов.

Цель исследования – определить роль участия банков в продвижении зеленого финансирования в Российской Федерации.

Материалы и методы исследования

Исследование основано на диалектическом системном подходе, логическом анализе, сравнении, применении общенаучных методов.

Результаты исследования и их обсуждение

Источниками зеленых финансов выступают различные организации и учреждения международного и национального уровня. Следовательно, мы наблюдаем не просто финансирование зеленой экономики, а формирование системы «зеленого» финансирования. В условиях санкционного давления по отношению к России, проявившегося, в том числе, в прекращении получения финансирования от международных финансовых институтов, оптимальным для нашей страны является создание собственной экосистемы зеленого финансирования, объединяющей развитие инструментов зеленого банкинга, «зеленых» фондов, «зеленой» биржи, «зеленых» рейтинговых агентств.

По предварительным оценкам Центрального банка, к 2030 году в «зеленые» проекты должно быть направлено, по меньшей мере, 93 трлн долл. США [6]. Источниками зеленых финансов могут выступать ресурсы финансовых институтов и организаций различного уровня (как национального, так и международного). Группировка источников зеленого финансирования представлена в таблице 1.

Таблица 1

Группировка источников зеленого финансирования

Внутренние (domestic) государственные (public) и негосударственные (noncommercial, private, etc.) источники

Международные (international) источники

Комбинированные (mixed) источники

- бюджетное финансирование, гранты, гарантии;

- институты развития;

- специальные инвестиционные, венчурные и инфраструктурные фонды;

- собственные средства предприятий-загрязнителей и разработчиков «зеленых» технологий;

- коммерческие банки;

- «зеленые» платформы фондовых бирж;

- лизинговые компании;

- страховые компании;

- экологические фонды;

- некоммерческие, благотворительные, общественные организации и прочие доноры из числа юридических и физических лиц

- международные глобальные и региональные организации (ООН, ОЭСР, ЕАЭС и др.);

- международные глобальные и региональные институты (Всемирный банк, Новый банк развития БРИКС, Евразийский банк развития и пр.)

- международные инвестиционные, венчурные и инфраструктурные фонды;

- бюджетные фонды стран-доноров (на двусторонней основе);

- собственные средства зарубежных разработчиков «зеленых» технологий;

- зарубежные коммерческие банки;

- зарубежные «зеленые» платформы фондовых бирж (например, Люксембургская и др.);

- зарубежные лизинговые компании;

- зарубежные страховые компании;

- зарубежные экологические фонды;

- зарубежные некоммерческие организации и прочие доноры из числа юридических и физических лиц

-различные источники финансирования могут формировать альянсы для реализации более масштабных и географически более распространенных проектов

Примечание: составлено авторами.

Развитие системы зеленого финансирования находится в русле Концепции создания «зеленого» банка России Открытого Правительства, разработанной в 2017 году. Одна из основных задач которой – продвижение «зеленых» технологий, принципов устойчивого развития. Отдельным стратегическим направлением в сфере регуляторного строительства выделяются «Зеленые/устойчивые финансовые инструменты, ответственное инвестирование, создание инфраструктуры независимой верификации» [7].

Экосистема зеленого финансирования, на наш взгляд, должна быть ориентирована с одной стороны, на дальнейшее развитие рынка капитала, способствующего расширению возможностей бизнеса к получению финансовых ресурсов для инвестирования в «зеленые» проекты, с другой – на формирование базы нормативного, пруденциального регулирования по данному направлению. Значение инвестиционных платформ в развитии финансовых инноваций и расширению предложения инструментов зеленого финансирования рассмотрен в [8].

Внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие зеленого финансирования, еще достаточно много. Внешние факторы – это незавершенность формирования системы зеленого финансирования, включая нормативное обеспечение, недостаточную развитость «зеленых» государственных закупок и мер господдержки проектов и другие. Проблемой является и то, что до сих пор отсутствуют единые стандарты и единая статистическая база данных рейтинговых агентств (АКРА, НРА, Эксперт РА и RAEX Europe), что затрудняет анализ участия компаний (включая банки) и их уровень в зеленом финансировании.

К внутренним факторам можно отнести: рекомендательный характер документов Центрального банка по реализации принципов ответственного инвестирования и раскрытию ПАО нефинансовой информации. Со стороны компаний (банков) характер необязательности принятых документов влияет на их готовность активно включаться в эту деятельность. Влияет на развитие зеленого финансирования и отсутствие у компаний сравнительной аналитической базы (экономики) по инструментам зеленого финансирования по сравнению с обычными финансовыми инструментами.

Таблица 2

Пример ставок текущего/последнего купона по зеленым и социальным облигациям, включенных в перечень Сектора устойчивого развития Московской биржи

Эмитент

Краткое

наименование

инструмента

Тип

облигаций

Ставка текущего/

последнего

купона

Дата

размещения/

начала торгов

Дата

погашения

ФПК «Гарант- Инвест»

ГарИнв2P02

Зеленые облигации

10%

28.12.2020

25.12.2023

ООО «СФО РуСол 1»

РуСол Кл. А

Зеленые облигации

9,516%

12.02.2020

15.02.2031

ООО «СФО РуСол 1»

РуСол Кл. Б

Зеленые облигации

13,516%

12.02.2020

15.02.2031

ООО «Транспортная концессионная компания»

ТКК, кл. А3

Зеленые облигации

6,71%

27.09.2019

31.12.2033

ООО «Транспортная концессионная компания»

ТКК, кл. А4

Зеленые облигации

7,49%

12.12.2018

31.12.2033

ПАО «МТС»

МТС 18соц.

Социальные облигации

6,50%

26.03.2021

22.03.2024

Примечание: составлено авторами на основании данных https://www.moex.com/s3019.

Хотя для инвестора существенное значение имеет уровень риска и доходности их вложений. Вложение средств в высокорейтинговые компании характеризуется меньшим риском для инвесторов, и соответственно, низкой доходностью. При выборе инструмента вложения своих средств инвестор учитывает не только потенциальный риск, но и уровень ключевой ставки, уровень инфляции (инфляционные ожидания существенно влияют на характер и уровень финансовых инвестиций), ставку текущего купона (пример по ставкам купонов (таблица 2).

По данным ПАО Московской Биржи совокупный объем выпусков зеленых облигаций по состоянию на начало декабря 2022 года составлял 272 млрд. По итогам 2023 г. в России по базовому сценарию АКРА выпуск ESG-облигаций должен составить 115 млрд руб., а с учетом сегмента национальных и адаптационных проектов данный показатель превысит 160 млрд руб. Это на 51% больше, чем годом ранее [6].

Зеленый банкинг – деятельность банка, направленная на аккумулирование денежных ресурсов и финансирование зеленых проектов. Официально зеленый банкинг существует с 2003 г. Банки во всем мире традиционно являются драйвером ESG-повестки и заинтересованной стороной устойчивого развития рынка. По классификации [5], зеленый банкинг проходит следующие стадии:

- оборонительный банкинг. На данном этапе банки не заинтересованы в развитии зеленого направления из-за дополнительных затрат;

- превентивный банкинг. Под давлением государства и общественности банки начинают внедрение зеленой повестки в свою деятельность;

- наступательный банкинг. Банки внедряют различного рода зеленые инструменты финансирования, а результаты этой деятельности публикуются в виде ежегодных отчетов;

- устойчивый банкинг. Это самая продвинутая стадия. Деятельность банков соответствует целям устойчивого развития.

Что касается российских банков, по представленной выше классификации, их можно с уверенностью отнести к стадии «наступательного банкинга». Банки принимают участие в рабочих группах по продвижению зеленой экономики в рамках международных инициатив, внедряют различного рода зеленые инструменты финансирования.

Участие банков в международных инициативах является важным элементом в их привлечении (а, следовательно, и их клиентов) к управлению климатическими рисками, использованию климатических возможностей и поддержке Парижского соглашения ООН и целей устойчивого развития. Однако, отнесение российских банков к данной стадии не означает, что она успешно пройдена, проблемы есть.

Во-первых, в России, как уже отмечалось выше, активное формирование рынка зеленых финансов началось только в 2019–2020 годы. Это несомненно сказалось на уровне готовности банков к зеленой повестке. Исследователи Deloitte утверждают, что на 2021 год более 80% российских банков были слабо ориентированы в направлении зеленого финансирования. Хотя точечно они уже начали внедрять отдельные финансовые инструменты по устойчивому развитию [9].

Вместе с тем процесс погружения в зеленое финансирование идет достаточно успешно. По результатам исследования рейтингового агентства «Эксперт РА» просматривается существенная положительная динамика внедрения ESG-принципов в банковский сектор за последние два года по отдельным показателям:

- 29% из 80 банков, участвующие в исследовании, отметили рост доли кредитования заемщиков, чья деятельность связана с социальной сферой в рамках ESG-кредитования;

- объем портфеля ESG-кредитов банков вырос на 42% и составил около 1,7 трлн рублей. (преимущественно за счет крупных банков);

- объем кредитов, выданных с привязкой к ESG-принципам составил около 2,7 трлн рублей;

- наибольший потенциал для банковского бизнеса создают кредиты, привязанные к показателям устойчивого развития (52%); зеленые кредиты (55%); ESG – кредиты (56%) [10].

Во-вторых, банковская система России включает в себя банки федерального и регионального уровня (т.е. зарегистрированные в регионах). Последние по-прежнему лишь ссылаются на цели устойчивого развития, а число банков, которые действительно предпринимают соответствующие шаги, достаточно мало. Причины достаточно прозаичны: недостаточность ресурсов, как у региональных банков, так и у среднего и малого бизнеса в регионах.

ESG-повестка достаточна актуальна для большинства российских регионов, но основная нагрузка падает на банки федерального уровня.

Ситуация по вовлечению регионов в зеленое финансирование хотя и незначительно, но постепенно меняется. Такой вывод можно сделать (по косвенным признакам) из приведенной статистики рейтингового агентства «Эксперт РА»: доля системно значимых кредитных организаций к середине 2023 года снизилась до 70% портфеля зеленых и социальных кредитов против 91% годом ранее. Развитие идет за счет тех регионов, где активно продвигают ESG-повестку [10].

В-третьих, необходим переход на единые стандарты раскрытия информации, разработанные Фондом МСФО. Постепенный переход к использованию глобальных стандартов, будет способствовать прозрачности и единообразию данных российских компаний, публикующих отчетность об устойчивом развитии.

В-четвертых, требует дальнейшего развития публичная нефинансовая отчетность банков об их участии в зеленом финансировании. Этот вопрос встал на повестке дня только в прошлом году: он должен был рассмотрен по плану до 1 июня 2023 года Правительством Российской Федерации, Банком России и РСПП.

К данным инструментам относятся зеленые облигации, углеродный кредит, «зеленое» кредитование, зеленая ипотека, широкий спектр нефинансовых сервисов, консалтинговых услуг с упором на устойчивое развитие. Отдельные инструменты являются новыми формами старых проверенных банковских продуктов, другие – новыми, например, углеродный кредит.

К примеру, в 2020 году банк «Центр-Инвест» выпустил первые банковские зеленые облигации для финансирования зеленых проектов, которые способствовали сокращению выбросов CO₂, а с июля 2023 года банк приступил к расчету углеродного следа для всех кредитов агробизнеса [11]. Банки предоставляют возможность компаниям получить не только финансирование по своим «зеленым» проектам из представленного спектра банковских продуктов, но и консультационную помощь по продвижению зеленой экономики. «Зеленость» банков обусловлена не только необходимостью следовать новым трендам и рекомендациям Центробанка, но и коммерческой выгодой. Позволяет им повышать лояльность клиентов, инвесторов и контрагентов.

Дальнейшему продвижению зеленого банкинга в ближайшие годы будет способствовать политика Центрального банка в части зеленой повестки. В частности, реализация Концепции организации в России методологической системы по развитию зеленых финансовых инструментов и проектов ответственного инвестирования. Представляется достаточно интересным резюме данной Концепции, отражающее позицию Центрального банка по зеленому финансированию:

1. В мире формируется новая экосистема по глобальным финансам, в основе которой заложены ESG факторы;

2. Система зеленого финансирования развивается на стыке финансового рынка и экологичной деятельности человека;

3. Экосистема зеленого финансирования затрагивает интересы различных сфер, поэтому нуждается в общем методологическом обеспечении;

4. В мире формируются уровни методологического обеспечения зеленых финансов (международный, региональный, национальный);

5. В России должна быть сформирована своя система ответственного инвестирования и зеленых финансов.

Заключение

Развитие финансовых инструментов по устойчивому развитию российскими банками позволяет компаниям расширить возможности, с помощью банковских продуктов, получить не только финансирование по своим зеленым проектам, но и консультационную помощь по продвижению зеленой экономики. В настоящее время в стране идет формирование системы зеленого финансирования, которое еще далеко до завершения.

Система зеленого финансирования, на наш взгляд, должна быть ориентирована с одной стороны, на дальнейшее развитие рынка капитала, способствующего расширению возможностей бизнеса к получению финансовых ресурсов для инвестирования в «зеленые» проекты, с другой – на формирование базы нормативного, пруденциального регулирования по данному направлению.

Мы отмечаем наличие проблем, которые тормозят развитие системы зеленого финансирования. На ее развитие влияют как внешние, так и внутренние факторы. Среди внешних факторов: незавершенность формирования в системы зеленого финансирования, включая нормативное обеспечение, недостаточная развитость «зеленых» государственных закупок и мер господдержки зеленых проектов; недостаточный уровень готовности банков к зеленой повестке из-за непродолжительного периода существования рынка зеленых финансов. Внутренние факторы: рекомендательный характер документов Центрального банка по реализации принципов ответственного инвестирования и раскрытию ПАО нефинансовой информации; отсутствие у компаний сравнительной аналитической базы (экономики) по инструментам зеленого финансирования по сравнению с обычными финансовыми инструментами, отсутствие единых стандартов и единой статистической базы рейтинговых агентств по участию компаний (включая банки) в зеленом финансировании.

Необходимость внедрения единых стандартов и правил раскрытия информации должна способствовать развитию зеленого финансирования. Возможности бизнеса по получению финансовых ресурсов для инвестирования в «зеленые» проекты по мере преодоления имеющихся проблем будут возрастать. Не последнюю роль в реализации потенциальных возможностей бизнеса по продвижению зеленой экономики играет и будет играть зеленый банкинг, его развитие.