Введение
Исторически сложилось так, что кофе является не просто напитком, но и важным атрибутом повседневной жизни многих людей по всему миру. Однако, возникновение пандемии COVID-19 в 2020 году привнесло значительные изменения в мировой кофейный рынок. Ситуация с COVID-19 повлекла за собой с одной стороны изменение привычек и в некоторых случаях образа жизни потребителей, что привело к изменениям и во всей кофейной индустрии. Время пандемии стало испытанием для кофейного мира, но с другой стороны, ситуация позволила открыть новые и совершенствовать имеющиеся возможности для инноваций и устойчивого развития в этом секторе.
Цель исследования – анализ влияния пандемии COVID-19 на производство и потребление кофе, установление возможных причин изменения рынка кофе, определение прогнозов дальнейшего развития кофейного рынка.
Материал и методы исследования
В качестве информационной базы явились статистические данные отчета Международной организации кофе (ICO), статистические данные информационных агентств. В качестве методов исследования были использованы методы сравнения, методы анкетирования, статистические методы, графические способы визуализации данных.
Результаты исследований и их обсуждения
В мире насчитывается восемьдесят государств, где культивируется кофе, пятьдесят из них производят кофейные зерна в товарных количествах и экспортируют, почти 80% поставляемого на мировой рынок кофе культивируется всего семью странами: Бразилией, Вьетнамом, Колумбией, Индонезией, Гондурасом, Эфиопией и Индией. Создав серьезные препятствия для производства кофе в этих странах, пандемия пошатнула мировой кофейный рынок, вызвав серьезные проблемы в процессе сбора урожая, обработки и транспортировки. В самом начале пандемии с серьезными проблемами в производстве столкнулись страны Латинской Америки, где распространение коронавируса создало реальную угрозу возникновения дефицита кофе в долгосрочной перспективе. По сообщениям агентства Bloomberg, спрос на кофе в данный период должен был превысить предложение и его недостаток планировался покрыть за счет остатков на складах от предыдущих урожаев. Однако т.н. “панические закупки” в самом начале пандемии привели к тому, что во многих странах запасы необжаренных бобов кофе значительно сократились [1]. Сводная информация о мировом производстве кофе с 2018-2023 гг. представлена на рис. 1 [2].
Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что ситуация, когда производство и потребление кофе были на минимальном уровне являлись годы пандемии: 2019/2020 и 2020/2021. В первый год практически данные показатели сравнялись, в год 2020/2021 потребление по сравнению с производством снизилось – разница в показателях составила около 1 млн 60-килограммовых мешков. Однако увеличилось производство – по сравнению с предыдущим периодом производство выросло более, чем на 1,4% (2,4 млн мешков).
Рис. 1. Производство и потребление кофе по годам, млн 60-кг мешков
Рис. 2. Основные причины употребления кофе, %
Рис. 3. Факторы, определяющие выбор кофе, %
Согласно отчету Международной организации по кофе (ICO), влияние COVID-19 на кофейный сектор зависело, главным образом, от трех факторов: развития эпидемии, цикла выращивания кофе и производственных систем. Страны, в которых сбор урожая совпал с пиком пандемии, пострадали больше всего, ведь предложение рабочей силы было в значительной степени ограничено. Особенно это коснулось тех хозяйств, где в сборе кофе были заняты преимущественно мигранты, многие из которых покинули страну, для других въезд был запрещен или ограничен. Это послужило одним из факторов снижения производства кофе после 2021 года.
Снижение потребления кофе в период пандемии может быть связано с несколькими факторами. Для изучения предполагаемых причин нами было проведено исследование с использованием опроса потребителей, с целью выяснить какую часть их жизни занимают кофейные напитки и какие основные причины, по которым они употребляют кофе.
В опросе приняло участие 196 респондентов разного пола и возраста. Данные опроса представлены на рисунках 2, 3.
Анализируя и сопоставляя данные опросов и ранее изученных источников, можно сделать вывод о предполагаемых причинах снижения потребления кофе во время пандемии:
- ограничение, в том числе и в пространстве, привело к нарушению рабочего распорядка, депрессии и изменениям в привычках питания, в том числе к потреблению кофе. Для многих людей в качестве ежедневного «ритуала», особенно, в мегаполисах, входит посещение кофейни или небольшие точки, где готовят кофе, например, по пути на работу, учебу, или после нее, во время вечерней прогулки и т.д. Из опрошенных 27% считают кофе уже не просто напитком, а частью своего ежедневного ритуала, изменение которого в первое время привело к снижению или исключения данного напитка из ежедневного рациона, например, с отсутствием необходимости ходить в офис, работая в удаленном формате.
- с психологической точки зрения кофе может улучшать настроение, бороться с сонливостью и усталостью. Это могло стимулировать людей повышать потребление кофе в стрессовых условиях самоизоляции и удаленной работы.
- в период пандемии, по статистическим данным, увеличилось употребление чая, как главного «конкурента» кофе. Причиной в первую очередь стало, вероятно, то, что для многих людей чай обладает успокаивающим действием и в период пандемии данный фактор являлся довольно важным, это возможно также стало причиной снижения употребления кофейных напитков [3].
- с социальной точки зрения употребление кофе потребители часто связывают с конкретными ситуациями и проведением времени с друзьями. 14% опрошенных пьют кофе в основном в социальных ситуациях (рис.2). В условиях ограничений во время пандемии это привело к сокращению потребления кофе.
В постпандемийный период в 2021/ 2022 и 2022/2023 годах мировое производство кофе показало самый низкий показатель за исследуемый период по сравнению с высоким по производительности 2020/2021 годом. Показатели снизились на 2,8 и 2,6 млнмешков, соответственно. Наряду с нехваткой рабочей силы в странах-производителях в связи с отсутствием мигрантов, как основных работников, возможно, свою роль сыграли также социально-экономические аспекты: возникшая нестабильность в данных странах создала некую неопределенность и сокращение инвестиций в отрасль.
Однако, несмотря на снижение производства, потребление кофе в послепандемийный год значительно увеличилось, прирост составил 3,9%, что составило 6,7 млн мешков.
Такое увеличение потребления кофе, может быть объяснено рядом факторов, включая изменение потребительских привычек, рост социальной активности, повышенный интерес к качественным продуктам и маркетинговым усилиям компаний:
1. Во время пандемии доступ к предприятиям, реализующим кофе был ограничен или закрыт, не все организации в тот период смогли перестроиться на бесконтактную продажу и доставку, многие любители кофе в связи с ограничением посещения кафе и ресторанов во время локдауна стали больше употреблять кофе дома. Данное предположение подтверждает также информация об увеличении импорта кофемашин и покупки их потребителями. Для предприятий общественного питания, например, в России в 2021 году импорт увеличился на 41,6% по сравнению с предыдущим годом, Значительный рост продаж кофемашин в 2021 году озвучили ряд ритейлеров [4,5]. Тренд сохранился и в дальнейшем.
2. Во время пандемии многие сети не прекращали свое развитие и продолжали открывать новые заведения. Пандемия внесла свои корректировки в сегмент потребления кофе: все большую популярность стали набирать кофейни самообслуживания и другие автоматизированные сервисы без прямого участия людей. Данный тренд не только не ушел с окончанием локдауна, но и получил свое дальнейшее развитие.
3. Снятие ограничений по локдауну и постепенного восстановление экономики повысило рост социальной активности людей, и желание проводить больше времени вне дома после карантина привели к более частому посещению предприятий питания, в том числе и реализующих кофе.
4. После выхода с рынка многих организаций, не сумевших перестроиться под новые условия, рестораторы отмечали, что легче стало искать место под кофеточки, появился выбор хороших локаций, что позволило привлечь более широкий круг потребителей. А как показал опрос (рис.3) для 28,6% потребителей удобное расположение кафе или кофейни является определяющим фактором при выборе кофе.
Рис. 4. Предпочтения потребителей по видам кофе, %
5. После пандемии потребители могли начать предпочитать более дорогие и качественные виды кофейных напитков, такие как специальные сорта кофе, а также неклассические варианты кофе, например, холодные кофейные напитки или кофейные коктейли. Это также могло способствовать увеличению потребления, даже при снижении общего объема производства.
Проведенный нами опрос (потребителям предлагалось выбрать 3 самых предпочитаемых напитка) показал, что популярность кофейных напитков и крафтовых видов кофе возрастает, потребителям предлагалось выбрать 3 самых предпочитаемых напитка (рис. 4).
Данные опроса свидетельствуют о том, что основное количество потребителей предпочитают классические виды кофе – Латте (66,7%) и Капучино (60,0%). Однако возрастает количество потребителей, предпочитают холодные напитки на основе кофе, 40,0% потребителей выбрали эти напитки. Также около 7% выбрали Крафтовый кофе и по прогнозам, данный процент будет далее возрастать, особенно среди молодежной аудитории.
6. С увеличением осознания значимости заботы о своем здоровье и ведением здорового образа жизни, потребители могли начать отдавать предпочтение более натуральным и качественным продуктам, в том числе кофе высокого качества. Это могло привести к увеличению потребления кофе в целом. Ряд исследовательских работ доказывают, что кофе может способствовать профилактике воспалительных и окислительных заболеваний, связанных со стрессом, таких как ожирение, метаболический синдром и диабет 2 типа; во-вторых, потребление кофе, по-видимому, связано с более низкой заболеваемостью некоторыми видами рака и снижением риска смертности от всех причин; кофеин и его метаболиты помогают улучшить когнитивные функции и др. [6,7].
В Китае ученые опубликовали данные исследований, по результатам которых был сделан вывод, что умеренное потребление кофе может быть частью стратегии профилактики COVID-19, это возможно также стало причиной повышенного спроса кофейных напитков и кофе среди мирового населения [8].
7. Инновации в маркетинге и продвижении продукции. Во время пандемии многие страны вынуждены были пересмотреть свои кофейные стратегии, адаптироваться к новым условиям и искать инновационные способы привлечения клиентов. Потенциально перспективные тенденции в отрасли могут включать в себя развитие онлайн-платформ для продажи кофе и услуг доставки, увеличение устойчивого производства и реализации кофе, а также более активное использование технологий для создания новых кофейных продуктов. Это также могло повлиять на рост потребления кофе даже при снижении производства.
На данный момент появилась мода покупать кофе в стаканчиках, так как удобно брать с собой, за счет этого увеличилось количество новых точек, которые продают кофе навынос и, соответственно, количество реализумого кофе.
Мировая кофейная индустрия продолжает преодолевать проблемы, и после пандемии COVID-19. По прогнозам ICO ожидалось, что в 2022/23 году темпы роста кофе будут более значительными, однако по статистическим данным потребление кофе снизилось на 2% до 173,1 млн мешков. В данном случае можно предполагать что негативно отразилась на потреблении кофе сложившаяся сложная экономическая ситуация в 2022/2023.
Подорожание кофе в России в 2022 г. происходило в значительной степени из-за сокращения поставок западных брендов, попавших под антироссийские санкции, и эта тенденция исчерпала себя.
Рынок обрел равновесие, и в дальнейшем возможно даже снижение цен. Эффект шока прошел, и рынок стал наполняться новыми брендами, в том числе и от российских компаний.
Для российских производителей ситуация оказалась благоприятной: рынок покинул целый ряд западных конкурентов. Но отреагировать мгновенно на это было невозможно, были определенные проблемы с логистикой и увеличением производственных мощностей по обжарке кофе, которые находятся в России.
Проблем с поставками кофейных зерен в Россию тоже нет. Европейские кофейные компании, которые приостановили поставки в Россию, сами покупают кофе у производителей из дружественных стран, и те объемы, которые они не будут покупать для России, постепенно перешли их конкурентам, в том числе российским.
Цены остались стабильными, поскольку привязаны к курсу доллара, а рубль против него за прошедший период даже укрепился.
На данный момент рынок кофе с собой продолжает развиваться. В Москве, Санкт-Петербурге уже достаточно много открылось точек, в регионах также он начинает развиваться и во многих российских городах открываются кофейни. Россия уже находится на пятом месте в мире по числу брендированных кофеен. Но чем насыщеннее рынок, тем сложнее на нем закрепиться.
В дальнейшем, интерес к кофе будет лишь возрастать. Прогноз развития кофейного рынка может зависеть от следующих аспектов:
1. Специалисты прогнозируют популяризацию кофе и рост спроса в странах быстро развивающейся экономикой и ростом уровня доходов и уровня жизни населения.
2. С увеличением осведомленности потребителей о специальных сортах кофе, кофейных напитков и их качестве, можно ожидать роста на специальные сорта кофе, как однородные сорта кофе, и как, например, в случае с таким напитком, как вино, при маркировке кофе будет указано место происхождения, год урожая и пр.
3. Мировые эксперты ожидают снижения цен на кофе, однако в России из-за нестабильной политической ситуации сложности в логистике и перестройка маршрутов привело к значительному увеличению стоимости логистики. Из-за этого прогнозируется сокращения поставки арабики и наращивания поставок робусты. Южноамериканские страны Бразилия и Колумбия осуществляли поставку арабики через европейские порты, однако в настоящее время импортеры больше ориентируются на поставки кофе из Юго-Восточной Азии. Во Вьетнаме, Индонезии в основном производится робуста. Кроме того, робуста дешевле.
4. Специалисты прогнозируют, что климатические изменения могут повлиять на сокращение плантаций в определенных регионах, что приведет к сокращению объемов производства и росту цен.
5. Возрастающий интерес населения к здоровому образу жизни и правильному питанию может привести к росту популярности кофейных напитков с низким содержанием кофеина.
6. Развитие новых инновационных технологий, как в производстве, так и реализации кофе, например, инновационные технологии обработки зерен, новые виды упаковки, расширение ассортимента напитков на основе кофе способствуют расширению рынка и увеличению конкурентоспособности рынка. Разнообразие предложения: На рынке кофе в России представлены различные сорта и марки кофе, включая молотый кофе, зерновой кофе, капсульный кофе и другие форматы. Разнообразие предложения позволяет удовлетворить различные предпочтения потребителей и повысить объемы продаж [9, 10].
7. С ростом конкуренции на рынке сам кофейный напиток становится доступнее и качественнее. Рынок движется в сторону «кофе на вынос», что несомненно скажется на увеличении количества продаж.
Тем не менее, главными потребителями зернового кофе выступает сфера HoReCa и рынок кофеен еще не насыщен, и на рынке России в ближайшее время будут открываться кофейни разной ценовой категории. В перспективе повышение уровня качества кофе, увеличение инвестиций в данном направлении, развитие инфраструктуры, уменьшение количества посредников, а также комфорт употребления.