Введение
Разработки инструментов конкурентоспособности торговых организаций относятся к исследовательскому направлению, научный и практический интерес к которому не ослабевает. Актуальность этих исследований определяется фактором нарастающей конкуренции на региональных рынках торговых сетей федерального и регионального масштабов и необходимостью рассмотрения конкурентоспособности торговой сети в регионе во взаимосвязи трансформации форматов и содержательности услуг. В Красноярском крае, например, возникает дисбаланс между ростом доли торговых сетей в торговле продуктами и динамикой средних темпов роста прибыли торговых сетей за аналогичный период.
Цель исследования
Среди научных подходов к исследованию механизмов конкурентоспособности авторы работы [7] предложили кибернетический подход, согласно которому тип механизма они определяют как совокупность элементов и способ передачи воздействия. Цель представляемого исследования – разработка концептуальных инструментов обеспечения конкурентоспособности торговой сети в регионе.
Объектом исследования является комплекс услуг в товаропотоке торговой сети на территории региона, формирующий совокупность экономических, организационных и управленческих отношений для обеспечения ее конкурентоспособности. Выделение объекта исследования для решения проблемы обеспечения конкурентоспособности торговых сетей явилось результатом анализа эволюционного развития комплекса услуг в товаропотоках торговой сети.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование содержания услуг в товаропотоках, начиная с 50-х годов прошлого столетия до настоящего времени показало, что содержание комплекса услуг в товаропотоке торговой сети изменялось эволюционно в несколько этапов.
Это позволило провести анализ взаимодействия услуг в товаропотоке оптового и розничного звена торговой сети и анализ корреляции форматов торговых сетей, что позволило дифференцировать услуги на две группы: услуги в товаропотоке до реализации в магазине и услуги при реализации в магазине.
При анализе публикаций авторов выявлено, что торговое обслуживание в магазинах является важным фактором конкурентного преимущества торговых организаций в формате магазинов. Однако, для торговой сети важнейшим фактором авторы статьи считают эффективное управление вариативностью затрат в товаропотоках до магазинов.
В связи с этим, можно обоснованно утверждать, что обеспечение конкурентоспособности торговой сети заключается в том, что требуется, одновременно, установление контроля над уровнем издержек в услугах и выполнение каждого вида услуг в товаропотоках в коррелированных бизнес-процессах оптового и розничного звеньев торговой сети. Вышесказанное является основанием считать эффективность услуг в цепях поставок торговой сети значимым ресурсным элементом системы конкурентных преимуществ торговой сети.
Поскольку услуги торговли торговой сети неотделимы от материального объекта – осязаемого товара, то в цену осязаемого товара входит цена услуги торговли, которую составляют расходы на её оказание/создание. Для оценки показателей эффективности услуг в товаропотоке как элементов обеспечения конкурентоспособности разработана интегральная модель целей торговой сети на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях, связывающая интересы торговой сети в области эффективности и интересы потребителей [1] (рис. 1).
Стратегическое управление показателями эффективности направлено на координацию целей участников цепочки прироста ценности. На тактическом уровне в модели важна интеграция задач участников цепи поставок. На оперативном уровне в модели необходимо локализовать показатели эффективности конкретных видов услуг, источниками затрат которых являются процессы труда – бизнес-процессы услуг в товаропотоке. На оперативном уровне управления эффективностью важно закрепление ответственности, властных полномочий, контроля и осуществление мониторинга показателей эффективности.
Зачастую, в работах авторов главный акцент сосредоточен на эффективности торговых предприятий, в то время как торговая сеть – объект более сложный, многогранный и имеет свои особенности. Кроме того, на наш взгляд, из фокуса внимания исследователей и практиков ускользает значимость показателей эффективности предварительных (доторговых) бизнес-процессов перемещения товара (товаропотоки) от поставщика до потребителя. Поэтому актуализируется необходимость развития исследований в направлении интеграции затратного и ресурсного подходов и разработки комплексного показателя оценки эффективности функционалов торговых сетей [2, 3, 4, 10].
Рис. 1. Интегральная модель целей в торговой сети для обеспечения конкурентоспособности
При этом, для оценки кумулятивной конкурентоспособности торговой сети модифицирован мультипликатор рентабельности собственного капитала по прибыли до налогообложения:
(1)
где KПТС н/о/BV – интегральный показатель оценки конкурентоспособности торговой сети по прибыли до налогообложения; ПТС н/о – прибыль торговой сети до налогообложения; BV – собственный капитал.
На стратегическом уровне управления показателями эффективности торговой сети авторами предложен показатель эффективности, охватывающий совокупный доход и совокупные расходы торговой сети и рассчитывающийся, как отношение темпа роста доходов к темпам роста совокупных расходов. На тактическом уровне предложены два показателя, в которых числителями выступают совокупный доход торговой сети, а знаменателями являются расходы, дифференцированные по двум этапам продвижения товара к потребителю: до реализации товаров в магазине и при реализации этих же товаров в магазине [11].
Исследование условий формирования цепи ценности торговой сети приводит к необходимости применения метода декомпозиции субъектов цепи и объединению их в группы, которые можно назвать кластерами услуг [9]. А именно: кластер Поставщики; кластер Распределение; кластер Склады; кластер Магазины; кластер Управление.
При оценке показателей эффективности услуг в кластерах можно применить формулу из нашей работы [11] для расчета мультипликатора по формуле
где ПТСн/о – прибыль торговой сети до налогообложения; k – количество магазинов в торговой сети; j – количество ассортиментных позиций товаров и услуг; Vаj – количество проданного товара соответствующей ассортиментной позиции; РЦТСj – розничная цена товара для потребителя в торговой сети на j-й товар; i – количество услуг в товаропотоке; УТПiП – расходы на услуги в товаропотоке кластера Поставщики; УТПiД – расходы на услуги в товаропотоке кластера Распределение; УТПiС – расходы на услуги в товаропотоке кластера Склады; УТПiМ – расходы на услуги в товаропотоке кластера Магазины; УТПiУ – расходы на услуги в товаропотоке кластера Управление [11].
Тип механизма обеспечения конкурентоспособности торговой сети в данной статье определен как комплексный и предполагает формирование, мониторинг и развитие конкурентных преимуществ. Кластерный механизм обеспечения конкурентоспособности – это комплекс элементов и способов передачи воздействия для достижения организационных, управленческих и экономических целей развития торговой сети. В кластерном механизме определяются объект управления, ресурсный, организационный, управленческий и информационный элементы и инструментарий для обеспечения конкурентоспособности [5].
Содержание элементов кластерного механизма обеспечения конкурентоспособности торговой сети в регионе сформулировано в таблице.
В условиях региональных рынков, где, как на оптовом, так и розничном сегментах нарастает конкуренция между торговыми сетями федерального и регионального масштабов разработан кластерный механизм для формирования и развития конкурентных преимуществ в процессе создания ценности для потребителя в регионе на основе управления показателями эффективности комплекса услуг в товаропотоке в системе экономических, организационных и управленческих отношений доторговых услуг в цепи прироста ценности [6] (рис. 2). Кластерный механизм обеспечения конкурентоспособности торговой сети в регионе реализует интеграцию бизнес-процессов услуг допродажного товародвижения в контуре обеспечения конкурентоспособности путем управления показателями эффективности в услугах оптового и розничного звеньев торговой сети.
Заключение
На основе исследования эволюционных этапов развития торговых сетей, а также изучения взаимодействий оптового и розничного звеньев торговой сети в цепочке прироста ценности конкретизирован спектр и содержание услуг в товаропотоках торговой сети как составляющих элементов обеспечения конкурентоспособности торговой сети.
Элементы кластерного механизма обеспечения конкурентоспособности торговой сети (составлено авторами с использованием [7, 8])
Элементы механизма и способы передачи воздействия |
Описание элемента (авторская разработка) |
Кластерный механизм обеспечения конкурентоспособности торговой сети (авторская разработка) |
Объект управления |
Изменяемый или вновь созданный объект |
Спектр услуг в товаропотоках, интегрированные в цепочке прироста ценности торговой сети |
Ресурсный |
Источники конкурентных преимуществ торговой сети в регионе – факторы расширения рынка розничной торговли |
Сетевых взаимодействий в цепочке прироста ценности торговой сети |
Информационный |
Прямые и обратные связи между элементами кластерного механизма |
Интегральная система управления показателями эффективности услуг в товаропотоке |
Организационный |
Формат торговой сети |
Кластеры, интегрированные в цепочке прироста ценности |
Управленческий |
Методическое обеспечение конкурентоспособного функционирования торговой сети, постановка целей, задач, анализ, мониторинг, контроль |
Координация и оптимизация показателей товародвижения в кластерах. |
Инструментарий |
Методы, алгоритмы, мероприятия, проекты, модели организационного, управленческого и экономического способов формирования конкурентных преимуществ торговой сети |
Метод дифференцирования структуры услуг в товаропотоке, интегральная модель целей в торговой сети для обеспечения конкурентоспособности, кластерная модель оказания услуг в товаропотоке, модель управления показателями эффективности услуг в товаропотоках торговой сети, метод многоуровневого анализа показателей эффективности услуг в товаропотоке торговой сети, аппарат численного моделирования показателей эффективности, алгоритм управления показателями эффективности услуг торговой сети, оценка конкурентных преимуществ торговой сети в кластерах |
Рис. 2. Схема кластерного механизма обеспечения конкурентоспособности торговой сети
Выявлены особенности услуг на разных этапах продвижения товара к потребителю, проведена дифференциация спектра услуг современной торговой сети. Определен вклад каждого вида услуг в кумулятивную оценку конкурентоспособности торговой сети в бизнес-процессах оптовой и розничной торговли, выделены уровни эффективности услуг торговой сети для оценки конкурентных преимуществ. Разработана система показателей кумулятивной оценки конкурентоспособности торговой сети, включающая кумулятивный метод оценки конкурентоспособности торговой сети – интегральный показатель оценки конкурентоспособности торговой сети по прибыли до налогообложения -, и интегральную систему показателей для оценки конкурентных преимуществ в эффективности услуг в товаропотоке. Показано, что услуги торговых сетей представляют собой скоординированный комплекс бизнес-процессов, что позволяет разделить показатели по группам в соответствии с моделью управления процессом. Вышесказанное позволило сформировать концепцию кластерного механизма обеспечения конкурентоспособности торговой сети в условиях интеграции процессов оптовой и розничной торговли.