Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

INVESTMENTS IN DIVERSIFICATION AS A FACTOR IN IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE COMPANY’S ACTIVITIES

Kondrashova A.V. 1 Paremuzova M.G. 1 Sedova V.D. 1 Sirotkin V.A. 1
1 Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin
1086 KB
This article reveals the concepts of such economic terms as: diversification, competition, efficiency, sustainable development. The goal is set, the research methods are chosen, and the results of the study are prescribed. Also, along with the definitions of terms, the tactical and strategic tasks inherent in such an economic category as diversification are reflected. The species diversity is described, the essence of each type is revealed on a specific example of currently operating enterprises: “Magnit”, “Ermolino”, “Sber” and others. The criteria for assessing the effectiveness of the enterprise are determined, a number of factors influencing the activities of the organization or company are given. At the end of the work, the conclusions within the framework of the research topic are presented, as well as the answer to the initial question: is diversification a factor in increasing the efficiency of the company’s activities.
diversification
investment
economy
market
competition
cash
efficiency
producer

Введение

Экономическое развитие стран в большей степени зависит от большой выборки факторов внешней и внутренней среды, которые оказывают как прямое, так и косвенное влияние. Одним из таких факторов является растущая конкуренция на рынке товаров и услуг среди товаропроизводителей. С одной стороны данное явление стимулирует предпринимателей предлагать более качественный товар, чем конкуренты, что является преимуществом для потребителей, с другой – рыночная конъюнктура формирует титанов или лидеров, которые «выживают» более мелких предпринимателей из занимаемого сегмента [1]. В рамках мер безопасности и предосторожности более мелкие фирмы, организации и предприятия принимают управленческое решение в виде диверсификации. Ввиду современной социально-экономической обстановки данный метод вложения денежных средств является достаточно актуальным, поскольку уровень неопределенности возрастает, что не позволяет планировать деятельность на среднесрочную или долгосрочную перспективу.

В экономике под общепризнанным термином «диверсификация» понимают перераспределение денежных средств организации, предприятия или компании (как мелких, так и крупных) и их дальнейшее вложение в различные экономические ниши с целью стабилизации положения на рынке и повышению устойчивости к рискам внутренней и внешней среды [2]. Также стоит обратить внимание на то, что у данной экономической категории есть определенный перечень задач, рассмотрим их на рисунке 1 и на рисунке 2.

Исходя из вышеописанного тезиса, стоит пояснить, что экономически устойчивая организация имеет претензию на эффективное осуществление деятельности в области функционирования, соответственно, необходимо определить может ли диверсификация денежных средств напрямую влиять на показатели эффективности.

Целью данной исследовательской работы является изучить и рассмотреть влияние диверсификации денежных средств на эффективность деятельности организации. Описать и раскрыть видовое разнообразие диверсификации на конкретных примерах для детального представления явления.

Материал и методы исследования

В рамках текущего исследования были использованы труды отечественных и зарубежных авторов по данному вопросу, также в исследовательской работе применялись следующие методы: абстрактно-логический, метод экономического моделирования, дедукция, сравнение и сопоставление и другие.

missing image file

Рис. 1. Тактические задачи диверсификации

missing image file

Рис. 2. Стратегические задачи диверсификации

Результаты исследования и их обсуждение

В современной экономике большинство организаций (к данным субъектам рынка причисляется и государство) стремятся к устойчивому развитию, которое предполагает значительный экономический рост. Там, где есть устойчивое развитие предполагается и высокая производственная эффективность. В рамках внесения ясности дадим определения данным понятиям.

Устойчивое развитие – это экономическое явление, предполагающее количественный и качественный рост посредством удовлетворения потребностей на текущий момент, а также с целью минимизации ущерба для экономической, социальной и окружающей среды будущих поколений.

Эффективность – экономический показатель, отражающий рациональное осуществление профессиональной деятельности за максимально короткое время, с минимальными затратами с целью максимизации экономической выгоды, например, от реализации товаров, оказания услуг или от выполнения работ.

Относительно оценки уровня эффективности осуществления профессиональной деятельности, выделяют факторы, которые оказывают влияние на изменение данного показателя. Рассмотрим их в таблице.

Согласно информации из таблицы 1, видно, что существует достаточно обширная выборка факторов, которые так или иначе влияют на эффективность деятельности организации. Среди факторов внутренней среды большое внимание уделяется маркетинговой стратегии и ее составляющим, поскольку для того, чтобы материалы, сырье, энергия и труд были не потрачены напрасно, необходимо обеспечить организацию каналами сбыта произведенной продукции [4].

Среди факторов внешней среды большое влияние уделяется политико-правовым и экономическим составляющим, что является стратегически важными пунктами для российских организаций.

Опираясь на вышеописанное, диверсификацию денежных средств можно причислить как к эндогенным, так и к эктогенным факторам, поскольку она может быть представлена как вложением денежных средств в производство нового вида продукта, так и в виде приобретения акций других компаний. По нашему мнению, данный факт является преимуществом.

Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на эффективность деятельности предприятия

Внутренние

Внешние

– маркетинговая стратегия

– размер фирмы

– возраст фирмы

– финансовое состояние

– технология производства

– положение фирмы на международном рынке

(доля рынка, опыт работы на мировом рынке)

– адаптация способов продвижения товаров

– виды сбытовых каналов и их адаптация

– ценовая адаптация

– планирование и прогнозирование развития продукта или услуги

– инвестиционный и инновационный климат в регионе

– развитость системы консалтинговых и маркетинговых компаний

– взаимодействие предприятий и НИИ

– наличие международных договоров о сотрудничестве

– наличие протекционных мер в стране

– привлекательность внутреннего рынка

– уровень неустойчивости отрасли

missing image file

Рис. 3. Виды диверсификации

Отталкиваясь от данных российской статистики (динамика отраслевых индексов МосБиржи) в обозначенном вопросе, метод диверсификации денежных средств в последнее время достаточно популяризирован, что в очередной раз подтверждает его актуальность на сегодняшний день. В ходе исследования, было выявлено, что в основном компании, организации и предприятия инвестируют свои средства в три ведущие экономические ниши [3,5]:

а) IT-сектор;

б) химическая промышленность;

в) АПК.

Диверсифицировать свои средства организация может не только посредством производства нового продукта или совершенствования определенного товара с рядом модификаций, но и за счет других способов инвестирования. Для того, чтобы детально разобраться в данном вопросе, необходимо изучить видовое разнообразие такого экономического понятия как «диверсификация», обратимся к рисунку 3 [2,6].

Основываясь на рисунке 3, видно, что диверсификация подразделяется на две обширные группы – связная и несвязная (или, по-другому, конгломератная). Связная диверсификация предполагает вложение денежных средств компании в существующую область бизнеса. Опишем данный вид на конкретном примере. Компания «Ермолино» была заинтересована в максимизации прибыли от реализации товаров собственного производства. Данная организация изначально ориентировалась на продажу полуфабрикатов в виде вареников, пельменей и другой продукции. Впоследствии в сети магазинов под одноименным названием начали появляться сладости, колбасные изделия, что позволило не только расширить ассортимент, но и привлечь новых клиентов. Несвязная или конгломератная диверсификация в сравнении с предыдущим видом, наоборот, предполагает вложение денежных средств предпринимателя в более новую сферу осуществления профессиональной деятельности, которая не будет пересекаться с уже существующими областями бизнеса. Примером несвязной диверсификации может быть известная компания, именуемая раньше как «Сбербанк» (более актуальное название – «Сбер»), которая предполагает не только оказание банковских услуг своим клиентам, но и выступает в лице «СберМаркета», «СберУниверситета», «СберАвто» и других. Тактическая цель данного вида диверсификации – освоение новых рынков.

Обширная группа связной диверсификации, в свою очередь подразделяется на вертикальную (или концентрическую) и горизонтальную. Вертикальная диверсивикация предполагает расширение за счет «поглощения» других компаний или открытия новых филиалов под одноименным названием. Ярким примером вертикальной диверсификации является сеть магазинов «IKEA», которые расширяются посредством открытия нескольких филиалов и приобретают сырье (в данном случае – лес) для обеспечения бесперерывного производства продукции (в данном случае – предметов интерьера, мебели). В отличии от вертикальной, горизонтальная диверсификация – это вложение денежных средств в расширение ассортимента, а именно, конкретного вида продукции. Примером горизонтальной диверсификации может послужить компания «Магнит». Относительно недавно производитель предлагал своим потребителям глазированные сырки «Ах, Полинка», при этом товар был представлен одном варианте – глазированный сырок с наполнением «Ваниль». Через некоторое время компания анализирует спрос на продукцию и принимает управленческое решение производить тот же самый товар, но с другим вкусовым наполнителем – «Шоколад».

Рассматривая вертикальную и горизонтальную диверсификацию, стоит отметить, что они, в свою очередь, подразделяются еще на 4 вида: вертикальная – прямая и обратная; горизонтальная – расширение продуктов и географическое расширение. Данные виды являются по большей степени уточнением или «условием» для вертикальной и горизонтальной диверсификации.

В рамках тематики исследования, а также вышеописанному, видно, что такая стратегия как диверсификация по большей степени позволяет предпринимателю, компании или организации избежать банкротства, а именно – «переложить яйца в другую корзину». Данная метафора достаточно популярна среди экономистов, поскольку сохраняя активы внутри убыточной компании порождает риск потери всего состояния, а в случае грамотного рационального распределения средств – предприниматель потеряет гораздо меньше, что является преимуществом.

В большинстве случаев предприятия или компании стараются вкладывать свои средства в приобретение акций и других ценных бумаг на фондовых рынках в те области, которые не связаны с областью функционирования предприятия. Так, предприятие может получать пассивный доход, а также обезопасить свои средства.

Исходя из первоначального вопроса в разрезе исследования, стоит отметить, что диверсификация действительно является фактором, который влияет на повышение эффективности и конкурентоспособности деятельности предприятия [7,8]. Поскольку предприниматель начинает реализовывать новый товар или вкладывать деньги в относительно новую отрасль, что является благоприятным аспектом для фирмы.

Заключение

Подводя итог вышеописанному исследованию, становится ясно, что диверсификация позволяет предпринимателю избежать негативных последствий в виде потери денежных средств. Данная стратегия является способом повышения эффективности деятельности фирмы, поскольку позволяет расширить ассортимент, провести аудит бизнеса и оценить ресурсный потенциал, изучить целевую аудиторию, проводить маркетинговые исследования – все это немало важно для эффективной деятельности организации, которые мы описали в таблице.

В завершение стоит отметить, что предприниматель должен уделять внимание данной стратегии в случае, если желает успешно функционировать на рынке, а также быть эффективным, конкурентоспособным и устойчивым.