Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE CONCEPT OF A CLUSTER MECHANISM FOR ENSURING THE COMPETITIVENESS OF A RETAIL NETWORK IN THE REGION

Ageeva T.U. 1 Lukinykh V.F. 2
1 Siberian Federal University
2 Krasnoyarsk State Agrarian University
3256 KB
Research on the mechanisms of ensuring the competitiveness of the retail network in the region is associated with the trend of growth in the range of services in commodity flows, the transformation of the content of the retail network and its transformation into a generator of goods flows and services in both the wholesale and retail market segments, while increasing competition in the regional markets of retail chains of federal and regional scales. To ensure the competitiveness of the retail network in the region, the authors consider effective management of cost variability in commodity flows to be an important factor. The paper substantiates and applies the provisions of cluster theory to the development of the concept of competitiveness of a retail network, taking into account the effectiveness of services in the system of economic, organizational and managerial relations in the value chain. The practical significance is due to the development of an integrated system for evaluating the competitive advantages of the retail network functions. The recommendations and suggestions formulated by the authors can be used in the economic activities of retail chains and in the educational process of universities of the Russian Federation.
trading network
value chain
range of services in the flow of goods
cluster
mechanism
ensuring competitiveness
performance indicators

Введение

Разработки инструментов конкурентоспособности торговых организаций относятся к исследовательскому направлению, научный и практический интерес к которому не ослабевает. Актуальность этих исследований определяется фактором нарастающей конкуренции на региональных рынках торговых сетей федерального и регионального масштабов и необходимостью рассмотрения конкурентоспособности торговой сети в регионе во взаимосвязи трансформации форматов и содержательности услуг. В Красноярском крае, например, возникает дисбаланс между ростом доли торговых сетей в торговле продуктами и динамикой средних темпов роста прибыли торговых сетей за аналогичный период.

Цель исследования

Среди научных подходов к исследованию механизмов конкурентоспособности авторы работы [7] предложили кибернетический подход, согласно которому тип механизма они определяют как совокупность элементов и способ передачи воздействия. Цель представляемого исследования – разработка концептуальных инструментов обеспечения конкурентоспособности торговой сети в регионе.

Объектом исследования является комплекс услуг в товаропотоке торговой сети на территории региона, формирующий совокупность экономических, организационных и управленческих отношений для обеспечения ее конкурентоспособности. Выделение объекта исследования для решения проблемы обеспечения конкурентоспособности торговых сетей явилось результатом анализа эволюционного развития комплекса услуг в товаропотоках торговой сети.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование содержания услуг в товаропотоках, начиная с 50-х годов прошлого столетия до настоящего времени показало, что содержание комплекса услуг в товаропотоке торговой сети изменялось эволюционно в несколько этапов.

Это позволило провести анализ взаимодействия услуг в товаропотоке оптового и розничного звена торговой сети и анализ корреляции форматов торговых сетей, что позволило дифференцировать услуги на две группы: услуги в товаропотоке до реализации в магазине и услуги при реализации в магазине.

При анализе публикаций авторов выявлено, что торговое обслуживание в магазинах является важным фактором конкурентного преимущества торговых организаций в формате магазинов. Однако, для торговой сети важнейшим фактором авторы статьи считают эффективное управление вариативностью затрат в товаропотоках до магазинов.

В связи с этим, можно обоснованно утверждать, что обеспечение конкурентоспособности торговой сети заключается в том, что требуется, одновременно, установление контроля над уровнем издержек в услугах и выполнение каждого вида услуг в товаропотоках в коррелированных бизнес-процессах оптового и розничного звеньев торговой сети. Вышесказанное является основанием считать эффективность услуг в цепях поставок торговой сети значимым ресурсным элементом системы конкурентных преимуществ торговой сети.

Поскольку услуги торговли торговой сети неотделимы от материального объекта – осязаемого товара, то в цену осязаемого товара входит цена услуги торговли, которую составляют расходы на её оказание/создание. Для оценки показателей эффективности услуг в товаропотоке как элементов обеспечения конкурентоспособности разработана интегральная модель целей торговой сети на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях, связывающая интересы торговой сети в области эффективности и интересы потребителей [1] (рис. 1).

Стратегическое управление показателями эффективности направлено на координацию целей участников цепочки прироста ценности. На тактическом уровне в модели важна интеграция задач участников цепи поставок. На оперативном уровне в модели необходимо локализовать показатели эффективности конкретных видов услуг, источниками затрат которых являются процессы труда – бизнес-процессы услуг в товаропотоке. На оперативном уровне управления эффективностью важно закрепление ответственности, властных полномочий, контроля и осуществление мониторинга показателей эффективности.

Зачастую, в работах авторов главный акцент сосредоточен на эффективности торговых предприятий, в то время как торговая сеть – объект более сложный, многогранный и имеет свои особенности. Кроме того, на наш взгляд, из фокуса внимания исследователей и практиков ускользает значимость показателей эффективности предварительных (доторговых) бизнес-процессов перемещения товара (товаропотоки) от поставщика до потребителя. Поэтому актуализируется необходимость развития исследований в направлении интеграции затратного и ресурсного подходов и разработки комплексного показателя оценки эффективности функционалов торговых сетей [2, 3, 4, 10].

pic_Ageeva_1.tif

Рис. 1. Интегральная модель целей в торговой сети для обеспечения конкурентоспособности

При этом, для оценки кумулятивной конкурентоспособности торговой сети модифицирован мультипликатор рентабельности собственного капитала по прибыли до налогообложения:

Ageeva01.wmf (1)

где KПТС н/о/BV – интегральный показатель оценки конкурентоспособности торговой сети по прибыли до налогообложения; ПТС н/о – прибыль торговой сети до налогообложения; BV – собственный капитал.

На стратегическом уровне управления показателями эффективности торговой сети авторами предложен показатель эффективности, охватывающий совокупный доход и совокупные расходы торговой сети и рассчитывающийся, как отношение темпа роста доходов к темпам роста совокупных расходов. На тактическом уровне предложены два показателя, в которых числителями выступают совокупный доход торговой сети, а знаменателями являются расходы, дифференцированные по двум этапам продвижения товара к потребителю: до реализации товаров в магазине и при реализации этих же товаров в магазине [11].

Исследование условий формирования цепи ценности торговой сети приводит к необходимости применения метода декомпозиции субъектов цепи и объединению их в группы, которые можно назвать кластерами услуг [9]. А именно: кластер Поставщики; кластер Распределение; кластер Склады; кластер Магазины; кластер Управление.

При оценке показателей эффективности услуг в кластерах можно применить формулу из нашей работы [11] для расчета мультипликатора по формуле

Ageeva02.wmf

где ПТСн/о – прибыль торговой сети до налогообложения; k – количество магазинов в торговой сети; j – количество ассортиментных позиций товаров и услуг; Vаj – количество проданного товара соответствующей ассортиментной позиции; РЦТСj – розничная цена товара для потребителя в торговой сети на j-й товар; i – количество услуг в товаропотоке; УТПiП – расходы на услуги в товаропотоке кластера Поставщики; УТПiД – расходы на услуги в товаропотоке кластера Распределение; УТПiС – расходы на услуги в товаропотоке кластера Склады; УТПiМ – расходы на услуги в товаропотоке кластера Магазины; УТПiУ – расходы на услуги в товаропотоке кластера Управление [11].

Тип механизма обеспечения конкурентоспособности торговой сети в данной статье определен как комплексный и предполагает формирование, мониторинг и развитие конкурентных преимуществ. Кластерный механизм обеспечения конкурентоспособности – это комплекс элементов и способов передачи воздействия для достижения организационных, управленческих и экономических целей развития торговой сети. В кластерном механизме определяются объект управления, ресурсный, организационный, управленческий и информационный элементы и инструментарий для обеспечения конкурентоспособности [5].

Содержание элементов кластерного механизма обеспечения конкурентоспособности торговой сети в регионе сформулировано в таблице.

В условиях региональных рынков, где, как на оптовом, так и розничном сегментах нарастает конкуренция между торговыми сетями федерального и регионального масштабов разработан кластерный механизм для формирования и развития конкурентных преимуществ в процессе создания ценности для потребителя в регионе на основе управления показателями эффективности комплекса услуг в товаропотоке в системе экономических, организационных и управленческих отношений доторговых услуг в цепи прироста ценности [6] (рис. 2). Кластерный механизм обеспечения конкурентоспособности торговой сети в регионе реализует интеграцию бизнес-процессов услуг допродажного товародвижения в контуре обеспечения конкурентоспособности путем управления показателями эффективности в услугах оптового и розничного звеньев торговой сети.

Заключение

На основе исследования эволюционных этапов развития торговых сетей, а также изучения взаимодействий оптового и розничного звеньев торговой сети в цепочке прироста ценности конкретизирован спектр и содержание услуг в товаропотоках торговой сети как составляющих элементов обеспечения конкурентоспособности торговой сети.

Элементы кластерного механизма обеспечения конкурентоспособности торговой сети (составлено авторами с использованием [7, 8])

Элементы механизма и способы передачи воздействия

Описание элемента (авторская разработка)

Кластерный механизм обеспечения конкурентоспособности торговой сети (авторская разработка)

Объект управления

Изменяемый или вновь созданный объект

Спектр услуг в товаропотоках, интегрированные в цепочке прироста ценности торговой сети

Ресурсный

Источники конкурентных преимуществ торговой сети в регионе – факторы расширения рынка розничной торговли

Сетевых взаимодействий в цепочке прироста ценности торговой сети

Информационный

Прямые и обратные связи между элементами кластерного механизма

Интегральная система управления показателями эффективности услуг в товаропотоке

Организационный

Формат торговой сети

Кластеры, интегрированные в цепочке прироста ценности

Управленческий

Методическое обеспечение конкурентоспособного функционирования торговой сети, постановка целей, задач, анализ, мониторинг, контроль

Координация и оптимизация показателей товародвижения в кластерах.

Инструментарий

Методы, алгоритмы, мероприятия, проекты, модели организационного, управленческого и экономического способов формирования конкурентных преимуществ торговой сети

Метод дифференцирования структуры услуг в товаропотоке, интегральная модель целей в торговой сети для обеспечения конкурентоспособности, кластерная модель оказания услуг в товаропотоке, модель управления показателями эффективности услуг в товаропотоках торговой сети, метод многоуровневого анализа показателей эффективности услуг в товаропотоке торговой сети, аппарат численного моделирования показателей эффективности, алгоритм управления показателями эффективности услуг торговой сети, оценка конкурентных преимуществ торговой сети в кластерах

pic_Ageeva_2.tif

Рис. 2. Схема кластерного механизма обеспечения конкурентоспособности торговой сети

Выявлены особенности услуг на разных этапах продвижения товара к потребителю, проведена дифференциация спектра услуг современной торговой сети. Определен вклад каждого вида услуг в кумулятивную оценку конкурентоспособности торговой сети в бизнес-процессах оптовой и розничной торговли, выделены уровни эффективности услуг торговой сети для оценки конкурентных преимуществ. Разработана система показателей кумулятивной оценки конкурентоспособности торговой сети, включающая кумулятивный метод оценки конкурентоспособности торговой сети – интегральный показатель оценки конкурентоспособности торговой сети по прибыли до налогообложения -, и интегральную систему показателей для оценки конкурентных преимуществ в эффективности услуг в товаропотоке. Показано, что услуги торговых сетей представляют собой скоординированный комплекс бизнес-процессов, что позволяет разделить показатели по группам в соответствии с моделью управления процессом. Вышесказанное позволило сформировать концепцию кластерного механизма обеспечения конкурентоспособности торговой сети в условиях интеграции процессов оптовой и розничной торговли.