Введение
Вопрос занятости и безработицы крайне остро стоит в современной России. Уровень занятости позволяет оценить благосостояние государства, отдельных субъектов РФ и его граждан. С каждым годом растет показатель безработицы, что говорит о депрессии в экономике. Чтобы обеспечить благосостояние всего общества необходимо обеспечить полную занятость населения. Необходимо достигнуть максимально возможного, стабильного, даже в долгосрочном периоде, уровня трудоспособного населения. Исследование уровня занятости населения имеет важное практическое значение, позволяет управлять экономическими явлениями и благосостоянием региона, государства.
Исследование новейших трудов, рассматривающих грани данного вопроса на которых ориентируется составитель; акцентирование неразрешенные ранее стороны общего вопроса.
Значительное развитие в тему трудящихся и занятости жителей внесли эти российские и иностранные учёные: М.А. Бондарец, А.С. Бризгалова, В.Г. Былков, А.Г. Бычков, Д.Н. Ганченко, И.Ю. Глебкова, В.А. Гневашева, Ю.С. Ивченко, Н.Ю. Кауфман, Н.П. Киселева, О.В. Кучмаева, Л.В. Логинова, А.М. Ляховецкий, Я.С. Мелкумов, А.В. Новичков, Е.С. Пожидаева, А.И. Рофе, А.А. Токмакова, В.А. Федорцова, В.Б. Яковлев.
Материал и методы исследования
Целью этого исследования стало формирование предложений для роста занятости трудовых ресурсов и оценка эффективности предложенных рекомендаций.
Опираясь на теоретическое ядро в рамках темы, были собраны сведения, необходимые для проведения исследования. Теоретический аппарат подобран в соответствии с требованиями теоретико-экономического анализа. Подобранные факторы всецело отвечают ключевой проблеме исследования.
Использованы методы квалификации, экономического, статистического, сравнительного анализа, экономико-математическое моделирование, прогнозирования экономических явлений.
В процессе работы производилась работа с электронными таблицами на базе Microsoft Excel. При помощи программы построена модель, позволяющая определить степень корреляции факторов: миграционный прирост (убыль) населения; уровень безработицы; численность зарегистрированных безработных; ВРП на душу жителей; количество работников; число учреждений; средняя зарплата. Использование значения Стьюдента позволило выделить ядро (наиболее весомый по влиянию фактор) изучаемой проблемы.
Исследованы данные периодических литературных источников, позволившие на этапе поиска материала с опорой на теоретическую базу сузить область изыскания. Материалы межнациональных, российских научно-прикладных форумов, документы официальных государственных программ в рамках рассматриваемой темы, также иные источники по теме, взятые в сети «Интернет» использованы на практическом этапе проведения исследования и для подведения итогов.
Результаты исследования и их обсуждение
Рынки труда играют решающую роль в этом анализе общего состояния экономики. Этот тип оценки может быть чрезвычайно полезен при разработке политики, направленной на содействие устойчивому росту и снижению безработицы. Кроме того, экономисты труда используют математические модели и статистический анализ, чтобы понять, как такие факторы, как технологические изменения, социальные нормы, старение населения и экономическая политика, могут влиять на рынок труда. Благодаря этому анализу экономисты смогут лучше понять решения работодателей о найме и оплате труда, а также влияние безработицы на экономические результаты.
Одним из основных факторов, влияющих на экономическую политику, является уровень безработицы. Страдания жертв данного экономического явления – это больше, чем просто потеря денег, особенно в долгосрочной перспективе. Сегодня чувство беспомощности, изоляции и отсутствия структурирования дня может превратиться в порочный круг. Вот почему борьба с безработицей является важной частью хорошего экономического управления.
Государство для помощи безработным людям выплачивает определенную материальную помощь. Помимо пособий по безработице важную роль играет и «структурное» управление безработными. Это включает в себя «меры рынка труда», такие как программы направления для временных работников, обучение и повышение заработной платы (а также ее индексирование). Некоторые из этих решений хорошо зарекомендовали себя и со временем изучались на национальном и международном уровне.
Главным фактором производства являются трудовые ресурсы. От эффективности их использования зависит экономика отдельного региона и государства. Трудовые ресурсы – часть населения, которая участвует или способна участвовать в процессе производства, кроме того, они должны обладать необходимыми физическими данными и знаниями. В состав трудовых ресурсов входит население в возрасте 15–65 лет, также в состав включаются работающие лица за пределами трудоспособного возраста и трудовые мигранты. На трудовые ресурсы влияют демографические, социально- экономические, инфраструктурные факторы. Во многом на качество трудовых ресурсов влияет политика обучаемости участников.
Термин «безработный» часто понимается неправильно, поскольку он включает людей, которые ждут возвращения на работу после увольнения, но не людей, которые являются безработными по различным причинам, таким как: получение высшего образования, выход на пенсию, инвалидность или прекращение работы, прекращение поиска работы, персональная работа, проблемы. Кроме того, безработными не считаются люди, которые не ищут работу, но хотят работать.
Последствия безработицы ощущаются как работниками, так и экономикой в целом, и могут иметь далеко идущие последствия.
Безработица вызывает финансовые трудности для работников, влияя на их семьи, отношения и сообщества. Когда это происходит, потребительские расходы, которые являются одним из основных драйверов экономического роста, падают, что приводит к рецессии или даже депрессии, если с этим ничего не делать.
Безработица приводит к снижению спроса, потребления и покупательной способности, что приводит к снижению прибылей бизнеса и сокращению бюджетов и рабочей силы. Это создает бесконечный цикл, который трудно повернуть вспять без вмешательства.
Экономически активное население или рабочая сила – понятие более узкое, в отличие от трудовых ресурсов. Данное понятие состоит из двух категорий граждан: занятых и безработных. К числу первых причисляются граждане, осуществляющие трудовую деятельность на основании договора, являются владельцами субъектов бизнеса, находятся на государственной или муниципальной службе. Безработным признаются трудоспособные граждане, которые ищут работу, зарегистрированы органами службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовы к ней приступить. Данная категория представляет собой резерв рабочей силы, который может быть потенциально использован. Безработица зависит от сезонных изменений, технологического фактора, изменений в демографической структуре и т. д.
Рабочая сила не включает в свой состав лица, которые не относятся к занятым и безработным, поэтому их принято считать экономически неактивными (студенты дневной формы обучения; инвалиды Т и П группы; лица, занимающиеся домашним хозяйством) [2, с. 58-64].
Человеческие ресурсы незаменимы, поскольку являются единственным ключевым ресурсом, проявляющим инициативу в отрасли.
Оптимальное распределение трудовых ресурсов со статической точки зрения отражает рациональность распределения трудовых ресурсов в современном обществе. С динамической точки зрения это говорит о том, что в будущем распределение трудовых ресурсов общества будет корректироваться соответствующим образом с изменениями в структуре производства, чтобы обеспечить оптимальное распределение.
Политика государства главным образом направлена на повышение занятости трудовых ресурсов. От уровня занятости зависит благосостояние не только отдельных отраслей жизнедеятельности, но и благосостояние экономической, политической и социальной систем в целом.
Занятость – деятельность жителей, связанная с удовлетворением собственных и общечеловеческих потребностей, за которую они получают зарплату. В научной литературе определено несколько видов занятости: полная, продуктивная, эффективная, скрытая. Вид занятости определяет уровень участия человека в общественном производстве. На занятость влияют макроэкономические и микроэкономические факторы: политические, экономические, технологические.
В рамках реализации повышения уровня занятости населения в Российской Федерации реализуется Федеральный закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации». Основными направлениями программы служат мероприятия по формированию «устойчивой» занятости среди населения путем поощрения предпринимательства, осуществления мобильной связи между сторонами трудовых отношений, повышении уровня образованности трудоспособного населения, а также при помощи мероприятий по обеспечению экономически активного населения подходящим трудовым местом. Немалое внимание уделяется защите прав трудящихся, акцент в программе сдвинут на защиту национального рынка труда в целом. При этом без внимания не остается обеспечение занятости внутри государственных структур, а также развитие международных трудовых отношений.
Планы правительства по борьбе с безработицей могут включать в себя различные схемы и инструменты:
– политика на рынке труда в сфере образования и высшего образования;
– материальная поддержка (пособия по безработице);
– субсидии на оплату труда;
– сокращение рабочего времени;
– учет рабочего времени;
– инвестирование в инфраструктуру для создания большего количества рабочих мест.
В последнее время больше внимания уделяется цифровой деятельности, такой как онлайн-порталы, которые объединяют безработных и работодателей. Это развитие обусловлено общей цифровизацией и ускорением роста рабочей силы, но оно также может помочь лучше бороться со структурной безработицей.
Миграция – это сложный и исторически обусловленный процесс, формирующий международные и национальные рынки труда, каждый из которых имеет свои особенности и условия.
Трудовая миграция является важным элементом демократического экономического процесса в регионе. С другой стороны, оно играет важную роль в достижении сбалансированной занятости. В этом смысле он играет важную роль в создании эффективного рынка труда. С другой стороны, трудовая миграция, являющаяся основной составляющей общей миграции населения, влияет на демографическое развитие региона наряду с рождаемостью и смертностью. Исследование двойственной природы трудовой миграции в «экономико-демографических» системах является важным направлением прогнозного анализа и моделирования миграции населения.
Таким образом, динамика и тенденции миграции формируются региональными экономическими характеристиками. В промышленно развитых регионах наблюдается рост иммиграции, в то время как в менее развитых регионах наблюдается сокращение населения. Неэкономические аспекты миграции не включены.
Объяснение миграции людей и потока работы между рынками труда подчеркивает, что культура работников является важным фактором в группах рынка труда, основанных на разделении первичного и вторичного рынков. Таким образом, это дает возможность объяснить социальную мотивацию потенциальных мигрантов.
Модели миграции различаются в зависимости от степени воздействия (выталкивающие и притягивающие факторы) и численности населения. Выталкивающие факторы включают в себя безработицу, низкие доходы, высокие налоги; социальные и политические проблемы, включая бедность, дискриминацию, плохие природные и погодные условия. Привлекательными особенностями направления миграции являются высокий уровень экономического развития, рост доходов, безопасность и доступ к рынку труда.
Факторы притяжения оказывают большее влияние на людей с высоким уровнем образования, которые могут занимать определенное положение в регионе происхождения и при этом пользоваться более благоприятными условиями жизни. С другой стороны, низкоквалифицированные работники более восприимчивы к негативным, выталкивающим, факторам.
В то же время, помимо многочисленных рациональных причин миграции населения, существуют и иррациональные и личностные причины, не учитываемые в теории выталкивания и притяжения.
Мобильное население «продает» свой труд на различных рынках, чем и объясняется высокая миграция в города, где заработная плата значительно выше, так что без разрыва в оплате труда и ее дифференциации нельзя наблюдать международную миграцию масштабной рабочей силы. Не является это и гарантией развития международной трудовой миграции.
Изучение трудящихся и занятости жителей Челябинской области показало, что жители стареют: возможные работники количественно уступают работникам более старшей возрастной категории, загруженность жителей трудоспособного возраста в 2019 г. снижается. Проанализирована занятость жителей и безработица: они показывают, что последнее значение снижается в 2019 г. – 5,1 %, это должно явиться положительным значением для экономики, но процентная часть занятых работников снижается с 2017 г., происходит рост загруженности на занятых жителей [4].
Трудящиеся Челябинской области уменьшаются в связи с переездом жителей в другие государства и естественного движения жителей – в текущем периоде была больше рождаемости, естественная убыль в 2019–11122 чел., это показывает, что коэффициент обновления в следующем периоде станет меньше пенсионной нагрузки [1, с. 28-32].
В ключевых направлениях экономики Челябинской области 2018–2019 гг. реализовалось уменьшение количества занятых: в сельском и лесном хозяйстве на 1,6 тыс. чел.; в промышленном производстве на 4,8 тыс. чел.; в отрасли строительства на 1,9 тыс. чел.
Была построена модель уровня занятого населения в Челябинской области V′ = 63,23918 + 0,00026 > Х. Рассмотрены факторы, которые могли бы повлиять на данный показатель: миграционный прирост (убыль) населения; уровень безработицы; численность зарегистрированных безработных; ВРП на душу жителей; количество работников; число учреждений; средняя зарплата [3]. С помощью Ехсе1 был сделан корреляционный анализ, который выявил тесную связь между занятостью и количеством предприятий, рабочей силой и миграционным приростом (убылью). Значение Стьюдента показало, что основным коэффициентом становится убыль жителей, а прочие факторы исключили из модели. Процентная часть работников возрастет на 0,3 % в 2020 г. при аспекте миграционного роста на 1 % на 18 чел.
Повышение уровня занятости населения и увеличения количества трудовых ресурсов волнует многих ученых, экономистов. Проведено множество исследований по данной теме, в которых главным решением проблемы безработицы является регулирование трудовой миграции, но тем не менее должны быть проведены мероприятия для ликвидации межобластных различий на трудовом рынке, росту соперничества работников, помощи малого бизнеса, и реализация аспектов профессиональной переподготовки, только приступивших к трудовой функции и развитие профориентации [5].
Заключение
В процессе работы над статьёй получен результат: компенсировать трудовые ресурсы Челябинской области представляется возможным посредством увеличения числа рабочей силы за счет выстраивания притоков мигрантов других округов, государств.
Для разрешения вопроса снижения трудовых ресурсов возможно предпринять следующие меры:
1) создание новейших и востребованные рабочих мест. В рамках решения проблемы реализуются государственные программы по обеспечению занятости населения;
2) обеспечить достойный уровень образования. Ежегодно со стороны органов государственной власти и образовательных учреждений определяется вектор развития образования, в том числе отвечающий вызовам современности. Однако остается проблема своевременности адаптации образовательных программ и неравномерное распределение числа абитуриентов (студентов сузов и вузов) среди образовательных направлений;
3) усовершенствовать возможности роста малого и среднего бизнеса. Оказываемые меры поддержки на текущий момент оказали благотворное влияние на развитие МСП в Российской Федерации. При этом немалую угрозу представляют экономико-социальные и политические потрясения, в том числе вызванные влиянием зарубежья.
Результат будет основываться на том, что из-за миграционного роста на 1 % или на 18 чел. возрастет количество трудовых ресурсов, и за счёт их трудоустройства достаток бюджета Челябинской области возрастет: на основе средней номинальной зарплаты – 37431,8 руб. на 673,8 тыс. руб.; на основе минимального размера оплаты труда с учетом уральского коэффициента – 12972 руб., доход бюджета увеличится на 233,5 тыс. руб.
Перечисленные рекомендации будут способствовать решению выявленной проблемы.
Основным результатом этой статьи являются подготовленные рекомендации по увеличению численности трудовых ресурсов в трудоспособном возрасте Челябинской области и их оценка эффективности. Челябинской области необходимо развитие рынка труда из-за уменьшения количества трудящихся. Это направление нужно развивать в других исследованиях, которые освещаются российскими и иностранными учеными, чтобы развить рынок труда в экономике Российской Федерации.
Благодарность: исследование выполнено при поддержке научного фонда Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Уральского филиала.