Введение
Изучение влияния политики государства на изменения экономического роста, выработки новых инструментов, обеспечивающих динамичное развитие, определение эффективного соответствия максимизации роста ВВП и финансирование программ, позволяющих выполнить функции государства, являются одними из дискуссионных вопросов экономической науки.
Целью статьи является исследование влияния государственного воздействия на изменение отраслевой структуры экономики, выявлении трендов и перспектив экономического развития.
Материал и методы исследования
Теоретической и методической основой статьи являются научные исследования макроэкономической политики в России. В процессе выполнения исследования применены методы анализа, обобщения и интерпретации результатов исследований.
Результаты исследования и их обсуждение
Социально-экономические преобразования приводят к усиливающимся изменениям в распределении труда между отраслями производства, а также внутри них, происходит рост удельного веса труда сферы услуг. Отраслевая структура экономики изменяется в соответствии с экономическим развитием. В России в последние годы увеличивается доля занятых в таких отраслях как образование; деятельность профессиональная, научная и техническая; деятельность административная; финансовая деятельность; транспортировка и хранение (рис. 1).
Основополагающими факторами экономического роста в современном мире являются научное знание, информационные технологии, которые формируются в нематериальной сфере экономики. В составе валового продукта всевозрастающую роль занимает сфера услуг [2]. Но актуальным направлением развития экономики остается модернизация промышленности, поскольку именно стабильная работа предприятий реального сектора обеспечивает темпы развития экономики. Промышленность в России занимает второе место по количеству занятых в экономике.
Для поддержания промышленного сектора экономики требуется ускорить запуск новых экономических механизмов регулирования разработки и внедрения инновационных технологий. Для этого необходима эффективно функционирующая институциональная среда. На региональном уровне изменения отраслевой структуры успешно стимулируются с помощью таких институтов, как территории опережающего социально-экономического развития, особые экономические зоны, действующие по всей стране (инновационный центр «Сколково», особая экономическая зона технико-внедренческого типа на территории г.Томска, территория опережающего социально-экономического развития «Тольятти», особая экономическая зона в Калининградкой области и др.). Создаются различные фонды содействия, например, Московский Фонд поддержки промышленности и предпринимательства и другие. На международном уровне государственная промышленная политика включает создание дополнительных стимулов для привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор российской экономики. В современных реалиях при определении приоритетов промышленной политики должны быть найдены новые источники роста промышленного производства, стимулирующие экономический рост. Отраслевая структура Российской Федерации, обладающая потенциальной конкурентоспособностью, должна соответствовать требованиям информационной экономики, предусматривающей использование передовых цифровых технологий, ориентацию как на внутренний, так и на мировой рынок [3].
Для общей оценки функционирования экономики применяют анализ доли той или иной отрасли в структуре ВВП. В соответствии с данными Министерства экономического развития Российской федерации на рис. 2 отражена доля отраслевой структуры ВВП России в 2022 г. и прогноз на 2026 г.
Основными отраслями, обеспечивающими экономический рост к 2026, выступают импортозамещающие и способствующие развитию инвестиционно-инновационной модели, в частности, обрабатывающая промышленность, транспорт, строительство, информационные технологии, наука, социальная сфера (образование, здравоохранение) и др. [4].
Существует достаточное количество инструментов экономической политики, которые могут изменять отраслевую структуру через влияние на рыночный спрос и предложение.
Рис. 1. Структура занятых по видам экономической деятельности, % [1]
Рис. 2. Структура компонентов производства ВВП, % [4]
Воздействие на спрос может осуществляться через государственные закупки, налоговые льготы и дифференцированную налоговую структуру, что способствует изменению предельной склонности индивида к потреблению и нормы прибыли на капитал. Оптимизация структуры промышленности в свою очередь может содействовать изменению структуры спроса и предложения на рынке. Промышленная и финансовая политики государства оказывают влияние на отраслевую структуру экономики [5, с. 35].
Расходы на национальные проекты играют важную роль в экономической политике, отражая направление реструктуризации промышленности и стимулируя промышленное развитие.
Государственные расходы на реализацию национальных проектов охватывают несколько аспектов, включая развитие человеческого капитала, создание комфортной среды для проживания и экономический рост, причем последний является наиболее значимым. Программа «Национальные проекты» в России фокусируется на реализацию проектов, связанных с демографией, здравоохранением, культурой, образованием, наукой, экологией, предпринимательством, цифровой экономикой и др. [6]. Таким образом, подчеркивается, что промышленная структура остается зависимой не только от технологических факторов, но и от социально-культурных, что объясняется высоким инвестированием в третичный сектор, и как результат способствует промышленной трансформации.
Рис. 3. Индекс промышленного производства и ВВП [7]
В 2021 году Индекс промышленного производства в России достиг рекордного роста, превысив показатели последних десяти лет, превышая уровень 2018 года (102,9%) и 2019 года (103,4%) (рис. 3).
Промышленное производство сильнее всего снижалось в 2015 и 2020 годах, соответственно до 99,2% и 101,4% в связи с финансовым кризисом, пандемией коронавируса и санкционной политикой, в 2021 г. увеличился на 5,3% по сравнению с 2020 г.
В экономической политике, правительство использует различные инструменты налогообложения и государственных расходов для регулирования деятельности предприятий в определенных отраслях, такой подход известен как макроэкономическая или бюджетно-налоговая (фискальная) политика. Основным органом принятия решений является правительство, а предприятия являются объектами воздействия.
Влияние макроэкономической политики может быть выражено в следующих трех аспектах. Во-первых, фискальная политика может создавать благоприятные условия для микросубъектов, особенно для предприятий, ориентированных на импортозамещение. Для организации научных исследований, разработки новых продуктов и материалов, а также для технологических прорывов, особенно в процессе индустриализации в условиях становления экономики знаний, государство должно увеличивать инвестиции, организовывать финансирование и помогать предприятиям в технологических инновациях. Правительство может стимулировать предприятия к инновациям путем применения соответствующей экономической политики поощрения внедрения новых материалов, продуктов, процессов, методов управления и изучения новых рынков. Политика бюджетных расходов может направлять и стимулировать корпоративные инновации, а также предоставлять налоговые льготы, способствуя непрерывному внедрению новшеств на предприятиях в первую очередь тех отраслей, которые обеспечивают становление нового экономического уклада [8, с. 37].
Во-вторых, экономическая политика может повысить эффективность отраслей со стратегическими преимуществами в мировой экономике. Когда рыночный механизм не справляется с эффективным распределением ресурсов, государство должно поддерживать производство. Государству необходимо инвестировать в высокотехнологичные отрасли, трансформировать традиционные отрасли, включая инфраструктурные [9, с. 18].
Несмотря на то, что традиционное представление об инфраструктуре связано с общественными благами и требует инвестиций со стороны государства, большая часть инфраструктуры не является исключительно общественным благом и может быть эксплуатирована в соответствии с экономическими законами рыночного механизма или при осуществлении правительством определенной политики финансовой поддержки. Внедрение кейнсианских методов регулирования рыночной экономики дало положительные результаты во многих странах. Ограниченные финансовые ресурсы у стран с низким уровнем развития могут препятствовать прямым инвестициям. В связи с этим, фискальное регулирование частных инвестиций чаще всего достигается путем устранения монополий, введения конкуренции и предоставления определенных субсидий и налоговых льгот [10, c. 101].
Далее рассмотрим, какие конкретные действия Правительством РФ были предприняты в последние годы, и как это отразилось на сфере производства. Среди мер поддержки отраслей отметим:
- Программа льготного автокредитования и лизинга, возобновленная Минпромторгом в июле 2022 года [11]. Программа направлена на стимулирование спроса на автомобили российского производства, так, с помощью программы ведомство ожидало реализовать почти 80 тыс. машин с господдержкой до конца 2022 года.
- В 2023 году Правительство РФ решило повысить предельный размер субсидий на транспортировку продукции на экспорт с 300 млн рублей до 500 млн рублей [12]. При этом наибольшую поддержку получил лесопромышленный комплекс (ЛПК), который в 2022 году столкнулся с новыми европейскими санкциями.
- Правительство одобрило обнуление НДС для судоремонтных заводов. Льготу смогут получить те предприятия, которые будут направлять на собственное развитие не менее 20% выручки на протяжении семи лет [13].
- По итогам 2022 г. наблюдается смещение фокуса с оперативных мер поддержки (оборотное кредитование, снижение налоговой и регуляторной нагрузки) на долгосрочные программы развития и поддержки отдельных отраслей, в т. ч. радиоэлектроники, отечественного ПО, авиационной промышленности, химического комплекса и др. [14].
В целом, можно сказать, что сейчас государственная поддержка отдельных отраслей осуществляется, широким перечнем инструментов, среди которых также отметим: субсидии (авиационная промышленность и производство электроники), выкуп (алмазная и золотодобывающая отрасли), организационная поддержка (нефтегазовая отрасль).
С начала 2000-х гг. на уровне Правительства и Президента РФ осуществляется активная политика, направленная на ускорение темпов развития и внедрения цифровых технологий в экономические процессы. В 2018 г. сформирована национальная программа «Цифровая экономика РФ» на основе Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В состав Национальной программы «Цифровая экономика РФ» вошли федеральные проекты: «Нормативное регулирование цифровой среды»; «Кадры для цифровой экономики»; «Информационная инфраструктура»; «Информационная безопасность»; «Цифровые технологии»; «Цифровое государственное управление»; «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» и др. [15, 16].
В 2020 г. принят Указ Президента РФ №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.». В марте 2022 г. вышел Указ Президента РФ № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» [17, 18]. В перечисленных документах, а также многочисленных программах по поддержке специалистов ИТ отражены тенденции формирования благоприятных условий формирования и развития отрасли информационных технологий. В результате принятых мер Россия в 2018 г. вошла в топ-5 лидеров цифрового банкинга в Европе [19], а в 2022 г. в список 10 лидеров среди стран по цифровизации госуправления [20]. Развитие цифровых технологий определяет темпы экономического роста и способствует изменению отраслевой структуры.
Согласно Концепции-2020, планировался если не прорыв, то достаточно мощное развитие по таким отраслям, как энергетика, транспорт, переработка природных ресурсов [21].
С 2008 по 2020 годы доля добычи полезных ископаемых в ВВП выросла с 9,3 до 12,6%, в 2022 – до 15%. Доля обрабатывающих производств с 2008 по 2020 годы сократилась с 17,5 до 14,6%, продолжая снижаться в 2022 г., но увеличилась в 2023 г. на 0,2%, что говорит об активной экономической политике, направленной на поддержку производства в непростой ситуации жестких экономических санкций [22].
Если взять сектор автомобильной промышленности, можно обнаружить резкое снижение целевого плана по производству легковых автомобилей в России к 2020 году. Исходно планировалось производить более 3 миллионов автомобилей в год, но в связи с фактическими показателями, которые не соответствовали целям, новая версия стратегии снизила эту цель до 2,21 миллиона легковых автомобилей в 2025 г. [23].
В распоряжении Правительства от 28 декабря 2022 г. совокупный объем производства автомобилей и автобусов к 2025 г. установлен 1092 тыс. штук., объем производства легковых автомобилей – 889 тыс. штук [24].
Стоит отметить и дискуссию в сфере налоговой политики в 2007 году, когда обсуждалось снижение ставки НДС до 12-14% с целью поддержать обрабатывающую промышленность, однако, налоговые меры не считались ключевыми инструментами антикризисной политики в период кризиса 2008-2009 г.г. – наиболее значимыми налоговыми решениями были снижение ставки налога на прибыль с 24% до 20% и изменения в системе уплаты налога на прибыль и НДС. Однако эффект от этих мер мог быть отложенным, учитывая резкое падение рентабельности бизнеса в то время [25]. В Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий поэтапное снижение налога на добавленную стоимость (НДС) с 20% до 12% в 2025 году [26].
В конце 2008 года был создан перечень из почти 300 системообразующих организаций, которые получали приоритетную поддержку правительства – были приняты решения по поддержке ключевых отраслей и компаний, в основном, сферы промышленности, включая, например, расширение госзакупок и поддержку лизинга автомобильной техники, субсидирование процентных ставок в таких отраслях, как ОПК, машиностроение, лесопромышленная отрасль и т.д. Однако такие подходы к промышленной политике стали традиционными, активизируясь во времена кризисов и ослабевая в остальные периоды – несмотря на разработку стратегий развития обрабатывающих отраслей и создание новых институтов развития, их влияние на состояние промышленности остается ограниченным и локальным. Предложения о расширении их действия часто сталкиваются с сопротивлением фискальных органов, что делает активизацию поддержки промышленности возможной лишь в критических ситуациях.
Заключение
Государственная политика, направленная по поддержку стратегически важных отраслей, способствует формированию отраслевой структуры соответствующей четвертой промышленной революции. В экономической политике, правительство использует различные инструменты налогообложения и государственных расходов для регулирования деятельности предприятий в определенных отраслях. Но поддержка отдельных отраслей является несистемной и скорее реактивной на кризисные явления. Национальные проекты играют важную роль в экономической политике, отражая направление реструктуризации национальной промышленности и стимулируя промышленное развитие. Таким образом, промышленная структура становится все более разнообразной, а увеличивающиеся инвестиции в третичный сектор, способствуют отраслевой трансформации.